Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 03-04' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№42 (85)  25 апреля 2004

Светским может быть государство
Но не отдельный человек, считает турецкий министр по делам религий

    В воскресенье Казань после четырехдневного пребывания покинул министр по делам религий Турецкой Республики Али БАРДАКОГЛУ.
    В результате его визита ДУМ РТ договорилось о стажировках татарстанских шакирдов в анатолийских университетах.
    Министерский портфель Бардакоглу получил в мае 2003 года. В отличие от коллег-политиков Али Бардакоглу всю жизнь посвятил богословским изысканиям, которые выразил в более чем 60 монографиях.
    Накануне отъезда турецкий гость дал эксклюзивное интервью "Восточному экспрессу".
    - Во время поездок по Европе и Америке вы активно пропагандируете модель дружелюбного ислама. Что это такое?
    - Дружелюбный ислам не подразумевает под собой следующую модель поведения: выполнять некоторые обряды, отбросить все то, что кажется тебе тяжелым, и оставить при себе только чистоту сердца. Если кто-то считает, что дружелюбный ислам включает в себя любые уступки в религии в угоду собеседнику, то он противоречит природе нашей религии. Обращение к таким понятиям, как любовь, терпимость, дружба - и есть модель дружелюбного ислама. Это понятие присуще нашей религии с первых дней появления. Человека надо оставить наедине с верой. Мы не имеем права следить, выполняет человек молитву или нет, держит пост или нет. Это самостоятельный выбор каждого.
    - Расскажите, пожалуйста, что представляет собой ваше министерство по делам религий? Для нас в России его название звучит странно...
    - Мы - государственная структура, имеем свой бюджет, все имамы и мечети (а это 70 тысяч человек и 80 тысяч культовых сооружений) на государственном обеспечении. Мы независимы в отправлении культов и формировании религиозных институтов. Но являемся важным общественным институтом, просветительским центром, отвечаем на религиозные потребности простых граждан.
    - Турция уже давно является светским государством. По-вашему, секуляризация - это одно из главных условий современной цивилизации?
    - Необязательно. Секуляризация - это разделение дел религии и дел государства. В этом плане она способствует выстраиванию дружественных отношений между религиозным и государственным началами. В Турции светский строй имеет глубокие корни. Этот опыт основан не на борьбе государства и религии, а на позитивном диалоге. Поэтому секуляризация не подлежит обсуждению. Ислам не отдает предпочтение теократии, она во многом входит в противоречие с природой ислама. Политическая деятельность и управление государством кастой религиозных деятелей не согласовывается с теоретической (идеальной) стороной послания и сущности ислама. В основе Турецкой Республики лежит также богатый опыт межконфессиональных и межгосударственных отношений Османской империи. Перед крушением империи появилась целая плеяда турецких мыслителей - Намык Кемаль, Мехмет Акиф Эрсой, Халим Сабит, которые стремились обустроить общество, используя религиозный фактор. Их девиз звучал так: "Религию в жизнь -жизнь в религию". В то же время следует подчеркнуть, что светским может быть только государство, но не отдельный человек. Это позиция нашего министерства. Мы считаем, что добропорядочных граждан формирует трепетное отношение к религии.
    - Какой вклад в самую молодую мировую религию внес тюркский мир?
    - Ислам невозможно одеть в одну одежду, вогнать его в единые рамки. Каждое общество обогащает религию, исходя из своего географического положения и обычаев. Различное понимание - это богатство для ислама, которое мы должны беречь. Тюрки вместе с рациональными школами ханафизма или матуридизма внесли большой вклад в формирование нравственного богатства ислама -суфизма. А то, что тюрки жили за пределами Аравийского полуострова, для них стало преимуществом. Главным источником классической исламской мысли стала Средняя Азия. Свой вклад внесли Анатолия, Индия, Казань, Андалузия. Казанские богословы в последние 150 лет внесли огромный вклад в сокровищницу общественной мысли. Ислам не формировался в треугольнике Сирия - Багдад - Мекка. Что интересно, оживление мысли в мусульманском мире происходило после великих потрясений. Например, поводом для глубокого осмысления стали монгольское нашествие, крестовые походы, кризис и крушение Османской империи.
    - Некоторые мусульманские ученые утверждают, что нет необходимости в правовых школах (мазхабах). Эти толки препятствуют единению мусульман?
    - При изучении религии необходимым является обращение к историческому опыту религиозности прошлых веков. В Коране и Сунне действительно нет открытого указания на мазхабы. Но религиозная практика естественным путем образует различные школы. Мазхаб - это методическое выражение различных подходов к той или иной проблеме. Существуют две крайности - подмена понятия религии толком или полное отрицание толка. Проблема толкования существует только для интеллектуалов. Для простого люда есть три источника религиозного знания: специальные справочники, традиция и постановление (фетва) муфтия. В отличие от ваххабитской традиции, которая призывает выводить решения напрямую из Священного текста, тюрки к этому добавили исторический опыт, традицию, культуру.
    - Сейчас в России много споров вызывает учение Мухаммада Абдульваххаба. Большинство его последователей считают, что он вернул первичную чистоту Единобожия.
    - Главная проблема ваххабизма, или как его еще называют салафизма, в том, что он пытается отвергнуть весь прожитый религиозный опыт и напрямую вернуться к Корану и Сунне. Коран и Сунна должны служить для теста нашего жизненного опыта. Под традицией, обычаем мы подразумеваем то, что противоречит священным текстам. Чтобы постичь священные тексты, мы должны изучить жизнь сподвижников Пророка, ученых и прошлых поколений. Приведение к общему знаменателю, что пытается сделать ваххабизм, на мой взгляд, приведет к разрушительным последствиям. Ислам до Судного дня будет жить в различных обществах и формах, и это его богатство.
    - Как вы думаете, какое будущее ожидает Казань? Появится здесь новое поколение богословов?
    - Близкие отношения с западным миром, научные центры - это все плюсы Казани. Мы видим, что есть все предпосылки для появления сильной богословской школы, которая будет опираться на все источники - традицию, священные тексты, методологию.

Арслан МИНВАЛЕЕВ

"Восточный экспресс" №15 (169) 16.04.2004

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz