| 
 Наш ДиснейОсновоположник татарстанской анимации говорит, что его работа никому в республике 
  не нужна...
       
              После того как Гарри САЙФУТДИНОВА обвинили в осквернении 
              образа Су анасы, он создал в Казани свою студию мультфильмов.С ним беседует наш корреспондент.
 - Гарри, скажите, а 
              как казанскому парню могла прийти в голову мысль снимать мультфильмы?
 - В шестом классе нам задали написать сочинение на тему "Кем ты хочешь 
  быть?" Все написали: летчиками, космонавтами - а я заявил, что хочу снимать 
  мультфильмы, и приклеил вырезанный из журнала кадр из гэдээровского мультфильма. 
  Там была изображена семья: папа, мама и детишки. А потом, когда сочинения уже 
  разобрали, показывая на мое творение, друг сказал: "Он хочет стать папой!" 
  И все засмеялись. Потом я об этом надолго забыл. После армии работал художником 
  сначала в цирке, потом в ДК химиков и собирался поступать во ВГИК на мультипликацию. 
  Но однажды я случайно по телевизору увидел объявление: "Школа-студия "С" 
  Федора Хитрука объявляет набор". Я поехал и поступил.
 - А как появился ваш 
              первый мультфильм?
 - Я ведь со всеми воевал, доказывал, что у Татарстана должны быть свои мультфильмы. 
  Сразу после возвращения из Москвы я приступил к съемкам "Тан-батыра". 
  Никто в России не снимал 20-минутный дебютный фильм. А ведь "Тан-батыр" 
  - не только мой дебют. Это вообще первый татарский мультфильм. Он сразу был 
  выпущен на двух языках - русском и татарском. С ним я ездил на несколько международных 
  кинофестивалей. В Ашхабаде получил Гран-при. Только потом я понял, что это здесь 
  никому не нужно. Когда я в 1996 году приехал после фестиваля в Казань, чиновники 
  говорили: "Ну, ладно! Ну, молодец!" И это все. Условий для нормальной 
  работы как не было, так и нет.
 - А почему появление 
              второго вашего мультфильма - "Су анасы" по мотивам Тукая 
              - вызвало скандал?
 - После "Тан-батыра" я два года был в простое: не было ни денег, ни 
  возможностей для дальнейшей работы. И только в декабре 1998 года смог приступить 
  к "Су анасы". И что из этого получилось?! Эту почти двухлетнюю работу 
  руководство Госкино РТ хотело списать как творчески непригодный фильм - без 
  худсовета, без широкого обсуждения... И я ушел из Госкино, оставив там все отснятые 
  материалы и технику. Потом я взял у ребят аппаратуру, создал собственную студию 
  и полностью восстановил фильм. Работал сутками, до обмороков. Потом в НКЦ "Казань" 
  была премьера "Су анасы".
 - Правда, что на премьере 
              "Су анасы" были заранее подготовленные противники фильма?
 - На премьере я предложил обсудить фильм. Но не было никакого обсуждения, была 
  агрессия. А вечером по телевидению сказали, что татарская интеллигенция не приняла 
  фильм. Но это были пять-шесть человек, которые говорили заученные фразы. Одна 
  женщина ругала "Су анасы" примерно полчаса, а потом оказалось, что 
  она опоздала и самого фильма не видела. Я просто взбесился. А потом сказали: 
  перед вами Ренат Харис - живой классик, и он начал говорить, что я осквернил 
  "Су анасы" - святыню татарского народа... Я ответил, что это я - живой 
  классик, а "Су анасы" - это нечистая сила, и будь сейчас с нами Тукай, 
  он бы со мной согласился!
 - Какие ближайшие планы?
 - Сейчас делаю третий фильм - уже на полчаса. Он будет называться "Рубашка 
  из цветов" - это авторское произведение по мотивам татарских сказок и легенд.
 - А ату своеобразную 
              нишу в анимации - мир татарских мифов, сказок, легенд, фольклора 
              - вы сознательно выбирали?
 - Вопрос в точку. Я хочу сделать трилогию сказок, чтобы закрепить татарский 
  фольклор в мировой кинематографической литературе. Именно через анимацию - потому 
  что игровое и документальное кино у нас в допотопном состоянии. Мне интересно 
  показать именно наше, татарское. Мы ведь не дикари с саблями на конях, как многие 
  в мире до сих пор о нас думают...
 
 "Восточный экспресс" №12 (71) 22.03.2002
 
  Обсудить 
        в форуме  
 |