Главная страница > История

История\Tatarica

Евфимий МАЛОВ

КРЕСТОМ КАК МЕЧОМ
(отрывок из дневников миссионера)

 

29 янв. 1917 г. Я был у муллы Абдуллы Насреддиновича Амирханова в Казани — в Адмиралтейской Слободе. Мне крайне нужна была книга Толкование Корана Ибн Аббаса. Я был со своим сыном Сергеем.

10 мая 1917 г. Мулла (Абдулла Насреддинович Амирханов) явился ко мне в 5 часов вечера. Мы говорили с ним немало о направлении, которое идет теперь у нас, в России. Все народности стараются не о том, что нравственно и религиозно соединиться, а всеми мерами стремятся к тому, что каждой народности быть автономной или самостоятельной, ни от кого не зависимой, иметь свое управление, пользоваться своим народным языком и т. п. Казанские мухаммедане писали даже в газетах местных, что они желают, чтобы солдаты-мухаммедане были выделены в русском войске от других народностей (?!). Словом: Финляндцы, Поляки, Латыши, Татары, Киргизы, Башкиры, Калмыки и прочие, и прочие — все желают отделиться или разделиться друг с другом, а между тем все устраивают постоянные собрания, разные митинги, даже съезды, произносят длинные ораторские речи об объединении всех (!!). Да, высказывал я мулле, что давно бы нам всем быть поближе друг к другу: у всех у нас один Господь Бог, Верховный Владыка всех и Отец, у всех у нас, по плоти, один праотец, Адам.

Татары называют русских неверными (кяфыр) или свиньей (дунтыз), а русские, в свою очередь, называют татар каким-нибудь унизительным прозванием. Вот и следует нам всем оставить подобную, ко благу не ведущую борьбу и согласиться жить помирнее. И при разговоре о религии стараться о том же мире и близости друг с другом.

В казанской газете «Камско-Волжская Речь», от 17-го июня 1917 г. (стр. 3), сказано о назначении А. Галиева: «Временным правительством утвержден в должности Оренбургского Муфтия, Имам 5-ой соборной мечети в Казани, Алимжан Галеев».

3 июля 1917 г. Деревянную церковь в Апазове будто бы сожгли отпадшие в мухаммеданство крещеные татары. После этого началась постройка церкви каменной, но за неимением средств постройка остановилась.

Отпадение крещеных татар в селе Апазове из христианства в мухаммеданство продолжается, и отступники становятся дерзкими, и так как их в селе большинство, то они стараются распоряжаться делами общины. Так, у нас в селе существует базар. Он бывает на площади около церкви. Поэтому, так как площадь базарная считалась до сего времени церковною площадью, то торгующие на базаре за свои места должны были платить в церковь пошлину. Площадь обыкновенно сдавалась в аренду (например, и в 1917 г. была сдана мухаммеданину) за 500 р. Арендатор — мухаммеданин, которого осаждают отступники от христианства и просят, чтобы он не платил аренду русскому духовенству, а чтобы он аренду отдавал им—отступникам. За июнь, несмотря на заключенный годовой контракт, арендатор-мухаммеданин денег арендных русскому духовенству не уплатил. Отступники от христианства в мухаммеданство, чтобы иметь на церковную площадь некоторого рода право, и следовательно, и на получение аренды, решили построить недалеко от церкви, на церковной площади мечеть. Отступники начинают вслух поговаривать, что русское духовенство убирало свои дома подальше от церкви, так как место это требуется скоро для духовенства мухаммеданского, для муллы. Тогда и вся площадь не будет называться церковною, а будет считаться мечетною, и. аренду за базарную площадь будут получать отступники от христианской веры и их мулла.

Мечеть уже строится в 13 саженях от церкви. Священник Ишкинов, когда узнал о намерении отступников строить мечеть в таком близком расстоянии от православной церкви, обращался к уездному комиссару и просил его формально воспретить эту незаконную постройку. Но Апазовские отступники говорили, узнавши об этом: мы теперь свободны; Романовых законов мы не признаем. Хотим строить мечеть, и выстроим! Уездный комиссар дозволил им не мечеть строить, а только еще заготовлять для нее материалы! Священник Ишкинов не знает, что же остается ему делать после всех таких распоряжений.

Во всех газетах в настоящее время (20 июля 1917 г. я это замечаю или говорю) пишут и рассуждают о тех бедствиях, которые остались у нас в России после старого режима, бывшего Государя Императора Николая Второго, и о тех благах, коих ожидать должны все от революции, которая свергла Царя и провозгласила свободу, братство и равенство.

Для оправдания свободы, установители революции прежде всего выпустили политических преступников, а с ними убежали и очень многие преступники других категорий.

Те же установители очень рано, т. е. в первые же дни революции, объявили, что все граждане свободны и не могут быть стесняемы кем бы то ни было за свои религиозные убеждения. Атак как прежде обращало внимание на религиозное состояние народа правительство, то после революции народ стал чувствовать себя свободным и в этом, т. е. в религиозном отношении. А так как в России большинство православных христиан, то многие народы из меньшинства стали домогаться выделиться от русского народа в особые (?) государственные единицы. Правда, к выделению из России некоторые ее части стремились и прежде революции, но теперь революция (вместе с войной, объявленной, три года тому назад, против России Германией и Австрией) помогла им в этом выделении от России еще больше. Так, от России отделились 1) Финляндия, 2) Малороссия, или Украина, 3) Польша. В настоящее время о том же замышляют, надобно думать, и мусульмане. Они начали устроять съезды, но не какие-либо частные в областях или же в губерниях, где они проживают, а съезды всероссийские. Так, в Казани в июле сего 1917 г. открылся первый всероссийский мусульманский военный съезд.

Еще 2-ой всероссийский мусульманский съезд. Есть уже слухи, что мусульмане все, живущие в России, объединяются не по национальности, а по религии. Поэтому они хотят, слышно, составить единое общество или государство, в которое войдут мусульмане, живущие по Волге до Астрахани: Нижегородские, Казанские, Симбирские, Самарские, Саратовские, Астраханские; потом: Уфимские, Оренбургские; затем: мусульмане киргизы, башкиры; мусульмане Кавказа вообще; мусульмане, наконец, Ташкентские и Бухарские. Всех их насчитывается от 27 до 30 миллионов. Слухи о мусульманах разнообразны.

Один из русских слышал на улицах Казани частое повторение какого-то слова газават от арабского — газватун, нападение, военная экспедиция. Это слово употребляется в значении: война за веру, как и слово: джихат; другие видели и слышали, что казанские татары сильно ссорятся из-за того, что устроители русской революции дали свободу во всем не только лицам мужского пола, но и женщинам, почему казанские татарки, по русскому обычаю, стали ходить не закрывшись от мужчин на общественные гуляния и даже на разные собрания. А этого мусульманская религия не допускает, а от русской веры и от русских обычаев мы — свободны.

Мусульмане, проживающие в России, стараясь привлечь к себе прочих инородцев (напр, чуваш, черемис и др.) внушают им, что они должны быть с ними в одном обществе, потому что их язык не язык русский, а другой, а крещеные татары тем более с мусульманами должны соединиться, потому что и язык у них есть язык татарский, а не русский, и предки их были мусульманами.

Вот к чему привела революция народы России!

Тяжело слышать о том, что мусульмане домогаются отделиться от России, но еще тяжелее слышать, что к тому же стремяться и сами крещеные татары, и причиной к тому выставляют то, что они не имеют у себя на языке крещеных татар революционной литературы, и даже вообще литературы (что у них имеется только несколько книг богослужебных и нравственного характера, напечатанных русским шрифтом). Такова, например, статейка или заметка Степанова: «Крещеные татары» (см. «Казанская рабочая газета и Известия совета солдатских и рабочих депутатов» № &1, четверг, 20 июля 1917 г.). Крещеный (?) татарин Степанов говорит: «Выход из этого (т. е. из того, что крещеные татары мусульманской литературой пользоваться не могут потому, что литература мусульманская печатается арабским шрифтом),— по-моему, один: или крещеные татары всецело должны изучать только русский язык, или же (по-моему, лучшее для нас (?) с малых лет в школах параллельно с изучением русского языка изучать родной (?) мусульманский язык, применяя при этом арабский шрифт». Не желательно много распространяться о тенденции Степанова. Цель его очевидна, чтобы крещеные татары примкнули не к русским, а к мусульманам. К этому, по его мнению, путь один. Но Степанов только говорит, что путь один, а указывает два пути, хотя считает самым лучшим из указанных второй. А я, например, хочу защищать путь первый. Какой это мусульманский (?) язык вы, Степанов, считаете для крещеных татар родным? До сих пор я считал для татар родным языком—язык татарский, и шрифт для татарского языка употребляется арабский, но с мусульманской религией и с мусульманской литературой шрифт не имеет ничего общего. Разве крещеные татары не могут жить без мусульманской литературы? Я не говорю о литературах Запада, русская литература по всем отраслям знания несравненно богаче литературы мусульманской.

Но вот начинает наша революция делать некоторые улучшения. Ей советуют сделать эти улучшения и некоторые члены Временного правительства, и частные, знающие политику, люди. Катастрофа не будет, говорят, преодолена и предупреждена, если власть не станет общенациональной (?) (см. «Камско-Волжская Речь», четверг, 20 июля 1917 г., № 156. «Поскольку, постольку»). Имеется цель — перейти к новой политике истинно национальной. Но этого едва ли удастся достигнуть русским! (См. еще: Университет (Московский) о текущих событиях. «Русское слово», вторник, 18 июля 1917 г., № 162, стр. 4).

Примечание: Казанские татары не так давно, можно сказать, по возникновении революции, начали исполнять свои, отдельные от русских театральные представления. На первых из этих представлений была обстановка (декорация) русская, а потом все изменилось. В июле сего 1917 г. шла (история, якобы) «Зулейха»1 (это девушка из крещеных татар, отпадших в мухаммеданство). Сначала ее выдали замуж за татарина-мухаммеданина. Русские убили его, а Зулейха была насильно выдана замуж за русского мужика, который ничего не делал, только пьянствовал. Зулейха сама убила его. Таким образом, представление было интересно для зрителей: здесь на сцене показывались радости жизни — брак (особенно первый) и печали—два убийства. Здесь публика видела арабскую молитву и разные присловия муллы, и какое-то бормотание русского священника. Этого последнего называли два раза дураком. Кончается представление тем, что Зулейха осталась до смерти твердою в мухам-меданской вере, и за ее блаженною душею пришли Ангелы Божий (в белых ризах, с крыльями). Этих Ангелов все домашние и знакомые, бывшие при кончине Зулейхи в доме ее отца, видели и из-за этого чудесного явления Ангелов убедились, что мухаммеданская вера—^есть вера истинная. На этом татарском представлении был сын мой Сергей Ефимович, в настоящее время, по милости Божией (со времени революции газеты перестали употреблять это выражение. Всем дана свобода. Это значит: что я хочу, то и делаю), доцент Казанского университета (восточного факультета). Он мне и сообщил о татарском театре и рекомендовал посоветовать слушателям миссионерских курсов побывать на представлении «Зулейхи». Здесь миссионеры христианской религии унижены, а мухаммеданская возвышена. Народ русский представлен пьянствующим, словом, вся пьеса имеет для миссионера большое значение, надо обсудить эту пьесу как следует, с миссионерской точки зрения. Сын мой спрашивал татар-мухаммедан в театре, нет ли о Зулейхе книжки (либретто?), но ему сказали: книжка скоро будет. Он уже два раза ходил по татарским книжным лавкам, но ему сказывают, что книжка о Зулейхе еще не появилась.

27 июля 1917 г. Выше я замечал, что русское Временное правительство едва ли выберется на лучший путь национальный. По моему мнению, еще в начале русской революции Временное правительство допустило две капитальные ошибки. Оно грезило только о том, чтобы избавиться от царя и усилить власть народа. Оно достигло этой цели: оно объявило, что все теперь свободны от царского режима, все свободны и равны; не следует обращать теперь внимание ни на религию, ни на национальность. Припомним, что когда Германия с Австрией объявили России в 1914 г. войну, государь Император Николай И объявил, что он будет воевать до тех пор, пока ни одного немца не останется в России. Всем русским приятно было слышать эти слова, потому что заси-лие немецкое тяжелело над Россией давно; во всех сферах жизни русской начальствовали немцы. Вопрос о противодействии этому засилию возник в России вскоре же по объявлении нам войны немцами. Но и немцы не дремали, т. е. немцы, живущие в России. Будучи везде начальниками, они стали представлять препятствия к нормальному течению жизни: в России жизнь сделалась очень трудною. Нет надобности перечислять все неудобства, достаточно будет сказать об одном: немцы, давно начальствующие в России, устроили так дело управления, что первым министром, от которого зави-сили все другие министры, поставлен был немец Штюрмер, оказавшийся для России изменником. Быть может, этому способствовало и то обстоятельство, что, по слухам, государыня Александра Федоровна уважала Штюрмера немца очень, будучи и сама немкою. Когда же явилась у нас, в России, революция и была объявлена свобода полная без отеснения от религии и национальности, Временному правительству нельзя было ничего сделать с немцами. Речь о засилии немцев в России замолкла, а 27 июля 1917 г. Временное правительство постановило упразднить особый комитет борьбы с немецким засилием (см, «Камско-Волжская Речь» от 27 июля 1917 г., № 162, стр. 2).

Но что особенно странно: ужели Временное правительство забыло, что в это же время наделал в России изменник Ленин, подкупленный немецкими деньгами? Ужели забыло, как Ленин с другими своими товарищами развратили русскую армию, соблазнили ее не воевать с немцами, дезертировать с фронта и открыть прорыв военной линии, чем и воспользовались немцы. Позор! Россия гибнет.

И я читал в том же № 162, от 27 июля (здесь же приложен доклад В. Ф. Иванова. Казанский губернский съезд партии народной свободы. «О современном положении страны») «Призыв Министра-Председателя А. Ф. Керенского ко всем народам России».

Здесь он, между прочим, говорит, что свобода, спаянная национальным единством (?!), не может быть побеждена. Неопределенная терминология: где же в России национальное единство у народов, входящих в состав государства Русского? Финляндия, можно сказать, уже отделилась от России, Малороссия—лочти отделилась, татары-мусульмане замышляют объединиться в отдельное от России государство и к себе привлекают прочих инородцев... Очень жалкие обстоятельства! Не лучше ли было бы всех русских Временному Русскому правительству как можно крепче объединить между собой: их в России почти полтораста миллионов. Да кроме национальности, обратить преимущественное внимание на религию Русских. У них религия — христианская Православная. Ставить ее в один уровень человеческих религиозных суеверий отнюдь не следует. Если это не будет исправлено Временным правительством, положение России будет крайне затруднительно. Без помощи божественной она не поправится.

«Церковь в свободной России» (см. «Камско-Волжская Речь», 1917, № 167, стр. 2) И. Гусева. При новом режиме еще не слышно было, чтобы какая-либо религия, терпимая в России, претерпела какие-либо притеснения. Ни католичество, ни лютеранство, ни инштундизм (?) не испытали никаких неприятностей. Мусульманство и даже язычество нисколько не потревожены. А православные христиане? Разве кто их притесняет? Православно-христианская вера есть религия большинства русских людей. Да, все это справедливо, и потому не только удивительно, но даже крайне прискорбно, что исповедники православной веры, и главным образом люди, стоящие во главе русского православного народа, начали испытывать притеснения. Так, притесняли Московского митрополита Макария, и не мало других архипастырей было подвергнуто арестам. Здесь действовал новый уже режим революции — всяческой свободы...

Так, для примера, запишем сюда все, что сделано недавно с проповедником христианства, протоиереем Александром Степановичем Миропольским. Газета татарская («Вакыт», 1917 г., № 2258, среда 26 июля. В Оренбурге. Стр. 3): «Живущий в Каспийском заводе миссионер-поп, прибывши в Надеждинский завод, начал ходить по лавкам, чтобы распространять мусульманам написанные им к унижению мусульманской веры брошюры под названием «Чын Алланьщ законы» (Закон истинного бога) и «Уйнашчылык» (Прелюбодеяние), напечатанные миссионерским обществом. Мусульмане, находящиеся в Надеждинском заводе, отправили (его) в комитет рабочих и солдатских депутатов и призвали в комитет. Потом же мусульмане приказали (ему) не распространять ничего унижающего мусульманскую веру и, отобравши паспорт, в тот же день выпроводили его из Надеждинского завода по этапу. Они дали в исполнительный комитет, находящийся в Каслинском заводе, срочную телеграмму, в которой дали (ему) знать, что он должен до возвращения его самого (миссионера-священника), в квартире его сделать обыск и, если окажутся подобные тем вещи (брошюры), отобрать. Этот поп-миссионер занимался распространением таких брошюр во время старого режима (правления). Он набирал в школу, находящуюся на его собственном содержании, бедных, оставшихся без воспитателей сирот, мусульманских детей, чтобы обучать их, и всю силу употреблял на то, чтобы окрестить таких детей. Миссионер точно с ума сошел: он все еще не очнулся от того опьянения и теперь».

В настоящее время известно стало всем, что результатом русской революции оказалось раздробление сильного Государства Русского на мелкие и слабые клочки национальностей, входивших в состав Руси. Прежде всех, помнится, отделилась в самостоятельное (автономное!) государство Финляндия, потом объявили себя автономными: Польша, Украина. За ними последовала: Бессарабия.

Инородцы наши, особенно поклонники Мухаммеда разных национальностей, кажется, давно ждут для себя удобного времени. В смутное время русской революционной розни разных партий инородцы также начали заявлять свою автономность. Крымское ханство начало ряд инородческих отложений от России. Теперь совершается жалкое разложение России. В конце ноября в «Камско-Волжской Речи» (от 23 ноября 1917 г., № 245) было сообщено известие, что Башкирия также скоро будет автономною. «В Оренбурге башкирский областной совет при поддержке оренбургского мусульманского гарнизона объявил башкирскую территорию Оренбургской, Уфимской, Пермской и Самарской губерний автономной частью Российской республики и приступил к ее осуществлению в пределах башкирской территории Оренбургской губернии. Восьмого декабря (1917 г.) созывается Учредительный Съезд Башкирии».

В том же № Камско-Волжской Речи говорится о беспорядках в Ташкенте. Можно предполагать, или вернее — опасаться, что и эта область — где города Ташкент, Самарканд, Наманган и др., скоро будет автономною.

Отделение Крыма. В газете «Камско-Волжская Речь» (№ 249, от 28 ноября 1917 г.) сообщается: в областном совещании Румчерода большое впечатление произвело заявление представителя от совета крестьянских депутатов Таврической губернии о том, что Татары Крымского полуострова ведут сильную агитацию за отделение Крыма от России2, и что установлена несомненная связь их с Турками. Перехвачена переписка главарей татарского движения с турецким муфтием. В перехваченных письмах речь идет о присоединении Крыма к Турции.

В новой Казанской газете «Казанское слово» от 21 дек. 1917 г., № 191, помещено сведение «Из мусульманской жизни»: «Священный Коран Османа»: Один из последних «декретов» постановил немедленно передать мусульманским национальным организациям хранящийся в российской публичной библиотеке священный «Коран Османа»3. Это величайшая редкость, не имеющая себе цены, спасена была при штурме Самарканда и передана на хранение в библиотеку первым Туркестанским генерал-губернатором Кауфманом в 1869 году. «Коран» написан на арабском языке т. н. «Куфическим шрифтом» без точек и запятых. Пергаментная рукопись находилась в Самаркандской мечети Ходжа Ахрара. По преданию, сохранившемуся среди мусульман, «Коран» был написан собственноручно зятем Магомета Османом, убитым в своем дворце возмутившейся чернью, как раз над чтением этой книги. На «Коране» до сих пор есть следы, похожие на выцветшую кровь. «Корану» насчитывается около 1200 лет. Мусульмане называют его «Келям Шериф» (Святое перо).

Знатоки восточной письменности видят в «Коране» одно из украшений знаменитой некогда библиотеки, собранной знаменитым завоевателем Тамерланом в Самарканде. В Петрограде «Коран» является целью многочисленных паломничеств и благоговейного поклонения мусульманских пилигримов, стекающихся сюда с разных концов мусульманского мира. Библиотека хранит «Коран» как зеницу ока, но принимает всякие меры к тому, чтобы способствовать удовлетворению религиозных запросов мусульман и предоставить им всякую возможность ознакомления с их святынею. Отношение библиотеки к своему сокровищу можно поистине назвать трогательным: она блюдет его так же, как если бы ей была вверена величайшая реликвия христианского благочестия. Передача «Корана» каким-либо организациям в такие смутные и лишенные гарантии времена, хотя и внушает самые серьезные опасения за целостность рукописи, охранить которую по примеру библиотечной цитадели весьма трудно; но мы не сомневаемся, что мусульманство, как наиболее заинтересованное в сохранности своей святыни, примет все меры к тому, чтобы эта редкость—священная книга осталась так же невредима и цела, как она была невредима 50 лет в публичной библиотеке.

4 фев. 1916 г. Приходил ко мне мой давний знакомый, бывший военный мулла, Нариф Валеев. Он сообщил мне, что он слышал, будто Казанский Губернатор желает знать, кто из казанских мусульман избирается в члены Гос. Думы и собирается ехать в Петроград. Тариф Валеев имеет об этом некоторые сведения, которыми он и поделился со мною. Он приносил газету на татарском языке «Кояш» от 31 янв. 1916 г. № 207. Здесь на стр. 2 в первом столбце сказано: Садрей Максудов поехал в Петроград (из Казани, в Гос. Думу). Тариф Валеев пояснял: этот Садрей Максудов, бывший член Гос. Думы, Парижский студент; член мусульманской фракции, левой партии. Брат Садрея Гадий Максудов", редактор Казанской татарской газеты «Юлдуз». Гадий послал в Петроград телеграмму: спрашивает, когда ему отправляться в Петроград. Сеид-Гирей Алкин, бывший член Гос. Думы, подписавший Выборгское воззвание и сидевший в тюрьме 3 месяца. Его ждут и желают в Петрограде, во фракции мусульман. Он обещался туда скоро прибыть. В 3-м столбце газеты «Кояш» указываются задачи для деятельности мусульманской фракции, или программа:
1. Полная свобода от полиции.
2 Возвратить Финляндии полную автономию.
3. Мусульманам должна быть дарована полная религиозная свобода.
4. Мусульмане не должны быть стесняемы в содержании старинных своих обычаев или обрядов.
5. Должна быть дана полная свобода на переход из христианства в мухаммеданство.
6. Должно быть дано полное право Киргизам Туркестанского края выбирать, кого им желательно, в члены Гос. Думы.
Бывший член Оренбургского мухаммеданского Духовного Собрания Хасан-Гата Мухамметов5 несколько дней проживал в номерах Ибатуллина, на Сенной (площади) в Казани, и там составлял проекты деятельности для мусульманской фракции Гос. Думы.

 

ПРИМЕЧАНИЯ.

 

1. Зулейха — главная героиня одноименной драмы Га-яза Исхаки, впервые поставленной в 1917 году.

2. Когда советское правительство обнародовало декларацию о праве народов, населяющих Россию, на самоопределение, крымские татары создали свой парламент. Но эта декларация большевиков оказалась обманом—полки балтийских матросов, посланные из Петрограда, в 1918 году утопили крымских татар в крови.

3. «Усман Коран» — по некоторым сведениям, был подарен египетскими мамлюками в 1329 году хану Дэштэ кыпчака Узбеку. В 1395 году, во время кровавого жестокого похода на Волгу Хромой Тимур увез эту книгу из Сарая в Самарканд.

4. Максудов Хади Низаметдинович (1868—1914)—редактор казанской газеты «Йолдыз», автор учебников.

5. Мухамметов Хасан-Гата (Габаши) — историк, работал в Уфе судьей.
Публикация Марселя АХМЕТЗЯНОВА

 

Hosted by uCoz