Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№40 (83)  12 апреля 2004

Родной язык - вместе с молоком матери

    Наиболее важным элементом национальной культуры является язык народа. Знание его молодежью обеспечивает наилучшие возможности для связи поколений, воспитания и духовного развития личности, счастья в семье. Жизненно необходимым условием является и знание русского языка. Реальное двуязычие - важная составная часть гармоничного развития человека, раскрытия его творческого потенциала.
    Статья 68 (п. 3) Конституции РФ гласит: "Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития". Это же положение утверждается и в статье 9 (п. 2) закона России о языках: "Государство обеспечивает на территории Российской Федерации создание систем воспитательно-образовательных учреждений, иных форм воспитания и обучения на языках народов России". Но право на свободный выбор языка воспитания и обучения в областях России реализовано в основном только для русского народа в виде обязательного изучения русского языка и доступного всем многоканального радиотелевизионного, газетно-журнального и других видов культурно-просветительного и информационного пространства. Конституционные права граждан и гарантии государства для других народов реализованы несравненно меньше, в особенности в городах и населенных пунктах со смешанным национальным составом населения.
    Конституция РФ рисует почти сказочную картину (любой родитель может свободно выбрать школу, класс с родным языком обучения), но Закон РФ об образовании хотя и декларирует это право, однако тут же ограничивает его рамками возможностей, предоставляемых системой образования (ст. 6, п. 2 Закона об образовании), а также желанием или нежеланием учредителей или составителей устава образовательного учреждения (ст. 6, п. 3 Закона). Таким образом, работники образования могут и не выполнять Конституцию России, они не несут никакой ответственности за ее реализацию. Закон об образовании значительно снижает конституционные права граждан гарантии государства.
    Необязательность изучения родных (нерусских) национальных языков, практическое отсутствие в городах России школ и классов с изучением национальных нерусских языков, другие, указанные выше недостатки закона об образовании парализуют волю и желание многих родителей, а также работников образования добиваться введения в школах уроков родного языка. Многие родители, отчужденные от своей культуры, смирились с таким положением и не борются за счастье своих детей. А часть из них (наиболее невежественная) даже присоединяется к тем горе-политикам, которые твердят о якобы нарушении прав человека, о насилии в случае введения обязательного изучения родных национальных языков.
    Другие же родители и не знают о своих правах или боятся о них говорить. Заявления о введении уроков родного языка начинают писать, лишь когда в городе стараниями национальных центров создается класс или школа с национальным уклоном. Отсутствие или малое количество заявлений позволяет работникам образования не заниматься реализацией конституционных прав граждан. В результате право свободного выбора языка воспитания и обучения в сложных условиях многонациональных городов становится порой неодолимым препятствием, усугубляя ассимиляционные процессы.
    Парализуют волю, решимость некоторых родителей и обвинения их в национализме со стороны некоторых директоров школ, не желающих вводить у себя уроки родного языка, их увещевания о том, что, мол, нехорошо замыкаться в своих национальных квартирах в то время, как якобы весь мир интегрирует и стремится создать единый для всех язык. Налицо совершенно искаженное представление о процессах интеграции. Например, в Европе идет плодотворный процесс экономической, политической интеграции, интеграции в вопросах коллективной безопасности, однако народы этих стран не выбрасывают в мусорные ящики свои национальные культуры, не собираются стать, допустим, англичанами, хотя и пользуются английским языком.
    Таким образом, многие молодые родители повторяют непоправимую трагическую ошибку предыдущих поколений: главное внимание-русскому языку, а родной язык ребенок как-нибудь дома освоит. Трагическая ошибка обнаруживается слишком поздно, когда их повзрослевшее дитя никакого интереса к национальной культуре не проявляет, она ему чужда.
    Поэтому положение Конституции РФ о праве свободного выбора языка воспитания и обучения должно толковаться только следующим образом: родитель имеет право выбрать образовательное учреждение с тем или иным языком преподавания, изучением предметов, входящих в федеральный государственный образовательный стандарт (сюда входят физика, химия, математика, история ...), т. е. может свободно выбрать немецкие, русские, английские или татарские, чувашские, мордовские школы, но в этот стандарт наряду с русским и иностранным языками должен входить и родной национальный язык одного из родителей (не являющегося русским).
    К сожалению, в настоящее время только наиболее настойчивым активистам национальных культурных объединений удается добиться от органов образования, администраций областей и городов открытия отдельных школ, классов с дополнительным изучением родных языков, то есть реализации законных конституционных прав граждан. Например, мы, активисты Самарского областного татарского общества "Туган тел" ("Родной язык"), в результате настойчивой работы с татарскими родителями и конструктивного делового взаимодействия с администрацией области добились неплохих успехов: из областного бюджета выделено 1,5 млрд. рублей для перестройки здания детсада под муниципальную общеобразовательную школу на 200 детей с дополнительным изучением татарского языка и истории татарской культуры. А до этого в течение шести лет успешно работало татарское отделение на 120 детей при вечерней школе. Мы, конечно, гордимся достигнутым, и все же считаем, что для 40 тысяч татар, жителей Самары, этого мало. Нашему обществу "Туган тел" потребуется приложить немало сил для дальнейшего расширения наших школ, чтобы они могли принять многие десятки и сотни других ребят, чьи родители изъявляют настойчивое желание обучить своих детей родному языку, избавить их от трагической участи быть отчужденными от своей культуры.
    Старшее поколение наших отцов вместе с русскими братьями и сестрами героически сражались на фронтах Отечественной войны и трудились в тылу ради общей победы, ради сохранения нашей общей земли, нашей единой многонациональной Родины и всех ее языков и культур. Люди всех национальностей трудятся ради поднятия экономики России, платят положенные налоги. Но великое счастье изучать свой родной язык имеют далеко не все. На сегодня обязательного изучения родного языка добились только в Татарстане, Башкортостане, Чувашии и некоторых других регионах.
    Как известно, наряду с русским в школах России обязательно изучается один из иностранных языков, хотя абсолютное большинство людей после школы им не пользуется. Поэтому нет никакого оправдания тому, что в системе образования родной национальный язык, абсолютно необходимый каждому человеку, был значительно занижен в правовом отношении по сравнению с иностранным. Никакие организационные, финансовые трудности не могут оправдать мизерный статус нерусских родных языков по сравнению с русским и иностранными языками. Если бы предложения патриотов России, многие из которых погибли в ГУЛАГах, а также других передовых людей последующих поколений о необходимости более полного развития национальных культур были учтены и приняты, то трагического для всех народов распада СССР, может быть, и не было бы.
    Вот почему для создания равных или близких возможностей для всех народов России по сохранению и развитию своих языков и культур, реализации статьи 68 (п. 3) Конституции РФ и других аналогичных статей Закона РФ о языках народов России мы предлагаем ввести поэтапно, по мере подготовки педагогических кадров в системе воспитательно-образовательных учреждений аналогично обязательному изучению русского и иностранного языков, обязательное изучение и родных национальных языков и культур; ввести в закон об образовании и в федеральный государственный образовательный стандарт (ст. 43, п. 5 Конституции России) в качестве обязательных предметов языки русский, родной национальный и один из иностранных, сохранить право свободного выбора языка изучения остальных предметов, входящих в государственный образовательный стандарт. Закон об образовании должен обязывать органы просвещения создавать реальную систему воспитательно-образовательных учреждений с изучением в обязательном порядке родных национальных языков, с тем, чтобы эта обязанность была включена в уставы этих учреждений и на эти цели были предусмотрены бюджетные ассигнования.
    Органы образования и культуры должны вести учет национального состава дошкольников и школьников, прогнозировать этот процесс, исходя из чего своевременно готовить кадры учителей, воспитателей, культработников широкого профиля, способных преподавать национальные языки и культуры, а также другие предметы в русскоязычной среде.
    Следует также организовать на каналах центрального и местного телевидения образовательные передачи для разных возрастных групп детей на языках коренных народов России 3-4 раза в неделю. Во всех средствах массовой информации, в особенности русскоязычных, вести широкую разъяснительную работу о конституционных правах граждан и обязанностях государства.
    Мы призываем всех татар, чувашей, марийцев и другие народы, активистов всех национальных объединений вести среди населения широкую разъяснительную работу, чтобы сообща добиться великого поворота в судьбах всех народов- введения обязательного изучения родных национальных языков в школах сначала коренных народов Российской Федерации, а затем и всех остальных. Это будет великой победой всех народов России, новым взлетом ее величия.


А. К. НАДИРОВ,
директор Самарского областного татарского общества "Туган тел"


    Analysing state of learning native non-Russian languages of peoples of Russia, the Director of the Samara Regional Tatar community "Tugan Tel" A. K. Nadirov thinks that the rights of citizens, guaranteed to then by the Constitution of the Russian Federation and the Russian Federation Act about Languages are not Fully realized in this respect. He suggests compulsory learning of the native national language of one of the parents who is non-Russian, together with learning the Russian and foreign languages to be introduced into the federal State Educational Standard. It is necessary to fix principle in the federal Act about Education which should make education authorities set up the real system of educational institutions (i.e.schools, colleges etc.) where native national languages are learnt. The author told about the creation of a municipal comprehensive school for 200 pupils in the city of Samara, which was done on the initiative of the community "Tugan Tel" and with the aid of the regional administration. For additional learning the Tatar language and studing History of the tatar culture in that school a sum of 1.5 milliard roubles was allocated from the (local) Regional Budget.

материалы международной научно-практической конференции "Татары в современном мире"
Казань, издательство "Фэн", 1998

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz