Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№40 (83)  12 апреля 2004

Татары в зеркале истории

    Если провести наблюдения над фактами, связанными с именем татар, их числом, политико-административным положением, экономикой, культурной мощью и потенциалом на будущее, то можно обнаружить много явлений как положительных, так и отрицательных. Говоря по-другому, какая тарелка весов будет тяжелее - та, где собраны положительные явления, или та, где собраны отрицательные явления. Однозначно сказать об этом не очень-то легкое дело. Какие преимущества и какие недостатки есть у татарского народа, на наш взгляд,- исследовав это, постараемся ответить на поставленный вопрос.
    Сперва скажем то, что среди наций и народов очень мало так широко распространенное имя, как "татары". Пусть это будет в Европе, Америке, Турции, увидев вас и услышав слово "татарин", никто не удивится, потому что много раз слышали его. Имя "татары" было известно как минимум 2 тысячи лет тому назад. Если смотреть на вопрос с этой стороны, то татарину и не надо прилагать дополнительные усилия к тому, чтобы его имя стало известным. Таким образом, на земном шаре, где проживает пять с половиной миллиарда человек, назваться таким широко известным именем можно оценить как положительное явление.
    Но так как живет и негативный взгляд на имя "татары", то по этой причине среди татар есть и боящиеся, и сомневающиеся. Они сторонятся от своего имени, были даже попытки заменить его. Как будто там, где есть татарин, там есть и опасность. Пусть будет! Имя "русский" тоже пугает многих людей, но, несмотря на это, русские не хотят возродить свое древнее имя "славяне".
    Ученые первый раз имя "татары" обнаружили на Орхон-Енисейских надмогильных камнях в имени племен "Тугыз татар" ("Девять татаринов") и "Утыз татар" ("Тридцать татаринов"). Народ, в состав которого входили эти племена, по мнению Радлова и Томсена, называли монголом, по мнению Бартольда - "нетюркским одним народом". Народы Европы, особенно русские, этому государству, созданному тюрками и монголами с начала правления Чингиз хана, дали название "татарской империи", а его народу-"татары". Впоследствии русские и тюркских племен, которые жили на завоеванных ими территориях Казани, Астрахани, Крыма, Сибири, Туркестана и Кавказа, стали называть татарами. Но никогда это имя не применяли в смысле монголов. В действительности даже слово "татары" для тюркских народов не так уж чуждое. Махмут Кашгарый в своем известном произведении писал: "Татары-это одно из тюркских племен".
    В научном мире Западной Европы слова "тюрки" и "татары" применены в разнообразных и сложных понятиях. В одно время, будь то в языке политики, этнологии, истории, этнографии, географических произведений, слова "татары" или испорченные "тартары" применялись очень часто. В настоящее время имя "татары" принято двумя народами как название нации. Это крымские татары и казанские татары, историческая родина последних - Поволжье-Прикамье.
    Превращение имени "татар" в название нации-дело очень сложное. При царизме тюрки, в большинстве считая лучшим для себя имя "мусульмане", на общих съездах почувствовали необходимость объединения под этим именем. Когда времена подчинения русских государству Золотая Орда были названы "татарским игом" и вследствие этого в имя "татары" было заложено плохое понятие, у тюрков возникли своеобразный протест, мысль о том, что "русские нарочно издеваются, назвав нас татарами". В то же время среди тюркских народов России было сильнее религиозное самосознание, чем национальное, что, безусловно, оказало большое влияние на применение слова "мусульмане" вместо слов "татары" или "тюрки".
    В XIX веке по этой проблеме возникли большие споры. Известный религиозный ученый и историк Шигабутдин Марджани в одном из своих произведений предупреждал тех, кто не хотел применять имя "татары", стесняясь его. А его современник, ученый-энциклопедист Каюм Насыри, говорил о необходимости применяемый татарами язык назвать татарским.
    Короче, имя "татары", какие бы споры по этому поводу ни велись, на наших весах займет место в тарелке положительных явлений.
    Но несмотря на это, в 2005 году надо ожидать официального исчезновения имени "татары". Дело в том, что администрация Российской Федерации до 2005 года будет менять паспорта всех соотечественников, в которых не будет указана национальная принадлежность. Значит, каждый человек автоматически превращается в русского. Здесь придется применять меры.
    Татары-интересная нация. Когда другие нации растут по количеству, она уменьшается. Как это понять? Если сравним татар с казахами, которые с разных сторон достаточно близко стоят друг к другу, то по официальным данным получается такая картина: в 1959 году, по данным переписи населения, татар было около 5 миллионов, а казахов - около 3 миллионов 620 тысяч, т. е. разница между ними составила 1 миллион 350 тысяч человек. По статистике 1989 года, казахов стало уже 8 миллионов 140 тысяч, а татар - 6 миллионов 555 тысяч, т. е. на этот раз разница между двумя народами достигла 1 миллиона 585 тысяч человек в пользу казахов. Таким образом получается, что в течение 30 лет количество казахов увеличилось примерно на 3 миллиона, а татар всего лишь на 1 миллион 585 тысяч. Чтобы было еще яснее, подойдем к проблеме с процентных отношений. Когда за 30 лет количество татар увеличилось на 130%, то число казахов выросло на 225%. Как понять это резкое увеличение? С неспособностью татар к размножению? Или превращение части татар в представителей другого народа? Может, есть другой какой-то феномен? Без сомнения, все эти факторы по-своему оказывали свое влияние. Но точное число татар разве такое, какое показывает статистика? По-моему, подошло время подумать и об этом.
    Хотя количество татарского народа достигло по официальной статистике до 7 миллионов, то расселение его представителей на разных территориях может оцениваться как одно из своеобразий. Не так уж много народов, имеющих такое своеобразие. Без сомнения, если одна нация проживает компактно на своей исторической Родине, это дает ей силу-мощь. В то же время и среди наций, которые живут разрозненно, проявляется забота об исторической Родине. Пример народа Израиля-это пример возрождения исторической Родины даже через 2 тысячи лет.
    Сегодня представителей татарской нации можно встретить не только в Поволжье-Приуралье, но и в разных уголках СНГ, т. е. в близкой диаспоре, а также в далекой диаспоре. Надо сказать, что любовь к родной стране воспитывалась получше в далекой диаспоре. Несмотря на то, что очень мало число татар, укоренившихся в Китае, Японии, Корее, Турции, Финляндии, США, Германии, несмотря на то, что в целом они составляют там, может быть 40-50 тысяч человек, но создав свои различные организации, открыв школы-медресе, издав книги, они воспитывали у молодого поколения любовь к родному языку родной стране. Сегодня же лишь отдельные татарские организации в Америке, Турции, Финляндии, Австралии осуществляют некоторую деятельность. Ни у одной из них не осталось прежней силы-мощи. Но для немногих татар далекой диаспоры и это достойно может быть засчитано как успех. Может быть, кто-то думает так, что суть дела не в деятельности одной какой-то группы татар далекой диаспоры, но надо иметь в виду, что только зарубежные татары, хотя и в ограниченной форме, имеют возможность познакомить там людей с сущностью и жизнью татар порой даже успешнее, чем татары в родной стране. Например, живущий в Америке Искандер Аги эфенде на "Интернете" на основе электронной почты открыл "Татарскую почтовую группу" (Tatar Mail Group), через нее наладил подачу информации тем, кто интересуется татарским народом. В сегодняшний день при помощи этой технологии можно поддерживать связь со всем земным шаром. Таким образом, надо признать, что представитель далекой диаспоры Искандер эфенде один внес большую долю в дело признания татар в мире.
    Если подойти к щепетильному вопросу о том, что сегодня татары в какой степени имеют политическую силу, об этом живущие в Татарстане сами, наверное, лучше знают. Но если оценивать со стороны, можно сказать следующее.
