Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№35 (78)  19 марта 2004

Жизнь Тукая - черно-белый сериал

Габдулла Тукай в последний год жизни    4 апреля 1913 года возле Клячкинской больницы (ныне дом на Островского, 11/6) бушевало людское море. Около десяти тысяч человек пришло сюда, чтобы проститься с любимым поэтом. Смерть Тукая притянула магнитом самых разных людей. Как засуха сталкивает возле ручья хищников и их жертв, так и здесь собрались и те, кто боготворили поэта, и те, кто ненавидел его. В день погребения закрылись все книжные татарские магазины. Не проводились занятия в татарских школах. В связи с трауром не вышла казанская газета "Кояш", в которой Тукай наиболее активно сотрудничал. Во время движения похоронной процессии улицы переполнились народом, движение трамваев было приостановлено. Татарские издания были завалены письмами и телеграммами сочувствия. В одной только газете "Вакыт" в эти дни скопился целый ящик писем, пришедших от простых крестьян и рабочих. В оренбургских книжных магазинах в течение 2-3 дней после известия о смерти Тукая были сметены с прилавков все экземпляры его сочинений, а книготорговцы в отчаянии телеграфировали в Казань в надежде получить хоть что-нибудь из его произведений. Используя вечный предпринимательский принцип "куй железо, пока горячо!", татарские фабриканты выбросили на рынок множество продуктов с маркой "Тукай": "Конфеты Тукая", "Мыло Тукая" и т.д. Огромными тиражами были отпечатаны открытки с изображением покойного поэта. В процесс включились и книгоиздатели. Только в 1913 году вышло пять книг Габдуллы Тукая.
    Тукай перед смертью тоже думал о материальном. Но его волновала другая проблема. Поэт мечтал о справедливом распределении положенного ему задатка - 500 рублей за планируемые к выходу книги. Эти деньги он завещал направить на обучение двух шакирдов из татар. Благородное начинание тотчас же подхватили татарские купцы и интеллигенция. Был создан фонд, в который сразу пошли солидные финансовые вливания.
    Смерть от болезней легких - участь многих татарских писателей, национальная эпидемия, уносящая в мир иной наиболее талантливых представителей татарского народа. Тукай всегда жил на грани жизни и смерти, балансировал на кромке света и тьмы. По сути, он был временным человеком на этой земле. Аллах давно дожидался его, но, видя талант, оставил послужить своему народу на долгие... 26 лет!

    Сирота
    Биография Тукая - готовый сюжет для латиноамериканского сериала. Его короткая жизнь - круговерть черных и белых полос. Черных было гораздо больше.
    Тукаевский род вплоть до седьмого колена состоял из одних мулл. Дед его, Мухаммедгалим хазрат, считался строгим, правоверным мусульманином, человеком старых взглядов. Развлекающаяся игрой на гармони деревенская молодежь, завидя его, разбегалась врассыпную - иначе несдобровать! Отец Мухаммедгариф также служил муллой. Указ получил в достаточно молодом возрасте - в 22 года, что говорило о его неординарных способностях. В отличии от своего отца, Мухаммедгариф был не так усерден в религии и везде твердил, что своих детей никогда не отдаст в муллы. Это был очень совестливый, простой и наивный человек. Имел хорошую библиотеку и сам пописывал стихи, Что-то надломилось в этом человеке. Может, деспотичный характер отца сыграл в этом свою роль, может, что-то еще, но слабость характера привела к увлечению отца Тукая алкоголем. Когда об этом сообщили его жене и предложили развестись с непутевым супругом - она отказалась, объяснив, что будет любить его, каким бы он ни был. Увлечение алкоголем, кстати, приписывают и самому Тукаю. Впрочем, эти сведения категорически отвергает профессор КГУ Рафик Нафигов, посвятивший немало лет изучению биографии поэта.
    В четырехмесячном возрасте мальчик лишился отца. Оставшись с маленьким Габдуллой и двумя детьми мужа от предыдущего брака, молодая мать перебирается к своему отцу. Обстоятельства складываются так, что во вдовах ей долго сидеть не пришлось. К ней сватается некий мулла по имени Шакир. Габдуллу временно отдают на попечение одной старухе в деревню Кушлавыч. Та оказалась на редкость жестокосердной и относилась к мальчику, как к гадкому утенку. Вскоре мать забирает сына в новую семью. Начинается светлая полоса в жизни будущего поэта. В доме было все, даже белый хлеб с медом на обед, показавшийся изголодавшему мальчугану изысканнейшим деликатесом. Счастье продолжалось недолго - уже в четыре года Тукай потерял родную мать и остался круглым сиротой. Это случилось в январе. Потрясенный мальчик босиком бежал по замерзшей земле за траурной процессией и кричал:"Верните мне мою маму!" Отчим недолго думая сплавил ставшего ненужным ребенка. Габдулла снова попал в семью фактически неродного дедушки. Естественно, его никто не ждал с распростертыми объятьями. Приход слабый, доходов мало, да еще голод 1891 года.
    Что делать? Решение не заставило себя долго ждать. С попутным ямщиком мальчика отправили в Казань - авось кто-нибудь возьмет его на воспитание? На Сенном базаре Габдулле быстро нашелся отец - бездетный торговец Мухаммедвали. Черную полосу снова сменила белая. Семья Мухаммедвали жила небогато, но, по крайней мере, приемыша здесь никто не попрекал куском хлеба. С новыми родителями мальчик любил ходить на ярмарку Ташаяк (ныне ул. Ярмарочная, возле цирка) и наблюдать, как счастливые дети катаются на деревянных каруселях. Приемные родители любили Габдуллу, но не могли позволить себе расходов на такие "пустяки". Уже став известным поэтом, Тукай часто приходил сюда и катался на этих каруселях до одурения, до тошноты.
    Габдулле хронически не везло - одновременно тяжело заболели его приемные родители. Переживая за дальнейшую судьбу мальчика, они отправляют его обратно в деревню, к дедушке. Все возвращается на круги своя. Чуть оттаявший от жизненных невзгод мальчишка вновь оказывается в нелюбимой, семье, по сути, среди чужих ему людей.
    Но... вновь находится человек, готовый усыновить Тукая. Некий Сагди забирает его к себе, в деревню Кырлай. Мир не без добрых людей! В Кырлае Тукай провел несколько лет. Здесь он стал посещать медресе, тут начал раскрываться его талант, здесь он впервые услышал грустные татарские народные песни, мотивы которых навсегда врезались в его память.
    Отсюда в 1895 году он отправился в Уральск, в медресе "Мутыгия", где проучился долгих 12 лет. В годы учебы помимо постижения новых знаний он подрабатывал водовозом и сторожем, в типографии русской газеты "Уралец" изучал ремесло наборщика. Сотрудничал в редакциях различных газет и журналов. В медресе подросток стал выступать против устаревшей системы воспитания и образования, царившей в этом учебном заведении. Тукай стал демонстративно курить, ходить с непокрытой головой и отращивать волосы...
    Обратно в Казань Габдулла Тукай вернулся только в 1907 году. Переезду способствовало также и получение нежданного наследства в сто рублей. В этом городе прошли самые плодотворные годы поэта, здесь он работал в журналах "Яшен" и "Ялт-Йолт" и здесь он нашел свое последнее пристанище.

    Комок противоречий
    Известно, что Тукай был не прочь покритиковать своих собратьев по перу. Он любил подмечать и критиковать чьи-либо недостатки. Объектом его едкой, обидной сатиры становились и писатели, и политики, и муллы. Для него не существовало авторитетов - поэт разочаровался в людях. По сути, это был протест глубоко одинокого человека, обиженного на весь мир, до конца не изжившего комплекс мальчика-сироты. Биографы поэта характеризуют его как сплошной комок противоречий: веселый и грустный, молчаливый и разговорчивый, остроумный и игривый, добрый и злой, храбрый и осторожный, мудрый и простодушный.
    Но что бы ни говорили о нем, талант Тукая не оспорить. Это человек, который писал оголенным сердцем, в котором перемешались и горькая обида, и сладкая радость. Тукай был патриотом своей нации, он говорил: "Я готов положить душу за счастье татар, именно татар, потому что я сам - истинный татарин. Бесконечно велик мой долг перед нацией, и только Аллаху ведомо, смогу ли я выполнить его".

Азат АХУНОВ

"Восточный эскпресс" №15 (22) апрель, 2001г

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz