Петербургская кафедральная соборная мечеть
Татары вместе с другими народами прочно обосновались в Петербурге с первых дней
основания столицы Российской империи. Количество их неуклонно растет. Если по
переписи 1869 года татарское население составляло - 2000 человек, то в в 1910
году достигло 8000. Здесь не учтены солдаты и офицеры, служившие в отдельном
Гвардейском корпусе, квартировавшемся в столице. Татары крепко держались религии
и неукоснительно соблюдали мусульманскую семейную и календарную обрядность суннитского
толка. Смешанные браки в их среде были чрезвычайной редкостью. Основные занятия
- мелкая и крупная торговля, услужение (дворники, кучера, официанты, прислуга),
ремесло (строительные работы, меховщики, кожевники). Селились они по локально-этническим
признакам географических мест выхода (Казанские, Нижегородские, Касимовские
и т. п.). Естественно в таких случаях неизбежно было возникновение общин и религиозных
приходов.
По данным департамента духовных дел империи в начале XX века в Петербурге были
зарегистрированы: Тверской, Московский, Кронштадтский, Челябинский мусульманские
приходы. Причем 3-й утвержден в 1908 году, вместо упраздненного в 1896 году
первого военного магометанского прихода при отдельном гвардейском корпусе. В
войсках гвардии Петербургского гарнизона и на кораблях Балтийского флота, постоянно
служили солдаты, матросы и офицеры - татары. Служили они так же в Крымскотатарском
эскадроне, состоявшем при царских особах, в собственном конвое Его Величества.
Существовала должность старшего военного ахуна - руководитель прихода при войсках
гвардии и флота Петербургского военного округа.
Службу на флоте (на кораблях) матросы-татары несли наравне с русскими. Когда
корабли уходили в поход, на берегу их провожали одновременно православные и
мусульманские священнослужители. Пищу для татар-матросов готовили раздельно.
По шариату мусульманину нельзя употреблять свинину и спиртные напитки. Царскую
чарку заменяли чаем и сахаром.
Естественно для отправления необходимых религиозных обрядов и служб, особенно
в дни календарных праздников было необходимо довольно вместительное помещение.
Отдельного молитвенного дома - мечети в Петербурге не было. Общины вынуждены
были арендовать свободные помещения. Так, в начале XX века постоянным местом
для отправления треб служила довольно вместительная квартира, арендовавшаяся
на Мойке, 22, у домовладельца. В дни торжественных праздников (рамазан, курбан-байрам
и др.) снимали помещение в городской Думе на Невском проспекте или Соляном переулке
в училище барона Штиглица. Снимали помещение и в других местах города, на Садовой
улице, у Пяти углов.
Вопрос о постройке мечети возник впервые в 1882 году. Тогдашний верховный руководитель
мусульман Муфтий Тевкелев обратился с просьбой к министру внутренних дел графу
Толстому, на что получил принципиальное согласие. Только в 1906 году министерство
внутренних дел разрешило учредить особый комитет по постройке соборной мечети
в Петербурге за счет добровольных пожертвований мусульман всей Российской империи.
Возглавил комитет известный татарский духовный деятель того времени Ахун Атаулла
Баязитов, председателем был избран полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Состав комитета
состоял из 19 членов. В него вошли такие духовные деятели как ахуны Баязитов,
Юнусов, военные чины: генерал-майор Шейх-Али, Султан Искандер Валихан, полковник
Давлетшин, капитан Жантиев. Купцы: Атаула Байрашев (владелец ресторанов по Николаевской
ж. д.), Хайрулла Халитов, Хабибулла Ялышев, Мухаммед Галим Максутов, Мухаммед
Юсуф Аминов, домовладельцы: Нигматула Яферев, Фаттахетдин Тканаев, Хусаин Акчурин,
Ибрагим Батирбаев, А. Сыртланов, крестьянин Назир Бекбулатов. Во время очередного
визита генерала-адъютанта Сеида Абдул-Ахата Эмира Бухарского в Петербург, комитет
обратился к нему с просьбой оказать помощь в сооружении мечети. Эмир обещал
принять на себя расходы по приобретению земли под застройку. Начинается активный
сбор пожертвований. Кроме кружечного сбора, выпущены выигрышные билеты (лотерея),
напечатаны почтовые открытки с видами проекта мечети, государственные процентные
бумаги. Пожертвования стекались со всех губерний России. Дело оставалось за
выбором места. Остановились на участке, расположенном на Петербургской стороне
по Кронверкскому проспекту (угол Конного переулка, № 9/1), принадлежащему инженеру
Долоцкому. Но по размерам и по расположениям относительно частей света площади
было недостаточно. Пришлось торговать соседний участок по Кронверкскому проспекту,
7. Очевидно, место для строительства мечети было выбрано неслучайно. Как мы
уже отмечали, в первые годы основания города здесь поблизости находилась татарская
слобода. Потомки, безусловно, знали об этом. Разрешение на приобретение земли
было подписано Николаем II в Петергофе 3 июля 1907 года.
Комитет приобрел землю за 312 тыс. руб. в размере 1150 кв. саженей и объявил
конкурс на проект храма. Осенью 1908 года проект был готов и утвержден царем.
Авторы - художник-архитектор Н. В. Васильев, гражданский инженер С. С. Кричинский
под руководством академика А. М. фон-Гогена. В основу идеи, как внутренней планировки,
так и внешнего вида взяли характер и стиль мечетей и гробниц Средней Азии эпохи
Тамерлана. Фасад предполагалось изготовить из гранита в сочетании с богатыми
восточными орнаментами из майолики и мозаики бирюзово-синих тонов. Проект получил
высочайшее утверждение. Казалось, уже можно приступить к закладке мечети. Но
не тут-то было. В 1909 году неожиданно со стороны технического строительного
комитета министерства внутренних дел и императорской академии художеств поступило
возражение: "Нельзя согласиться с правильностью выбора местности для постройки
мечети, которая, будучи сооружена на таком открытом и видном месте, вблизи и
на виду Петропавловского собора, церкви святой Троицы и домика Петра Великого
нарушит цельность и исторический характер этой наиболее древней части Петербурга".
На это последовало возражение Эмира Бухарского. "Близость усыпальницы Императорской
фамилии и Троицкого собора, связанные с воспоминаниями о Петре I, эмир, преданный
всей душой Царствующему Дому, не только не считает недостатком, но думает новое
место служения Единому Богу вблизи христианских святынь должно явиться желательным
соседством", - писал председатель комитета полковник Давлетшин. 20 июля
1909 года депутация Петербургских мусульман направилась к председателю совета
министров П. А. Столыпину. Он не счел возможным отменить уже ранее данное разрешение
на строительство.
Наконец, после долгих, бюрократических проволочек, началась подготовка к закладке
храма. Комитет разослал приглашения следующего содержания: "Милостивый
государь! Комитет по постройке мечети покорнейше просит Ваше Превосходительство
почтить своим присутствием 3 февраля в 11 часов утра акт закладки соборной мечети
в С.-Петербурге. По окончанию закладки не откажите пожаловать к дастархану,
который будет предложен почетным гостям а помещении строительной конторы мечети,
рядом с местом закладки. Место закладки - Кронверкский проспект, 7. Почетный
билет для входа при сем прилагается. Примите уверение в глубоком моем уважении
и совершенной преданности".
3 февраля 1910 года в 11 часов утра произошел
торжественный акт закладки Петербургской соборной мечети. На церемонии
закладки присутствовали: Эмир Бухарский со свитой; директор Департамента
Духовных дел, в должности гофмейстера Высочайшего двора Действительный
статский советник Харузин; председатель техническо-строительного
комитета Действительный статский советник Новиков; товарищ министра
иностранных дел камергер Сазонов; начальник Главного штаба генерал-лейтенант
Кондратьев; помощник командующего войсками гвардии С.-П. военного
округа генерал от инфантерии фон-Ажберг; туркестанский генерал-губернатор
генерал-лейтенант Самсонов; командир 2-й бригады гвардейской конной
дивизии князь Юсупов; граф Сумароков Эльсмон; командир Крымского
дивизиона флигель-адъютант Княжевич; С.-П. градоначальник генерал-майор
Драчевский. Послы со свитами: турецкий, персидский. Магометанское
духовенство: Оренбургский Муфти Султанов, Ахун Баязитов. Члены Государственной
Думы: полковчик Муфти-Заде, присяжный поверенный Сыртланов, дворянин
Тевкелев, дворянин Еникеев, Тукаев и другие. Редактор-издатель магометанской
газеты "Терджиман" Гаспринский, депутации представителей
магометан городов Российской империи, депутации от 4-х приходов
Петербурга во главе: Тверского - мулла Саид Бурханов, Московского
- мулла Алимов, Кронштадтского - мулла Алтонбаев, Челябинского -
мулла Курбанчалиев.
Место, предназначенное для закладки, было обнесено забором и над ним сооружен
куполообразный шатер, восточная сторона которого примыкала к уже возведенному
фундаменту. Вблизи, на столике лежали серебряные молоточек, лопатка, доска с
русскими и арабскими надписями и несколько штук кирпичей белого мрамора. "Обряд
закладки совершил Ахун 2-го магометанского прихода Атаулла Баязитов, - читаем
в отчете министерства внутренних дел, - обряд состоял в следующем: после прочтения
молитвы на арабском языке, Ахун обратился к присутствующим на русском языке
со словами благодарности от имени проживающих в России магометан по случаю разрешения
постройки в Санкт-Петербурге мечети, призывая магометан, а вместе с ними и все
народности России молиться за счастье и преуспевание своего отечества".
После речи Ахуна председатель комитета по постройке мечети, полковник Абдул-Азие
Давлетшин прочитал вслух русскую и татарскую надписи, выгравированные на серебряной
доске: "1910 года февраля 3 дня в присутствии Генерал-Адъютанта шейха Абдул-Ахат-Хана
Эмира Бухарского и других почетных гостей заложена сия мечеть на земле, подаренной
С.-Петербургским мусульманам Его высочеством Эмиром. Да славославят в этом верующие
Всевышнего о здравии главного жертвователя и всех тех лиц, кои денежными взносами
или личным трудом содействовали возведению этой мечети". После завершения
церемонии закладки присутствующие направились в контору строительства, где был
накрыт дастархан - праздничный стол. Провозглашены тосты. Примечательно, что
бокалы заполнялись не шампанским, а лимонадом. Первым выступил Эмир, затем от
имени членов мусульманской фракции думы Тевкелев, от имени военно-служащих
мусульманского вероисповедания частей гвардии полковник Княжевич. Муфти поднял
бокал за Ахуна Баязитова, инициатора и главного сборщика средств на постройку
храма. Началось строительство.
Открытие Петербургской соборной мечети. февраль
1917г
Открытие мечети было приурочено к 300-летию дома Романовых в 1913 году. Правда,
это было лишь официальное открытие. Отделка внутренних интерьеров продолжалась
еще несколько лет.
Строители выполнили идеи и композиционные замыслы архитекторов и художников.
Для лучшего освещения молитвенного зала (учитывая северное расположение храма)
архитекторам пришлось прорезать стены и барабан купола многочисленными оконными
проемами, что не характерно для восточных монументальных построек. Стены мечети
облицованы серым гранитом. Портал, купол и минареты покрыты небесно-голубого
цвета керамикой. В изготовлении керамических изделий принимал участие известный
художник-керамист П. К. Ваулин. Приглашены мастера -строители из Средней Азии.
Среди украшений фасада исключительную живописность придают надписи-изречения
из Корана над парадным входом в мечеть и два стройных минарета, устремленных
высоко в небо. У этого здания вы чувствуете незримую связь с Востоком. Внутренняя
отделка мечети соответствует традициям мусульманского зодчества. Красивые колонны,
облицованные в традициях ислама зеленым мрамором, поддерживают арки под куполом.
Огромная люстра, на борту которой вычеканены изречения из Корана, висит в центре
зала. Над торцевой частью зала возвышается большая галерея, задрапированная
тончайшей сеткой. Галерея предназначена для женщин. По шариату женщины молятся
отдельно от мужчин и не должны своим видом отвлекать их.
Отдельно от мечети была построена просторная "Тахарат-Хана" (баня,
умывания), где мусульманин совершает сложное ритуальное омовение, прежде чем
войти в храм. Пол мечети покрыт коврами. Входить в молитвенный зал в обуви запрещается
и молящийся оставляет уличную обувь в прихожей. Мечеть вмещает около 5000 человек.
Учитывая, что поток мусульман Российской империи для посещения соборной Петербургской
мечети будет увеличиваться, Эмир Бухарский заказал архитектору С. С. Кричинскому
в 1913 году дом-гостиницу, недалеко от мечети. Это здание, построенное в стиле
неоклассицизма начала XX века с элементами ориенталистики, находится по адресу:
Кировский проспект, дом 446. После Великой Октябрьской революции мечеть продолжала
функционировать.
В конце 20-х годов ее посетил видный прогрессивный, общественный, политический
деятель афганский Эмир-Аманулла-хан.
В конце 30-х годов мечеть была закрыта и как большинство ленинградских храмов
превращена в склад. В послевоенное время верующие-мусульмане в престольные праздники
вынуждены были совершать богослужение на территории татарского участка Волковского
кладбища.
В 1956 году по настоятельной просьбе татарской общественности Ленинградская
мечеть была предоставлена верующим. В ее стенах побывали Сукарно и Абдель Насер.
К сожалению, великому индийскому деятелю Дживахарлалу Неру во время визита в
Ленинград не удалось войти в молитвенный зал. Он тогда еще был закрыт, но Неру
любовался мечетью снаружи.
По данным Имам-Хатыба Жафара Пончаева, Ленинградскую мечеть ежегодно посещают
до 30 делегаций из арабских и африканских стран. Часто можно встретить в большом
молитвенном зале арабов, негров, студентов и аспирантов ленинградских училищ
и высших учебных заведений, исповедующих ислам.
Дауд АМИНОВ
газета "Нур" №2, 1991г
Обсудить
в форуме
|