О будущей идеологии ислама
В Казани с лекциями побывал заведующий сектором Ближнего Востока
Института Азии и Африки при МГУ, специалист по Пакистану и политолог
Вячеслав БЕЛОКРИНИЦКИЙ.
О джадидизме, тюрках Индии, перспективах Татарстана в Пакистане, будущем Ирака
с гостем беседовал корреспондент "ВЭ".
- Сегодня в Татарстане
особенно популярна тема джадидизма - татарского реформизма. Наряду
с этим среди местных ученых бытует точка зрения, что джадидизм -
исключительно татарское открытие...
- Самая крупная эпоха ревизии ислама началась в XIX - XX веках во всем мусульманском
мире. Первая волна исламского реформизма основывалась на западном либерализме.
Она и совпадала по времени с джадидизмом в Татарстане. Затем татары распространили
это явление по многим мусульманским регионам Российской империи. Татары в Средней
Азии выполняли многие полномочия центрального правительства, они со времен Кауфмана
были проводниками колониальных властей. Султан-Галиева также можно назвать последователем
этого возрождения.
Видными представителями либерального реформизма были Афгани, Абдо, Рида в Египте,
Саид Ахмет-хан, Мухаммад Икбал в Пакистане. За волной панисламизма на либеральных
основах в конце 20-х годов возникает консервативный реформизм. В 1929 году Хасан
аль-Банна создает организацию "Братья мусульмане" ("Ихван-уль-муслимин").
Эти два реформаторских движения отличаются друг от друга степенью взаимодействия
с Западом. Если либерал Саид Ахмет-хан в Индии ратовал за учет европейских ценностей,
предлагал обогатиться за счет Запада, то представитель консервативного реформизма
Абул-Аля Маудуди, признавая техническое превосходство Запада, пропагандировал
исламскую модель государственности.
В дальнейшем каждое из движений переживало взлет и падение и сменяло друг друга.
В итоге либеральный модернизм прижился в Турции, в Иране во времена шаха, в
Пакистане при Аюб-хане. Ко второй модели ближе всего стоит Иран. Мы на одном
из наших семинаров обсуждали возможность реформирования Ирана и пришли к выводу,
что корпорация богословов не допустит этого.
- Есть точка зрения,
что реформизм был инспирирован Западом и преследовал цель проведения
политики колониализма...
- В нашем секторе есть ученый, который говорит: почему вы считаете, что колониализм
- это плохо? Действительно, если взять, к примеру, неколонизированный Афганистан
и малоколонизированный Пакистан. Экономическое развитие и влияние обоих не сопоставимы.
Воздействие внешних сил всегда есть, но надо оценивать с позиций хорошо это
или плохо. Например, на деньги Сороса в Казань приезжают московские востоковеды.
Это хорошо? Хорошо, что идет учебный процесс, но плохо, что не из внутренних
источников.
- Что же тогда должно
объединить мусульманский мир? Реформизм, панисламизм, национализм,
ваххабизм...
- Всех объединить невозможно. Всегда будут частные, региональные, локальные
группировки. Сегодня предлагаются различные модели объединения. Есть так называемый
фундаменталистский ислам, который еще называют джихадизмом, который стоит на
традициях возвращения к золотому веку Пророка Мухаммада (мир ему), он строится
на идеалах прошлого. Этот проект может объединить часть исламского мира, в основном
разочарованную молодежь. Существует проект либерального интернационального современного
ислама, совместимый с европейским образом жизни. Это крайне светский ислам и
уготавливает религии то же место, которое занимает христианство в западном обществе.
Религия в этом случае - частная жизнь каждого. Государство, как в Турции, может
открывать религиозные курсы, школы, готовить имам-хатыбов, но не более... Третий
проект - это создание исламизированных политических режимов. В английском его
обозначают словами islamity. Это ослабленные исламские режимы, которые лишены
радикализма и которые совместимы с мировым сообществом. Этот проект сохраняет
национальную самобытность и связан с региональной традицией - с этнической,
государственно-этнической, государственно-территориальной.
Мусульманский мир - это не единый массив. Даже арабский мир делится в языковом
плане, существует множество диалектов.
- Ислам и национализм
- это совместимые понятия?
- Да. Для фундаменталистского, пуританского типа ислама, о котором мы говорили
выше, существует единая умма, единое пространство, единая нация мусульман. К
таким мы можем отнести движение "Хизби тахрир" в Средней Азии. В нашей
литературе в связи с Чечней существует два взгляда: ислам может быть воинственным
(ваххабизм) и невоинственным (евроислам). В то же время существует третий путь,
когда происходит совмещение исламской культуры и национальной. Получается так
называемый культурно-религиозный национализм, который имеет будущее. В Турции
- это исламо-турецкий национализм, в Пакистане, где нет преобладания этнического
компонента, существует исламский, пакистанский национализм.
- Во многих мусульманских
странах общество восприняло войну в Ираке, как крестовый поход...
- Американцы постарались сделать все, чтобы это не выглядело, как крестовый
поход. Они всеми силами доказывали, что идет война не с исламом, а с такими
язвами, как Саддам Хусейн, с которыми они расправились хирургическим путем.
Они раскололи исламский и неисламский миры... Государственные структуры мусульманских
стран тесно сотрудничают с Западом и заинтересованы сохранить мировую систему
экономики. Никто не заинтересован в ее развале. Например, Саудовская Аравия,
которая известна своей радикальной внутренней политикой, не оставила своих союзников-американцев
и сегодня. Раскол мог быть более серьезными, если бы война в Ираке вызвала гуманитарную
катастрофу или если бы было огромное количество жертв среди мирного населения.
Но война закончилась неожиданно быстро. Почему? Пока мы не знаем всех деталей,
но тоталитарный режим - это колосс на глиняных ногах, который держался на страхе.
- Один из языков Пакистана
- урду - происходит от тюркского слова "орда". А какие
еще следы, напоминающие о тюрках, сохранились в том регионе?
- В зрелом средневековье на территории Северной Индии возникло два княжества
- Гурийское и Газнийское, которые основали тюрки. В истории наиболее известен
султан второго княжества - Махмут Газнави. В 1022 году он совершил ряд кровопролитных
походов в Индию и разорил индусскую святыню Санднахт. Индусы до сих пор с содроганием
вспоминают об этом. В конце XII века образуется Делийский султанат, в Индии
утвердилось господство мусульман. На протяжении семи веков общее название всех
мусульман в этом регионе было "тюрк". С XIV века сюда приходят среднеазиатские
тюрки. При последнем великом монгольском императоре Аурангзебе один из его полководцев
возглавил Хайдарабское княжество в самом центре Индии. Одно время между среднеазиатскими
тюрками и тюрками, которые жили здесь с домонгольских времен, случались противоречия.
Я всегда удивлялся, как пакистанцы сохраняли свои духовные родословные - силсиля,
которых доводили до XII, а то и VII веков. В Пакистане известны такие тюркские
фамилии, как Чуктай, Чагатаи. Так, из рода Чуктай вышел самый известный художник
Пакистана.
Пакистанцы сегодня очень хотят наладить контакты с Россией. И именно как центр
ислама в России Татарстан сейчас имеет хорошие возможности для сотрудничества
с Пакистаном.
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный эскпресс" №21 (122) 16 мая, 2003г
Обсудить
в форуме
|