Главная страница > Татарская культура > Религия

Религия\Татарская культура\Tatarica
Резеда ДАУТОВА \ интервью с Файзулхаком Ислаевым, восточный экспресс №47, 2001 г.

В Шлиссельбурге Батырша не увековечен

У предводителя татарского восстания против крещения выдрали ноздри, но сначала уговорили написать императрице письмо

 

Историк Файзулхак ИСЛАЕВ, чьи научные интересы касаются темы "Православные миссионеры в Поволжье", недавно побывал в Санкт-Петербурге и вернулся оттуда с весьма богатым "урожаем". С ученым встретился корреспондент "ВЭ":

- Файзулхак Габдулхакович, что это за материалы, с которыми вам удалось в этот раз поработать в Российском государственном историческом архиве?

- Это документы, дающие полную картину динамики крещения на Руси иноверческих народов, в том числе и татар. В свое время такая статистика была составлена Конторой новокрещенских дел, находившейся в Свияжске. Контора ежегодно - с 1741 по 1762 год - отчитывалась перед Святейшим синодом о проделанной работе.

Как известно, массовое крещение началось с указа 11 сентября 1740 года. Но к концу следующего года количество крещенных возрастает в 30 раз (для сравнения: в предыдущие годы - их чуть больше 300, в 1741-м - почти 9 тысяч)! Пик, когда православные приняли более 113 тысяч иноверцев, пришелся на 1747 год. Еще один мощный всплеск наблюдался в 1754-м (1076 татар). И этот идеологический нажим настолько сильно возмутил мусульман, что на следующий год произошло памятное восстание Батырши. После него темпы крещения резко снизились.

Правительство отменило основные принуждающие к крещению меры. Татар перестали переселять в другие районы, разрешили строить мечети, отозвали с периферии наиболее жестоких миссионеров, в частности, из Казанской епархии - Луку Канашевича, прозванного Хромым черноризцем, и Сильвестра Главатского, который не выбирал средств для крещения башкир и сибирских татар. В 1764 году Контора была закрыта.

- Насколько я поняла, пик крещения пришелся на правление дочери Петра I - Елизаветы Петровны. А сам великий реформатор был веротерпим?

- Интересный вопрос. Ведь раньше мы думали, что Петр I придерживался терпимой политики по отношению к иноверцам. Это даже получило отражение в некоторых учебниках. Фактически же он не только положил начало христианизации, но и активно проводил ее. Меры по привлечению иноверцев к православию были разработаны именно в период его правления. Кто именно из петровского окружения сыграл в этом определяющую роль? Концепцию в виде Духовного регламента разработал советник царя по религиозным вопросам Феофан Прокопович, формально возглавлявший одну из епархий. Я заинтересовался этим человеком, и вот что выяснил.

Оказывается, Прокопович закончил самое лучшее в то время духовное учебное заведение - Киевскую академию, ректором которой был его дядя. После этого обучался в Польше, отказавшись от православия, стал униатом. Судьба занесла его в Ватикан, и он получил миссионерскую подготовку в специальном учебном заведении, созданном для распространения католичества среди славян. Вернувшись в Россию, он вновь принял православие и стал монахом. Судя по всему, это был человек изощренного ума. В Духовном регламенте, разработанном им, имелся специальный раздел, касающийся проповеднической деятельности. Становится ясно, с чьей помощью Петр I превратился в активного проповедника христианства. Именно тогда появилась специальная организация - Святейший синод.

- Вы упомянули восстание под предводительством Батырши. Что известно об этом человеке?

- Будучи в Петербурге, я посетил места, связанные с Батыршой, ведь он погиб в Шлиссельбургской крепости. О нем известно не очень много. Батырша Алеев - из служивых татар, мишарин. Родился на территории современной Башкирии, в Балтачевском районе, а деревне Верхний Карыш, по некоторым сведениям, в 1710 году. Обучался в медресе недалеко от Альметьевска, в деревне Тайсуган, у очень известного муллы Габдрахмана. После этого продолжил обучение в деревне Ташкичу Арского района - там, где работал отец Шигабутдина Марджани. В целом его религиозное образование длилось более 10 лет. Как муллу его знали в пермском крае, в челябинском. Женившись, вернулся в родную деревню и возглавил местную махалю. Открыл при ней медресе. Его известность настолько выросла, что ему предложили стать одним из духовных руководителей мусульман Уфимского уезда. Но кандидатуру Батырши "прокатил" старшина, выступивший против.

Весной 1755 года Алеев выступил с листовкой, в которой призвал татар поднять восстание против насильственного крещения. Воззвание получило распространение и дошло до Казанского уезда. Мне удалось найти документы, подтверждающие, например, что в Балтасинском районе у Батырши был даже соратник - некий 25-летний Исмагил Апкин. Но восстание было разрозненным, поэтому потерпело неудачу. В 1756 году Батыршу арестовали, переправили сначала в Уфу, затем Оренбург, Москву, а оттуда в Петербург. Наказали жестоко - сначала выдрали ноздри, потом он выдержал экзекуцию плетьми. Но остался жив. Батыршу поместили в Шлиссельбургскую крепость, где он просидел пять лет. Попытался бежать, зарубив топором четырех охранников. И "умре сам собой" - так сказано в сохранившихся документах. Обстоятельства смерти неизвестны.

- В настоящее время в знаменитую крепость водят туристов. Скажите, есть ли там какая-нибудь мемориальная надпись, удостоверяющая, что в крепости сидел Батырша?

- Начнем с того, что Шлиссельбургская крепость была известна как самая страшная тюрьма в Российской империи, где содержались самые опасные преступники. Находится она недалеко от Петербурга, в устье Невы. Это маленький островок, который в годы Великой Отечественной войны оказался в зоне активного обстрела и бомбежек. Место, где содержали Батыршу - пристрой к крепостной стене, - разрушено. Но меня огорчило не это. Практически все, кто в разное время сидел здесь, отмечены мемориальными досками - начиная с декабристов и восставших в середине XIX века поляков и кончая братом Ульянова-Ленина, казненного в крепости. Нет только нашего Батырши. А ведь его роль в истории татар трудно переоценить.

Дело в том, что во время следствия он отказывался отвечать на вопросы, настаивая на том, что будет разговаривать только с императрицей. Его уговорили написать императрице письмо. Речь в нем - о причинах восстания, и первой причиной указано религиозное притеснение. Именно после этого правительство смягчило свою политику по отношению к иноверцам.

Мне кажется, наш прямой долг - увековечить память народного героя.

 

Hosted by uCoz