Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№38 (81)  30 марта 2004

Атаулла Баязитов - основатель первой татарской газеты в России

Атаулла Баязитов с дочерью Загидой. 1907г   В 1871 году в Касимовском мусульманском приходе Петербурга, находившемся в доме 22 по набережной Мойки, появился новый имам, молодой человек 24 лет. Звали духовного наставника Атаулла Баязитов. В столице империи прошла вся сознательная жизнь Атауллы, здесь он прожил тридцать лет и здесь, на татарском участке Ново-Волковского кладбища, похоронен. Уже при его жизни, в 1905 г., имя Баязитова вошло в энциклопедию Брокгауза и Эфрона, где о нем говорится как о религиозном общественном деятеле, публицисте, издателе и основателе первой в России татарской газеты, авторе трудов по социально-политической и нравственной проблематике.
    Рязанская губерния, Касимовский уезд, татарская деревня Темгенево. Здесь в 1847 году в семье муллы Баязитова родился ребенок, которого назвали Атауллой.
    Мальчика по семейной традиции направили на учебу в медресе, где воспитывали будущих мусульманских священников. Получив отличное образование в трех школах (в том числе в знаменитом медресе деревни Кышкар, в нынешнем Арском районе Татарстана), Атаулла стал преподавать философию и логику в религиозной школе родного Касимовского уезда. О блестящих способностях молодого духовного наставника стало известно в татарском касимовском приходе Санкт-Петербурга, который получил свое название по Касимовскому уезду. Земляки и вызвали талантливого проповедника в столицу. Так Атаулла Баязитов попал на берега Невы.
    В Петербурге Баязитов начинает интенсивно изучать русский, европейские и восточные языки, включается в общественную жизнь столицы. Его назначают ахуном в тех гвардейских частях Петербургского гарнизона, где традиционно служили мусульмане: в крымско-татарском эскадроне Собственного конвоя Его Императорского Величества и в Отдельном гвардейском корпусе. В 1880 году А. Баязитов начинает работать в Азиатском департаменте Министерства иностранных дел драгоманом (переводчиком), а с 1888 года преподает основы ислама в учебных заведениях Петербурга, в том числе в Пажеском корпусе Его Величества, а также тюркские языки в учебном отделении восточных языков в Азиатском департаменте.
    Именно в эти годы он и задумал издавать газету на татарском языке. Но это оказалось не так просто.
    Хотя царское правительство формально разрешило печатание газет на татарском языке еще в 1809 году, попытки продвинуться в этом направлении в течение почти ста лет тормозились чиновниками разных уровней. Предшественникам Баязитова не удавалось преодолеть чиновничий произвол и добиться разрешения на издание татарской газеты. Неудачными оказались попытки профессора Казанского университета И. Запольского, выпускника этого же университета М.Никольского, издательницы газеты "Казанский телеграф" А. Ильяшенко и многих других.
    В 1891 году ходить по чиновничьим коридорам начал Атаулла Баязитов. Ему отказывали, ссылаясь на то, что уже выходят официальные газеты "Туркестанские ведомости" и "Приложения к Акмолинским ведомостям". Но имам не отступил, он направил очередное прошение с обоснованием, что ни одна из издающихся в России мусульманских газет не выходит на татарском языке. Это прошение, как и предыдущие, осталось без ответа.
    И через четыре года, когда прошение А. Баязитова поддержали В.К. Плеве и специальная депутация, приехавшая из Казани, Петербургский цензурный комитет вновь отказал. Лишь через десять лет, во время первой русской революции, Баязитов добился разрешения, и 2 сентября 1905 года вышел первый номер татарской газеты "Hyp".
   Газета "Hyp" освещала не только духовную, деловую и общественную жизнь мусульман, но печатала и официальные государственные установления, законодательные акты, касающиеся мусульман, проживающих в России. Уже с первых номеров на ее страницах началась острая дискуссия по вопросу освобождения мусульманских священнослужителей - мулл - от всеобщей воинской обязанности, эти материалы публиковались и на русском языке.
    После выхода в свет газеты "Hyp" периодические издания на татарском языке появились в Казани, Москве, Уфе, Уральске, Оренбурге, Самаре и других городах России.
    В эти же годы Баязитов возглавил комитет по сбору средств на строительство в Петербурге мечети. В столице давно уже назрела необходимость создания единого мусульманского духовного центра - соборной мечети. Еще в 1881 г. Баязитов от имени мусульманской общины обращался к властям за разрешением на ее возведение. В 1882 году муфтий Духовного собрания мусульман России Салим-Гирей Тевкелев поддержал Баязитова и получил принципиальное согласие министра внутренних дел Д.А. Толстого. Но дело двигалось медленно, и лишь в 1906 году министерство разрешило создать комитет уполномоченных по сбору средств на строительство.
    3 февраля 1910 года состоялся торжественный акт закладки Петербургской кафедральной соборной мечети.
    Широкую известность, и не только в России, Баязитову принесли его литературные труды, которые издавались на русском, турецком и французском языках. Первой работой Баязитова, вызвавшей большой интерес, стала книга "Возражение на речь Эрнеста Ренана "Ислам и наука", в которой он доказал, что ислам "в основных своих положениях не противоречит логике здравого мышления и не боится ответа науки". Продолжил он полемику с Эрнестом Ренаном и в другой книге - "Отношение ислама к науке и иноверцам", изданной в 1887 году. Баязитов убедительно доказывал, что веротерпимость - один из основополагающих принципов ислама, что ислам и христианство -две великие духовные традиции - построены на единых этических принципах и обращаются к единому Творцу, поэтому между мусульманами и христианами не должно быть розни. "Истинно верующие - братья друг другу. Поэтому примиряйте между собой братьев ваших", - этот призыв 49 суры Корана стал лейтмотивом его литературной деятельности.
    За свою преподавательскую и общестенную деятельность Баязитов был награжден орденом святого Станислава III степени.
    Атаулла Баязитов умер 21 апреля 1911 г. Во время похорон, по приказу градоначальника Петербурга, на пять минут было, остановлено движение городского транспорта, и заводы протяжными гудками почтили память выдающегося Петербургского мусульманина.

Альфинора ГАФУРОВА
журнал "Петербург национальный"

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz