Главная страница > Татарская культура > Наследие и традиции

Наследие и традиции
30 октября 2004
Азат АХУНОВ / журнал "Татарстан" №10/2004

 

Татарская пресса: шаг в сторону карается расстрелом?

В июльском номере журнала "Татарстан" была опубликована статья Вахита Шарипова "Чугунные перья татарстанской журналистики". Тема неоднозначная, непростая. Пресса Татарстана - это уже не один цельный организм, который функционировал под четким и неусыпным руководством "старших товарищей", а многоголовый дракон, каждая голова которого "тянет одеяло на себя". Писать о СМИ Татарстана беспристрастно - это неизбежно затрагивать чьи-то интересы, срывать розовые очки, которые надели на себя руководители местных изданий. О том, что проблема назрела, говорит популярность казанского журналистского сайта www.mediart.ru, где каждый может высказаться по наболевшим проблемам, и та активность, с которой местные журналисты (часто анонимно) включились в обсуждение своих насущных вопросов.

Редакция журнала предлагает продолжить дискуссию. В этом материале я постараюсь рассмотреть ситуацию с татарскими изданиями, которые выходят в нашей республике. Дело в том, что татароязычные СМИ остаются как бы на обочине активной политической и общественной жизни и не формируют общественное мнение. Нет, там бывают сильные статьи, которые могли бы стать резонансными, но в большинстве случаев выстрелы оказываются холостыми, поскольку власть, бизнес, политики не читают по-татарски. Как точно выразился Туфан Миннуллин, "ты можешь ругать власть и тебе за это ничего не будет". Потому что заинтересованные лица не прочтут. Но только ли в этом заключается вся проблема? Может, и сами издания мало стараются, чтобы их материалы были замечены, чтобы люди выписывали газеты не для того, чтобы использовать их в качестве оберточной бумаги, как это часто бывает в деревне, а по прямому назначению - для получения информации.

О ЧЕМ ПИШУТ "НЕЗАВИСИМЫЕ" ТАТАРСКИЕ ГАЗЕТЫ?

Ведя речь о татарских газетах, надо учитывать тот факт, что в данный момент татароязычная пресса - это не только государственные, но и частные издания. Если государственные газеты живут за счет дотаций из бюджета республики или муниципальных образований и, соответственно, проводят на своих страницах политику правительства РТ, отражают интересы различных официальных организации, то с частными ситуация обстоит иначе. Функционируя за счет прибыли от рекламы, а также на доходы от подписки, они вынуждены работать на потребу публике. В этом отношении частные татарские газеты мало чем отличаются от своих русских "сестер", с которых они берут пример. Таким образом, они по определению не могут быть независимыми.

О чем пишут частные татарские газеты? Да все о том же: звездах эстрады, экстрасенсах, колдунах, сексе, преступлениях, различных невероятных случаях, дают рецепты блюд и советы садоводам-любителям. Если русские желтые газеты помимо всего прочего "кормятся" церковной темой, то татарские, соответственно, пишут про ислам, дают расписание молитв. Правда, я никак не пойму, как может соседствовать, например, статья о мусульманском посте с восторженным рассказом какой-нибудь доморощенной "звезды" о том, как он (или она) весело провел время в ночном клубе ли казино (и такое бывает!).
Если в начале 1990-х годов одной из наиболее популярных русских газет татарской глубинки (судя по большому количеству подписчиков в деревнях) была эротическая газета "СПИД-инфо", то теперь ее место заняли татароязычные аналоги. Как говорится, "куй железо, пока горячо". Таких газет родилась уйма и умерла уйма. Но верхом неприличия, по моему мнению, стала газета "Уртак түшәк" ("Общая постель"), которую как приложение к газете "Акчарлак" выпускает популярный певец Габдельфат Сафин. Когда я ознакомился с первым номером, волосы стали дыбом. Чего стоит только подробный рассказ известной (уже пожилой) певицы о том, как она лишилась невинности, о ее былых и нынешних интимных приключениях. А как вам нравится призыв к читательницам газеты присылать свои фотографии в жанре "ню"? Вот некоторые заголовки июньского номера: "Секс рекордлар" ("Секс-рекорды"), "Бер хатынга 11 ир" ("На одну женщину - 11 мужчин"), "Әйдә , чишен!" конкурсы" ("Конкурс "Давай, раздевайся!"). Я не ханжа, но, кажется, это уже слишком. В развращенном пороками городе эту газету читать никто не станет, поскольку городские татары плохо владеют родным языком. Следовательно, ее целевая аудитория -татарская деревня. Вот откуда идет угроза нашим традиционным ценностям! Не из Москвы, не из Нью-Йорка, а из Казани!

Близко по духу и содержанию к "Уртак түшәк" стоит газета "Безнең гәҗит" (наша газета), которую в прошлом году начал выпускать известный телеведущий Ильфат Файзрахманов. Перед выходом газеты он организовал мощный промоушн своего детища в районных газетах республики. Да и вправду, неискушенный деревенский житель вполне может купиться на громкие обещания. Кроме того, Файзрахманов неоднократно выступал с голубого экрана с критикой татарских СМИ, в первую очередь упрекая их в том, что они не хотят поворачиваться лицом к массовому читателю и делать свои издания более красочными и читабельными. Газета "Безнең гәҗит" и в самом деле поначалу была цветной и красочной, но постепенно под грузом материальных проблем "посерела" и стала черно-белой. Правда, это не помогло ей избавиться от желтизны, которая незримо присутствует практически в каждом материале этого издания.

Особняком стоит одна из наиболее тиражных татарских частных газет - дайджест "Юлдаш" ("Спутник"), которая завоевала популярность за счет того, что снимает сливки с самых популярных русских и татарских газет и журналов и публикует их на своих страницах. Это - наиболее простой и выигрышный путь. Фактические затраты редакции - это типографские расходы и траты на подписку изданий-доноров. Впрочем, последнее, при наличии у большинства русских и татарских изданий электронных интернет-версий, вовсе не обязательно.

Грубо говоря, таких изданий вагон и маленькая тележка. Писать о каждом из них невозможно- не хватит журнальной площади. Да и смысла особого не имеет - все они были созданы с примитивной целью заработать побольше денег и вряд ли будут жить долго и счастливо. Хотелось бы также отметить, что большинство таких газет, как правило, не засвечивается в городе, не поступает в киоски, а распространяется по деревням по подписке.

Завершая разговор о независимых изданиях, приведем пример "Zaman-Татарстан". Десять лет назад эта газета была создана по инициативе турок как местный вариант турецкого "Замана". Если поначалу издание хорошо финансировалось, то со временем турецкие дотации превратились в слабый ручеек и вскоре совсем прекратились. Видимо, издание не смогло выйти на самоокупаемость. Все-таки "Zaman-Татарстан" писала на серьезные темы и не могла набрать достаточное число подписчиков. Попытки последнего турецкого редактора перейти на цвет, публиковать фотографии обнаженных женщин, максимально облегчить содержание и даже давать часть материалов на русском языке не привели к успеху. Кроме того, в России начались гонения на представителей религиозного движения "Нуржылар", которое запрещено в самой Турции. Поскольку главная "Zaman" являлась одним из "подразделений" "Нуржылар", видимо, досталось и ее татарской дочке.

В прошлом году газета полностью перешла в руки татар и по сути от нее осталось лишь одно название. Нынешняя газета "Zaman-Татарстан" практически не публикует оригинальных материалов и фактически стала бумажной версией электронной газеты lntertat.ru.

НА ГОСУДАРЕВОЙ СЛУЖБЕ

Начиная разговор о государст-венных изданиях, сразу следует оговориться, что ругать их за отсутствие критики в адрес республиканской власти было бы неправильно. Эти издания выходят за государственный счет и соответствующим образом отражают политику своих учредителей - государственных органов. Так происходит не только в Казани, но и везде по России. Правда, могут возникнуть возражения: "Как так, ведь государственный бюджет формируется за счет наших налогов и мы вправе знать, как расходуются наши деньги, на какие издания". На что государство может возразить: "А какова доля ваших акций в общереспубликанском бюджете - 0,001 процент? А какова доля "Татнефти", "Оргсинтеза"? Таким образом, государство остается главным акционером республиканского бюджета и может спокойно продолжать издавать газеты и журналы в соответствии со своими интересами.

Ситуация здесь иная. Редактора некоторых официальных татарских газет не смогут критиковать местную власть, даже если им прикажут. Не хватает чувства внутренней свободы, глубоко пустил щупальца цензор, который сидит в головах самих редакторов. Минтимер Шаймиев не раз приводил в пример "Российскую газету", которая, оставаясь государственным органом, не боится выступать с конструктивной критикой в адрес своих учредителей. Конструктивная критика - это критика, построенная на анализе реальных фактов. Про коттеджи и иномарки напишет "Вечерняя Казань", а кто будет анализировать проблемы в сфере ЖКХ, дорожного строительства, медицины и т.д?

В конце 2003 - начале 2004 годов произошла смена редакторов в некоторых русских и татарских государственных и частных газетах ("Шәһри Казан", "Ватаным Татарстан", "Республика Татарстан", "Молодежь Татарстана", "Сабантуй", "Восточный экспресс"). Перемены, конечно, не могли не сказаться на содержании, хотя в государственных изданиях резкие перемены навряд ли возможны, поскольку у таких газет есть свои давние традиции, говоря современным языком, есть свой формат, который невозможно менять с приходом каждого нового редактора.

Поскольку мы ведем речь о татарских газетах, то попробуем рассмотреть, каким образом перемены коснулись двух ведущих татарских СМИ республики - газет "Шәһри Казан" и "Ватаным Татарстан". В качестве общих тенденций и новшеств можно отметить то, что газеты расширили межстрочный интервал и немного увеличили шрифт. Это говорит о том, что издания повернулись лицом к массовому читателю. Как известно, существует определенное правило - чем крупнее шрифт, тем проще воспринимаются тексты, что привлекает к себе менее взыскательного читателя. Исходя из этих же целей газета "Шәһри Казан" перешла на "ручной" формат А-3.

Пожалуй, наибольшие перемены коснулись именно ее. Смена в конце 2003 года Ильдуса Ильдарханова, который руководил изданием с 1996 года, на "новичка" Мирсила Аглетдинова привела к тому, что газета "потеряла свое лицо". Чем отличалась "Шәһри Казан" периода Ильдарханова? Резкими, нелицеприятными материалами в адрес местной власти. Статьями, в которых прямо говорилось о необходимости дальнейшей борьбы за суверенитет республики, за расширение сферы применения татарского языка, о повышении самосознания татарского народа, и другими материалами резко национального характера. Изюминкой газеты были "непричесанные" письма читателей, своего рода глас народа, благодаря которым можно было узнать о реальном положении вещей в нашей республике.

В настоящее время "Шәһри Казан" и "Ватаным Татарстан" -близнецы-братья. По форме и содержанию они практически не отличаются друг от друга. Официоз плюс культура, плюс новости с полей, плюс религиозная страничка. Недостаточно профессионально пишутся материалы политического характера, которые часто представляют собой обыкновенные пересказы пресс-релизов, заключений, резолюций заседаний, совещаний и других официальных мероприятий. Мало анализа, мало эксклюзива, некоторым журналистам не хватает кругозора и эрудиции. Часть материалов пишут студенты татарского отделения журфака. уровень которых оставляет желать лучшего. Нехватка эксклюзивной информации привела к тому, что редакция " Шәһpи Казан" стала объявлять конкурсы на самую оригинальную и интересную новость от читателей газеты. Если в прошлый раз победитель получил в подарок сотовый телефон, то теперь за эксклюзив сулят мешок сахарного песка. Навряд ли нуждающийся в сахарном песке родит интересную и оригинальную новость.
В качестве положительных моментов обновленной газеты "Шәһри Казан" хочется отметить разделы "религия" и "культура", которые при новом редакторе получили развитие и стали более разнообразными и интересными. Весной этого года газета открыла свой сайт в интернете, который пока находится в стадии становления.

В начале 2004 года сменился редактор и в "главной" татарской газете нашей республики - "Ватаным Татарстан". На место руководителя издания пришел Минназым Сафаров, который раньше занимал должность заместителя редактора газеты "Татарстан яшьләре ". Это было сделано не случайно. Предполагалось, что новый редактор внесет свежую струю в официальное издание, которое в последнее время стало ужасно консервативным и невосприимчивым к новым веяниям.

Первым делом новый редактор обратил внимание на форму подачи газетных статей. Все материалы стали размещаться по конкретным рубрикам, кроме того, появились графические рамки, которые стали четко ограничивать один материал от другого. Это привело к тому, что материалы газеты начали восприниматься легче, редактору удалось избавиться от "каши", которая ранее была отличительной особенностью "Ватаным Татарстан".

Больше внимания Минназым Сафаров начал уделять мусульманской теме. В этом есть свой резон, поскольку читатели газеты в районах живо интересуются всем, что связано с исламом. В связи с этим на первые позиции вышел журналист Рашит Минхаж, который уже многие годы специализируется на мусульманской тематике и считается одним из профессионалов в этой области. Кроме того, отличительной особенностью газеты стали "круглые столы", правда, приглашать туда стали одних и тех же людей, которые кочуют с одного "стола" на другой. В последние два-три месяца особых новшеств не видно. Разве что изменили логотип и макет газеты, который стал более скромным и элегантным. По содержанию материалы "Ватаным Татарстан также претерпели мало изменений. Правда, статьи уже не такие выхолощенные, но все же еще малочитабельные. Все тот же сухой, казенный язык. За долгие годы работы в "Ватаным Татарстан" некоторые ее сотрудники так и не научились писать более живо, до сих пор боятся вырваться из рамок проверенных штампов. Видимо, здесь не обойтись без вливания "свежей крови".

ЧТО ДЕЛАТЬ?

На одном из заседаний по вопросам телефонизации республики в ответ на доклад, в котором прозвучали цифры о количестве телефонов в РТ по сравнению с общероссийскими показателями, Президент Минтимер Шаймиев возразил: "А почему мы должны ориентироваться на общероссийские показатели, а не, например, на европейские?" Ценная мысль. Так и с татарскими газетами. Почему не поднять планку выше и не взять ориентир на лучшие европейские газеты? Почему нет? Я не верю в то, что татарские журналисты не могут писать живо и интересно и, самое главное, содержательно. - Примером тому те же самые татарские газеты конца 1980 - начала 1990-х годов. Я с ностальгией вспоминаю те времена, когда татарские газеты (как и русские) можно было читать запоем, от корки до корки.
И дело не только в зарплатах и гонорарах, как пишет Вахит Шарипов. Конечно, человеку необходимо платить достойную зарплату, чтобы бытовые проблемы не заставляли его подрабатывать в четырех-пяти местах. Но сможет ли, например, 60-летний журналист официальной газеты после многих лет творческого простоя выдать оригинальный, эксклюзивный материал? Нет, даже за хорошую, высокую зарплату. Высокая зарплата и гонорары являются стимулом, который может привлечь на факультет журналистики умных и амбициозных молодых ребят. Вот тогда уже среди них надо проводить конкурс и отбирать самых достойных.

Только не по среднему баллу в аттестате, а по реальным творческим успехам. Другой путь - привлекать в журналистику людей иных специальностей, которые хорошо владеют пером. Кому как не медику лучше известна медицинская тематика или музыканту - вопросы музыки? В крайнем случае, можно использовать журналистов, которые пишут на русском языке и давать их материалы в татарском переводе. Не стала бы лишней и должность креативного редактора, который на основе независимых исследований изучал бы интересы и предпочтения (следовательно, спрос) читателей и доносил свои мысли руководству татарских изданий. Если таких людей нет в Татарстане, значит, их надо привлекать со стороны.

Татарстан является одним из ведущих в России регионов по числу подписчиков на душу населения. Это говорит о том, что печатное слово у нас востребовано, люди нуждаются в оперативной и достоверной информации, которую должны нести татарские газеты. В этом отношении роль татарских газет крайне важна, поскольку сельское населения читает в основном по-татарски. Если мы говорим о том, что Татарстан является развитым регионом с высококультурным, образованным населением, то, значит, мы должны иметь и соответствующую периодическую печать - лучший показатель развитости нашей республики.

Азат АХУНОВ

 

Rambler's Top100
Hosted by uCoz