Язык надо спасать, а не буквы менять!
Так
считает человек, который в советское время олицетворял педагогику
и образовании Татарии - Мирза Махмутов
Сегодня академика РАО Мирзу Исмаиловича Махмутова называют одним из противников
перехода татарской графики на латиницу. Говорят, не без его участия летом на
специальном совещании у президента Татарстана было принято решение отложить
старт этой программы.
Кстати, Махмутов - один из разработчиков в советской педагогике теории проблемного
обучения, создатель и директор НИИ среднего профтехобразования АН СССР, единственного
академического института, который существовал не в столице Советского Союза.
По творчеству ученого уже написана кандидатская диссертация...
- Мирза Исмаилович,
вы почти 20 пет были министром просвещения ТАССР... Кого, какие
вас, спросить: а насколько сегодня образованны татары?
- Я вообще убежден, что секрет жизненного успеха народа - в образовании. Например,
российские евреи, давно потерявшие свой родной язык, имеют высокий уровень образования.
В среднем по России из тысячи жителей получают вузовский диплом 220 русских,
527 евреев и 177 татар. До революции лишь единицы татар могли учиться в университетах!
Даже в 50-е годы в казанских вузах студентов-татар было меньше, чем русских
(около 26 процентов). Надо, конечно, учитывать разные факторы. После окончания
татарской школы, особенно сельской, молодежь попросту боялась идти в университет
из-за слабого знания русского языка, да и уровень преподавания на селе был ниже.
Поэтому в 60-е годы мы решили снизить для сельчан проходной балл.
- Но, простите, это
же своего рода уравниловка!
- Нет, не уравниловка, а дополнительный шанс!
Выпускники районных татарских школ, как правило, -благодарная для
вузовских преподавателей публика. Эти ребята обычно к третьему курсу
догоняли своих русских сверстников и даже перегоняли. Стремление
татар догнать - черта, сформированная веками в борьбе за выживание.
В результате к 70-м годам мы добились равного соотношения русских
и татарских студентов.
- Чем объяснить, что
за годы советской власти и в годы перестройки мы потеряли большую
часть городских татарских школ?
- Это очень большой исторический вопрос. Когда я работал в Министерстве просвещения
республики (Махмутов - министр просвещения Татарии с 1958 по 1976 год. - Р.Д.),
делал все, чтобы сохранить татарскую среднюю школу. Обком партии поддерживал
меня. Но татарская школа начала исчезать в массовом порядке еще во время Великой
Отечественной войны. Конечно, повлияли и процессы урбанизации, приведшей к оттоку
татарской молодежи в города, на стройки, в промышленность. Сначала уменьшилось
число учащихся и стали закрываться школы в Москве и Ленинграде, затем и в других
областях России. А все потому, что некогда лапотная страна постепенно становилась
страной индустриальной. Вся техническая документация составлялась на русском
языке. Русский язык стал ключом к профессионализму, к жизненному благополучию.
Сама жизнь вела наш народ к тому, чтобы он освоил язык большинства. Это формула
ленинская. Не моя. Например, в Турции живут тысячи татар. В годы перестройки
туда ездили наши ученые, даже побывали в одной татарской деревне. Так вот, там
татары говорят на турецком, хотя быт похож на тот, что был у нас в начале века.
Татарская молодежь есть и в США, и в странах Европы, но и там она говорит, соответственно,
на английском, немецком, финском языках. Понимаете, некоторые люди проблему
национального образования рассматривают как-то отстраненно от материальных условий.
А человек в первую очередь должен поесть, одеться, иметь теплое жилье. И он
к этому стремится, невзирая на риск потерять родной язык.
- Многие татары связывают
свои надежды с созданием татарского университета...
- Свою концепцию татарского университета я внес в Кабинет министров Татарстана
еще в 1994 году. После этого были, насколько мне известно, еще какие-то концепции.
Считаю, татарский университет нужен. И не потому, что сельская молодежь не может
учиться в русских университетах. Есть и другие причины. Мы - второй по численности
народ в России, поэтому имеем право на то, чтобы татарский язык стал вторым
государственным языком в Российской Федерации. Посмотрите: в Финляндии живет
всего 6 процентов шведов, но их язык имеет статус государственного. В Киргизии
- 11 процентов русскоязычных, но русский признают наравне с киргизским. А нас
в России около 6 миллионов! Одним словом, создание татарского университета стало
бы большим моральным стимулом для молодежи, получающей образование в татарской
школе. Но в то, что наш университет сразу же начнет конкурировать по уровню
с Казанским или Петербургским университетами, я не верю. Потому что университет
- это профессура, это исторически сложившиеся научные школы. Профессором можно
стать, но чтобы создать научную школу, нужно целое поколение ученых. Мы знаем
научные школы физиков, химиков, филологов, связанные с именами Чеботарева, Зинина,
Бутлерова, Арбузовых, Казимбека... Сегодня таких корифеев, видимо, нет. Конечно,
многое наработали наши филологи и историки. Слава им! Подняли то, что было написано
в прежние века на арабском языке, перевели, проанализировали. Но это прошлое,
а, как известно, в карете прошлого далеко не уехать. В новом университете должна
быть современная наука, современные естественные и технические знания... Татарский
университет нужен, но начать надо бы с одного здания, со ста студентов и десяти
профессоров - не больше! А потом наращивать, внедряя лучший мировой опыт высшего
образования.
- Быть может, тогда
у нас появятся нормальные педагогические кадры и адаптированная
к ребенку методика преподавания татарского языка в школах?
- Да, вы правы. Тут я вижу два вопроса: подготовка специалистов для татарской
школы и подготовка специалистов татарского языка для русской школы. И оба вопроса
- проблемные. Нужны разные методики, такова мировая практика. Выпускник хорошей
русской школы идет учиться в Казанский университет. И набирается знаний у профессора,
у которого и отец мог быть профессором. Затем преподает в казанской школе. Это
один путь. А вот другой: юноша заканчивает татарскую сельскую школу, в которой
учат слабо образованные учителя, да еще живущие материально архиплохо. Учительница
не успеет вымыть руки после дойки коровы, а уже бежит на уроки. А из школы,
забыв дать своим ученикам задание к следующему уроку, бежит к корове. Чтобы
выжить. И ее ученик приходит в казанский педагогический или сельскохозяйственный,
поскольку в университет не пробивается. Если талантливый, пишет после окончания
диссертацию и остается в городе. А многие возвращаются в село. И все повторяется
по второму, третьему кругу... Так вот, картина в настоящее время мало изменилась.
Появилась еще и проблема подготовки учителей татарского языка для русскоязычных
школ. Понаоткрывали классов, и все, кто знает - не знает, пошли учить детей
татарскому языку. Впрочем, даже те, кто имеет диплом учителя татарского языка,
не владеет современной методикой интенсивного обучения. Как же так: девять лет
изучать в школе татарский наравне с русским, знать его грамматику, но не уметь
говорить?! Значит, нужен акцент на живую речь, а не на склонение имен и спряжение
глаголов. И стоит ли винить в этом неуспехе школьных учителей? Их такими "создали"!
- Может быть, и в этом
случае надо было начинать с малого, а не делать все в массовом порядке?
- Тут, мне кажется, дело не только в массовости. Нужна социальная мотивация
в масштабе РФ. В 20-е годы тоже вводили в школах татарский язык. И русские с
удовольствием изучали его. Был революционный пафос: вместе строим социализм!
Может, главная сила - вера народа? Сейчас нет веры - ни в царя, ни в Бога, ни
в завтрашний день. Жизнь перестала быть первой в шкале ценностей человека. Потребительство,
деньги вышли на первый план. Они породили эгоизм, жадность, черствость души.
Раньше была общая цель, пусть утопическая, - построить социализм, мир справедливости,
равенства, благоденствия. Люди верили в это. Не только нужда в хлебе, но и вера
в завтрашний день рождала мотивы действительно героического труда. Полуголодные
в рваном старье строили гигантские заводы, новые города! Вы можете сказать мне,
что сейчас русские активно обратились к православию, а татары - к исламу. Однако
эта вера напрямую не связана с реальной жизнью, с решением жизненных проблем.
Вернемся же к вопросу национального образования. Надо отдать должное властям
Татарстана, которые колоссально поддержали концепцию образования детей на родном
языке - и словом, и делом. Поднялась татарская интеллигенция. Увеличилось число
и школ, и обучающихся, созданы новые учебники, пособия, новые типы школ, гимназии,
колледжи. Но... "Москва не сразу строилась". Из ста детей-татар в
Татарстане учатся на родном языке только 46 человек. А в Казани и того меньше
- 33. Как видите, мы не смогли охватить татарским образованием всех детей. Подчеркиваю:
речь идет не об изучении татарского языка как предмета, а об изучении на нем
разных предметов (физики, химии и т.д.). А если даже в Татарстане только 46
процентов учится на татарском, сколько же в диаспоре? В 1988 году в своей статье
в журнале "Народное образование", пользуясь и нашей, и московской
статистикой, я привел удручающую цифру - 7 процентов. Сегодня, может быть, -
8 или 10 процентов татар. Нынче свободно владеет татарским языком менее 30 процентов
горожан, говорят дома на нем - менее половины. А что будет через два поколения?
Теряем язык со страшной скоростью!
- Волнующий многих вопрос:
переход на латиницу. Как вы считаете, новый алфавит будет способствовать
сохранению языка или наоборот?
- Кое-кто меня поругивает за мою позицию. Но я считаю, что мы запутаем в буквах
и учителей, и читателей, особенно в диаспоре. Ведь тиражи газет и журналов уменьшились
в десятки раз не только из-за дороговизны. Читать на татарском стали меньше.
Значит, под угрозой исчезновения сам язык! Его надо спасать, а не буквы менять!
Как-то один татарский интеллигент сказал: пусть нас, татар, останется девять
процентов, но мы будем с латиницей. Но тогда ради чего огород городить? Такая
угроза есть и без латиницы: перепись населения может резко уменьшить число считающих
себя татарами! Говорят, настоящий интеллигент может быть лишь в третьем поколении.
У нас уже были "чабаталы морзалар" ("лапотные дворяне").
А сегодня, может, многие из нас просто "чабаталы зыялылар" ("лапотные
интеллигенты"), если вместо спасения нации от физического вымирания и духовной
деградации мы тратим силы на смену букв алфавита? Это не объединяющий, а разъединяющий
фактор.
- И все-таки, согласитесь,
Москва не должна была вмешиваться в дела Татарстана...
- Да, вы совершенно правы, это нарушение прав и человека, и народа. Я убежден,
что это грубейшая политическая ошибка федеральных властей. Но и мы хороши. Московская
татарская интеллигенция против латинизации. Мы должны были, на мой взгляд, вступить
с ними в цивилизованную дискуссию. А ученые Казани бросились ругать москвичей,
назвали их врагами народа, отщепенцами. Спор пошел по принципу "сам дурак".
Не надо забывать, что в Татарстане живет только одна четвертая часть татар,
а за его пределами - три четверти. Пусть часть из них не знает татарского языка,
но большинство считает себя в душе татарами и болеет за судьбу своего народа.
Этого разве мало?! Недавно приезжала в Казань София Губайдулина - композитор,
признанный интеллигенцией Европы. По-татарски почти не говорит. Не говорит на
родном языке и академик Роальд Сагдеев, который работает в Америке. Но оба -
наша гордость! Неужели тот, кто в 20 лет впервые увидел город, кое-как получил
степень доктора наук, более татарин, чем они?!
- В последние годы все
больше и больше говорят об зтнопедагогике. Сравнивая внутренний
"климат" в татарской гимназии и обычной средней школе,
подчеркивают, что в первой царит совершенно особенная атмосфера.
Может быть, нам надо шире внедрять народную педагогику?
- Я думаю, что это одна из лучших форм воспитания будущего поколения. В татарской
гимназии детям стали прививать национальные обычаи уважения к старшим, вежливости,
гуманности, милосердия. Если бы и социум был такой же... Но, к сожалению, социум
другой. Приведу интересный пример. В Казани есть медресе "Мухаммадия"
- там учатся пять лет, но выпускники на выходе не получают никакого официально
признанного документа. Если юноши еще как-то могут устроиться в мечетях, то
девушки вообще не у дел. Татарско-американский региональный институт решил давать
им параллельно и светское образование. Сначала наши студенты говорили при виде
шакирдов: "Фу! Какие-то пришли в платках, в длинных платьях!" Прошло
полгода - и уже совершенно другая реакция. Девушки и юноши из "Мухаммадии"
привнесли в светский вуз новый нравственный стиль поведения. Кстати, в этом
году 28 человек из их числа получили первые вузовские дипломы российского образца.
- Насколько я понимаю,
в зтнопедагогике много от религии. Может быть, правы те, кто считает
ислам инструментом сохранения татарской нации?
- Он и был таковым до революции. Ислам был нашей и идеологией, и этикой, и эстетикой,
и философией. Но за 70 лет в условиях атеизма выросло три поколения. Старшее
поколение всегда ощущало ностальгию по исламу, а младшее интуитивно чувствовало
в нем что-то таинственное, что-то важное и глубинное, что может поднять дух,
наполнить добром наши души. Прошло еще десять лет. Сегодня мы - народ, который
ходит в мечети по праздникам. Да, вроде это вера. Но истинно верующих в Аллаха,
в Коран все-таки мало. Социологи установили, что наметился рост религиозного
сознания: 80 процентов студентов, как татар, так и русских, считают, что религия
важна и нужна. Однако из них читали Коран или Библию только 4 -5 процентов.
Перевода Корана на татарский язык до недавнего времени вообще не существовало,
а арабским языком владеют единицы. Поэтому Священную книгу мы постигали на русском.
Но сам дух русского языка, его терминология совсем иные - иные у людей историческая
память и народные традиции.
- Вы ведь принимали
непосредственное участие в подготовке первого перевода Корана на
татарский язык...
- Да, в прошлом году мы издали Коран на татарском языке. Перевод мастерски сделал
писатель Батулла. Но сделал его с турецкого. И пришел ко мне с просьбой сличить
с оригиналом - нет ли ошибок.
- Мирза Исмаилович,
если бы вы были министром просвещения сегодня, когда в педагогике
появилась большая свобода поиска, вы ввели бы богословие в учебную
программу?
- По нашему закону религия отделена от государства. Значит, в государственной
школе преподавать богословие запрещено. Но мы можем ввести религиозное просвещение
и религиозное воспитание. Например, говорить с детьми об истории ислама, о положительных
и непонятных для нас сторонах этого учения, учить различать Добро и Зло. Я не
раз писал об этом, в Москве в 1997 году вышла моя книга для учителей "Пророк
Мухаммад", но ведь сегодня... мало кто читает.
- Как вы думаете, какая
судьба ждет татарский народ в XXI веке?
- Мы, конечно, не будем ходить в лаптях и домотканной одежде, как в начале XX
века, но среди высококвалифицированных рабочих, например, на КамАЗе, уже сейчас
татар вдвое меньше, чем русских (25 и 47 процентов), а малоквалифицированных
- в 2 раза больше. Так что прогноз неутешительный. Кроме того, будущее надо
рассматривать в контексте общероссийском, даже глобальном. А россияне уже вымирают:
во многих регионах смертность в два раза превышает рождаемость. То, что делает
сегодня российское правительство, не только не патриотично, но и антинародно
- и в политике, и в экономике. Базой налогообложения служит нищий фонд заработной
платы, а природные ресурсы (70 процентов дохода страны) бесплатно отданы частным
лицам. Ради дружбы с Америкой мы, похоже, снова влезли в войну в Афганистане.
И встали против мусульманского мира. Советский Союз, наоборот, ой как считался
с этим миром, поддерживал его и сам на него опирался. Россия это потеряла. А
процесс ассимиляции татар ускоряется, несмотря на наши вопли: дескать, русские
виноваты, виноваты московские татары. Всмотримся в себя: даже в Казани 50 процентов
браков - смешанные, их дети - русскоязычные. Судьба татарской нации решается
в постели - образно сказал один писатель. И, кажется, он прав. Нам действительно
угрожает постепенное обрусение. Татары - единственная в России нация, растворенная
на большой территории маленькими группами. Мы пытались создать независимую республику,
чтобы хотя бы соплеменники молились на Казань. Сначала нам дали суверенитет,
а теперь отняли. Даже всенародно принятую Конституцию и ту отнимают.
Человеческая цивилизация состоит из суммы культур тысяч народов. Единственная
надежда - что мы сохраним единство нации, что сумеем поднять свою культуру,
уровень своего образования (как, например, евреи) на уровень русской культуры,
а в вопросах воспитания личности, опираясь на традиции, даже выше. И сумеем
сохранить свою веру, национальную идентификацию.
Знаете, чего не хватает нам более всего? Образованности, настоящей интеллигентности
без апломба и кичливости. Я благодарен судьбе за встречи с такими настоящими
интеллигентами, как Баки Урманче, Наки Исанбет, Альберт Яхин, Анас Халитов...
И еще. У нас есть Всемирный конгресс татар, который ведет пропаганду татарской
культуры в России, но эти усилия - капля в море. А нам не хватает патриотов-миссионеров,
настоящих культуртрегеров, живущих жизнью татар на Сахалине и в Турции, в Риге
или Самаре. Их можно было бы вырастить из представителей самой диаспоры. И в
этом главную роль могла бы сыграть Казань. Однажды мне посчастливилось познакомиться
с Джеймсом Эндикоттом, лауреатом Ленинской премии мира... Больше всего меня
потрясло то, что этот седовласый канадец, одинаково хорошо говоривший на английском
и китайском языках, 25 лет прожил в качестве католического миссионера в Китае...
Резеда ДАУТОВА
"Восточный эскпресс" №50 (57), декабрь, 2001г
Обсудить
в форуме
|