Марийская общественность верна заветам предков
В истории развития любой нации, этноса немаловажную роль играла и играет общность
людей, которые считают себя патриотами своего народа. Общественное движение
народа мари как явление возникло на заре 20-го тысячелетия и развернулось как
организационная сила накануне Октябрьской революции.
Пусть читатели извинят меня за такой экскурс в историю. Далее я хотел бы, наоборот,
быть ближе к действительности, в которой находится марийский народ. Пусть представители
других национальностей не обижаются, что я буду останавливаться именно на вопросах,
связанных с проблемами марийцев.
Повод разобраться в проблемах народа мари есть, и он весьма существенный. В
преддверии VII Всемарийского съезда этот вопрос приобретает еще более важное
значение. Какие бы проблемы мы не решали, на первый план всегда выходят показатели жизненного
уровня. Подавляющее большинство марийцев живет в сельской местности. Сегодня
село брошено на произвол судьбы, разрушены все хозяйственные уклады, существовавшие
еще недавно, коллективные хозяйства в упадке, население бедствует в полном смысле
этого слова, село обнищало. Бич села - безработица. В поисках заработка здоровые
сельчане подаются в соседние регионы. Они вынуждены искать работу в Татарстане,
в Москве, на Севере. Недавние посулы наших руководителей о том, что передача
ведущих когда-то промышленных объектов республики "москвичам" (естественно,
за бесценок), обеспечит местное население дополнительными рабочими местами -
не сбылись. Инвестиции так и не "потекли" в нашу республику. А если
даже они идут, то пока не во благо простого народа. Благие намерения глав семей
обеспечить близких деньгами зачастую обращаются трагедиями. Не так-то просты
заработки на стороне. Часто случается, что наших работников "кидают",
и они возвращаются домой ни с чем. Бывает л гораздо хуже: сколько их не вернулось,
сколько исчезает бесследно, или привозят трупы. Если будет продолжаться так
и дальше, мы потеряем самую трудоспособную часть населения. Значит, не останется
на селе созидательной силы.
В безысходном положении мужики (да и женщины) стараются найти облегчение в водке.
Пьянство - это результат беспросветности существования нашего общества. Потеря
чувства собственного достоинства и личного самосознания приводит к безразличию.
Поэтому и результаты выборов так очевидны - народ голосует не за тех, кто искренне
желает изменить его жизнь в лучшую сторону, а за тех, кто безответственно и
бесстыдно раздает обещания.
Навязанная жителям республики мысль, что за последние годы Марий Эл расцвела
и процветает, мягко говоря, не соответствует действительности. По
уровню социально-экономического развития среди 89 субъектов России Республика
Марий Эл занимает 78-е место, а среди субъектов Приволжского федерального округа
- предпоследнее. Это говорит о том, что надо работать во имя развития нашего
края, а не только выдавать желаемое за действительность.
Невольно возникает вопрос: почему за пределами исторической родины есть немало
марийцев, достигших высоких постов, а в родной республике нам навязчиво твердят,
что среди местных толковых руководителей нет? Значит, идет такая политика, которая
дискредитирует граждан республики.
Наряду с социально-экономическими вопросами беспокоит культурно-политическая
жизнь марийцев. Мне хотелось бы вернуться к резолюциям, которые были приняты
на V Всемарийском съезде в 2000 году. Многие помнят, что съезд обратился с просьбой
к Президенту, Правительству, Государственному Собранию республики и ведомствам
о соблюдении и выполнении "Закона о языках Республики Марий Эл", о
полноценном функционировании марийского языка в качестве государственного. Но
что получили в итоге? Сменилось правительство. Пришли новые руководители. Марийская
общественность встретилась с тем, что новые люди совершенно не понимали национальную
проблему, мало того, они первоначально полностью отрицали ее наличие. С назначением
на пост председателя Государственного комитета по информации и печати человека
из коммерции Марийское книжное издательство вместо увеличения выпуска учебной,
научной и художественной литературы, столкнулось с проблемой непонимания стоящих
перед ним задач. За последние 3-4 года на бюджетные средства выпущено крайне
мало художественной литературы. Авторы вынуждены издаваться на свои средства.
А солидной книги прозы марийцы не видели с 2000 года. Вот такой был подход к
делу новоиспеченных руководителей, назначенных на высокую должность по их "деловым
качествам".
Другим важным пунктом резолюции был вопрос о введении изучения марийского языка
во всех образовательных учреждениях республики (согласно Конституции и "Закона
о языках"). Но с чем мы встретились? В первый же месяц мы услышали заявление
министра образования республики "о добровольном" изучении марийского
языка. Благодаря такой реформе, марийские дети были оторваны от изучения своего
родного языка. Закрываются национальные школы... под предлогом аварийного состояния
и непонятной "оптимизации". А в это время идут пиар-материалы по ТВ,
радио, в подведомственных газетах.
Делается только вид, что за пределами республики, где компактно проживают марийцы,
организовано изучение марийского языка. Например, в Пижанском районе в середине
90-х годов преподавали марийский язык в пяти школах. А сегодня -только в одной,
и то за счет энтузиастов.
Казалось бы, неплохо продвигаются наши дела в области культуры. Но так ли это?
Да, достижений немало. Но нас волнует сохранение и развитие, пропаганда культурного,
исторического наследия марийского народа. Не смотря на то, что у нас побывали
чрезвычайные и полномочные послы трех финно-угорских государств (Венгрии, Эстонии,
Финляндии), даже по прошествии двух лет не ощущается серьезных результатов на
государственном уровне. Неужели все это делалось не на результат, а только на
политический пиар? Поэтому создается ощущение, что нас изолируют от внешнего
мира.
И наконец, лишение населения тематических передач на марийском языке - последний
шаг, сделанный против резолюции съезда.
Жить замкнуто мы не собираемся. Время диктует совершенно другой подход к жизни.
Поэтому, созвав марийцев со всего мира, мы хотим заявить, что мы такие же равноправные
люди, мы так же хотим развиваться как нация и сохраниться как народ. Даже назло
всем предсказаниям и предположениям. Одновременно мы уверены в том, что сумеем
интегрироваться в большое мировое сообщество.
В. КОЗЛОВ, член оргкомитета VII Всемарийского съезда,
директор Центра-музея им.Валентина Колумба.
газета "Край Марийский" №2 (5) 25 марта 2004г
Обсудить
в форуме
|