Исэнмесез дуслар!
В этом номере публикуются следующие материалы:
- ТОЦ идет на выборы вместе с коммунистами;
- Курбан-байрам и милиция;
- Интервью с писателем Миргазияном ага Юнусом
ТОЦ идет
на выборы вместе с коммунистами
Пройдет ли
таким образом старейшая татарская национальная организация в Госсовет?
В последнюю среду января за полчаса до окончания приема документов в ЦИКе РТ
появились люди с мешками. Они принесли на проверку 33 тысячи подписей в свою
поддержку: последняя из партий, которая успела оказаться в числе участников
выборов, - Российская коммунистическая рабочая партия.
О шансах на попадание в Госсовет и о причинах присутствия в партийном
списке татарских националистов нашей газете рассказал лидер РКРП Риф
ЗАРИФУЛЛИН.
- Ваша партия называется коммунистической. Почему
же вы не объединились с КПРФ и идете на выборы самостоятельно?
- Мы предлагали лидерам КПРФ встретиться четыре раза. Пятый раз с таким предложением
выступил наш московский лидер Виктор Тюлькин. Но коммунисты не пошли на соглашение.
Якобы потому, что мы не сможем даже набрать подписи в свою поддержку. Они посчитали
более выгодным выдвинуть под своим флагом огромное количество демократов из
"Круглого стола". И эти демократы разбежались буквально в течение
одной-двух недель! Не думаю, что для Салия (лидера КПРФ. - М.С.) это здорово.
По-моему, лучше было бы договариваться со своими, чем набирать, извините, ту
шушеру, которую он набрал...
- Риф Мулланурович, как вы относитесь к идее
объединения всей оппозиции?
- Отрицательно. Объединиться можно было с КПРФ при условии, что они убрали бы
наиболее одиозные фигуры - таких, как Насима Столярова или тот же Салий... Если
бы эти люди не фигурировали в верхушке списка, то мы бы пошли с КПРФ в одном
блоке. И я жалею, что такое объединение не состоялось. Но объединение с демократами
для нас органически невозможно.
- Как вы оцениваете сейчас шансы ваши и КПРФ?
- Одинаково. Я не говорю о шансах "Единой России" - они бесспорны.
Это 60 - 70 процентов голосов. Но у остальных восьми партий шансы примерно одинаковые.
Все зависит от того, какие идеи они предложат избирателю.
- А какие идеи предлагает ваша партия? Вообще,
интересно узнать о вас немного побольше, ведь ваше объединение не так
известно, как СПС или ЛДПР...
- Если коротко, то у нас есть идеи по реформированию ЖКХ, по машиностроению,
сельскому хозяйству. Сама партия существует с 1991 года, а филиал в Татарстане
- с 1997-го. Тогда произошел раскол в компартии Татарстана (КПРТ). Александр
Салий, не посоветовавшись с нами, пошел на вхождение в состав КПРФ. И мы разделились
на две половины.
- Как в вашем списке оказались лидер ВТОЦ Рашит
Ягафаров и его соратники?
- В свое время я входил в состав правления ТОЦ. У меня сохранились хорошие отношения
со многими из этих людей. ТОЦ в значительной мере будет помогать нам вести предвыборную
агитацию.
- Не значит ли это, что партия будет предлагать
избирателю тоцовские идеи?
- Нет. Идеологию партии определяем мы, наше бюро РКРП. В выработке предвыборной
программы будут участвовать лидеры нашего списка Михаил Кальчев и Фандас Сафиуллин.
- Кстати, как Фандас Шакирович оказался в вашем
списке?
- Мы знакомы с тех времен, когда боролись с ним за экономический суверенитет
Татарстана. Я предложил ему войти в наш список, и он согласился.
- А не является ли это спуском на одну ступень
вниз для человека, который работал в Госдуме?
- Спокойные 10 лет прошли. Татарстану грозят многие неприятности по линии ЖКХ.
Будет масса сюрпризов и по вопросам. безработицы. Все эти проблемы надо будет
решать и президенту, и Кабмину, и Госсовету. Я считаю, что приход в Госсовет
мыслящих людей, озабоченных проблемами Татарстана, таких, как Фандас Шакирович,
будет к месту.
Мария СКАТОВА
"Восточный экспресс" №5(159) 6.02.2004г
Обсудить
в форуме
Курбан-байрам и милиция
1 февраля все мусульмане праздновали священный для них день - Курбан-байрам.
Рядом с татарами на праздничном намазе в мечетях стояли азербайджанцы, узбеки,
таджики, чеченцы и т.д. К сожалению, он был омрачен для многих мусульман, включая
и нас с сыном, действиями некоторых сотрудников правоохранительных органов,
ну об этом ниже.
Узбекская диаспора Казани организовала бесплатную раздачу плова, азербайджанская
- раздачу мяса жертвенных баранов у мечети на ул. Тукая у вещевого рынка. И
именно в этот день, в это самое время сотрудники МВД проводили рейд с задействованием
подразделений в камуфляжной форме по проверке паспортного режима на рынке. Не
секрет, что на рынках города приезжие торговцы в подавляющем большинстве являются
мусульманами. Такие рейды, напоминающие по своей сути облавы, проводятся не
сказать чтобы часто, но вот то, что эта "операция" совпала с нашим
праздником и направлена была против наших приезжих единоверцев, наводит на мысль,
что совпадение это - далеко не случайное.
А вот какой неприятный случай произошел со мной и сыном утром 1 февраля у мечети
"Нурулла", что на ул. Кирова. Подъехали мы к мечети до 8 часов на
автомашине сына. К нам тут же подошел сотрудник ДПС прапорщик (как я впоследствии
узнал) Шаров А.А., служебное удостоверение №156840, нагрудный жетон 16-1057.
Он попросил открыть багажник, произвел тщательный досмотр, после чего заглянул
в салон, поинтересовался, нет ли оружия и наркотиков. Все это происходило в
7 - 8 метрах от дверей мечети, т.е. цель нашего приезда была очевидна. За отсутствие
техосмотра забрал документы сына и... забыл про нас, продолжая проверять все
без исключения подъезжающие к мечети машины, как я понял, на предмет наличия
оружия и наркотиков. Видя, что можем опоздать на праздничный намаз, я подошел
к прапорщику Шарову и попросил его решить наконец вопрос с наказанием сына,
объяснив, что мы спешим в мечеть. На что последовал ответ, что ему до одного
места наши праздники, а он как раз из-за них вынужден здесь мерзнуть у мечети
в воскресный день, что машину он арестовал на 3 часа. А потом снимет номера
и составит протокол. На мою просьбу сделать это прямо сейчас услышал: "Идите
в свою мечеть, все равно раньше чем через 3 часа никуда не сможете уехать".
Мы зашли в мечеть, минут через 15 - 20 выйдя, не обнаружили ни патрульной машины
г.н. 3887км16, ни прапорщика Шарова с нашими документами. Придя в себя, поехали
в ГАИ на ул. Островского, там все было закрыто, поехали в ГАИ Советского района,
нас направили в городскую. Где нам и сообщили, что данную патрульную машину
мы можем найти на перекрестке пр. Победы и ул. Сахарова. 2,5 часа мы ездили
без единого документа в нарушение всех существующих законов. И что же мы услышали,
подойдя к Шарову А. на проспекте: "Ну, как попраздновали?", а время
на часах показывало 11 ч. 30 мин., дома нас за праздничным столом в неизвестности,
беспокоясь, ожидали мама, жена, дочери.
И таких подпорченных праздников, особенно для приезжих мусульман, надо думать,
немало.
Повышенное внимание именно к мусульманам в их праздник со стороны работников
милиции (повальная проверка машин у мечети "Нурулла", а может, и не
только у этой мечети, облава на Центральном рынке г. Казани) -это что, забота
о нашей безопасности или все это организовано, чтобы получилось по русской поговорке
о ложке дегтя?
Ильмир ИМАЕВ
"Звезда Поволжья" №5 (206) 5.02.2004
Обсудить
в форуме
Старик и море
Первый татарский маринист о неизвестных героях нации, Карибском кризисе и небе
Миргазиян
ага Юнус практически всю жизнь провел в путешествиях, знает
итальянский и английский языки. Чтобы понять характер этого человека,
достаточно вспомнить такой эпизод из его биографии. Когда Сибгат Хаким
устроил его секретарем к Сергею Михалкову, он не проработал и недели:"Скучно
быть мальчиком на побегушках".
С писателем - в рамках проекта "Татарский век" беседует корреспондент
"ВЭ".
- Вы родились в деревне Исергапово Бавлинского
района. Там не только порта - даже больших-то рек нет. Каким же образом
произошло ваше "обручение" с морем?
- Вообще-то сначала я был летчиком. В небо меня потянула романтика. Если
вы читали Антуана де Сент-Экзюпери, то помните, какой порыв был у первых
пилотов! Тогда все зависело от человека, его смелости. Я начал летать
на американских "бостонах", потом на Пе-2, Ту-2 и закончил на
реактивных Ил-28. В них все делает автоматика, ты становишься частью этой
системы. И романтика уходит...
Первое мое знакомство с морем произошло тогда, когда меня отправили из
Запорожья на Сахалин, и я плыл туда на пароходе. Позже на филфаке МГУ
со мной учился один штурман, и его рассказы побудили меня перевестись
на заочное отделение и уйти в море. Сначала было это каботажное плавание,
возил уголь и марганцевую руду между Поти и Ждановом. После этого пустили
и в загранку. Наблюдать море во время вахты старпома, которая длится с
4 до 8 утра, - это что-то поистине сказочное...
Благодаря морю я открыл для себя мир за железным занавесом. Я понял, как
мы живем. Особенно, как живут татары. В некоторых частях Африки, в Новой
Зеландии есть такие места, где никогда не было войн. И там атмосфера совсем
иная. А мы в Казани до сих пор чувствуем, что в 1552 году здесь пролилась
кровь.
- Как человек, который много странствовал, скажите,
на какой народ мира похожи татары?
- У нашего народа очень сильно проявляются трусость и нерешительность.
Но когда мы преодолеваем этот комплекс, то мы - герои. Понятно, что комплекс
неполноценности сформировался из-за колониального гнета. Этим мы чем-то
похожи на некоторые среднеазиатские народы. Немного похожи на евреев -
потому что быстро адаптируемся. Во время плаваний я замечал, что на кораблях
татары всегда были лучшими специалистами. Кроме того, в загранплаваниях
татары первыми старались учить иностранный язык, в то время как русским
на первых порах хватало родного языка. В Испании мне приходилось наблюдать
за басками и каталонцами. У них существует негласное соревнование с кастильцами,
и держат они себя гордо. У нас, конечно, этого нет.
- Каким природным явлением можно передать характер
татарского народа?
- Татары много поют о реке Агидель (Белая). Видимо, после завоевания Казани
татар изгнали, и они были вынуждены переселиться в Башкирию, на берега
Агидели. Там они тосковали по Волге. Поэтому татарская душа тянется к
воде. Не случайно у нас много выдающихся моряков. В то же время я с детства
помню рассказы о горе Каф. Гора Каф -это Кавказ. Народ помнит о тех горах,
о Кавказе. Поэтому мы любим и уважаем горы, тянемся к ним, даже несмотря
на то, что их у нас нет.
- А вам приходилось встречать татар за рубежом?
- Мой первый рассказ как раз и был о старухе-татарке из Генуи. Она оказалась
потомком татарских, торговцев, которые эмигрировали сначала в Турцию,
потом в Грецию. Одна из ее дочерей вышла замуж за американца, другая -
за итальянца. Я написал о ней в письме к брату. А брат по собственной
инициативе отдал письмо в журнал "Совет эдэбияты" (сейчас "Казан
утлары". - A.M.). В Казань я вернулся писателем.
В Барселоне встретил потомка крупного промышленника Агафурова. Он был
"шепшанером", так на флоте называли снабженцев судов продуктами.
Кстати, перед отплытием мы подписывали бумагу, в которой запрещалось общаться
с иностранцами, обмениваться с ними подарками. По заграничным городам
мы передвигались только тройками, поэтому, увидев нас, в городе знали,
что прибыли русские.
- Сначала вы были военным летчиком, затем учились
на филфаке, потом стали моряком, сейчас вас знают как писателя-мариниста...
- Еще я работал начальником отдела загранплавания в министерстве морского
флота. Меня даже должны были отправить представителем Морфлота в Египет.
Но за несколько дней перед этим произошел такой случай. Вышла книга о
жизни моряков Георгия Владимова "Три минуты молчания". Прочитав
ее, разгневанный секретарь ЦК КПСС Суслов вызвал министра Тимофея Гуженко
и возмутился: "Он смеет критиковать?! Пригласите настоящих капитанов
и проучите этого сопляка". К тому времени я только вернулся из командировки.
Всех обзваниваю - никого нет. Оказалось, что все собрались на обсуждение,
точнее - осуждение книги. Заместитель министра, увидев меня, сказал: "Вот,
пришел наш начальник по идеологии. Он и расскажет". Я вышел и начал
хвалить книгу. Тогда министр говорит: "Для этого вы университеты
оканчивали? Вы знаете, что такое идеология?" Отвечаю: "Я сам
руковожу идеологическим отделом". На следующий день стал заместителем.
Я хотел было уйти в море, но посоветовался со знающими людьми, и они сказали:
"Ты попал в черный список. Поэтому не рискуй, могут подкинуть и контрабанду".
И тогда я решил идти в журнал "Наука и религия".
- Поработав в этом советском атеистическом журнале,
вы, наверное, сформировали для себя какой-то особый взгляд на религию?
- Знаете, плавать в море без веры в Бога почти невозможно. До сих пор
у меня перед глазами 11 февраля 1987 года. Лионский залив, Франция. Я
на контейнеровозе "Ростов-на-Дону". Ураганный ветер. Подводное
течение несет нас на скалы. Если бы команда развернула корабль, то ветер
опрокинул бы его. Все. Казалось, мы обречены. И тогда всей душой я обратился
к Аллаху: "Я прожил хорошую жизнь, но прошу тебя - не оставь сиротой
дочь". И за пять-шесть кабельтовых от скал корабль сам развернулся.
Мы оказались спасенными. Подводное течение, ударяясь об основание скал,
меняло направление.
- Кто в жизни на вас оказал самое сильное влияние?
- Мама. Она ввела меня в мир дастанов, мунаджатов. Она наизусть знала
"Йусуф китабы". Еще Гумер Баширов. Он мне посоветовал: "Пиши,
найди пару-тройку друзей, но со всеми писателями не общайся". Я не
послушался, и мне пришлось многое пережить. Писатель должен быть одиноким.
Недаром Бернард Шоу сказал Максиму Горькому: "Писателей объединять
не надо. Наоборот, их нужно разъединять". Колхозы распустили, а колхоз
писателей еще остался. Сейчас в республике больше трехсот писателей. Каждый
хочет выпустить книгу, получить премию Тукая, провести свой юбилей...
- На ваш взгляд, татарская литература продолжит
свое существование? Может, нам надо уже перейти на русский или английский
язык?
- Если ты пишешь на русском, то становишься русским писателем. Недаром
Владимир Набоков считал себя английским писателем. Я на русском издал
одну книгу, и все статьи писал на нем. Термин "русскоязычный татарский
писатель" - это нонсенс. Да, число читателей уменьшается, но в то
же время растет их качество. Каждый наш читатель ценен и каждый - глубокий
интеллектуал. Увеличить число? Да, но не за счет беллетристики. В Англии
беллетристика предназначена только для развлечения. Они четко делят свою
классику на малую и большую. Малая - это Сомерсет Моэм. Шекспир - это
большая. Шекспира читают очень мало, но тот, кто читает его - это интеллектуалы
высшей пробы. Сейчас не знаю, читает ли литературу Шаймиев. Я с ним встречался,
когда речь шла о строительстве флота для Татарстана. В нем чувствуется
мудрость. Не зная ничего о флоте, он сразу вник в суть дела. К сожалению,
его окружение к нему никого близко не подпускает. В Москве есть богатый
татарин Рустем Тарика (говорят, что его яхта может соревноваться с яхтой
Онасиса). Он один из руководителей банка "Русский стандарт",
так ему татарская литература точно не нужна. Из нефтяных королей литературой
интересовался Ринат Галеев.
- Когда родилась большая татарская классика?
- Наверное, в начале XX века. В этом есть своя закономерность. Русская
большая классика - Тургенев, Толстой, Достоевский - появилась в то время,
когда было много грамотных, образованных богатых людей, дворян. И много
свободного времени. Прежде чем появился Тукай, у нас появились предприниматели:
Рамиевы, Хусаиновы, Каримовы. Они и сыграли одну из главных ролей в росте
татарской литературы. Они были не только спонсорами, но и людьми, любящими
читать. Поэтому их голос имел вес.
- Вы в основном живете в Москве. Что, на ваш
взгляд, происходит с общиной московских татар?
- Большинство обрусели. Есть своя национально-культурная автономия, но
денег на нее не выделяют. У нас нет общины, подобно еврейской или армянской,
поэтому и нет никакого татарского лобби. В начале 90-х годов появилось
общество "Туган тел". Все воспряли духом, но потом выясняется,
что его организатор Hyp Гарипов - человек Лубянки. После этого все пошло
прахом. Наконец вернули дом Асадуллаева. Армяне моментально в 1989 году
вернули дом Лазарева, а среди татар до сих пор находятся те, кто говорит,
что нам не нужен дом Асадуллаева. Молодое поколение почти на сто процентов
ассимилируется. В то же время религиозная жизнь кипит. Правда, все крупные
предприниматели стараются находиться вдали от политики и национального
движения. Нижегородские татары держатся отдельно. Где-то я даже видел
лозунг "Да здравствует Татарстан, да будет Нижгарстан!" Когда
в Историческую мечеть Москвы прислали казанского татарина, к нему пришли
и сказали: "Ты лучше уезжай". Для его вещей достали контейнер,
оплатили путь и в итоге поставили нижегородца. Наверное, и когда нация
деградирует, она делится на группы...
- Вам приходилось встречать татар, которые малоизвестны,
но которыми может гордиться наций?
- Во-первых, это Марс Галимов. Я его встретил в Валенсии. Советский торговый
флот возил оружие во все "горячие" точки мира. И тогда из портов
назначения мы возвращались всегда пустые, нам запрещали брать грузы. Помню,
как мы возили оружие во время войны во Вьетнаме. Мы стояли на внешнем
рейде Тонкинского залива и выгружали груз на баржу. Пролетает самолет
и на нас бросает бомбу. Бомба накрывает баржу. Как-то в одном из вьетнамских
портов застряли пять наших транспортов. За восемь месяцев стоянки одна
треть наших экипажей сошла с ума... А во время Карибского кризиса на Кубу
мне пришлось возить ядерные боеголовки и ракеты. Потом их везли обратно.
Так вот, корабль, которым командовал Галимов, во время разгрузки в Анголе
был тайно заминирован. Произошел взрыв, но несильный. После этого Галимов
высадил команду на берег, обошел весь корабль и нашел более мощный заряд.
Планировалось, что корабль взорвут, когда он выйдет в море. После этого
он работал старшим штурманом на "Максиме Горьком" - это был
советский представительский океанский лайнер. Когда старый капитан ушел
на пенсию, выбор нового поручили компьютеру. В него заложили данные сорока
капитанов. В итоге машина выбрала Марса Галимова! А для того чтобы стать
капитаном на "Максиме Горьком", нужно было блестящее знание
языков, навигации, экономики.
"Максим Горький" зарабатывал валюту, возя иностранцев на Шпицберген.
В одном из рейсов навигаторы с Большой земли сказали, что море чисто от
айсбергов. И корабль, как "Титаник", на полном ходу врезался
в айсберг. Галимов собрал пассажиров в салоне, позвал музыкантов, а сам
с командой спустился к пробоине и залатал ее. Корабль без опозданий, минута
в минуту, прибыл на Шпицберген. Его сняли, несмотря на все протесты моряков.
Другой татарин, которого я знал и кем можно гордиться, - Нариман Шайхетдинов
был заместителем начальника по безопасности мореплавания в Балтийском
пароходстве, располагавшемся в Ленинграде. Его на флоте знали как выдающегося
морского теоретика. Его имя упоминается в книгах Виктора Конецкого. Моряки
между собой говорили: "А что сказал по этому поводу Шейх (его прозвище
среди моряков)?" Шейх сказал: "В море выходит и дурак, а возвращается
только умный".
О другом татарине - знаменитом вулканологе Харуне Тазиеве -я впервые услышал,
когда работал в Морфлоте. Тогда меня направили в Барселону на конференцию,
посвященную сохранению береговой линии. Вел ее Жак Ив Кусто. И перед началом
конференции он предложил минутой молчания почтить память своего учителя
Харуна Тазиева. В беседе со мной он сказал, что этот человек благословил
его на исследование морских глубин...
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №26 (127) 20.06.2003
Обсудить
в форуме
|