Сказка
о Куликовом поле
Нужен
ли России еще один праздник без повода?
В мае представители татарской общественности Москвы выразили протест против
введения в качестве государственного праздника России даты победы русских войск
на Куликовом поле.
По-разному был расценен сам факт подобного заявления. Один из моих друзей спросил,
вправе ли татары вмешиваться в ценности русского народа? Ведь для него эта дата
- более символ единения нации под знаменем Москвы и православия, чем собственно
военная победа.
Ни минуты не сомневаясь, зная, насколько болезненно отзывается вмешательство
извне во внутринациональные вопросы, я ответил, что никто не вправе извне встревать
в такие вопросы... Но и татары для России не внешняя культура, а одна из двух
основных ее составляющих. И уже в этом абсурд предложения: добиваться объединения
нации путем отчуждения одной из ее основ.
Обратим еще внимание на то, что предложение от пропагандистов МО РФ было безымянно,
а заявление представителей татарской общественности Москвы напротив -обоснованно
и подписано.
- Для торжества татарской исторической школы было бы выгодно, если бы эта дата
была введена официально, - сказал я другу.
- Почему?
- Да потому, что этой битвы, по всей видимости, не было.
- Мы же давно с тобой общаемся... и, кажется, уже говорили об этом...
Вообще-то битва была, но не та, что описывается в легенде и какая дается нам
в учебниках. Я как-то переписывался с одним из авторов этих учебников по поводу
так называемой Куликовской битвы, и он не нашел аргументов в защиту своей позиции.
Я не называю его имени не потому, что он маститый и известный, а потому, что,
оставаясь ярым приверженцем традиционной позиции, он нашел в себе мужества дать
положительный отзыв на мою работу, которая написана с точки зрения для него
неприемлемой, но обоснованной. Это - научный подвиг. Впрочем, прямого отношения
к теме это не имеет...
Как бы воспринялось утверждение какого-нибудь лидера Чукотки или, например,
коми о том, что Ельцин лишился престола в результате успешного наступления чукотской
армии и полного военного разгрома России? Нонсенс, конечно. Примерно такое же
соотношение сил тогда было между военной мощью Сарая и мелким улусом - Москвой.
Русские войска не могли не только победить, но не осмелились бы даже выйти в
степь самостоятельно. И не потому, что не было храбрых бойцов и толковых воевод,
а потому, что у них не было конницы. Конница - это не пехота на коне, а коллектив
людей, от рождения "сросшихся" с конем. Не зря грекам и индейцам они
казались кентаврами. Из мужика конника так и не получилось, поэтому и покупались
Москвой из века в век татары, калмыки, казаки и горцы. В степи один конный лучник
значит больше, чем десятка два-три хорошо вооруженных пехотинцев. Видели, как
конный милиционер разгоняет толпу? А теперь подумайте: кого могли выставить
вчерашние покорные слуги против конницы Мамая? Пехоту, которая должна погибнуть.
Из контекста "Задонщины" можно сделать вывод, что князю Дмитрию удалось
собрать 20 - 30 тысяч хорошей конницы, которую он и берег как зеницу ока и разместил
в засадном полку. Она не понесла потерь и... где она была, когда год спустя
Тохтамыш-хан пришел к Москве? Имея каменную крепость, закаленные войска и мощную
конницу (если верить летописям) Дмитрий мог в пух и прах разгромить ордынцев.
Но убежал в леса. Это так не вяжется с его поведением на поле Куликовом, когда
он встал в ряды пехоты (смердов)! Подобный поступок скорее присущ военному священнику,
а не князю. Он не проста встал в ряды бойцов, а преднамеренно отдал будущую
победу простому воеводе Боброку, вставшему во главе засадного полка и нанесшему
решающий удар.
Ни один полководец не устранится от управления войсками. Потеря управления означает
заранее проигранное сражение. В военное время - это преступление.
Очень интересна личность Боброка. Кстати, непривычное имя для воеводы-славянина,
но восточное имя Бабрак, наверное, слышали все. Его имя не встречалось мне в
источниках. Зато, кажется, припоминается ордынец Бабрак. Но, в любом случае,
не он здесь главное лицо. Важен сам эпизод передачи управления войсками не великому
князю, а другому лицу. Кто оказался главнее трех великих князей?
Давно известно, что на Куликовом поле археологи нашли много интересного, но
ни малейшего намека на следы битвы. А памятник на нем скорее символизирует русское
стремление к величию, чем память о героях, , не известных до сих пор Москве.
Почему не могло быть описанной дьячками Куликовской битвы? Да хотя бы потому,
что вместе выступили непримиримые враги - Тверь, Москва, Рязань... Временное
примирение князей, как и совместные действия, было возможно только в одном случае
- по приказу Великого хана Сарайского. Тохтамыш-хана.
Перейду теперь к главному. По каким сведениям мы судим о битве? Традиционная
версия основывается на "Задонщине" - поповском произведении XVI -
XVII веков, размещенном в некоторых сводах. То есть эта легенда была записана
во время развития московского колониального прорыва на татарские земли Поволжья
и Сибири. Москве тогда было необходимо идеологическое обоснование агрессии.
Но других сообщений о ней у современников нет. Или скажем более корректно: они
мне неизвестны.
А что есть? Есть сообщение (в том числе и в русских летописях) о том, что Мамая
разгромил на Калке Тохтамыш. При этом большая часть сил Мамая перешла к Тохтамышу.
Каким мне видится ход событий? Взяв Сарай (или ранее), Тохтамыш вошел в контакт
с соседями и своими улусами, потребовав подчинения. Мамай не подчинился. Тогда
Тохтамыш вызвал всех вассалов (среди которых наверняка были и горцы, и булгары).
С запада ему помогала верная Литва. Только в таких условиях могло собраться
объединенное войско разных государств. Только в этом случае Дмитрий передал
управление битвой и победу другому - Тохтамышу (другие его имена достоверно
неизвестны).
С точки зрения Тохтамыша, логично и правильно было поставить под удар пехоту
(если битва действительно происходила по описанной схеме).
Мамай, прорвав его порядки, увяз, потерял скорость, инициативу и, в конечном
счете, - победу. Тохтамыш нанес решающий удар, сохранив свою гвардию и ослабив
сепаратистов.
Только такая трактовка на сегодняшний день лучше всего объясняет последующие
события и разгром Москвы. Только в этом случае почти полностью уничтоженная
русская пехота могла вернуться степью мимо своих врагов и лучших тогда в Европе
литовских войск.
Таким образом, битва была, но не на Куликовом поле, а на Калке. Не против империи,
а против самозванца-узурпатора, то есть - за Орду. Руководил кампанией Тохтамыш.
Так чью же победу будем мы отмечать?
Рустам НАБИЕВ
"Восточный экспресс" №31 (38) 10.08.2001
Обсудить
в форуме
На эту тему также: Абдулхан
АХТЯМЗЯН. Куликовская битва - миф и трагедия.
|