Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 01-02' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№16 (59)  12 февраля 2004

В этом номере предлагаю следующие материалы:
- Интервью с известным татарским драматургом Туфаном Миннуллиным.
- Интервью с ученым Булатом Галеевым.


Это их трагедия, а не вина
Русскоязычные писатели - это зигзаг нашей истории, считает драматург Туфан Миннуллин

Чужие среди своих, или как вернуться в татарскую литературу" - так назывался материал, опубликованный в "Восточном экспрессе" (№4 2002 г.). Автор статьи Диас Валеев затронул проблему статуса писателей-татар, пишущих на русском языке. В кулуарах Союза писателей РТ, насколько мы знаем, состоялось обсуждение материала, этой теме также планировалось посвятить одно из заседаний правления, на которое обещали пригласить корреспондента нашей газеты. Но, к сожалению, приглашения мы так и не дождались. И решили узнать точку зрения известного татарского драматурга, в прошлом - председателя Союза писателей Татарстана, ныне - депутата Госсовета РТ Туфана Миннуллина.
- Диас Валеев утверждает, что на X съезде была принята специальная резолюция, согласно которой русскоязычные писатели-татары чуть ли не выводились из состава Союза писателей Татарстана...
- Простите, но ведь в союзе неглупые люди сидят! И разве можно резолюцией запретить писать на русском языке?! Выступление на эту тему, возможно, и имело место на съезде. Я даже не исключаю, что это мое выступление, хотя я тогда уже не был председателем союза. Но никакой резолюции мы не принимали.
- Вас знают как очень эмоционального оратора, способного заразить зал. Однажды ваша речь на сессии Госсовета даже повлияла на госбюджет, когда обсуждали, сколько выделить на следующий год культуре. Так что ваша точка зрения имеет для окружающих немалый вес...
- Сам я никогда не нападаю, но защищаюсь страшно. Даже агрессивно. Особенно если это касается моих главных принципов. То, что у нас увеличивается количество русскоязычных писателей-татар - результат русификаторской политики, которая отразилась не только на татарах. В Удмуртии, например, не осталось во времена застоя ни одной начальной удмуртской школы. Можете представить, единственная школа, где детям преподавали на удмуртском, сохранилась только в Кукморском районе Татарстана! Когда пришли Советы, татарский в основном стал держаться за счет семьи. Именно тогда в народе появилось мнение, что с татарским языком ничего в жизни не добьешься. В результате произошло отчуждение от родного языка... А ведь чтобы быть народным писателем, человек должен знать: какую песню поет татарский народ в минуты радости или горя. А он порой даже не хочет знать, отдавая предпочтение русскому языку. И это уже трагедия русской литературы. Сейчас практически нет настоящих русских писателей, которые понимали бы душу русского народа, как, например, Астафьев, Белов, Распутин...
- Как же тогда называть ту огромную армию творцов, которые пишут на русском языке?
- Русскоязычные писатели... Мне самому не нравится этот термин. Если бы про меня сказали: Туфан Миннуллин - татароязычный драматург, я бы оскорбился. Почему? Да потому что у этого слова нет лица. Или вот долгое время имело место расхожее "советский писатель"... Человек так устроен, что даже не зная ни одного слова на родном языке, он все равно стремится к истокам. Я понимаю Диаса Валеева, он уже стареет. И не знает, куда идти. Русским не нужен (не потому что плохой, нет, просто у русских такого богатства достаточно), а от татар ушел. У татар про таких говорят: они будут висеть между адом и раем, потому что им не хватило молитвы. И это не вина их, а трагедия.
- Получается, они - изгои в родном отечестве? А Роман Солнцев и Михаил Львов правы, что поменяли свои татарские фамилии на русские? Но почему-то Бухараев остался Бухараевым.
- Он татарин умный. Сейчас пишет на трех языках, выучил татарский. Рафаэль Мустафин в свое время не знал ни одного татарского слова, а сейчас свободно говорит. Просто он понял: раз живет среди татар, работает на поприще литературы, обязан знать татарский. А Диас Валеев отвергает родной язык демонстративно. И прогнозирует, что татарского языка скоро вообще не будет. По его мнению, мы будем писать на английском, французском и т.д. Копает, значит, нам могилу. А когда мне наступают на хвост, я начинаю защищаться: почему ты мне такую судьбу предрекаешь? Думай о себе: кем ты являешься и кем ты останешься в памяти народа?
- Аяз Гилязов в интервью "Восточному экспрессу" признался, что его очень тревожит будущее татарской литературы. Рост количества писателей и поэтов-татар, пишущих на русском языке, - тоже из разряда тревожных симптомов?
- В свое время Хади Такташ и Адель Кутуй писали: "Мы - последние из могикан татарской литературы. После нас татарской литературы не будет . Их давно уже нет, а татарская литература жива. Одни гиганты уходят, другие приходят. Да, сейчас литература развивается в основном как чтиво. Ничего, переболеет. В обществе появятся силы, которые не захотят принимать массовую культуру. Однажды, когда я вышел из театра, одна молодая дама предложила подвезти домой. В машине она говорит шоферу: "Включи для Туфана абы музыку". И зазвучала татарская народная песня. Шофер, как оказалось, все понимает, но говорить не может. Но больше всего меня поразило его признание: "Когда мне грустно - я слушаю татарскую песню, когда мне весело - ставлю попсу". Я оптимист: татарский народ, имеющий глубокую историю, не может исчезнуть. И я буду до конца защищать его, бороться! Вы думаете, я один такой? В связи с суверенитетом у татар произошло возрождение национального самосознания. Особенно у младшего поколения. Наши внуки совсем другие. Правда, я в обиде на тех татарских писателей, которые не смогли внедрить в душу своих детей любовь к родному языку. Узнал вот, что внучка Абсалямова получила престижную премию, обрадовался за нее. Но если бы она писала на татарском языке - эта новость была бы еще радостнее. А так Альбина Абсалямова - для меня отломанный кусок.
- Туфан Абдуллович, может быть, имеет смысл издать отдельную антологию писателей-татар, пишущих на русском языке?
- Если хотят, пусть объединяются и сами выпускают. А потомки... они будут искать свои корни у нас, писателей, писавших на татарском языке. Мы же не ищем татарина среди тех, кто писал на английском или голландском. Поймите, русскоязычные - зигзаг нашей истории. Татарская литература - это мы, а не они.
- Вы чуть ли не единственный депутат, который выступает на сессиях на татарском языке. Это... трудно, когда большинство депутатов Госсовета Татарстана, в том числе поэты и писатели, предпочитают общаться на русском?
- Разиль Валеев тоже выступает на татарском. Нет, не трудно. Все считают это нормальным явлением. А вот то, что татарские поэты выступают на русском языке, это уже ненормально. Я всегда говорил об этом Ренату Мухаммадиеву, а он очень гневно возражал мне: мол, не указывайте, имею право говорить на двух языках. Таких осуждаю. Если татарский поэт не говорит на родном языке, то кто будет на нем говорить? Я хочу доказать, что это не кухонный язык, на нем можно говорить и о политике, и о тонких материях. Как же так - люди пишут о величии татарского языка, а сами не разговаривают на нем?! Это же лицемерие! Лучше вообще не выступать...
- Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию, когда некоторые родители готовы судиться из-за обязательного урока татарского языка в школе?
- Мне стыдно за них. Если бы моему сыну преподавали еще и китайский язык, я бы радовался. Это же расширение кругозора! Кто сейчас больше всех изучает иностранные языки? Татары и евреи. У евреев, по большому счету, надо учиться - как жить, как приспосабливаться в этом мире. Когда моя дочь училась в школе, татарский язык преподавали только факультативно. Дочь, естественно, на эти занятия ходила. А с ней еще и еврейские девочки. Глупый татарский мальчик кричал: "Защим мне нужен этот язык?" В результате сегодня и сам он, и его сын сидят в тюрьме. Они хотят добровольности? Когда вы видели в школе добровольность? Это демагогия! Я терпеть не мог химию, но меня ей учили. И я сегодня хотя бы знаю, что такое аш-два-о. Если бы мы шли только на поводу желаний, многие дети вообще бы не учились...

Резеда ДАУТОВА
"Восточный экспресс" №14 (073) 5.04.2002

Обсудить в форуме


Марсианские хроники: ответ из Казани
Об итогах минувшего века размышляет доктор философских наук,
член-корреспондент АН РТ Булат Галеев

В Казани, наверное, нет такого человека, который бы не слышал о знаменитых светомузыкальных проектах Булата Галеева, о трудной и все же фантастически прекрасной судьбе его детища - студии "Прометей" (в последние годы преобразовавшейся в одноименный НИИ при КГТУ и АН РТ). Но мало кому известно, что профессор Галеев - потомок выдающегося татарского просветителя Баруди... Поэтому мы спросили известного ученого не о музыке, а о том, чем, по его мнению, был для татар XX век? Коснулись ли его лично те непростые процессы, которые пришлось пережить в течение этого столетия татарскому народу? Каким он видит будущее нации?

- О знаменитом религиозном просветителе Гапимжане Баруди, основателе школы "Мухаммадия" до недавнего времени знали в Казани немногие. Кажется, и вы только недавно поняли, что являетесь его потомком...
- В нашем роду судьба настолько сильно помолотила всех, что я до тех пор, пока не вырос, не видел какой-то открытой реакции со стороны родственников по поводу родства с Баруди. Да и сейчас особого ажиотажа нет. Отец, когда вышел на пенсию, начал собирать материалы о медресе "Мухаммадия", потому что он был одним из последних (перед ее закрытием) выпускников. Но эти изыскания я никак не связывал с нашей родословной, хотя частенько и упоминался какой-то Баруди (оказалось, что псевдоним, а настоящее фамилия - Галеев). О том, что это родной брат моего деда, и оба они придерживались джадидизма, стояли у истоков новометодной школы, которая занималась просветительством на стыке со светской, русской культурой, о том, что они выпускали десятками первые татарские буквари и учебники, что Баруди написал труд "Основы ислама" на русском языке, я узнал, уже повзрослев.
- В советское время, наверно, было невозможно заниматься серьезными исследованиями Баруди.
- Именно поэтому отец и сосредоточил свое внимание не на нем, а на "Мухаммадии" и ее выпускниках. Хотя это было непросто. Ведь если часть воспитанников этого медресе стала революционерами, то другая эмигрировала. По сути это была высшая мусульманская школа, где преподавали и физику, и географию - то, что было невозможно в других медресе. Я не понимаю, почему сейчас царское время красят розовым сиропом. Официальных, нормальных татарских школ в то время практически не было, а те, что работали, существовали при мечетях. Религия же, все конфессиональные дела находились под контролем благоверных мусульман, точнее -царского правительства. Вы знаете, скольким татарам удалось учиться в Казанском императорском университете? По пальцам можно пересчитать... Я очень удивился, прочитав про крымских татар, что у них на каждые двадцать пять человек, включая грудных детей, приходился один мулла. Но у волжских татар, оказывается, было приблизительно то же самое. Другой разрешенной интеллигенции в то время, можно сказать, не существовало. И вот представьте, на этом фоне появляется школа Баруди "Мухаммадия", которую закончили Баки Урманче, Фатых Амирхан, Наки Исанбет и другие видные деятели татарской культуры. О ней до сих пор знают и помнят в Саудовской Аравии и Египте. Говорят, Баруди открыл на свои деньги школу и в Мекке, точнее, в Медине. Некоторые наши националы надо мной подтрунивают: мол, у Галеева за рубежом недвижимость, почему не хлопочет о наследстве? Интересно было бы, конечно, самому посмотреть на нее, но на Востоке, к сожалению, бывать пока не приходилось.
- А заслуги Баруди были как-то оценены при его жизни?
- Баруди в конце жизни стал, можно сказать, аятоллой мусульман всей России. Это было уже после победы февральской революции. Кстати, в начальники он никогда не рвался, был ученым. Известие о своем избрании получил, будучи в Средней Азии. Ответил телеграммой: мол, не хочу. Несколько раз ему присылали телеграммы, и он предлагал другие кандидатуры. И все равно избрали его. Пришлось бросить науку, переехать в Уфу. Свою богатейшую библиотеку Баруди подарил казанским мусульманам. Она чуть было не сгорела в Голубой мечети. Узнав об этом, Баруди очень расстроился и сумел каким-то образом передать ее университету. Сейчас она составляет основу восточного раздела отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки имени Лобачевского...
А когда на Волгу пришел голод, Баруди метался по Москве, пытаясь прорваться к Сталину, Свердлову, Бонч-Бруевичу. Какие-то отрывки его прошений дошли до нас сегодня. Собираю их и поражаюсь, где только ни искал он правды, доказывая: татары как никто были лояльны к советской власти, а помощь почему-то идет (точнее не идет!) по национальному и конфессиональному признакам - вымирали целые татарские деревни. В 1921 году Баруди Галеев в очередной раз поехал в Москву и умер там. Было ему чуть больше пятидесяти лет... Похоронили татарского просветителя в Казани напротив Тукая. Скромнее могилы не бывает. Лишь сравнительно недавно власти разрешили поставить на ней небольшой памятник. Надо сказать, что многие муллы его не очень любили за то, что он был ориентирован на светскую культуру, а власти тоже не признавали особо. Отец где-то в 80-м году написал статью про "Мухаммадию" и долго не мог напечатать ее. Тогда я обратился к Ренату Харису, который был в то время редактором "Казан утлары". На свой страх и риск он поместил ее, и это была первая статья о знаменитой школе в советское время.
- Но сейчас-то отношение к вашему предку изменилось.
- Да. О нем вышла книга в Турции, собираются издать ее и у нас. Переиздана книга Акчуры о нем. Несколько диссертаций пишутся. В журнале "Казань" были опубликованы последние дневники Баруди, которые долгое время лежали у нас дома (отец хотел уничтожить их, все время боялся, что эта "бомба" попадет в чужие руки - в дневниках были довольно резкие высказывания о Советах). Сейчас эти воспоминания вышли отдельной книгой. Многие татарстанские газеты посвящали Баруди целые страницы, а недавно по телевидению прошла большая передача, в которой выступал и я. Но хочу подчеркнуть: в нашей семье никогда не было особого зацикливания на национальной проблеме. Российская культура воспринималась как синоним общеевропейской. А мы, дети, выросли к тому же атеистами-материалистами. Отец, кстати, преподавал физику и до пенсии работал завучем в последней, считавшейся базовой, самой мощной в Казани татарской школе № 12, которая находилась на озере Кабан. Ее потом постепенно превратили в русскоязычную.
- Булат Махмудович, ни за что не поверю, что вы ни разу не задумывались над тем, например, почему эту школу превратили в русскую, почему в нашей жизни все меньше и меньше остается татарского...
- Конечно, задумывался. Приходилось задумываться, потому что буквально на глазах исчезло татарское образование, а на улицах пропали даже вывески на татарском языке. Нас заставляли поверить приписываемому Марксу-Энгельсу предположению, что нации постепенно сойдут на нет, и будет существовать единая, непонятно какая, общность. И мне казалось, к этому все и идет. Ведь от собственной национальной культуры, кроме плова, общения на родном языке в рамках семьи и мелких декоративных деталей быта, уже не было ничего! Ситуация складывалась нелегкая - потерянный язык, несколько раз менявшаяся письменность. По большому счету, нас оградили, изолировали не только от внешнего мира, но и от своего прошлого. На каких книгах мы могли осваивать свой язык? Про Ленина да про Сталина. Да и художественная литература в общей массе была довольно скучная. Помню, в руки попал учебник, выпущенный в МГУ, в котором татары относились к младописьменной культуре - то есть к тем народам, которые получили письменность с приходом советской власти. Это же бред! Я чувствовал, что идет какой-то обман, подвох, и все-таки не представлял, что у нас настолько древние истоки культуры. Испытал шок, когда лет 20 назад попал впервые в Булгары и увидел разгромленный древний город и современные свинарники, построенные на древних могильных плитах. Не меньшее потрясение испытал, открыв для себя Кул Гали, который, оказывается, творил тогда же, когда появилось "Слово о полку Игореве". Поэтому мне очень близка позиция Рея Брэдбери, который в своих "Марсианских хрониках" постоянно защищал неизвестную марсианскую культуру от нашествия землян. В качестве марсиан можно рассматривать любую нацию относительно усредненной, в данном случае советской общности.
- Мне всегда казалось, что людей науки национальный вопрос касается меньше всего. Согласитесь, самое точное для ученых название - люди мира.
- Действительно, для "чистой" науки не имеет значения, русский ты, татарин или еврей. Но москвичи, например, мне говорят, что в Татарстане какой-то особый благоприятный климат для науки, что татары берегут своих ученых. Возможно; и поэтому тоже, когда меня в очередной раз звали туда, в столицу, я всегда отказывался. Сейчас думаю: правильно делал. У многих моих коллег по светомузыке организации типа нашей в Москве лопнули, исчезли. Объясняю я это просто: там слишком много различных притягательных моментов, которые отвлекают от главного. Но вернемся к теме нашего разговора. За границей вообще не знают татар. Когда я пытался объяснить иностранцам, почему я приехал в Париж в шубе, они поняли, что Булат Галеев живет где-то в Сибири. Никакого Татарстана они просто не знают. Говоришь: "Чингисхан" - и все понимающе кивают головой. В свое время я брал у Софьи Губайдулиной интервью и задал ей тот же самый вопрос. Она тоже посмеялась: да, пока не скажешь "Чингисхан", им неясно, о какой нации идет речь... Значит, мы еще не заслужили иного признания.
- Кстати, вас с Губайдулиной, видимо, роднит не только общая национальность. Вы оба в области музыки пытаетесь сказать свое слово, но и ее, и вас националы, мягко говоря, не жалуют.
- И об этом тоже мы говорили с Губайдулиной. Живя на Западе, она не меняет свою фамилию и считает себя татаркой. Это согласитесь, говорит о многом. Я же, хотя родной язык, увы, знаю не очень хорошо, но тоже горжусь своим татарским именем. Истинное осознание сути нашей национальной культуры пришло ко мне уже в зрелые годы, когда я узнал старинную татарскую музыку, духовную музыку. Я долго не понимал: откуда такое богатство в этом, казалось бы, простейшем одноголосии? По словам Софьи Асгатовны, такое же потрясение она испытала, когда к ней попали коранические напевы. А ведь мы долгое время вообще были оторваны от всего этого... Помню, я спросил ее: что для вас слово "Родина"? Она ответила, что считает родиной Татарстан, потому что здесь родилась, но свою национальность можно подчеркивать по-разному - путем обособления либо путем расширения своего горизонта. Она придерживается второй позиции, с ее точки зрения, именно тогда нация включается в общечеловеческие проблемы как действительно важный персонаж. И еще. Мне очень понравилось одно ее выражение: существуют художники, которых сотворила нация, и есть художники, которые творят нацию.
- Сейчас скажу крамольную вещь: а может, зря мы тут ломаем копья и ратуем за сохранение национальных культур? Вон та же Америка процветает и без всяких лозунгов о национальных корнях.
- Как раз наоборот. Именно там, именно они поднимают знамя новой, американской нации, особой нации, в крови которой планетарный коктейль. И насаждают свою культуру, свой образ жизни всей планете -как подтверждение победы. Но вряд ли можно считать благотворным процесс этой всеобщей американизации, пусть доллар и будет стоить 30 рублей. Между прочим, в Америке сейчас у меня выходит статья "Открытое письмо Рею Брэдбери". Конечно, я мало надеюсь на то, что Рей Брэдбери ответит мне - ему уже 80, и он далеко не здоров. Это просто наиболее приемлемый для изложения моих мыслей жанр. Брэдбери был самым любимым писателем, кумиром шестидесятников. Поэтому я и решил высказать именно ему свою тревогу по поводу всеобщей американизации, которая поглощает планету подобно тому, как в "Марсианских хрониках" исчезает Марс.
Можно много-много плакать вместе с "Гринписом", что раздавили какую-то редкую букашку, занесенную в Красную книгу. Но почему все молчат, когда исчезают целые народы и культуры!? Мне как-то дали послушать редкий диск из серии "Музыка народов мира" - чукчей, эвенков, эскимосов, алеутов. Это даже не музыка в нашем понимании. Это нечто иное, и это существует. Богатейший мир, чужой, но космос! И вдруг все это исчезнет?! По-видимому, пришло время заботиться о сохранении культуры так же, как о природе. С экологией человечество опомнилось быстро, потому что игнорирование ее законов чревато последствиями - экономическими, моральными, жизненными. А вот с экологией в национальном отношении дело обстоит хуже. Ситуация не кажется нам такой опасной. Люди думают: перебьемся, там же нет никаких заметных издержек. О червячках рыдаем, а нации исчезают. У меня даже есть своя, думаю, неплохая теория, доказывающая необходимость существования на Земле различных этнических групп и их культур.
- Интересно-интересно, расскажите, пожалуйста.
- Начнем с того, почему человечество разделилось на мужчин и женщин. Потому что когда хромосомы соединяются, идет дублирование информации об общечеловеческом, родовом. Если случаются какие-то отклонения в одной хромосоме, то другая для надежности их блокирует. Если бы этого не было, человечество давным-давно выродилось. Биологи объясняют это тем, что при подобной парности наличествующая избыточность служит целям повышения помехоустойчивости, как говорят инженеры, при передаче из поколения в поколение видовой генетической информации. Человечество, размножаемое методом единообразного клонирования, было бы обречено на вымирание при постепенном росте уродливых мутаций. Получается, что сама природа позаботилась, чтобы существовала разнородность, которая защищала бы высшие достижения природы. Нации - та же самая разнородность, которая в себе культивирует и дублирует лучшие общие признаки человечества. Однородность для общества - это путь к вырождению.
- Как вы считаете, а нам, татарам, удастся сохранить свою культуру?
- До недавнего времени я думал, что у нас и резервов-то особенных уже нет. А резервы, оказывается, были. Не в городе, не в библиотеке, а на селе. Там сохранился язык, остатки фольклора, обычаев, то есть память. Но в этом процессе возрождения есть свои плюсы и минусы -вместе с национальной культурой проникает, простите, и национальное бескультурье. Просто надо знать ситуацию и корректировать этот процесс возрождения. И данный вопрос, конечно же, не решить лишь признанием суверенитета...

Резеда ДАУТОВА
«Восточный экспресс» 2002г

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz