Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№38 (81)  30 марта 2004

Петербургская кафедральная соборная мечеть

Петербургская  соборная мечеть

    Татары вместе с другими народами прочно обосновались в Петербурге с первых дней основания столицы Российской империи. Количество их неуклонно растет. Если по переписи 1869 года татарское население составляло - 2000 человек, то в в 1910 году достигло 8000. Здесь не учтены солдаты и офицеры, служившие в отдельном Гвардейском корпусе, квартировавшемся в столице. Татары крепко держались религии и неукоснительно соблюдали мусульманскую семейную и календарную обрядность суннитского толка. Смешанные браки в их среде были чрезвычайной редкостью. Основные занятия - мелкая и крупная торговля, услужение (дворники, кучера, официанты, прислуга), ремесло (строительные работы, меховщики, кожевники). Селились они по локально-этническим признакам географических мест выхода (Казанские, Нижегородские, Касимовские и т. п.). Естественно в таких случаях неизбежно было возникновение общин и религиозных приходов.
    По данным департамента духовных дел империи в начале XX века в Петербурге были зарегистрированы: Тверской, Московский, Кронштадтский, Челябинский мусульманские приходы. Причем 3-й утвержден в 1908 году, вместо упраздненного в 1896 году первого военного магометанского прихода при отдельном гвардейском корпусе. В войсках гвардии Петербургского гарнизона и на кораблях Балтийского флота, постоянно служили солдаты, матросы и офицеры - татары. Служили они так же в Крымскотатарском эскадроне, состоявшем при царских особах, в собственном конвое Его Величества. Существовала должность старшего военного ахуна - руководитель прихода при войсках гвардии и флота Петербургского военного округа.
    Службу на флоте (на кораблях) матросы-татары несли наравне с русскими. Когда корабли уходили в поход, на берегу их провожали одновременно православные и мусульманские священнослужители. Пищу для татар-матросов готовили раздельно. По шариату мусульманину нельзя употреблять свинину и спиртные напитки. Царскую чарку заменяли чаем и сахаром.
    Естественно для отправления необходимых религиозных обрядов и служб, особенно в дни календарных праздников было необходимо довольно вместительное помещение. Отдельного молитвенного дома - мечети в Петербурге не было. Общины вынуждены были арендовать свободные помещения. Так, в начале XX века постоянным местом для отправления треб служила довольно вместительная квартира, арендовавшаяся на Мойке, 22, у домовладельца. В дни торжественных праздников (рамазан, курбан-байрам и др.) снимали помещение в городской Думе на Невском проспекте или Соляном переулке в училище барона Штиглица. Снимали помещение и в других местах города, на Садовой улице, у Пяти углов.
    Вопрос о постройке мечети возник впервые в 1882 году. Тогдашний верховный руководитель мусульман Муфтий Тевкелев обратился с просьбой к министру внутренних дел графу Толстому, на что получил принципиальное согласие. Только в 1906 году министерство внутренних дел разрешило учредить особый комитет по постройке соборной мечети в Петербурге за счет добровольных пожертвований мусульман всей Российской империи. Возглавил комитет известный татарский духовный деятель того времени Ахун Атаулла Баязитов, председателем был избран полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Состав комитета состоял из 19 членов. В него вошли такие духовные деятели как ахуны Баязитов, Юнусов, военные чины: генерал-майор Шейх-Али, Султан Искандер Валихан, полковник Давлетшин, капитан Жантиев. Купцы: Атаула Байрашев (владелец ресторанов по Николаевской ж. д.), Хайрулла Халитов, Хабибулла Ялышев, Мухаммед Галим Максутов, Мухаммед Юсуф Аминов, домовладельцы: Нигматула Яферев, Фаттахетдин Тканаев, Хусаин Акчурин, Ибрагим Батирбаев, А. Сыртланов, крестьянин Назир Бекбулатов. Во время очередного визита генерала-адъютанта Сеида Абдул-Ахата Эмира Бухарского в Петербург, комитет обратился к нему с просьбой оказать помощь в сооружении мечети. Эмир обещал принять на себя расходы по приобретению земли под застройку. Начинается активный сбор пожертвований. Кроме кружечного сбора, выпущены выигрышные билеты (лотерея), напечатаны почтовые открытки с видами проекта мечети, государственные процентные бумаги. Пожертвования стекались со всех губерний России. Дело оставалось за выбором места. Остановились на участке, расположенном на Петербургской стороне по Кронверкскому проспекту (угол Конного переулка, № 9/1), принадлежащему инженеру Долоцкому. Но по размерам и по расположениям относительно частей света площади было недостаточно. Пришлось торговать соседний участок по Кронверкскому проспекту, 7. Очевидно, место для строительства мечети было выбрано неслучайно. Как мы уже отмечали, в первые годы основания города здесь поблизости находилась татарская слобода. Потомки, безусловно, знали об этом. Разрешение на приобретение земли было подписано Николаем II в Петергофе 3 июля 1907 года.
    Комитет приобрел землю за 312 тыс. руб. в размере 1150 кв. саженей и объявил конкурс на проект храма. Осенью 1908 года проект был готов и утвержден царем. Авторы - художник-архитектор Н. В. Васильев, гражданский инженер С. С. Кричинский под руководством академика А. М. фон-Гогена. В основу идеи, как внутренней планировки, так и внешнего вида взяли характер и стиль мечетей и гробниц Средней Азии эпохи Тамерлана. Фасад предполагалось изготовить из гранита в сочетании с богатыми восточными орнаментами из майолики и мозаики бирюзово-синих тонов. Проект получил высочайшее утверждение. Казалось, уже можно приступить к закладке мечети. Но не тут-то было. В 1909 году неожиданно со стороны технического строительного комитета министерства внутренних дел и императорской академии художеств поступило возражение: "Нельзя согласиться с правильностью выбора местности для постройки мечети, которая, будучи сооружена на таком открытом и видном месте, вблизи и на виду Петропавловского собора, церкви святой Троицы и домика Петра Великого нарушит цельность и исторический характер этой наиболее древней части Петербурга". На это последовало возражение Эмира Бухарского. "Близость усыпальницы Императорской фамилии и Троицкого собора, связанные с воспоминаниями о Петре I, эмир, преданный всей душой Царствующему Дому, не только не считает недостатком, но думает новое место служения Единому Богу вблизи христианских святынь должно явиться желательным соседством", - писал председатель комитета полковник Давлетшин. 20 июля 1909 года депутация Петербургских мусульман направилась к председателю совета министров П. А. Столыпину. Он не счел возможным отменить уже ранее данное разрешение на строительство.
    Наконец, после долгих, бюрократических проволочек, началась подготовка к закладке храма. Комитет разослал приглашения следующего содержания: "Милостивый государь! Комитет по постройке мечети покорнейше просит Ваше Превосходительство почтить своим присутствием 3 февраля в 11 часов утра акт закладки соборной мечети в С.-Петербурге. По окончанию закладки не откажите пожаловать к дастархану, который будет предложен почетным гостям а помещении строительной конторы мечети, рядом с местом закладки. Место закладки - Кронверкский проспект, 7. Почетный билет для входа при сем прилагается. Примите уверение в глубоком моем уважении и совершенной преданности".
    3 февраля 1910 года в 11 часов утра произошел торжественный акт закладки Петербургской соборной мечети. На церемонии закладки присутствовали: Эмир Бухарский со свитой; директор Департамента Духовных дел, в должности гофмейстера Высочайшего двора Действительный статский советник Харузин; председатель техническо-строительного комитета Действительный статский советник Новиков; товарищ министра иностранных дел камергер Сазонов; начальник Главного штаба генерал-лейтенант Кондратьев; помощник командующего войсками гвардии С.-П. военного округа генерал от инфантерии фон-Ажберг; туркестанский генерал-губернатор генерал-лейтенант Самсонов; командир 2-й бригады гвардейской конной дивизии князь Юсупов; граф Сумароков Эльсмон; командир Крымского дивизиона флигель-адъютант Княжевич; С.-П. градоначальник генерал-майор Драчевский. Послы со свитами: турецкий, персидский. Магометанское духовенство: Оренбургский Муфти Султанов, Ахун Баязитов. Члены Государственной Думы: полковчик Муфти-Заде, присяжный поверенный Сыртланов, дворянин Тевкелев, дворянин Еникеев, Тукаев и другие. Редактор-издатель магометанской газеты "Терджиман" Гаспринский, депутации представителей магометан городов Российской империи, депутации от 4-х приходов Петербурга во главе: Тверского - мулла Саид Бурханов, Московского - мулла Алимов, Кронштадтского - мулла Алтонбаев, Челябинского - мулла Курбанчалиев.
    Место, предназначенное для закладки, было обнесено забором и над ним сооружен куполообразный шатер, восточная сторона которого примыкала к уже возведенному фундаменту. Вблизи, на столике лежали серебряные молоточек, лопатка, доска с русскими и арабскими надписями и несколько штук кирпичей белого мрамора. "Обряд закладки совершил Ахун 2-го магометанского прихода Атаулла Баязитов, - читаем в отчете министерства внутренних дел, - обряд состоял в следующем: после прочтения молитвы на арабском языке, Ахун обратился к присутствующим на русском языке со словами благодарности от имени проживающих в России магометан по случаю разрешения постройки в Санкт-Петербурге мечети, призывая магометан, а вместе с ними и все народности России молиться за счастье и преуспевание своего отечества". После речи Ахуна председатель комитета по постройке мечети, полковник Абдул-Азие Давлетшин прочитал вслух русскую и татарскую надписи, выгравированные на серебряной доске: "1910 года февраля 3 дня в присутствии Генерал-Адъютанта шейха Абдул-Ахат-Хана Эмира Бухарского и других почетных гостей заложена сия мечеть на земле, подаренной С.-Петербургским мусульманам Его высочеством Эмиром. Да славославят в этом верующие Всевышнего о здравии главного жертвователя и всех тех лиц, кои денежными взносами или личным трудом содействовали возведению этой мечети". После завершения церемонии закладки присутствующие направились в контору строительства, где был накрыт дастархан - праздничный стол. Провозглашены тосты. Примечательно, что бокалы заполнялись не шампанским, а лимонадом. Первым выступил Эмир, затем от имени членов мусульманской фракции думы Тевкелев, от имени военно-служащих мусульманского вероисповедания частей гвардии полковник Княжевич. Муфти поднял бокал за Ахуна Баязитова, инициатора и главного сборщика средств на постройку храма. Началось строительство.

Открытие Петербургской соборной мечети. 1917г
Открытие Петербургской соборной мечети. февраль 1917г

    Открытие мечети было приурочено к 300-летию дома Романовых в 1913 году. Правда, это было лишь официальное открытие. Отделка внутренних интерьеров продолжалась еще несколько лет.
    Строители выполнили идеи и композиционные замыслы архитекторов и художников. Для лучшего освещения молитвенного зала (учитывая северное расположение храма) архитекторам пришлось прорезать стены и барабан купола многочисленными оконными проемами, что не характерно для восточных монументальных построек. Стены мечети облицованы серым гранитом. Портал, купол и минареты покрыты небесно-голубого цвета керамикой. В изготовлении керамических изделий принимал участие известный художник-керамист П. К. Ваулин. Приглашены мастера -строители из Средней Азии. Среди украшений фасада исключительную живописность придают надписи-изречения из Корана над парадным входом в мечеть и два стройных минарета, устремленных высоко в небо. У этого здания вы чувствуете незримую связь с Востоком. Внутренняя отделка мечети соответствует традициям мусульманского зодчества. Красивые колонны, облицованные в традициях ислама зеленым мрамором, поддерживают арки под куполом. Огромная люстра, на борту которой вычеканены изречения из Корана, висит в центре зала. Над торцевой частью зала возвышается большая галерея, задрапированная тончайшей сеткой. Галерея предназначена для женщин. По шариату женщины молятся отдельно от мужчин и не должны своим видом отвлекать их.
    Отдельно от мечети была построена просторная "Тахарат-Хана" (баня, умывания), где мусульманин совершает сложное ритуальное омовение, прежде чем войти в храм. Пол мечети покрыт коврами. Входить в молитвенный зал в обуви запрещается и молящийся оставляет уличную обувь в прихожей. Мечеть вмещает около 5000 человек. Учитывая, что поток мусульман Российской империи для посещения соборной Петербургской мечети будет увеличиваться, Эмир Бухарский заказал архитектору С. С. Кричинскому в 1913 году дом-гостиницу, недалеко от мечети. Это здание, построенное в стиле неоклассицизма начала XX века с элементами ориенталистики, находится по адресу: Кировский проспект, дом 446. После Великой Октябрьской революции мечеть продолжала функционировать.
    В конце 20-х годов ее посетил видный прогрессивный, общественный, политический деятель афганский Эмир-Аманулла-хан.
    В конце 30-х годов мечеть была закрыта и как большинство ленинградских храмов превращена в склад. В послевоенное время верующие-мусульмане в престольные праздники вынуждены были совершать богослужение на территории татарского участка Волковского кладбища.
    В 1956 году по настоятельной просьбе татарской общественности Ленинградская мечеть была предоставлена верующим. В ее стенах побывали Сукарно и Абдель Насер. К сожалению, великому индийскому деятелю Дживахарлалу Неру во время визита в Ленинград не удалось войти в молитвенный зал. Он тогда еще был закрыт, но Неру любовался мечетью снаружи.
    По данным Имам-Хатыба Жафара Пончаева, Ленинградскую мечеть ежегодно посещают до 30 делегаций из арабских и африканских стран. Часто можно встретить в большом молитвенном зале арабов, негров, студентов и аспирантов ленинградских училищ и высших учебных заведений, исповедующих ислам.


Дауд АМИНОВ
газета "Нур" №2, 1991г

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz