Рбишча - маленькая татарская Европа
Одной из основных групп татарского народа являются мишары. И хотя
до сих пор для историков происхождение мишар остается загадкой,
они, не дожидаясь ответа науки, продолжают вместе с другими татарами
делать историю. Одной из своеобразных подгрупп мишар являются сергачские
мишары, компактно проживающие на юго-востоке Нижегородской области.
Выходцы из этой местности составляют крупную диаспору в Нижнем Новгороде,
представляют весьма значительную часть современного татарского населения
Москвы и Московской области; также они образуют небольшие, но довольно
активные и самобытные общины в Санкт-Петербурге и Ленинградской
области, Таллинне и в Финляндии, куда эмигрировали в основном в
начале XX века. Характерной особенностью нижегородских мишар является
"цокающий" говор.
Кстати, сергачские - нижегородские мишары всегда
считали и считают себя составной частью единой татарской нации.
Татары остаются татарами во многом благодаря
тому, что есть села - те лоскутки земель, в которые уходят корни
почти любого татарина. Наверное, о каждом татарском селе мещерской
земли и об их людях можно было бы написать книгу. И, что интересно,
пишут. Но я бы хотел поделиться своими впечатлениями о селе Рыбушкино
Краснооктябрьского района, в котором пришлось побывать во время
сельского Сабантуя.
История селения, расположенного на живописном
левом притоке реки Медяны, начинается с XVI века, и связана с институтом
так называемых "служилых татар". Московские князья нанимали
татар для охраны своих границ от посягательств Ногайской орды. Служилые
татары получали за это землевладения. В первой половине XVII века
начинается активное освоение земель Большого и Малого Рыбушкино.
Сегодня Рыбушкино (по-татарски Рбишча) - одно
из самых больших татарских сел в Нижегородской области. Говорят,
что к тому же оно - самое богатое на Нижегородской земле. Это, действительно,
одно из самых активных сел в отношении торговли и бизнеса. Отсюда
вышло большое число бизнесменов областного и российского масштаба,
представляющих не только нижегородских, но и московских татар.
Рыбушкино полностью застроено коттеджами и поэтому,
попадая в него, не покидает ощущение, что находишься в каком-либо
престижном пригороде. Наличие на заасфальтированных улицах села
многочисленных иномарок с московскими номерами, спутниковые антенны,
современно оборудованная бензоколонка на фоне чистого поля вокруг
села делает всю картину как бы нереальной. Несмотря на то, что жители
села отстроили двух и трехэтажные коттеджи, они все же остались
верны традициям своих предков и сохранили в архитектуре национальный
колорит. Две стороны четырехскатной крыши любого Рыбушкинского коттеджа
венчают маленькие чердачки, характерные для построек сергачских
мишар. Основу своего благополучия жители Рыбушкино заложили еще
в советский период, занимаясь поставками мяса на рынки Казани и
Москвы. Знаменитой мишарской казы (домашняя конская колбаса) Москву
и сейчас в основном обеспечивает Рыбушкино.
Поразил меня и местный Сабантуй. Поразил двумя
вещами: поведением людей и размахом. В отличие от многих других
сабантуев, Рыбушкинский был на удивление трезвым. И хотя в некоторых
из многочисленных палаток спиртное продавали, прилюдно распивающих
спиртное не было. Да и в целом было видно, что народ здесь как-то
здоровей. Даже молодежь, приехавшая из столицы, вела себя сравнительно
сдержанно.
Что касается размаха - даже не каждый райцентр
может позволить себе организовать выступления Салавата Фатхутдинова,
Халиды Бигичевой, Илсафа в одном концерте с местными фольклорными
коллективами, а для молодежи на вечернюю дискотеку пригласить одновременно
группы "Hi-Fi" и "Блестящие" (на прошлом сабантуе,
говорят, была группа "Стрелки"). Главной наградой абсолютному
чемпиону сабантуя, наряду с традиционным бараном, стал автомобиль
"Волга". Завершился сабантуй грандиозным ночным фейерверком.
Генеральным спонсором сабантуя на протяжении
нескольких последних лет выступает уроженец села, человек, достигший
успеха в бизнесе, снискавший любовь земляков и уважение властей
- генеральный директор ЗАО "Волга-Петролеум" Мансур Садеков,
известный своей благотворительной деятельностью далеко за пределами
Нижегородской области.
Сам сабантуй начался с открытия вновь заложенного
парка, который семья Садековых посвятила памяти Абдулхамида Садекова.
Отец Абдулхамида Саит Садеков отдал под парк 11 гектаров земли -
половину своего пая в колхозе. А брат Абдулхамида - Мансур организовал
работы по благоустройству территории: посажено несколько сотен деревьев,
построена дамба и в чистом поле налит искусственный водоем. Начиная
с этого года, ежегодный сабантуй и другие мероприятия будут проходить
здесь. А когда, деревья подрастут, то на caмой высокой точке Рбишча
будет красоваться рощица. К сожалению, близ села нет ни одного лесочка,
и деревья парка в будущем дадут прохладу детям и старикам в такие
жаркие дни, как в день его открытия.
Человек, покидая этот мир, оставляет все, что
у него было. Согласно мусульманскому вероучению, душа возьмет с
собой лишь дела, которые человек сделал в этой жизни, но связь с
этим миром полностью не теряется. Если кто-то попросит у Аллаха
за умершего, то Создатель может добавить ушедшему праведных дел
или стереть его грехи. Если кто-то оставит после себя благо, например,
напишет книгу или построит мост, пользуясь которым другие люди будут
совершать благое, то вознаграждение Аллах будет записывать и тому,
кто оставил это благо людям. Абдулхамид Садеков успел сделать много.
Например, на свои собственные деньги протянул в село 12 км газопровода.
Но еще больше осталось того, что он не успел сделать. При жизни
он начертил план, в котором были и парк, и сельская больница, и
даже аэродром. Теперь, после того, как жизнь Абдулхамида была оборвана,
его идеи воплощает Мансур. Он посвящает это памяти своего погибшего
брата, чтобы цепочка людских молитв через века тянулась и к душе
Абдулхамида.
Жители села благодарны семье Садековых за реконструкцию
школы, которая теперь носит имя Абдулхамида. Евроотделке, компьютерному
классу, библиотеке могут позавидовать многие элитные школы больших
городов. Еще одно посвящение Мансура брату - это двухминаретная
мечеть, построенная в османском стиле. Помимо этой мечети, в Рыбушкино
есть еще две мечети и медресе.
На сабантуе мне довелось повстречаться с доцентом
Нижегородского государственного университета Сергеем Борисовичем
Сенютки-ным, написавшим ряд книг по истории нижегородских татар.
Среди них и весьма объемное исследование по истории сел Большое
и Малое Рыбушкино. Финансирование научных исследований и издание
книги также взял на себя Мансур Садеков. Вот оценка историка Сенюткина
меценатской деятельности братьев Садековых:
"Мансур и Абдулхамид Садековы принадлежат
к той плеяде современных деловых людей, за которыми завтрашний день.
Потому что они умеют организовать не только собственное производство,
но и заботятся о духовной жизни людей, которые их окружают. В историю
российского национального бизнеса вплетены такие имена, как Морозовы,
Строгановы, Демидовы, Третьяковы, Апанаевы. Они запали в душу людей
не потому, что были только предпринимателями, но потому, что развивали
социокультурное пространство. Они оставили след в духовном поле
своего сообщества. Садековы из тех людей, которые стоят у истоков
национальной духовности, национальной культуры. С именем Садековых
связана также организация научного поиска, и далеко не только по
истории родной деревни, но и всего родного края - Нижегородчины.
Человек наживы не поделится ни с кем, никогда, ничем, а здесь преподнесен
подарок не только материальный, но и духовный".
Айназ МУХАМЕТЗЯНОВ.
журнал "Татарстан" № 8-9, 2002
Обсудить
в форуме
Рекомендуем посетить сайт аула Рбишча-Рыбушкино.
|
|