Светским может быть государство
Но не отдельный человек, считает турецкий министр по делам религий
В воскресенье Казань после четырехдневного пребывания покинул министр
по делам религий Турецкой Республики Али БАРДАКОГЛУ.
В результате его визита ДУМ РТ договорилось о стажировках татарстанских шакирдов
в анатолийских университетах.
Министерский портфель Бардакоглу получил в мае 2003 года. В отличие от коллег-политиков
Али Бардакоглу всю жизнь посвятил богословским изысканиям, которые выразил в
более чем 60 монографиях.
Накануне отъезда турецкий гость дал эксклюзивное интервью "Восточному экспрессу".
- Во время поездок по Европе и Америке
вы активно пропагандируете модель дружелюбного ислама. Что это такое?
- Дружелюбный ислам не подразумевает под собой следующую модель поведения: выполнять
некоторые обряды, отбросить все то, что кажется тебе тяжелым, и оставить при
себе только чистоту сердца. Если кто-то считает, что дружелюбный ислам включает
в себя любые уступки в религии в угоду собеседнику, то он противоречит природе
нашей религии. Обращение к таким понятиям, как любовь, терпимость, дружба -
и есть модель дружелюбного ислама. Это понятие присуще нашей религии с первых
дней появления. Человека надо оставить наедине с верой. Мы не имеем права следить,
выполняет человек молитву или нет, держит пост или нет. Это самостоятельный
выбор каждого.
- Расскажите, пожалуйста,
что представляет собой ваше министерство по делам религий? Для нас
в России его название звучит странно...
- Мы - государственная структура, имеем свой бюджет, все имамы и мечети (а это
70 тысяч человек и 80 тысяч культовых сооружений) на государственном обеспечении.
Мы независимы в отправлении культов и формировании религиозных институтов. Но
являемся важным общественным институтом, просветительским центром, отвечаем
на религиозные потребности простых граждан.
- Турция уже давно является
светским государством. По-вашему, секуляризация - это одно из главных
условий современной цивилизации?
- Необязательно. Секуляризация - это разделение дел религии и дел государства.
В этом плане она способствует выстраиванию дружественных отношений между религиозным
и государственным началами. В Турции светский строй имеет глубокие корни. Этот
опыт основан не на борьбе государства и религии, а на позитивном диалоге. Поэтому
секуляризация не подлежит обсуждению. Ислам не отдает предпочтение теократии,
она во многом входит в противоречие с природой ислама. Политическая деятельность
и управление государством кастой религиозных деятелей не согласовывается с теоретической
(идеальной) стороной послания и сущности ислама. В основе Турецкой Республики
лежит также богатый опыт межконфессиональных и межгосударственных отношений
Османской империи. Перед крушением империи появилась целая плеяда турецких мыслителей
- Намык Кемаль, Мехмет Акиф Эрсой, Халим Сабит, которые стремились обустроить
общество, используя религиозный фактор. Их девиз звучал так: "Религию в
жизнь -жизнь в религию". В то же время следует подчеркнуть, что светским
может быть только государство, но не отдельный человек. Это позиция нашего министерства.
Мы считаем, что добропорядочных граждан формирует трепетное отношение к религии.
- Какой вклад в самую
молодую мировую религию внес тюркский мир?
- Ислам невозможно одеть в одну одежду, вогнать его в единые рамки. Каждое общество
обогащает религию, исходя из своего географического положения и обычаев. Различное
понимание - это богатство для ислама, которое мы должны беречь. Тюрки вместе
с рациональными школами ханафизма или матуридизма внесли большой вклад в формирование
нравственного богатства ислама -суфизма. А то, что тюрки жили за пределами Аравийского
полуострова, для них стало преимуществом. Главным источником классической исламской
мысли стала Средняя Азия. Свой вклад внесли Анатолия, Индия, Казань, Андалузия.
Казанские богословы в последние 150 лет внесли огромный вклад в сокровищницу
общественной мысли. Ислам не формировался в треугольнике Сирия - Багдад - Мекка.
Что интересно, оживление мысли в мусульманском мире происходило после великих
потрясений. Например, поводом для глубокого осмысления стали монгольское нашествие,
крестовые походы, кризис и крушение Османской империи.
- Некоторые мусульманские
ученые утверждают, что нет необходимости в правовых школах (мазхабах).
Эти толки препятствуют единению мусульман?
- При изучении религии необходимым является обращение к историческому опыту
религиозности прошлых веков. В Коране и Сунне действительно нет открытого указания
на мазхабы. Но религиозная практика естественным путем образует различные школы.
Мазхаб - это методическое выражение различных подходов к той или иной проблеме.
Существуют две крайности - подмена понятия религии толком или полное отрицание
толка. Проблема толкования существует только для интеллектуалов. Для простого
люда есть три источника религиозного знания: специальные справочники, традиция
и постановление (фетва) муфтия. В отличие от ваххабитской традиции, которая
призывает выводить решения напрямую из Священного текста, тюрки к этому добавили
исторический опыт, традицию, культуру.
- Сейчас в России много
споров вызывает учение Мухаммада Абдульваххаба. Большинство его
последователей считают, что он вернул первичную чистоту Единобожия.
- Главная проблема ваххабизма, или как его еще называют салафизма, в том, что
он пытается отвергнуть весь прожитый религиозный опыт и напрямую вернуться к
Корану и Сунне. Коран и Сунна должны служить для теста нашего жизненного опыта.
Под традицией, обычаем мы подразумеваем то, что противоречит священным текстам.
Чтобы постичь священные тексты, мы должны изучить жизнь сподвижников Пророка,
ученых и прошлых поколений. Приведение к общему знаменателю, что пытается сделать
ваххабизм, на мой взгляд, приведет к разрушительным последствиям. Ислам до Судного
дня будет жить в различных обществах и формах, и это его богатство.
- Как вы думаете, какое
будущее ожидает Казань? Появится здесь новое поколение богословов?
- Близкие отношения с западным миром, научные центры - это все плюсы Казани.
Мы видим, что есть все предпосылки для появления сильной богословской школы,
которая будет опираться на все источники - традицию, священные тексты, методологию.
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №15 (169) 16.04.2004
Обсудить
в форуме
|