Рамазан для избранных Один день из жизни постящегося
В понедельник
наступил месяц Рамазан, и миллионы верующих с этого дня и до 25 ноября
будут воздерживаться от пищи и питья в течение всего светового дня. В
преддверии поста в Казани была издана самая объемная книга о посте на
русском языке. Ее автор известен среди мусульман России благодаря переводу
богословских трудов ученого древности имама АбуХанифы. Рустам хазрат
БАГРОВ сам родом из Нижегородской области, но его семейные корни,
тянутся и в Татарстан. Сейчас он является имамом-хатыбом Соборной мечети
в Ярославле. Своими размышлениями об уразе хазрат поделился с корреспондентом
"ВЭ".
- Как выглядит один день из жизни постящегося?
- Человек должен встать за два часа до восхода солнца, около четырех часов
утра (на татарском это время называют "сэхэр"), и поесть. Это
может быть глоток воды или обильная трапеза. Важен факт приема пищи. После
этого человек может продолжить свой сон, но предпочтительнее ждать рассвета,
размышляя о Всевышнем. В течение светового дня человек должен избегать
любого попадания жидкости и пищи вовнутрь, только после заката солнца
происходит разговение. Сделав глоток воды или съев что-нибудь, мусульманин
совершает вечернюю молитву и после этого садится за стол. Через полтора
часа после захода солнца верующие идут в мечеть, где совершают особый
намаз - таравих. Человек, который ходит на намаз таравих регулярно, вместе
с имамом прочитывает весь Коран.
- Какое таинство заключено в уразе?
- Пост является важным помощником в борьбе со страстями. На время уразы
запретными становятся еда и супружеская близость, то есть плотские устремления.
Такие образом Всевышний приучает нас жить так, чтобы мы руководствовались
божественными установлениями. Первый вид поста - самый простой - это воздержание
живота и гениталий. Второй вид уразы -воздержание не только от еды и близости,
но и оберегание языка от дурных речей, рук - от дурных деяний, ушей -
от злословия и сплетен. Это, прежде всего, духовное воздержание.
- А третий вид поста?
- Он самый возвышенный и сложный, это пост избранных. Он означает воздержание
от всего, что не связано с именем Аллаха. Мысли, слова, поступки, которые
не ведут к Всевышнему, соблюдающие этот пост считают нарушающими его.
Кто эти избранные? Люди, познавшие Всевышнего, наследники пророков, настоящие
ученые.
- В чем особенность вашей книги?
- Когда я приступил к работе, то поразился, насколько мало на русском
языке книг об уразе. В библиографии получилось всего 13 наименований.
Но в отличие от других эта книга специально написана для русскоязычного
читателя и по структуре не имеет аналогов. Российские мусульмане долгое
время были оторваны от религии. Когда книга начинается с богословского
анализа правил уразы, им сложно воспринимать информацию. Поэтому я начал
с повествования об общих положениях поста, о видах и правилах уразы и
закончил рассказом об обрядах Рамазана и статусе постящегося.
Арслан МИНВАЛЕЕВ
Русские мусульмане признают татар "старшим братом"
Среди русских
мусульман одна из наиболее заметных фигур - Вячеслав Полосин. Это
своего рода русский Роже Гароди. После долгих духовных исканий священник,
кандидат политических и доктор философских наук избрал для себя новую
религию и новое имя - Али.
В прошлую субботу он по приглашению группы мусульман из фонда "Ихлас"
прочел лекцию на тему: "Будущее России с исламом?". В актовый
зал КГУ КСК УНИКС послушать бывшего священника собрались более пятисот
человек, в том числе и представители иных конфессий.
Новый мусульманский мыслитель поделился своими размышлениями с корреспондентом
"ВЭ".
- Ваше публичное выступление называется "Будущее России с исламом?"
Какое оно - это будущее?
- Ислам имеет жесткую систему нравственных ценностей, без которых общество
не в состоянии само себя исцелить. Закон действует только в одном случае:
если граждане внутренне согласны и принимают его. В западных странах демократия
работает там, где действуют законы. Ислам - это религия закона. Если ориентироваться
на ислам, то каждый может получить внутренний и внешний закон для своей
жизни. Ислам лишен каких-либо философских изысков средневековья, мифов.
Каждому человеку там все ясно и понятно.
- Ваши трения с православной церковью продолжаются?
- Нет никаких трений. Я оттуда ушел, но когда меня спрашивают, почему
ушел, то вынужден объяснять. Я стараюсь объяснять максимально корректно,
не
задевая действующих иерархов церкви. Духовенству и православным верующим
я желаю мира и благополучия. Я не занимаюсь перетягиванием кого-то из
православия в свою; веру. Обращаюсь к людям, которые не сделали свой выбор,
не определились.
- Вы согласны с точкой зрения, что православие - наиболее близкая к
исламу форма христианства?
- Нет. Из всех ветвей христианства, на мой взгляд, к исламу наиболее близко
протестантство. Там нет культа икон. Крест присутствует, но ему не поклоняются,
это лишь символ. Протестантская манера богослужения - собрания людей,
которые поют, читают молитвы - похожа на мусульманскую. Но речь идет только
о традиционных протестантах, а не харизматических церквях, которые устраивают
шоу и рок-концерты в своих храмах.
Православие ближе всего к шиитской ветви ислама. Там есть почитание предметов,
камней, мощей, которые связаны с выдающимися личностями.
- Насколько велика община русских мусульман?
- Она небольшая, несколько тысяч человек. По моим прогнозам - около десяти
тысяч. Газета "Московский комсомолец" сделала смелое предположение,
что происходит массовый уход молодежи из православия: две трети - протестанты,
а одна тhеть -
мусульмане. Русские мусульмане - в основном молодежь и люди среднего поколения.
Часто с русскими мусульманами связаны довольно уникальные вещи. Так, ислам
принимают девочки 14 -15 лет и не в связи со своим молодым человеком-мусульманином.
Вот одна из таких историй. Девушка с родителями поехала в Турцию. Она
зашла в мечеть, где на нее снизошло какое-то озарение, и она приняла ислам.
Родители - против, в школе ее третируют. Но она надела платок и везде
пишет свое мусульманское имя. В Москве нередки случаи, когда родители
выгоняют своих детей, принявших ислам, из дома. Мы создали небольшую общину
"Прямой путь", но единой структуры русских мусульман не существует.
- А чем еще занимаетесь помимо общинных дел?
- Я женат, и моя жена также приняла ислам. Мы вместе держим пост, совершаем
намаз. Сейчас я работаю советником председателя совета муфтиев Равиля
Гайнутдина, являюсь главным редактором газеты "Все об исламе"
и председателем общественной организации "Союз мусульманских журналистов",
а также принимаю участие в разработке сайта islam-info.ru.
- На ваш взгляд, Татарстан должен сыграть какую-то особую роль в российском
исламе?
- Она должна быть, но нельзя сказать, что она сейчас существует. Любая
массовая религия должна иметь свои традиции во всем - начиная от фольклора
и народного творчества, заканчивая идеологией. У татар - это все есть,
и они должны стать становым хребтом российского ислама, даже можно сказать
"старшим братом", плечо и поддержку которого будут чувствовать
все мусульмане России.
Но национализм наносит огромный вред исламу. Например, карельская группа
русских мусульман появилась только из-за того, что татарская община отказалась
принять русских мусульман. Один русский молодой человек, принявший ислам,
рассказывал, как он пришел в Санкт-Петербургскую мечеть. Когда имам мечети
увидел высокого голубоглазого блондина, то прогнал его со словами: "Иди,
твое место в церкви"..
Татарстан должен стать стартовой площадкой. Здесь есть и финансовые, и
культурные возможности. Татарский народ достиг высокого культурного понимания
ислама. Это ислам цивилизованных и культурных людей.
Арслан
МИНВАЛЕЕВ
Обсудить
в форуме
Хирург Акчурин провел операцию в Татарстане …. политическую
В прошлую
пятницу в Торгово-промышленной палате состоялось первое собрание татарстанского
отделения московского некоммерческого партнерства "Ватаным".
Мероприятие, впрочем, называлось "круглый стол" на тему "Путь
татар к национальному возрождению: достижения и уроки 90-х годов, задачи
нового десятилетия".
"Ватаным", у руля которой стоят братья Ренат и Расим Акчурины
(хирург и генерал), для многих в Татарстане - своего рода "красная
тряпка". Появления филиала "Ватаным" в республике широкая
публика явно не ожидала. Еще свежи в памяти скандальные заявления участников
этой организации по поводу "татарской латиницы", когда они действовали
в унисон с Московским Кремлем. Это дало основание считать, что новая татарская
организация, появившаяся лишь два года назад, - креатура администрации
президента России. Впрочем, Фикрят Табеев это фактически и подтвердил
на "круглом столе" в ТПП.
Власти РТ, судя по всему, решили действовать по принципу: "если не
можешь предотвратить процесс, то единственный выход - его возглавить".
В феврале президент Шаймиев лично встретился с лидерами "Ватаным"
и пообещал им всяческую поддержку со стороны республики. В итоге и возникла
идея создания в столице РТ отделения "Ватаным".
Честно говоря, сказать что-либо новое на "круглом столе" никто
из собравшихся не смог -ни представительная делегация московских татар
(братья Акчурины, Фикрят Табеев и др.), ни приглашенные казанские ученые.
Не было даже полноценных научных докладов, несмотря на громко заявленную
тему.
Представители исполкома Всемирного конгресса татар, напряженно сидевшие
напротив гостей, ограничились лишь несколькими дежурными фразами и благими
пожеланиями в адрес отделения "Ватаным".
Все это понятно: формально все татарские организации говорят об одном
и том же - о сохранении языка, развитии культуры, образования и т.д. Лишь
председатель ВТОЦ Рашит Ягафаров (единственный, кто выступил на этом мероприятии
на татарском языке) вспомнил о имеющих место противоречиях "московских
татар" и Казани и посоветовал гостям чаще прислушиваться к мнению
Татарстана. Те не остались в долгу и прозрачно намекнули, мол, не надо
думать, что в Казани все самые умные.
Некоторое оживление в мероприятие внесла пространная речь бывшего руководителя
Татарстана Фикрята Табеева. Необычно было слышать от бывшего секретаря
обкома рассуждения о шиитах и суннитах, джихаде, хадисах Пророка. Фикрят
Ахметжанович рассказал даже, что интересовался исламом еще в советские
времена, когда ему довелось читать лекции в знаменитом каирском Аль-Азхаре...
- Я объяснял арабам, что такое коммунизм, а они мне - что такое ислам,
- вспоминал Табеев. Татарстанское отделение "Ватаным" возглавил
Hyp Шакиров, генеральный директор Казанского медико-инструментального
завода. Кстати, Татарстан - не первый регион, где появилось отделение
"Ватаным", до этого такая структура была создана в Башкортостане.
- А дальше мы еще посмотрим, - многозначительно заметил Фикрят Табеев.
"КАЗАНЬ
- НЕ ПУП ЗЕМЛИ"
Знаменитый хирург рассказал журналисту "ВЭ" о причинах, толкнувших
его в политику, и о том, каким он видит место возглавляемой им организации
в татарском мире.
- Ренат Сулейманович, отношение к "Ватаным" среди татарстанских
политиков и интеллигенции неоднозначное. Ведь еще совсем недавно было
"письмо пятидесяти двух", направленное против перехода на латиницу,
которое подписали, кстати, и вы. Как объяснить тот факт, что "Ватаным"
вдруг открывает в Татарстане свое отделение?
- "Ватаным" - это один из институтов гражданского развития общества.
Мы, татары, не можем рассчитывать только на власть, лишь на то, что она
что-то для нас сделает. Мы ставим перед собой цель изучить происходящее
с татарами. Мы поддерживаем всех, кто занимается становлением гражданского
общества татар. Мы - за объединение людей, заинтересованных в этом.
- Но ведь вы, судя по тому, что говорилось на "круглом столе",
собираетесь дублировать те функции, которые давно уже взяли на себя Всемирный
конгресс татар и федеральная татарская национально-культурная автономия.
- Очень может быть. Но ведь от этого качество работы не ухудшается,
только умножается. Мы с большим уважением относимся к этим организациям
и совершенно не собираемся противопоставлять себя им или замещать их.
Мы работаем параллельно. Мы хотим, чтобы о татарах больше говорили со
знаком плюс. Я очень болезненно воспринимаю, когда политики плохо говорят
о татарах, об исламе. Мне каждый день приходится оперировать двух-трех
человек различных вероисповеданий и национальностей - меня же при этом
никто не спрашивает, кто я по вере. Не задаю таких вопросов пациентам
и я.
- Руководителем отделения "Ватаным" в Казани стал директор
КМИЗ Hyp Шакиров. Чем объясняется такой выбор?
- Это мое бесконечное доверие к Нуру Хамзиновичу, которого я знаю
на протяжении 30 лет.
Мы вместе с ним создавали инструменты. Мы съели вместе не один пуд соли.
Он из тех людей, которые способны самостоятельно сделать любой шаг, им
можно доверять.
- Ренат Сулейманович, то, что вы вдруг оказались в политическом процессе,
возглавили "Ватаным", - достаточно неожиданно. Для чего это
вам, человеку, чья профессия далека от политики?
- Вы знаете, это было сначала продиктовано моим отношением к переходу
татарского алфавита на латиницу.
- Оно, кстати, пока не изменилось?
- Нет, не изменилось. Я считаю, что мы хоть как-то должны противопоставлять
себя будущим прогнозам развития России. Американские специалисты по прогнозированию
обещают развал России к 2015 - 2020 годам. Нас могут сломать только внутренние
противоречия. Нельзя нам, татарам, находясь здесь, в Казани, думать, что
мы - пуп земли. Да, Казань - это столица Татарстана. Но Москва - это столица
всей страны.
Ринат
БИЛАЛОВ
"Восточный экспресс"
№44 (145), 24.10.2003г.
Обсудить
в форуме
|