В этом номере размещены материалы о положении татар Башкортостана:
- Уроки выборов президента. Л. НИЯЗОВ
- Обращения татарских общественных организаций Башкортостана
Уроки выборов президента
Накал борьбы за должность президента Башкирии в декабре 2003 года был таким,
что до сих пор большинство населения не поняло не только того, что произошло,
но и испытывает сильнейший шок от этого.
Попытаемся дать свое представление об итогах выборов в Башкирии.
В начале несколько слов о ходе выборов. Главной их особенностью является то,
что действующему президенту Рахимову бросили вызов сразу два "олигарха"
- С. Веремеенко и Р. Сафин. Причем оба давали понять, что их кандидатуры согласованы
с Кремлем, и не скрывали координацию своих предвыборных шагов с аппаратом президента
России В.В. Путина. Сомневаться в достоверности утверждений кандидатов-"олигархов"
не приходится. Поэтому следует признать, что жесткий прессинг М. Рахимова со
стороны претендентов и их поспешное бегство с поля политической битвы не что
иное, как политический спектакль, режиссером которого называют Суркова, политического
преемника Волошина.
В результате политические и иные приобретения Кремля очевидны. Рахимов отписал
Газпрому почти все предприятия Башкирии и, думается, с еще большим подобострастием,
будет душить демократическое движение, прежде всего татарского народа.
Рахимов остался во власти. Все судебные иски - по приватизации, теракту против
работников охранного предприятия и т.д., как следует ожидать, будут забыты.
Федеральный центр дал еще один карт-бланш на расцвет коррупции и беззакония
в Башкирии, на нарушение прав граждан.
Кандидаты в президенты Веремеенко и Сафин как появились, так и исчезли. Но осталось
более 10 тыс. человек, которых они привлекли в свои штабы. Правда, Рахимов сказал,
что их не будет преследовать. Но кто знаком с риторикой башкирского президента,
понимает: все это надо понимать с точностью до наоборот. Уже начались массовые
гонения на оппозицию. И здесь в наихудшем положении оказались татары. Именно
они составили основную часть агитаторов в штабе Сафина. По Уфе ходят слухи,
что кто-то из головного штаба Сафина продал список из 6 тыс. чел. - активистов
его штабов - с указанием районов.
Выборы показали сильнейшую поляризацию населения Башкирии по национальному признаку.
Если башкирское население голосовало за Рахимова, то русское поддержало кандидатуру
Веремеенко, татарское - Сафина. Это можно объяснить только националистической
политикой Рахимова.
Представляет интерес и то, что все татарские общественные организации поддержали
С. Веремеенко. Это можно объяснить непрофессионализмом руководителей предвыборного
штаба Сафина, сильнейшим влиянием в нем башкирских националистов и недостаточным
пониманием проблемы самим кандидатом. В результате Сафин остался единственным
кандидатом, который не признал необходимости изменения статуса татарского языка
в Башкирии. Даже Рахимов на словах признал это.
Слабое воздействие руководства татарских общественных организаций на электоральное
поведение татар является следствием их слабой материальной базы, отсутствия
собственных СМИ и неоперативности помощи этим организациям со стороны штаба
Веремеенко.
Что бы ни случилось, необходимо отметить в качестве положительных моментов:
1. Высокий уровень консолидации татарского электората. Все города с преобладанием
татарского населения (Дюртюли, Октябрьский, Нефтекамск, Туймазы, Янаул) и сельские
районы проголосовали консолидированно за этнического татарина Сафина. Его "хитрость"
с объявлением себя башкиром в башкирских районах не сработала.
2. Руководителям татарских организаций (Бигнов, Хакимов, Гиниатуллин, Рамазанов
и т.д.) удалось озвучить требования татарского населения и добиться их признания
со стороны одного из кандидатов (С. Веремеенко), что привело к ситуации, когда
Кириенко, Рахимов и другие, потворствовавшие нарушениям гражданских свобод татарского
населения в Башкирии, фактически вынуждены были признать свои ошибки и дать
хотя бы формальные обещания их решить.
Поэтому позицию руководителей татарских организаций при ее различии с результатом
голосования татарского электората следует все же считать правильной, ибо она
дала положительные результаты в политическом плане.
Засилье башкирских националистов в головном штабе Сафина, которые, естественно,
не были заинтересованы в его победе, привело к преобладанию интереса к зарабатыванию
денег, групповщине, выработке позиции к татарским организациям как к враждебной
силе и поддержке иллюзии у кандидата, что башкирский электорат на его стороне.
В формировании четкой позиции и единства рядов татарских политиков велика роль
известных татарских политологов Дамира Исхакова, Римзиля Валеева, Рафаэля Хакимова
и других. Попытки подчинить татарские организации интересам Сафина при полном
отсутствии позиции последнего по татарскому вопросу без каких-либо обещаний
с его стороны не получили понимания со стороны татарских организаций Башкирии.
Кроме того, стало слишком очевидно, что возможная победа Сафина на выборах стала
бы реанимацией шакировского варианта национальной политики в Башкирии, когда
татарская культура, татарский язык в республике подавлялись бы коллаборационистами
из числа самих татар.
Выявилось следующее. При последовательно антитатарской политике федерального
центра татарам целесообразно поддерживать русского кандидата. В этом случае
антитатарская политика становится очевидной, и высшее руководство Башкирии не
сможет вести такую политику. Поэтому для решения татарской проблемы в Башкирии
наибольшую угрозу представляют татары-коллаборационисты. При честных выборах
в ближайшие 15 - 20 лет в Башкирии этнический башкир вряд ли сможет стать президентом.
Поэтому антитатарские силы в ближайшее время попытаются подобрать такую кандидатуру
в преемники Рахимова, который бы наследовал и его политику по отношению к татарам.
Но он должен быть татарином.
Почему Веремеенко сдался? Думается, ему кто-то очень доступно объяснил, что
в своей протатарской политике он слишком далеко зашел.
Поддержка В.В. Путиным, С.В. Кириенко и некоторыми членами правительства РФ
кандидатуры Рахимова, особенно во втором туре, что привело к поддержке последнего
со стороны татарского электората, родила моральную ответственность перечисленных
федеральных руководителей перед татарским народом за соблюдение его гражданских
прав. Здесь речь прежде всего идет о придании татарскому языку государственного
статуса. Вроде бы и сам Рахимов это признал. Но Рахимов не был бы Рахимовым,
если бы он сдержал свое слово. По-видимому, свое признание он переживает как
проявление минутной слабости. Только этим объясняется усиление прессинга на
татарскую интеллигенцию.
Государственная политика национального угнетения в XXI веке не имеет будущего.
Страшно только одно - у кого-то могут не выдержать нервы и могут возникнуть
события, которые вызовут политический взрыв. О своей готовности идти на самопожертвование,
не выдержав систематического преследования со стороны Рахимова, уже заявили
ученый-экономист Гатауллин, артист Мустафин и некоторые другие. Если это случится,
то начало второго срока президента Путина может быть ознаменовано еще одним
межнациональным конфликтом. В этот раз списать все на происки ваххабитов вряд
ли удастся, т.к. ни Гатауллин, ни Мустафин не связаны с исламскими кругами.
Ясно только одно: отсутствие гражданского общества в России национальные меньшинства
ставит в безвыходное положение,. Отсюда актуальность защиты прав татарского
народа в международных организациях и судах. В условиях бездействия органов
государственной власти России, когда часть граждан России по национальному признаку
поставлена в разряд второсортных, другого выхода нет.
Такова цена неэффективности российских органов власти.
Л. НИЯЗОВ, г. Уфа.
"Звезда Поволжья" №7(208) 19.02.2004г
Обсудить
в форуме
Обращения татарских общественных организаций
Президенту
Российской Федерации Путину Владимиру Владимировичу
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, национально-культурные общественные организации татар Башкортостана,
объединенные в Союз общественных организаций татар, обращаемся к Вам,
как к главе государства и гаранту Конституции Российской Федерации, с
просьбой о защите законных прав граждан России татарской национальности,
составляющих около трети населения Башкортостана.
Мы полагаем, что Вы помните Вашу встречу с делегатами III Всемирного конгресса
татар, проходившего в августе 2003 года в Казани. Там представитель Башкортостана
из города Белебея Нурмухамет Хусаинов в концентрированной форме обрисовал
положение татар в республике словами: "Нелегко быть татарином в Башкирии".
За этой краткой фразой стоит ущемленное положение татар в области языка,
образования, культуры. Достаточно привести только один пример: государственное
телевидение Башкортостана из более чем 100 часов еженедельного эфира на
татарском языке вещает лишь 25 -30 минут. Как Вам известно, последняя
перепись населения в Башкортостане показала, что руководство республики
использовало административные рычаги для искусственного увеличения численности
титульной нации - башкир за счет переписывания татар.
Выборы президента Башкортостана, прошедшие в декабре 2003 года, стали
свидетельством того, что граждане татарской национальности протестуют
против такой политики в республике. На северо-западе Башкортостана, населенном
преимущественно татарами и русскими, в первом туре голосования М.Г. Рахимов
нашел поддержку лишь менее трети избирателей. При этом избиратели знают,
что победа во втором туре Муртазе Рахимову была обеспечена лишь ценой
Вашего авторитета и изменением позиции избирателей татарской национальности,
потому как М.Г. Рахимов публично пообещал обратиться с законодательной
инициативой по приданию татарскому языку государственного статуса. Кстати,
такое заявление Рахимова М.Г. было подтверждено и Вашим полномочным представителем
в Приволжском федеральном округе СВ. Кириенко. Однако после выборов руководство
Башкортостана пошло по пути игнорирования требований татарской общественности
о придании татарскому языку статуса государственного. Сразу после выборов
президента Башкортостана парламент республики начал поспешно вносить косметические
изменения в закон о языках РБ, вообще не рассматривался вопрос о статусе
татарского языка. Мы полагаем, что в сложившихся условиях Ваша поддержка
М.Г. Рахимова на выборах бумерангом бьет и по Вашему авторитету.
Мы с пониманием относимся к Вашим инициативам по защите прав русскоязычного
населения в ближнем зарубежье. Но в самой России, в одном из субъектов
ее в Башкортостане, подвергается национальной дискриминации татароязычное
население численностью более миллиона человек. Будучи гражданами России,
татары Башкортостана вправе рассчитывать на защиту своих гражданских и
национальных прав со стороны гаранта Конституции РФ - президента России.
Позиция игнорирования конституционных прав татар Башкортостана, обман
татароязычного населения президентом Республики Башкортостан и скрытый
отход от своей предвыборной платформы вынуждают национальное движение
татар к действиям, которые могут дестабилизировать межнациональные отношения
в Башкортостане. Не исключено решение татар Башкортостана бойкотировать
мартовские выборы президента России.
Мы надеемся, уважаемый президент, на Ваше понимание ухудшающейся ситуации
в Башкортостане и просим активного вмешательства в ход событий с тем,
чтобы татароязычному населению Башкирии был предоставлен весь набор прав,
гарантированных Конституцией России. Вопрос о статусе татарского языка
в Башкортостане был и остается для татар главным, и его решение явится
стабилизирующим фактором в жизни республики.
Президенту Республики Башкортостан М.Г. Рахимову
Уважаемый Муртаза Губайдуллович!
27 декабря 2003 года состоялось общее совещание общественных организаций
татар Республики Башкортостан по обсуждению Вашей предвыборной программы
и особенно инициативы по решению вопроса о статусе татарского языка. На
совещании с удовлетворением и пониманием было отмечено значительное расширение
и углубление Вами Вашей предвыборной программы с учетом пожеланий татарской
общественности, что вполне закономерно отразилось на итогах второго тура
голосования. Татарское население Башкортостана восприняло Вашу инициативу
как многообещающий добрый знак, как проявление Вашей твердой воли и решимости
по совершенствованию межнациональных отношений.
Для нас теперь важно координировать наши дальнейшие действия с Вашими
планами по внесению изменений и дополнений в "Закон о языках народов
Башкортостана". Среди ученых татарской национальности имеются высококвалифицированные
специалисты, занимающиеся проблемой статуса языков. По этой тематике ими
осуществлен ряд солидных научных публикаций и разработан вариант проекта
закона о языках. Мы готовы и можем принять деятельное участие в рабочей
группе по подготовке проекта изменений и дополнений к "Закону о языках
народов Башкортостана".
Юридическое оформление статуса языков - довольно сложное дело для наших
законодателей в силу специфического, многоаспектного характера проблемы.
Иногда на разных уровнях предлагаются варианты, не выдерживающие никакой
научной критики и не заслуживающие необходимой общественно-политической
поддержки. В частности, допускается одновременное функционирование в республике
государственных и официальных языков как юридических понятий разного уровня.
Совещание считает, что законодательное закрепление ограниченного статуса
татарского языка в условиях Республики Башкортостан недопустимо ни в научном,
ни в общественно-политическом планах. Такая постановка вопроса заведет
нас в новый круг острых межнациональных противоречий и конфликтов. Необходимо
объединить усилия государственных органов и общественных организаций для
того, чтобы раз и навсегда признать государственный статус татарского
языка в Башкортостане.
При этом нельзя не учитывать того, что по Конституции 1937 года татарский
язык в Башкортостане уже выполнял функции государственного языка наравне
с башкирским и русским. Речь на данном этане, по сути, идет о восстановлении
статус-кво, нарушенного Конституцией 1977 года.
Нам хотелось бы, чтобы решение этой наиболее острой национальной проблемы
в Республике Башкортостан было найдено в ближайшее время и она не возникала
в ходе агитационной кампании по выборам президента Российской Федерации.
Р.Бигнов, Р.Сибагатов, Конгресс татар Башкортостана;
Р.Акчурин, Меджлис татарских мурз;
А. Гиниятуллин, Татарский общественный центр;
М. Хузин, башкортостанский филиал некоммерческого партнерства "Ватаным";
3. Хакимов, Национально-культурная автономия татар г. Уфы;
Р. Тулиганов, союз татарской молодежи "Азатлык";
3. Кинзябаева, татарский культурный центр "Мирас",
К. Фазлетдинова, ассоциация татарских женщин "Ак калфак";
Э. Шайхуллина, республиканский центр детского творчества "Hyp";
М. Гиниятуллин, общественная организация "Агиделъ" "За
дружбу между народами Башкортостана и Татарстана";
Р. Карачурин, общественное объединение "Берлек";
3. Хасанов, Уфимский татарский культурный центр.
Президенту Республики Башкортостан Рахимову М.Г.
Уважаемый Муртаза Губайдуллович!
Татарская общественность Башкортостана с удовлетворением восприняла Ваш
указ "О дополнительных мерах по удовлетворению национально-культурных
потребностей татарского населения Башкортостана" от 4 июля 2003 года.
Указ предусматривал увеличение в республике числа школ с татарским языком
обучения, преобразование ряда школ в татарские гимназии и лицеи, издание
журнала для детей на татарском языке, увеличение объема теле- и радиопередач
на татарском языке начиная с IV квартала 2003 года.
За прошедший срок часть намеченных в нем мер выполнена. Так, близко к
завершению строительство здания уфимского государственного татарского
театра "Hyp", на базе газеты "Кызыл Тан" начато издание
детского журнала. Однако наряду с этим ряд министерств и ведомств, в частности,
Министерство образования РБ и ГТРК "Башкортостан", затягивают
выполнение мер, возложенных указом на них. Министерство образования РБ,
Министерство культуры и национальной политики РБ замалчивают истинное
положение дел в татарских школах. Нет объективных данных, указывающих
на увеличение числа татарских гимназий и лицеев. Не увеличены объемы теле-
и радиопередач на татарском языке - они остаются на уровне 25 - 30 минут
в неделю из 102 часов еженедельных передач.
Уважаемый Муртаза Губайдуллович!
Мы просим Вас принять действенные меры по выполнению Вашего указа от 4
июля 2003 г. правительством РБ, соответствующими министерствами и ведомствами
республики.
По поручению Союза общественных объединений татар Башкортостана председатель
президиума Р.И. БИГНОВ.
Председателю Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан
Толкачеву К.Б.
Уважаемый Константин Борисович!
Как Вам известно, в ходе подготовки ко второму туру выборов президента
Башкортостана М.Г. Рахимов выступил с инициативой о пересмотре статуса
татарского языка в республике. Татароязычное население, да и вся общественность
республики, с удовлетворением восприняли данную инициативу кандидата в
президенты М.Г, Рахимова, что в конечном счете нашло отражение в итогах
выборов.
Однако в конце 2003 года депутаты Государственного собрания РБ, не дожидаясь
внесения президентом РБ соответствующих предложений по статусу татарского
языка, начали обсуждать вопрос о внесении редакционных (по сути, только
косметических) изменений в закон РБ "О языках народов Республики
Башкортостан". Своей странной поспешностью депутаты Курултая роняют
не только авторитет президента РБ, но и не считаются с мнением и позицией
миллионов избирателей республики.
Мы просим Вас, уважаемый Константин Борисович, приостановить дальнейшую
работу над редакционными изменениями закона о языках до обращения президента
РБ в Госсобрание с законодательной инициативой о государственном статусе
татарского языка.
По поручению Союза общественных объединений татар Башкортостана председатель
президиума
Р.И. БИГНОВ.
Обращения были опубликованы в газете "Звезда Поволжья" №7(208) 19.02.2004г
Обсудить
в форуме
|