Русский ислам
Советы верующим от советника Кириенко
Идеологическое конструирование сегодня особенно популярно в России, и именно
оно приносит интеллектуальной элите неплохие политические и финансовые дивиденды.
Один из таких проектов - "Русский ислам". Публикация в журнале "Эксперт"
интервью с разработчиком проекта Сергеем Градировским вызвала живые дискуссии
в Москве. Настал черед и Казани. На прошлой неделе в малом актовом зале КСК
КГУ УНИКС советник Кириенко по национально-религиозным вопросам выступил с публичной
лекцией на эту животрепещущую тему перед студенческой публикой.
Накануне Сергей ГРАДИРОВСКИЙ ответил на вопросы корреспондента
"ВЭ".
- Насколько я понял, проект "Русский ислам"
направлен, прежде всего, на то, чтобы ислам в России развивался в рамках
русской культуры. Вы считаете, что русский, принявший ислам, остается
русским?
- Конечно, это так, но ортодоксальные православные считают, что русский, принявший
ислам, перестает быть русским. Для них он - янычар. Но тогда кем является русский,
принявший буддизм, протестантизм, иудаизм?..
- В "Русском исламе" есть место тысячелетним
традициям "национального ислама" народов России?
- Это вопрос не ко мне, а к вашим культуртрегерам. Если появятся такие сильные
личности, как Гаспринский, и эффективная команда... Но пока этого нет. В то
же время следует задаться вопросом: а люди, которые ночами сидят и переводят
Коран, хадисы, труды мусульманских богословов, учитывают национальный элемент?
Мы все будем меняться. Появись (а они появятся) в Поволжье полмиллиона китайцев,
и мы уже не будем различать татар и русских. Русский народ менялся гораздо сильнее
остальных. Русский XVII века и русский времен Петра I - это разные русские.
Украинцы не считают нас славянами. Так как мы включили в себя большой процент
тюркского и финно-угорского населения. Русский язык стоит также несколько особняком
от остальных славянских. Этногенез предполагает деградацию, изменение, развитие,
смерть. Народ тоже смертен. "Русский ислам" частью уже сложился, а
частью только складывается.
- Вам не кажется, что "Русский ислам"
- это, в первую очередь, следование имперскому принципу "разделяй
и властвуй", разъединение мусульман?
- Политический истеблишмент России стоит перед вилкой - действовать надо, исходя
из принципа "разделяй и властвуй" (который как бы мы ни хотели, не
исчез), но не следует забывать, что ислам -это не православие, поэтому здесь
нет механизмов, аналогичных церкви. Даже во времена Сталина никто не объединял
муфтияты Поволжья и Северного Кавказа, и сегодня это вряд ли произойдет. В любом
случае мои симпатии на стороне верующих. Для меня важно, каким образом религиозный
фактор может помочь стране вернуть ее достоинство, самостоятельность.
- А мусульманам нужен верховный муфтий или, может,
лучше иметь совет духовных лидеров?
- Думаю, что лучше, чтобы все осталось пока так же. Я вообще за то, чтобы мусульмане
управляли коллегиально, чтобы у них были сильные лидеры, которые между собой
договаривались бы.
- Говорят, что вы исследуете ислам вместе с американцами?
- Видимо, вы имеете в виду сеть этномониторинга, который проводит по заказу
государства институт Тишкова. Мы хотели расширить эту сеть исследований и предложили
одной американской всемирно известной "мозговой фабрике" совместно
исследовать самочувствие ислама в преобладающей христианской среде - в России,
Европе и Америке.
У каждого сообщества, опирающегося на ту или иную доктрину, есть сильные и слабые
места. Нас, прежде всего, интересовало, в каких областях мусульмане успешны,
а в каких не успешны. Будут ли мусульмане через десять лет контролировать федеральные
СМИ? Будут ли они в советах директоров крупнейших российских корпораций? Смогут
ли они привлечь стратегические инвестиции из стран Залива? Смогут ли договориться
с Малайзией, которая стала инновационной державой и ушла далеко вперед? Но ввиду
череды войн, которые начали США, нам не удалось воплотить замыслы в жизнь.
К сожалению, в России пока нет культуры мозговых центров, которые создавали
бы интеллектуально насыщенную среду. Пока есть только попытки - Центр стратегических
исследований ПФО, центр "Северо-Запад", аналитический центр Германа
Грефа, что-то пытается сделать Глеб Павловский.
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №26(127), июнь 2003г.
Обсудить
в форуме
|