ТАТАР ЗАСОСАЛО В "ЧЕРНУЮ ДЫРУ"
Итоги переписи вызывают споры
Уже год,
как прошла Всероссийская перепись россиян. Организаторы, переписчики и
даже журналисты, освещавшие это мероприятие, получили госнаграды. А итоги
все скрыты от общественности... Все это давно пахнет скандалом: видно,
думают скептики, есть что скрывать. А среди последних находятся и представители
татарской интеллигенции, весь прошлый год взбудораженной то "расчленением
нации" (когда кряшен хотели записать как отдельный народ), то попытками
в братском Башкортостане переписать татар в башкиры.
И вот на нынешней неделе Владимир Путин пригласил к себе поговорить о
результатах переписи министра по делам национальностей Валентина Зорина.
На другой день Госкомстат РФ обнародовал часть полученных данных, в том
числе данные о национальном составе населения страны.
Итак, численность татар в России составляет 5 млн. 558 тысяч человек.
Со времени переписи 1989 года изменения незначительные - тогда в России
было 5 млн. 543 тысячи татар. Татары остались на втором месте после русских,
которых в России более 115 млн. В пятерку лидеров вошли также украинцы
(2,9 млн.), башкиры (1,6 млн.), чуваши (1,3 млн.) и чеченцы (1,3 млн.).
Прокомментировать эти цифры мы попросили председателя федеральной национально-культурной
автономии татар Римзиля ВАЛЕЕВА.
- В начале сентября Еврейский университет Иерусалима опубликовал в
Интернете предварительные итоги переписи, где указывалось другое число
татар в России - 7,2 млн., что почти на 2 миллиона человек больше, чем
по данным Госкомстата. Откуда такая разница в цифрах?
- Никаких чудес здесь нет. Да, официальная численность татар за 10 лет
не. выросла. Не произошло даже "планового" прироста, который
прогнозировали демографы. Это можно объяснить, конечно, процессами ассимиляции,
утратой национального самосознания какой-то части нашего народа. Но...
главная причина этого факта кроется в другом. К сожалению, и раньше пытались
занижать цифры, касающиеся численности татарского народа. Такая политика
ведется и сейчас при участии московских ученых-этнологов. Это было особенно
наглядно видно накануне переписи, когда наблюдались попытки раздробить
татар на различные этнические группы - кряшен, сибирских татар, астраханских
и т.д.
- Почему, на ваш взгляд, до сих пор не обнародованы сведения о национальном
составе населения в регионах РФ?
- Думаю, в первую очередь, потому что федеральные власти не хотят, чтобы
кто-то мог оперировать этими цифрами накануне выборов. Ведь могут появиться
поистине сенсационные данные. Например, обратите внимание, что численность
башкир, у которых рождаемость, по идее, никак принципиально не выше, выросла
с 1989 года с 1,3 до 1,6 млн. Откуда взялись эти 300 тысяч? Ответ прост:
это результат политики, которую проводят в соседней республике. Напомню,
что по итогам переписи 1989 года 300 тысяч человек! записанных башкирами,
назвали родным языком татарский. А на этот раз вопрос о родном языке был
изъят из переписных листов -кстати, по нашим данным, не последняя роль
в этом принадлежит руководству Башкортостана. Там и находится главная
"черная дыра", в которой исчезли татары. Но огорчаться не стоит.
Если численность татар стремятся занизить, значит, кого-то беспокоит,
что у нас большой потенциал и много сил. Главное - направить их на общее
процветание и пользу.
Ринат БИЛАЛОВ
"Восточный экспресс" №45 (146) 31.10.2003
Обсудить
в форуме
Татарский вопрос в Башкортостане. Выборы
Татарский
фактор всегда играет значительную роль в жизни Башкортостана, особенно
в избирательных кампаниях. Весьма ощутимы в исходе выборов влияние и роль
Татарстана. Не только потому, что две республики Поволжско-Уральского
региона являются соседями и обречены поддерживать экономические и культурные
связи, а башкиры и татары очень близки по своей судьбе, культуре и языку.
Немаловажно, что там живет вторая по численности после Татарстана группа
татар, около полутора миллионов человек, а это почти четверть всех татар
мира. Получается, что настроение татар Башкортостана влияет и на общее
состояние татар, прежде всего российских.
Не стоит забывать и то обстоятельство, что среди деятелей науки, культуры,
образования, представителей общественно-политических и экономических структур
Татарстана немало выходцев из Башкортостана, которые влияют на обстановку
в Татарстане. Это и понятно, ведь они покинули родные края для реализации
своих планов, которые вряд ли сбылись бы в Башкортостане. Они мобильны,
отличаются высоким национальным самосознанием, заинтересованы в укреплении
позиции Татарстана и татарского народа в целом, а также в устройстве благополучной
жизни в Башкортостане, где живут их родственники. И где порой принимаются
решения, затрагивающие жизненные интересы татар, родившихся в РБ. Например,
они болезненно переживают дискриминацию татар своей родной республики.
Переписывание татарских семей, целых сел и районов в башкиры, изменение
этнической идентичности при помощи административного ресурса затрагивают
личные интересы и достоинство татар, живущих в Казани - ведь таким образом
меняется национальная принадлежность выдающихся деятелей татарской культуры:
Амирхана Еники, Ильдара Юзеева, Нурихана Фаттаха, Роберта Миннуллина,
звезд эстрады Салавата, Хамдуны Тимергалиевой, Хании Фархи. Хотя, определяя
политику Уфы, например, меняя национальность их земляков и родственников,
никто не спрашивает согласия этих видных уроженцев РБ. Рано или поздно
голос татар и Татарстана доходит до электората и политических кругов Башкортостана.
Именно такая ситуация сейчас возникла в этой республике. А между тем,
вопреки пропагандистским фанфарам о процветании татарской культуры и образования
в Башкортостане, в последние 10 - 15 лет в национально-языковой сфере
татар здесь накопилось очень много нерешенных проблем. Судя по всему,
нынешние власти Башкортостана и не собираются их решать. Вспомним только
летнее высказывание президента М. Рахимова на встрече с татарской общественностью
о возможности придания государственного статуса татарскому языку. Было
сказано, что этого никогда не будет. Резкий ответ Рахимова был подкреплен
еще более грубой и развязной фразой, которую неудобно воспроизводить в
приличном обществе. В уфимском "Белом доме" такое обращение
по отношению к татарам считается нормальным.
Жизнь, однако, не стоит на месте. В связи с предстоящими в декабре президентскими
выборами ситуация в Башкортостане меняется. Особенно после того, как 16
октября один из основных претендентов на пост президента Башкортостана
- Сергей Веремеенко на встрече с журналистами высказался в поддержку требования
всех татарских общественных объединений Башкортостана о придании государственного
(официального) статуса татарскому языку -языку трети населения республики.
Говорят, что это заявление С. Веремеенко вызвало переполох в стане президента
М. Рахимова. Отдельные высокопоставленные чиновники из его окружения запоздало
кинулись сочинять аналитическую записку о путях решения "татарского
вопроса". Но сделать это будет крайне сложно - слишком много было
допущено в республике антитатарских действии и высказываний, в том числе
и со стороны официальных лиц. А конкретных решений проблем татар, можно
сказать, вообще не наблюдалось.
Даже указ М. Рахимова от 4 июля 2003 г. "О дополнительных мерах по
удовлетворению национально-культурных потребностей татарского населения
Башкортостана", по единодушному мнению татарских общественных организаций,
носил камуфляжный характер. Суть и мотивировка этого указа противоречивы.
Если татар, судя по ходу прошлогодней переписи и выступлениям официальных
СМИ Башкортостана, в республике совсем мало, особенно в западных районах,
то к чему принятие специального указа по ним? Если татары РБ чувствуют
себя прекрасно, как говорят власти республики, то зачем нужны "чрезвычайные
меры"? В нем, кстати, записали декларативные пункты об увеличении
числа татарских классов и школ, а министерство народного образования ведет
последовательную политику выхолащивания татарского образования в Башкортостане.
Строительство театра "Hyp" возобновляется перед каждыми выборами.
Хотя татарам нужны не монументальность театрального фасада и забота "для
галочки", а элементарное равноправие в рамках закона.
А вот у исполкома Конгресса татар РБ, вообще-то избранного под бдительным
контролем аппарата г-на Рахимова, до сих пор нет даже собственного офиса.
В результате более чем миллионному татарскому населению некуда позвонить
или написать о своих национальных нуждах. У исполкома Конгресса татар
РБ нет ни одного сотрудника или дежурного телефона. Хотя об этом была
принята резолюция в июне 1997 года на первом съезде татар республики в
присутствии М. Рахимова и руководителей правительства, районов и городов.
Дело не в отсутствии средств или зданий. И даже не в том, что на счет
исполкома Конгресса татар РБ за пять лет его деятельности, судя по докладу
ревизионной комиссии на втором съезде, поступило всего 50 тысяч рублей.
Какой офис тут откроешь, какой заведешь штат? Собираться и обсуждать проблемы
татар в РБ считается дурным тоном, "экстремизмом". Татароязычным
изданиям, которые действительно живут в "горячих объятиях" республиканской
власти, не дозволяется писать о татарах и их проблемах. Разрешается лишь
хвалить М. Рахимова и его команду, рекомендуется "мочить" его
оппонентов.
Вот и слышится ругань в "свободной" прессе, достается не только
робкой оппозиции, но и национально-культурным учреждениям и изданиям Татарстана.
Единое правовое, культурное и образовательное пространство России на границе
Башкортостана начинает давать сбой. Не говоря уже об информационном. Татарская
пресса, книги, даже учебники блокируются административными или экономическими
способами. Стоит только посмотреть наценки на татарстанские издания в
Башкортостане. Стоимость доставки изданий из соседней республики сопоставима
с затратами заграничных или как минимум дальневосточных перевозок. Ретрансляция
телепередач из Татарстана даже в приграничные татарские районы РБ не разрешается.
Между тем телепередачи на татарском языке на ТВ Башкортостана - большая
редкость. Операторы вправе подать сигнал в кабельные сети или телеприемники
каналов из стран Азии, Америки, Европы, но только не из Татарстана. Это
заведено еще до прошлогодней переписи населения, даже задолго до нее...
Положение татарских школ в Башкортостане вызывает множество вопросов,
самый простой из которых такой: "Сколько их?". Официальные органы
республики называют цифру от 400 до 1200. Которая цифра верна? Так как
множество татарских школ Башкортостана уже переведены на башкирский язык
обучения (с переквалификацией местных учителей татарского языка и литературы),
у непредвзятых наблюдателей возникает впечатление, что нас просто обманывают
относительно числа татарских школ. Чтобы не быть голословным, приведу
конкретный пример: в апреле этого года представители исполкома ВКТ посетили
татарскую школу в д. Асавдыбаш Янаульского района. На месте оказалось,
что эта татарская школа в младших классах уже превращена в башкирскую.
Причем учителям, часть которых переобучилась на преподавание башкирского
языка, было запрещено принимать привезенные из Татарстана в дар татарские
учебники и художественную литературу. Ну как в такой обстановке татарам
любить башкортостанскую власть?
Многие спрашивают, где итоги прошлогодней переписи по Башкортостану? Вопрос
резонный, ибо Москва (Госкомстат РФ) обещала эти данные опубликовать в
октябре. Что-то их не видно. Не потому ли, что цифра башкир доведена,
как говорят, до 38% с гаком (по переписи 1989 г. было 21,9%)? Или вот
высказывания М. Рахимова относительно того, что в Татарстане существуют
200 тыс. так называемых "мензелинских башкир". Где он их нашел?
Если не нашел, зачем он этот вопрос будирует? Может, это территориальные
притязания?
И вот на этом фоне разгорается борьба основных претендентов на президентское
кресло в Башкортостане. Перчатки, как говорится, брошены. А такой мобильный
политик, как С. Веремеенко, уже обошел своих противников на полкорпуса
тем, что поддержал требования татар и татароязычных башкир, коих в республике,
повторяю еще раз, более трети от общего числа населения. Власти очень
боятся этого политика. 27 октября ему отказали в регистрации в качестве
кандидата в президенты РБ. Сергей Веремеенко, естественно, это решение
оспаривает. Политическая борьба, информационный поток, затрагивающий интересы
тех или иных политиков, не останавливается круглый год. Если их прекратить,
нужно останавливать любое разоблачение неправедных дел, а криминал и мафию
остается лишь хвалить.
Сейчас, учитывая особенности момента, можно задать и другим кандидатам
в президенты тот же вопрос: как относитесь к татарской проблеме в Башкортостане?
Какова ваша политическая позиция к национальному равноправию? Рахимов
на этот вопрос уже ответил. Как мы знаем, он .видит в татарах только рабочую
лошадку, но никак не воспринимает их в качестве одного из структурообразующих
- элементов башкортостанской государственности. Бог ему судья. А татары
еще оценят его позицию на выборах.
Кто из оставшихся кандидатов защитит татар от этнократического произвола?
Рассмотрим Р. Сафина. Вот от него-то татарская и башкирская общественность
более других ожидала внятной позиции по национальным проблемам. Но этот
политик пока ведет себя странно. Известно, что он родом из деревни Уяндык
Илишевского района, где живут исключительно татары в этнокультурном смысле.
Около 70 процентов илишевцев записаны башкирами еще в прежние годы на
основании исторических домыслов, но они не изменили свой язык или культуру.
Кто он на самом деле, Ралиф Сафин? В самом начале своего выдвижения он
заявил: "По паспорту, по метрикам - я башкир, мои родители тоже башкиры".
Любопытно, кем теперь его признает власть Башкортостана, этнократическая
по сути, хотя среди номенклатуры большое количество служилых татар, подчинившихся
политике башкиризации.
Затем Р. Сафин попытался объяснить, что он родился в татарском районе,
что знает и татарский, и башкирский языки, а также высказался в том духе,
что для него все народы равны, мол, он одинаково относится и к татарам,
и к башкирам. Его идентификация себя с башкирской нацией оставила у татарской
общественности крайне отрицательное впечатление. Действительно, сами посудите:
только что татары с гордостью болели за татарку Алсу, Татарстан, минуя
все бюрократические рогатки, в мгновение ока ей присудил звание заслуженной
артистки РТ, а тут, вот тебе, отец ее объявляет себя внезапно башкиром?!
Поймите меня правильно. В Башкортостане провести грань между башкирами
и татарами, особенно в западных районах, откуда родом Р. Сафин, чрезвычайно,
трудно. Хотя бы потому, что, по данным республиканского социологического
исследования 1986 г, (эти материалы потом закрыли) получилось, что 1/3
башкир состоит в смешанных браках c татарами. Как тут отделишь одних от
других? Да и опять-таки язык тут общий. Если еще учесть, что по современным
стандартам и в паспортах уже нет записи о национальности, этот пункт явно
теряет свое практическое значение. Но Р. Сафин почему-то на этом заострил
внимание публики, а толком ничего не объяснил.
В итоге у татар Башкортостана, сильно политизированных в силу сложившихся
обстоятельств, возникла явная неприязнь к г-ну Сафину. Один из татар Чекмагушевского
района в беседе с нами прямо сказал: "Зачем нам такой президент,
лучше пусть будет русский, он, по крайней мере, сохранит для татар и башкир
равноудаленность". Так как подобные настроения среди татар республики
были распространены и раньше, а после прямого высказывания С. Веремеенко
о статусе татарского языка они усилились, Р. Сафин попал в совершенно
неудобное для себя положение.
Теперь у него есть только один выход. Честно и откровенно высказать свое
отношение по ключевому для татар Башкортостана вопросу о статусе татарского
языка. Тут всякие междометия и половинчатые формулировки не пойдут. Во-первых,
потому что есть уже отчетливо выраженная позиция С. Веремеенко - соперника
сильного, мобильного и умного. Во-вторых, относительно статуса татарского
языка позиция татарских общественных объединений республики едина. Даже
в заявлении ручного исполкома Конгресса татар Башкортостана, принятом
26 сентября 2003 г., среди основных требований татарской общественности,
предъявляемых кандидатам на пост президента, имеются такие пункты:
1. Решение вопроса о государственном статусе татарского языка в РБ с учетом
этноязыковой ситуации в республике на основе норм российского законодательства
и международного права.
2. Обеспечение гарантий соблюдения конституционных прав родителей на свободу
выбора языка обучения и воспитания своих детей; прекращение практики перевода
татароязычных учащихся на учебный план башкирских школ.
Отсюда ясно, что Р. Сафину придется сделать выбор: или он высказывается
за официальный статус татарского языка в Башкортостане, или он этого не
делает. В последнем случае политик оказывается в одной упряжке с г-ном
Рахимовым. Так как есть ряд признаков того, что г-н Сафин является всего
лишь дублером М. Рахимова, выдвинувшего его с целью отобрать у Сергея
Веремеенко татарские и башкирские (в западных районах) голоса, скоро наступит
момент истины. В зависимости от того, какую позицию займет "башкир"
Р. Сафин, будет понятно, кто он на самом деле.
Итак, г-н Сафин, вопрос на засыпку: "Кто Вы? Что от Вас можно ждать
людям?". И вопрос всем кандидатам в президенты Башкортостана: "Готовы
ли вы обеспечить равноправие народов республики, покончить с позорной
практикой, сложившейся в годы правления М. Рахимова?
Д. КАМИЛИ,
С. ФАЗЫЛОВ,
эксперты группы стратегических исследований
"Звезда
Поволжья" N40 (192) 30.10.2003
Обсудить
в форуме
ОТ УЛУГ-МУХАММАДА ДО ЧЕБУРАШКИ
Есть у нас свои Церетели
Памятник
татарскому и русскому зодчим-строителям Кремля работы московских скульпторов
Демченко и Головачева откроется на днях в Казанском кремле.
К открытию уже все готово -накрытый брезентом памятник стоит в сквере
напротив Благовещенского собора. В Кремле не скрывают, что под брезент
его спрятали подальше от любопытных глаз спикера Госдумы РФ Геннадия Селезнева,
посетившего Казань в прошлую пятницу. Специалистов смущает и сомнительная
идея памятника русский архитектор, сидя на ступеньке, держит в руках макет
Спасской башни Кремля, а татарский - стоит, положив руку на плечо коллеге,
- и его не совсем удачная архитектурная привязка (впрочем, на этом благоустройство
сквера не закончится: со временем в нем планируется установить мавзолей-склеп
с останками казанских ханов, покоящимися ныне на полке в Историческом
музее в Москве). Так что пока президент РТ не дал добро на открытие памятника,
видеть его не положено даже гостям из Москвы. Сам президент в отпуске,
и открытие затормозилось.
Авторы памятника, Владимир Демченко и Александр Головачев, в Татарстане
- частые гости. Несколько лет назад москвичи привезли в Казань дюжину
проектов памятников с республиканской символикой. Активность московских
товарищей была оценена по достоинству - президент, увидев проекты столичных
гостей, был в восторге: конная статуя основателя Казани Улуг-Мухаммада,
декоративные композиции "Барс" и "Зилант", скульптурные
композиции "Охота" и "Табун" к 1000-летию Казани -
далеко не полный список объектов, осчастливить которыми казанцев предполагается
в ближайшее время. Впрочем, пока неизвестно, будут ли
реализованы все проекты "сладкой парочки", но, судя по всему,
в республике они пришлись ко двору. И то верно - так тонко уловить национальный
колорит, прочувствовать всенародную любовь к лошадям (вот она, композиция
"Табун"!), к крылатым мифическим существам (даешь барса и зиланта!)
способны не все местные микеланджело.
Первой работой москвичей стал бронзовый бюст Марины Цветаевой в Елабуге.
На нем экспансия москвичей на родину Шишкина не закончилась. Неутомимые
многостаночники решили охватить своим творчеством все возрастные и социальные
группы елабужан - в рекордные сроки в городе воздвигли и памятник российскому
купечеству в лице мецената и писателя Стахеева, и памятник нефтяникам.
Последний был открыт аккурат в День республики - 30 августа этого года.
Не за горами появление в Елабуге чугунных Чебурашки и крокодила Гены.
Видимо, Демченко и Головачев настолько всеядны, а диапазон их творческих
возможностей настолько широк, что им абсолютно все равно, что именно ваять
- Гену или Сайдашева (принимали москвичи и участие в конкурсе проектов
памятника всенародно любимому композитору. Правда, конкурс выиграл Махмуд
Гасимов, и, вероятно, именно поэтому лицезреть Сайдашева в бронзе казанцы
смогут еще ой как не скоро). Впрочем, москвичи не расстроились и быстренько
состряпали альтернативу - эскиз памятника Назибу Жиганову. Вот его реализация,
надеются трудяги, достанется именно им.
Возникают вопросы: почему все эти работы поручены не казанским, а столичным
скульпторам? Почему памятники отливают на московском заводе, хотя у нас
есть свой ВКНИИВОЛТ, один из немногих в России, специализирующийся на
отливке памятников? Стоит вспомнить, что нынешним летом на нем отливали
бронзовую императрицу Елизавету Петровну, ставшую ныне символом города
Балтийска, не говоря о практически всех памятниках в нашей республике.
В настоящее время литейщики на заводе сидят без работы и без зарплаты.
Многие из них уже подали заявление об уходе. И, наконец, откуда берутся
деньги, если на многострадального Державина (автор -Гасимов), вот уже
полгода собираемого в ВКНИИВОЛТ буквально по частям, денег до сих пор
нет?
Эти вопросы мы адресовали начальнику департамента архитектуры и градостроительства,
главному архитектору республики Николаю Лекареву, на что Николай Алексеевич
дал простой и лаконичный ответ: "Так решил царь". Видимо, у
казанских скульпторов - другие цари.
Альбина АБСАЛЯМОВА
"Восточный экспресс" №45 (146) 31.10.2003
Обсудить
в форуме
|