Материалы этого номера объединены одной темой. Не долго думая, назвал эту тему вот так - "Просто Ислам".
Путеводитель по рынку мусульманского мяса "халяль" Казани
Старожилы
рассказывают, что в советское время татары-мусульмане, чтобы избежать
угрызений совести, по совету муфтиев и имамов любое мясо омывали
водой словами "Бисмилла" ("Именем Аллаха") и
употребляли в пищу. Но, слава Всевышнему, эти времена прошли, у
казанцев есть богатый выбор мясных и колбасных продуктов.
Наша справка
На вопрос: какое мясо является разрешенным для верующих мусульман?
- отвечает главный казый (шариатский судья) Духовного управления
мусульман РТ Габдульхак хазрат Саматов:
- В хадисах сказано, если в желудок верующего попадет запретное,
то его молитва не будет приниматься в течение сорока дней. Поэтому
мусульмане так щепетильны в вопросе пищи. Если мясник при забое
произносит слова "Бисмиллахи. Аллах акбар" ("Именем
Всевышнего. Аллах превелик"), то такое мясо считается "халяль".
Если же при покупке мясоколбасных продуктов продавец обманывает,
утверждая, что оно забито по канонам ислама, то весь грех лежит
на продавце.
"Мясные"
короли
Приступая к обзору мясного казанского рынка, мы даже не подозревали,
насколько он обширен. Еще 5 - 6 лет назад была совершенно другая
ситуация. В Казани правоверный мясо "халяль" может приобрести
на рынках, в специализированных мясо-маркетах и у мелких предпринимателей.
Последняя категория -самая многочисленная, но объем реализации каждого
из них не так велик, так как главные покупатели - узкий круг родственников
и знакомых.
Сейчас почти на каждом рынке есть магазинчик, на витрине или вывеске
которого большими буквами написано "Хэлэл ит". На Центральном
рынке даже есть отдельный торговый ряд мяса "халяль",
но как объяснил директор рынка Салим Абдуллазянов, он лишь относительно
"халяльный": "Старики и люди из мечетей просили нас,
чтобы мы отделили говядину от свинины. Мы пошли навстречу, но контролировать,
кто какое мясо продает, мы не можем. Вы же видели, что там торгуют
в основном татары".
Возможность быть обманутым сведена к минимуму в специализированных
мусульманских мясомаркетах. Таких в городе немного, полноценными
можно назвать только два - магазин от мечети "Марджани"
на улице Насыри, 15 (мясо сюда поставляют муллы и мухтасибы из сельских
районов РТ), и частный магазин "Хэлэл ризык" на улице
Тукая, 3 (здесь скот забивает- потомственный мясник-мусульманин
из Челябинска). Помимо этих магазинов, практически у каждой посещаемой
мечети есть своя мясная лавка - один или два простеньких холодильника
в углу рядом с книгами и атрибутикой.
Особняком среди всех "халяльных" магазинов стоят турецкие.
Турки владеют шестью торговыми точками в городе. Самые известные
- "Мясомаркеты" на Московском и Приволжском рынках. Своим
внешним видом - евроотделка, новые холодильники, пластиковая упаковка
- и самыми высокими ценами показывают, что их клиент - человек достатка.
Сами турки забоем скота не занимаются: мясо закупают в татарских
деревнях.
"Куриные" бароны
Мусульманскими аналогами "ножек Буша" на российском рынке
являются куры из Бразилии и Франции с лейблом "халяль".
По словам руководителя отдела по стандарту "халяль" ДУМ
РТ Ильнура Гайнуллина, муфтиат связывался с Бразилией и выяснилось,
что забой кур здесь ведется по правилам шариата по стандартам, принятым
в Саудовской Аравии.
Отечественный пищепром в лице птицефабрик "Казанская"
и "Ак барс" также занял свою нишу на рынке "халяль".
За соблюдением норм шариата на фабриках уже лет пять следят имамы
окрестных мечетей, которые выезжают на каждый забой. Несколько месяцев
назад один из мусульманских бизнесменов организовал при Казанской
птицефабрике собственный забой кур и даже отметил свою продукцию
фирменной маркой "Анфаль".
Пожалуйста, сервелат
На прилавках магазинов города, начиная от супер-, заканчивая мини-маркетами,
безраздельно господствуют два вида мусульманской колбасы - говяжья
"Яшьлек" ("Молодость") и "Полукопченая"
Казанского мясокомбината, правда, местами встречаются еще два вида
говяжьей колбасы - "Якташ" и "Говяжья", а также
"халяль" сардельки и сосиски. С одной стороны, это самый
массовый вид мусульманской колбасы не только в Казани, но и в страны,
так как ни один из мясокомбинатов страны не реализует в день 2 -
2,5 тонны мусульманских колбасных изделий. Как нам объяснили на
мясокомбинате, забой по правилам шариата проводится первым по очереди
- утром, когда конвейер и цеха дезинфицированы, ножи чисты, а мясники
свежи. Продукцию "халяль" хранят в отдельных холодильниках,
возят в отдельных тележках, упаковывают в отдельную тару.
Но если продукцию Казанского мясокомбината можно условно назвать
общепитовской, то для гурманов есть места, где можно найти до 15
- 20 видов колбасных изделий "халяль". Таких мест в городе
три - лавки мечетей "Марджани", "Булгар" и мясомаркет
"Хэлэл ризык" на улице Тукая. В последнем собран максимальный
ассортимент - от изысканного сервелата из Самары, сосисок из Нижнекамска
до конской колбасы - казы из Ульяновска.
Как ни странно, среди татарской общины Москвы казы - это чуть ли
не повседневное блюдо, а в Татарстане большинство о ней даже не
слышали. Как потом мне объяснили, казы - мишарское блюдо и поэтому
непревзойденными мастерами по его приготовлению являются нижегородские
татары (правда, говорят, еще более изысканную казы делают казахстанские
и китайские татары). Но классической нижегородской казы пока в Казани
нет.
Пельмени: будьте осторожны!
В категории "разное" можно было бы рассказать о мусульманской
ветчине из курятины или говядины или о копченых ребрышках, но мы
остановимся только на двух продуктах - консервах и пельменях.
Сегодня лейбл "халяль", "мусульманский" - одна
из самых эксплуатируемых коммерсантами ниш на мясном рынке России.
Особенно это ярко видно на примере пельменей. Как меня заверили
в отделе стандарта "халяль" ДУМ РТ, пельменная продукция
большинства ульяновских, петербургских и московских дельцов, которая
носит название "пельмени по-татарски", "по-мусульмански"
(как правило, на них нет арабской надписи "халяль"), не
соответствует требованиям норм шариата.
Консервы из мяса "халяль" Казанский мясокомбинат начал
производить два года назад, и насчитывается их одиннадцать (!) видов:
"Говяжья высшего сорта", "Гвардейская", "Говяжья
в белом соусе", "Гуляш говяжий", "Троицкая",
"Столичная", "Городская", "Походная",
"Калорийная", "Закусочная", "Особая".
На базарах и в обычных маркетах такая тушенка - редкий гость, так
как "навар" от этого качественного товара невелик. Главные
ее закупщики - супермаркеты и торговая сеть "Эдельвейс".
Мясозабойщики
В пригородах Казани уже действуют две мусульманские скотобойни,
но афишировать свою деятельность они не торопятся, боятся санэпидемиологов.
По словам хозяев, самая большая проблема сейчас - не открыть цех,
а найти живую скотину, так как люди предпочитают сами забивать скот
и продавать разделанные туши, при этом правила шариата игнорируют.
Интересную точку зрения на это имеют турецкие предприниматели. Один
из директоров мясомаркетов объяснил мне:
- Русские и татары не умеют разделывать мясо, ведь это целое искусство.
Чтобы его правильно разделывать, я из Турции привез специального
мастера-мясника.
Но и наши предприниматели уже зреют, и вскоре, наверное, появится
собственный забойный цех.
Мясной океан
Только в "мусульманском" ряду Центрального рынка продается 40 - 50 тонн мяса в неделю. Специализированные магазины в неделю продают от 200 до 800 килограммов (в городе есть торговые точки, которые реализуют 200 кг в день!). Плюс море "чэпэшников" и сельчан, работающих на Казань. Общий объем говядины, видимо, составляет более ста тонн в неделю.
Объем курятины "халяль" производства двух птицефабрик не превышает 3 - 5 тонн в месяц. К этому следует прибавить несколько одиночек, производящих забой, то есть дополнительно еще полтонны курятины.
Колбасный рынок не менее обширен, но здесь меньше игроков. Мясокомбинат продает 50 - 60 тонн в месяц. Общий завоз колбасы "халяль" из других регионов -не превышает 4 - 5 тонн в месяц. Итого 60 - 70 тонн мусульманских колбас ежемесячно находят своих покупателей.
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №46 (147) 6.11.2003г.
Обсудить
в форуме
Восточный
ПРЕТ-А-ПОРТЕ
Он не обязательно должен быть унылым
Накануне
Сабантуя дизайнерам Зинфире и Луизе Мусагитовым пришлось
не покладая рук трудиться над моделями сценических национальных
костюмов. Вообще-то их ателье, открывшееся в начале года в Старо-Татарской
слободе, специализируется на мусульманской одежде.
До переселения из Омска в Казань девушки и не помышляли работать в исламском
направлении. Повлияли, признаются сестры, аура улицы Марджани и... обида
на нелепые наряды юных мусульманок. Угол, вернее, комнату в подвальном
помещении выделил техникум легкой промышленности, где Луиза преподает
конструирование одежды и дизайн. Она взяла на себя административные хлопоты,
а все портняжные дела - в руках старшей сестры. Достаточно полчаса побыть
рядом с Зинфирой, чтобы понять, почему этот маленький салон притягивает
верующих женщин, и они буквально завалили сестер заказами. Сердечный прием,
умение разговорить и доказать, что со вкусом созданная, качественно сшитая
"почти светская" одежда нисколько не умаляет достоинство и религиозные
чувства, множат число заказчиц.
Первыми в ателье заглянули студентки казанских университетов и воспитанницы
медресе - кого Мусагитовы и мечтали "вывести из заурядности".
Посетительницы поначалу были скованными, консервативными: нам это нельзя;
преподавателям может не понравиться. А теперь приводят своих подруг. Забегают
сюда и знакомые, персонал техникума. "Сижу на практике, и вдруг подозрительный
шорох - штаны пошли по швам! - признался будущий компьютерщик Ринат, когда
через несколько минут облачился в подшитые брюки. - Спасибо, что скорая
швейная Помощь рядом". Но мужчины редко переступают этот порог. Разве
что турки приводят в первый раз своих жен, не знающих татарского и тем
более русского языков. Такое вот получается коловращение: если лет восемь
назад казанские мусульманки приобретали бесформенные хиджабы, завозимые
из Турции, то теперь турчанки (жены приезжих преподавателей, предпринимателей)
сами не прочь приодеться у наших модельеров. Иностранки предпочитают удлиненные
жакеты, блузки, не сразу, но все же соглашаются сменить традиционную юбку
до пят на широкие брюки.
- Вчера пришла женщина и чуть не плачет: "Мне нечего надеть! Я административный
работник, и неприятно, что в хиджабе на меня смотрят, как на экзотику."
Сказала, какие оттенки предпочитает, оставила деньги и убежала, - рассказывает
Зинфира.
В этот раз покупать ткани и ломать голову над летними ансамблями придется
ей самой. Все, что выходит из-под умелых рук модельеров и их помощниц-швей,
"гуляет" по казанским улицам. Лишь некоторые модели можно увидеть
на подаренных клиентками любительских снимках. Как, например, свадебный
ансамбль нежнейшего персикового цвета: чуть приталенное длинное платье
и оригинальный головной убор в виде чалмы. Коллекционных вещей Мусагитовы
не имеют: для каждой заказчицы они разрабатывают отдельный гардероб -
в соответствии с ее возрастом, запросами и характером.
А с Аделей Баторшиной из Владимира мы познакомились прошлой осенью
на молодежном курултае в НКЦ "Казань". На второй день
форума, побегав по столичным магазинам, она приобрела нарядный калфачок.
Больше ничего подходящего из предметов национальной одежды не нашла.
Возможно, это подвигло увлеченного восточной культурой юриста самой
взяться за эскизы костюмов
для мусульманок, неравнодушных к моде. Казалось бы, для мусульманок
жарким летом отдыхать у моря и ни разу не искупнуться (и ряд других
ограничений) - в порядке вещей. Но современная верующая молодежь
на выдумки хитра. Аделя решила выручить себя и подруг по вере, создав
купальный костюм, закрывающий тело. Изюминка его -в ткани, мгновенно
сохнущей на солнце. Об этой и других своих моделях она рассказывала
мусульманкам во время очередного приезда в Казань.
Не секрет, что с каждым годом все больше соплеменниц (не только пожилых,
но и таких молодых, энергичных и преуспевающих в бизнесе и общественных
делах, как Аделя) возвращаются в лоно ислама и сталкиваются с проблемой:
а что теперь носить? По словам дизайнеров, в принципе, такого понятия,
как "мусульманская мода", в России не существует. Они создают
для верующих повседневную одежду модного направления, отвечающую требованиям
шариата. Одежде непозволительно сильно обтягивать фигуру, она должна закрывать
щиколотки, запястья, шею и волосы. Непременный атрибут костюма - платок
или другой головной убор. Если заглянуть в эпоху нашего Пророка Мухаммеда,
то обнаружим, что он имел дело с доисламской Аравией, где женщины разгуливали
с открытой грудью, увешанной украшениями. Ритуал обхода Черного камня
в Каабе мужчины и женщины совершали в голом виде. И неудивительно, что
Пророк призывал женщин к скромности и предписывал ступившим на путь ислама
закрывать грудь и голову покрывалом (но не паранджой). А слишком рьяные
духовные наставники или, наоборот, плохо осведомленные лекторы лепят из
мусульманок образ полурабынь - и покорные их проповедям новые российские
мусульманки нередко облачаются в наглухо закрытую одежду без намека, допустим,
на традиционный татарский костюм. Такую крайность сложно понять даже людям,
выросшим в мусульманской среде.
Не будем расписывать красивейшие наряды суданских или индийских мусульманок.
Вспомним, кто рядышком - наших бабушек, придерживающихся столпов ислама.
В одежде они не признают балахонов и платьев мрачных расцветок. Аль-мира
ханум Адиатуллина, возглавляющая союз мусульманок республики, подчеркнула
в беседе:
- Нам желательно носить свое, народное, красивые костюмы в булгаро-татарских
традициях.
А что из себя представляет народное? Предки, тонкие ценители красоты,
создали одежду с ярко выраженным этническим характером. Костюмы из восточных
тканей наряду с украшениями и благовониями у булгар служили в качестве
даров. И через века, как отмечают этнографы, одежда для бедных и богатых,
татар разных губерний стала отличаться разве что качеством ткани и украшений,
местными вариантами. Монументальность булгарского периода (длинные широкие
штаны, рубахи туникообразного покроя, халат) приобрели утонченный вид.
Татарки носили подогнанные по фигуре платья с оборками, воланами по подолу,
приталенные камзолы, грудь прикрывали съемные изу. В начале XX века общеевропейская
мода несколькими штрихами прошлась по национальному костюму, сделав наших
прабабушек-мусульманок еще элегантнее. Увы, последующая эпоха атеизма
и нивелировки наций запрятала глубоко в сундуки этническую одежду. Правда,
всплеск интереса ко всему национальному возродил в 90-е годы роскошные
праздничные и сценические костюмы. Но в бархате и в шелках с позументом
и расшитом камзоле не явишься в студенческую аудиторию или на работу в
офис. Для мусульманок нужна какая-то золотая середина. Пока же они по-разному
обновляют гардероб. Одни покупают заграничные вещи. Другие прибегают к
услугам портних, шьющих на дому. Кто-то заказывает в ателье "Эбиволь"
или обращается в мастерскую при Российском исламском университете (она
на время закрылась). Как пояснила Гузалия ханум Исхакова, курирующая работу
цеха, помимо средств на развитие им нужны хорошие мастера, знающие национальные
традиции. Ей очень хочется воспитать вкус молодых мусульманок. Многих
заинтересовали модели от сестер Мусагитовых.
А сами зачинатели татарско-мусульманского прет-а-порте действуют поодиночке,
зная друг друга лишь понаслышке. Но они уже вынашивают мысль встретиться,
чтобы поделиться идеями, обсудить спорные моменты относительно хиджаба
и объединить усилия для сотворчества. Только тогда казанские улицы заиграют
светлыми красками и современными стилями мусульманских костюмов.
Мунира АБСОЛЯМОВА "Восточный экспресс" №27-28 (086-087), 5.07.2002г
Обсудить
в форуме
|