    Распад СССР в 1992 году был неожиданным событием для всего мира, его не смог предвидеть ни один из исследователей, имеющих отношение к этой проблеме. После этого события нации Советского Союза вскоре оказались в центре внимания. Бывшие союзные республики, не тратя больших усилий, добились независимости, если сказать по-другому, Москва подарила им суверенитет. Вернее, она была вынуждена пойти на это. Если не захотела бы, то своей сильной армией могла подавить стремление к независимости, не успели бы даже "ахнуть". Нежелание подарить суверенитет другим нациям внутри Российской Федерации только подтверждает вышесказанное. Россия, считая не нужным предоставить независимость национальным меньшинствам, начала применять в отношении их двойной стандарт. Поэтому в ближайшем будущем не очень видна возможность достижения независимости национальными меньшинствами Российской Федерации. Может быть, достижение ими независимости произойдет только в следующем веке, и то в условиях, если Российская Федерация, не решив своих проблем, разложится изнутри. Уже начало чувствоваться стремление к национальной независимости больших национальных групп, особенно у татар и чеченцев.
    У татар было достаточно проблем и во времена царизма, и в советский период. Эти проблемы можно сгруппировать по пяти группам: политико-управленческие, демографические, культурные, экономические и социальные.
    Имеют ли способность и возможность решить эти проблемы руководители Татарстана? Некоторые из них действительно сложные. На этот вопрос нельзя однозначно сказать: "да" или "нет". Это было бы наивно. Известный исторический факт: татары в 1552 году потеряли свою государственность и только в 1789 году официально удостоились одной религиозной администрации. Значит, примерно в течение 240 лет они были лишены права на самоуправление.
    После этого, через 130 лет, создался автономный Татарстан, ограниченный маленькой территорией. Хотя в качестве вассала, в состоянии подчиненности, но снова появилась страна татар. Это не было полным возрождением государственности, а было одним шагом в направлении к ней. Не легкое дело управлять государством, у него должны быть специальный аппарат, руководители, бюрократия. Период с 1920 по 1992 год можно оценивать долго продолжавшимся первым шагом строительства татарской государственности. За этот период в Татарстане созрели многие руководители, бюрократы.
    Провозглашенный в 1992 году суверенитет был вторым шагом в развитии государственности Татарстана. Сегодня, хоть он и связан с Договором с РФ, но превратился в республику, которая имеет своего президента, парламент, знамя, символику. Это - положительное, прогрессивное явление. Татарстан начал заключать договоры в экономических, культурных и иных областях. В этом смысле открытие в Казани генерального консульства Турции - очень важный показатель. В Татарстане возросло стремление быть хозяином над надземными и подземными богатствами. По этой причине для близкой и далекой диаспоры он превратился в ворота надежд. Это положительная сторона изменений.
    Но есть, конечно, и отрицательные стороны. Несмотря на то, что после объявления суверенитета прошло пять лет, Татарстан не смог осуществить важные вещи для будущего татарского народа. Прежде всего это алфавит и неприменение татарского языка в административных делах, в системе образования.
    Условием для образования государственности нации является создание национальной терминологии. Язык, не применяемый на практике, не может развиваться и совершенствоваться. Чтобы ввести в применение латинский алфавит, можно было бы назвать десятки причин. По нашему мнению, самая важная из них - психологическая. Если в этом плане не подготовить татарский народ, даже самые хорошие теории не претворятся в жизнь. В этой связи много дел падает на долю руководящих кадров Татарстана. По сравнению с прошлым у них намного расширились права в принятии постановлений, связанных с будущим своего народа. Это тоже добавляется в тарелку весов, где собраны положительные явления.
    У нас есть право гордиться своим прошлым. Однако, начиная с XVI века и почти до конца XIX века, мы не смогли сделать что-либо в области культуры, чем могли бы тоже гордиться. Но джадидо-просветительский огонь, вспыхнувший в конце XIX века, внес большую долю в дело просыпания народа. Даже созревшие в этот период многие татарские интеллигенты позднее служили строительству социализма. Если говорить о ее представителях сегодняшнего дня, то это плоды советского периода. Так как в советское время просвещению уделялось важное значение, большинство татар привлекают к себе внимание как люди начитанные, которые освоили разные науки. Этот факт говорит о том, что татары в культурном отношении имеют мощную потенциальную силу. В какую бы столицу стран, входящих в СНГ, вы ни поехали, там можно встретить татарина, который занимает передовое место в различных сферах науки, имеет заслуженную славу. Наверное, есть такие люди среди татар и в далекой диаспоре. И очень важно привлекать их в Татарстан, искать пути сотрудничества с ними.
    После 1992 года РТ и татары открылись миру, начали признаваться в международном сообществе. Теперь в Татарстан приезжает много людей из-за рубежа, где занимаются многими важными делами, а сами татары начали учиться торговать, отдыхать в зарубежных странах. А пять лет тому назад все это невозможно было даже представить.
    Какое будущее у татар, какая судьба уготована Татарстану? Эту судьбу в первую очередь определит сама нация. При изучении всемирной истории мы встречаем немало племен, у которых и сегодня имена забыты. В то же время есть племена, живущие в здравии тысячелетиями. Тюрки входят в их число. Можно предположить, что останутся живыми те, кто покажет свою жизнеспособность. А татары входят в число таких?
    Народов, которые были лишены веками своей независимости, государственности, но, несмотря на это, смогли себя сохранить, очень мало. Татарский народ - один из таких. И если он численно уменьшился за прошедшие 445 лет после потери независимости, отдал кровь на фронтах за русские и советские интересы, как семена гороха был рассыпан по Средней Азии и на других территориях и после этого не сдался, не исчез,- какое может быть объяснение этому? Среди разных факторов здесь есть большая роль тех, кто до сих пор носит в сердцах национальное чувство, желает жить как нация. Способность в самое трудное время не упасть, остаться на ногах, несмотря ни на что сохранить способность жить, может оцениваться как преимущество татар.
    Естественно, не могут не воодушевиться татары от изменения условий вокруг себя. А как действуют политические и социально-экономические изменения в Поволжье-Приуралье?
    Известно, в этом регионе есть разные области и автономные республики, среди которых татары составляют большинство. У них есть здесь близкие родственники, союзники по крови, со стороны истории - башкиры и чуваши, они могут найти общий язык и с финно-угорскими народами. Чем больше расшатывается центр, политическое, экономическое, культурное и даже социальное сотрудничество этих народов может усиливаться. А почему бы не построить "общий рынок" республик и областей Поволжья-Приуралья? Смотрите, похоронив вражду между собой ради общих интересов, умные европейские народы создали "Союз Европы". В поволжско-приуральском регионе только татары могут быть движущей силой, локомотивом такого движения. Можно предположить, что создавшие в начале века "Национальный меджлис мусульманских тюрков-татар Внутренней России и Сибири" они вполне могут решить эту задачу.
    Завершая, можно сказать, что татары начали превращаться в один из важных факторов общественного развития не только в рамках Российской Федерации, но и ее соседних стран. Несомненно, есть еще достаточно много сил, которые не желают повышения роли татар. Но недалеко то время, когда они обязаны будут считаться с политическим, экономическим и культурным потенциалом татар. Потому что у Татарстана, который взял на себя решение проблем татарской нации, умелое использование всего этого потенциала является важным условием возрождения татарской нации, повышения ее роли в современной общественной жизни. Верю от души, что татары это выполнят.

НАДИР ДАУЛЯТ,
профессор, доктор, заведующий Институтом тюркских исследований Мармарского университета (Турция)


   "The Tatars in the mirror of the history" is the report of the Professor, the Doctor, the Manager of the Institute of the Turkish investigations of the Marmar University (Turkey) Nadir Daulyat.
    If we keep a look-out under the facts, connected with the name of the Tatars, their number, political-administrative position, economics, cultural power and potential for the future, we can discover many phenomena so positive as negative.
Speaking in other words, which weight is more negative or positive. It is not easy to say about it synonymously. If we investigate the advantages and the shortages of the Tatars, we'll try to answer the delivered question. Finishing his speech, the speaker says, that the Tatars begin to change in one of the factors of the public development not only in the limits of the Russian Federation, but in the neighbouring countries. There are more enough forces, which do not want the raising of the role of the Tatars. But the time is not far, when they will be obligatory to take into consideration the political economic and cultural potential of the Tatars. The skillful using of all this potential is the important condition of the regeneration of the Tatar nation in the modern public life.

материалы международной научно-практической конференции "Татары в современном мире"
Казань, издательство "Фэн", 1998

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz