Наш Дисней
Основоположник татарстанской анимации говорит, что его работа никому в республике
не нужна...
После того как Гарри САЙФУТДИНОВА обвинили в осквернении
образа Су анасы, он создал в Казани свою студию мультфильмов.
С ним беседует наш корреспондент.
- Гарри, скажите, а
как казанскому парню могла прийти в голову мысль снимать мультфильмы?
- В шестом классе нам задали написать сочинение на тему "Кем ты хочешь
быть?" Все написали: летчиками, космонавтами - а я заявил, что хочу снимать
мультфильмы, и приклеил вырезанный из журнала кадр из гэдээровского мультфильма.
Там была изображена семья: папа, мама и детишки. А потом, когда сочинения уже
разобрали, показывая на мое творение, друг сказал: "Он хочет стать папой!"
И все засмеялись. Потом я об этом надолго забыл. После армии работал художником
сначала в цирке, потом в ДК химиков и собирался поступать во ВГИК на мультипликацию.
Но однажды я случайно по телевизору увидел объявление: "Школа-студия "С"
Федора Хитрука объявляет набор". Я поехал и поступил.
- А как появился ваш
первый мультфильм?
- Я ведь со всеми воевал, доказывал, что у Татарстана должны быть свои мультфильмы.
Сразу после возвращения из Москвы я приступил к съемкам "Тан-батыра".
Никто в России не снимал 20-минутный дебютный фильм. А ведь "Тан-батыр"
- не только мой дебют. Это вообще первый татарский мультфильм. Он сразу был
выпущен на двух языках - русском и татарском. С ним я ездил на несколько международных
кинофестивалей. В Ашхабаде получил Гран-при. Только потом я понял, что это здесь
никому не нужно. Когда я в 1996 году приехал после фестиваля в Казань, чиновники
говорили: "Ну, ладно! Ну, молодец!" И это все. Условий для нормальной
работы как не было, так и нет.
- А почему появление
второго вашего мультфильма - "Су анасы" по мотивам Тукая
- вызвало скандал?
- После "Тан-батыра" я два года был в простое: не было ни денег, ни
возможностей для дальнейшей работы. И только в декабре 1998 года смог приступить
к "Су анасы". И что из этого получилось?! Эту почти двухлетнюю работу
руководство Госкино РТ хотело списать как творчески непригодный фильм - без
худсовета, без широкого обсуждения... И я ушел из Госкино, оставив там все отснятые
материалы и технику. Потом я взял у ребят аппаратуру, создал собственную студию
и полностью восстановил фильм. Работал сутками, до обмороков. Потом в НКЦ "Казань"
была премьера "Су анасы".
- Правда, что на премьере
"Су анасы" были заранее подготовленные противники фильма?
- На премьере я предложил обсудить фильм. Но не было никакого обсуждения, была
агрессия. А вечером по телевидению сказали, что татарская интеллигенция не приняла
фильм. Но это были пять-шесть человек, которые говорили заученные фразы. Одна
женщина ругала "Су анасы" примерно полчаса, а потом оказалось, что
она опоздала и самого фильма не видела. Я просто взбесился. А потом сказали:
перед вами Ренат Харис - живой классик, и он начал говорить, что я осквернил
"Су анасы" - святыню татарского народа... Я ответил, что это я - живой
классик, а "Су анасы" - это нечистая сила, и будь сейчас с нами Тукай,
он бы со мной согласился!
- Какие ближайшие планы?
- Сейчас делаю третий фильм - уже на полчаса. Он будет называться "Рубашка
из цветов" - это авторское произведение по мотивам татарских сказок и легенд.
- А ату своеобразную
нишу в анимации - мир татарских мифов, сказок, легенд, фольклора
- вы сознательно выбирали?
- Вопрос в точку. Я хочу сделать трилогию сказок, чтобы закрепить татарский
фольклор в мировой кинематографической литературе. Именно через анимацию - потому
что игровое и документальное кино у нас в допотопном состоянии. Мне интересно
показать именно наше, татарское. Мы ведь не дикари с саблями на конях, как многие
в мире до сих пор о нас думают...
"Восточный экспресс" №12 (71) 22.03.2002
Обсудить
в форуме
|