Толерантность взаймы
Казанские кинематографисты снимают документальный фильм о татарах в германском плену
На днях из поездки в Германию вернулась казанская съемочная группа студии "Инновация".
Эта студия при поддержке Общественного инновационного фонда РТ к тысячелетию
Казани готовит часовой документальный фильм, названием которого стала строчка
из стихов Тукая "Не уйдем" ("Китмибез"). Показ его планируется
в сентябре 2004 года.
Подробнее о картине с режиссером Салаватом
ЮЗЕЕВЫМ и научным консультантом Искандером ГИЛЯЗОВЫМ
беседовал корреспондент "Восточного экспресса".
- "Не уйдем"
- это очередной фильм о родной деревне, высоком эстетическом вкусе
сельчан, мастерстве народных умельцев?
С.Ю.: "Не уйдем" - это фильм-рассуждение,
размышление о том, почему в Татарстане нет места межнациональным,
межконфессиональным конфликтам. Толерантность присуща татарскому
менталитету. Куда бы наши соотечественники ни приехали, они распространяют
эту модель поведения. Мы считаем, что в этом вопросе мир должен
брать пример с нас. И раскрыть секрет татарской терпимости мы пытаемся
через татарские общины, которые судьба раскидала по всему миру.
- Почему для первого
сюжета был выбрано затерянное кладбище Первой мировой войны?
И.Г.: На протяжении нескольких лет я занимаюсь
изучением взаимоотношений между татарами и Германией. У обывателя
на слуху подвиг Мусы Джалиля и легион "Идель-Урал". Но
те события имеют более глубокие корни и восходят к Первой мировой
войне. В то время германские идеологи попытались использовать в
войне антиколониальный мусульманский фактор. Для этого был создан
лагерь для военнопленных мусульман стран Антанты -Франции, России,
Англии. Он расположился между городами Вюнсдорф и Цоссен и в истории
известен, как Вюнсдорфский лагерь. Лагерь разделялся на две части.
В первой находилось 10 -12 тысяч военнопленных-татар, а во второй
- 3 тысячи арабов, алжирцев, индусов, сикхов. В арабской части лагеря
располагалась мечеть, но имами здесь были казанцы. В июне 1916 года
произошло торжественное открытие мусульманского сектора на кладбище
около Церенсдорфа.
- Статус этих военнопленных
отличался от остальных?
И.Г.: Так как изначально предполагалось,
что эти военнопленные будут основой будущих революционных армий,
то за счет немецкого военного министерства они получали улучшенное
питание, одежду. Жертвенных баранов на Курбан-байрам также поставляли
за счет военного министерства. У татар были и свой оркестр, мастерские,
кафе, театральная труппа. Проводили спортивные состязания. Выходило
несколько газет: пропагандистская "Аль-Джихад" издавалась
на татарском, арабском, русском языках, а также "Татар иле",
"Яна тормыш". В 1921 -1922 годах были репатриированы все
военнопленные, но несколько десятков человек арендовали барак в
лагере и остались в Германии. Мусульманской общиной Берлина кладбище
содержалось в порядке до начала Второй мировой войны, община даже
организовывала туда экскурсии. После образования ГДР территория
лагеря и кладбища попали в закрытую зону дислокации советских войск.
Здесь располагался танковый полигон.
- В каком состоянии
находится кладбище сейчас?
С.Ю.: Единственный наш знакомый, побывавший
на кладбище, арабист, профессор Герхард Хепп. Ему принадлежала идея
создания здесь мемориала. К сожалению, он недавно скончался. Большую
помощь в поиске нам оказало Татарско-башкирское культурное общество
в Берлине. После трех часов плутания по лесным дорогам мы наконец
добрались до остатков кладбища. Это опушка, окруженная соснами,
на которой лежал перевернутый памятный камень в виде сундука. Надписи
на нем на татарском и немецком языках гласили, что здесь покоится
прах военнопленных казанских татар (на снимке внизу). Надгробных
камней на могилы казанцев не ставили, их заменяли деревянные знаки
с именами. Сейчас реставрацией кладбища занимаются англичане.
- Какая часть фильма
готова?
С.Ю.: Германский сюжет займет треть фильма.
Он будет включать не только рассказ о военнопленных Первой мировой
войны, но и историю легиона "Идель-Урал", рассказ о поколении
эмигрантов. В немецких архивах мы обнаружили бесценные кадры хроники,
в том числе об "Идель-Урале". Но высокая стоимость видеоматериалов
(1 секунда стоит 12 евро) ограничивает нас в возможностях.
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №18 (172) 7.05.2004
Обсудить
в форуме
|