КУБИНСКИЕ ПИСЬМА
Челнинскому "талибу" в американской тюрьме лучше, чем в российском санатории
Равиль
САБИРОВ
Челнинка
Амина Хасанова чуть ли не каждую неделю общается с журналистами Би-би-си,
радио "Свобода", ИТАР - ТАСС, газет "Труд", The Moscow
Times и других. Столь большую популярность Амина ханум приобрела благодаря
тому, что ее сын, бывший имам-хатиб челнинской мечети "Тауба"
Айрат Вахитов (Айрат хазрат) вместе с другим челнинцем Равилем Гумаровым
сидит в американской тюрьме на военной базе "Гуантанамо" на
Кубе.
Удивительная вещь: в чьи бы руки ни попадал Вахитов -чеченцев, российских
спецслужб, талибов, американцев -его неизменно бросают в тюрьму.
В начале 1999 года, уже будучи имамом-хатибом мечети "Тауба",
Вахитов надумал жениться. Но, как часто бывает, матери не понравился выбор
сына, и она не дала ему своего благословения. Видимо, чтобы сменить обстановку,
Вахитов взял отпуск и решил съездить в Чечню. Ему сказали, что там есть
сильный исламский институт. Айрат решил лично познакомиться с этим учебным
заведением.
В Чечне Вахитов неожиданно встретился с одним из шакирдов "Йолдыза",
неким Абу-Бакером, который заявил чеченцам, что Вахитов - агент КГБ. Айрата
бросили в зиндан, пытали, добиваясь признания, но он на себя наговаривать
не стал. В конце концов его отпустили. После этого Вахитов возвращается
в Челны, где его арестовывают... за участие в незаконных вооруженных формированиях.
Но через три месяца выпускают на свободу. Однако совсем скоро в его квартиру
снова приходят с ордером на арест. Правда, Айрата дома не оказалось. Устав
от преследований спецслужб, Вахитов решает бежать за границу. В конце
1999 года он с другом Якубом переходит границу в районе узбекского города
Термез. Но их задерживают талибы, которые обвиняют приятелей в шпионаже.
Затем начались американские бомбардировки. 14 декабря 2001 года в квартире
Амины ханум раздался телефонный звонок из Кандагара: "Мама, прости,
я не мог позвонить раньше, был в плену. Теперь я наконец свободен".
Но в ноябре 2002 года поступило сообщение, что Айрат сидит в лагере на
американской военной базе "Гуантанамо" на острове Куба. Где
он находился в течение почти целого года до этого, чем занимался и как
попал в плен к американцам - неизвестно. Не проливают на это свет и письма
Вахитова, которые он написал, находясь за колючей проволокой.
В настоящее время в "Гуантанамо", кроме Вахитова, сидят еще
шесть российских "талибов". Дело в том, что США настаивают на
том, чтобы после экстрадиции американским спецслужбам был обеспечен беспрепятственный
доступ к их бывшим пленникам. Генпрокуратура РФ заявила, что на такое
условие Россия пойти не может, но вместе с тем будет добиваться выдачи
военнопленных, чтобы затем привлечь их к ответственности согласно российскому
законодательству. На родине им будут инкриминированы две статьи УК РФ:
"Участие в незаконных вооруженных формированиях" и "Незаконное
пересечение границы". Пленники "Гуантанамо" прекрасно об
этом осведомлены. Вахитов, например, пишет, что не хочет возвращаться
в Россию.
*
* *
"Дорогая
эни! Снова пишу тебе из плена. Ни о чем не жалею, от судьбы не уйдешь.
Каждый день узнаю что-то новое, расширяю свой кругозор. Я никакого преступления
не совершал, поэтому душа моя спокойна. Здесь я нашел себе новых друзей.
Они с разных уголков планеты, все - мусульмане. За восемь месяцев так
и не получил от тебя ни одного письма. Думаю, эти сволочи не передают
их мне. Красный Крест и Полумесяц привез недавно около 4 тысяч книг на
разных языках мира. Есть и исторические, и религиозные, и научные. Одним
словом, условия здесь лучше, чем в российском санатории. О мировых новостях
узнаем редко, только когда попадаются газеты и журналы. Скучающий по тебе
твой сын Айрат. 13 августа 2002 года".
*
* *
"Ас-салям
алейкум. Дорогая эни! Получил твое письмо от 28 октября 2002 года, чему
был безмерно рад. У меня, слава Аллаху, все хорошо. Содержание нормальное,
за год ни разу не болел. Кормят фруктами, рыбой, на рамазан давали мед
и финики. Хотя все узники живут в отдельных клетках, мы постоянно между
собой общаемся. В моей клетке есть туалет, умывальник, на нарах два матраца,
окно с видом на море. Еще у меня есть два полотенца, два одеяла, простыня,
зубная паста и щетка. Дают минералку, чай, молоко. Пыток и унижений, слава
Аллаху, нет. Здесь полная свобода религии, всем желающим раздали Коран.
Начали строить новую тюрьму с общим режимом для примерных узников. У меня
нет никаких нарушений за весь срок, поэтому и режим послабее. Учу английский,
уже могу обходиться без переводчика. Спасибо тебе, эни, за все! Даст Аллах,
еще увидимся. Январь 2003 года".
*
* *
"Дорогая
эни! У меня все хорошо. Сейчас конец января, а я после 28 октября от тебя
ничего не получал. Напомню, пришло только три твоих письма, хотя я отправил
больше тридцати. По-моему, их не все пропускают. Здоровье относительно
хорошее, слава Всевышнему. Доктор посещает нас четыре раза в день. Передай
салям всем родным и близким. Я вас очень люблю и скучаю. Молись за меня.
Твой сын Айрат".
* * *
"Ас-салям
алейкум, дорогая эни! После перерыва в несколько месяцев решил написать
тебе очередное письмо, ведь ты не виновата, что письма не доходят. Пиши
по-русски. Хочу сообщить, что у меня все по-старому. Нет ничего нового
ни в моем здоровье, ни в образе жизни. Эни, я думаю, что ты сможешь понять
и простить меня. Я очень сильно сожалею, что не могу быть рядом с тобой,
и не теряю надежды увидеться. Часто вижу тебя во сне - в них ты всегда
очень красивая и в нарядных одеждах. Да сохранит тебя Аллах. 7 мая 2003
года".
*
* *
"Сегодня замечательный день - Курбан-байрам. Хотя нас никто, кроме
самих же, не поздравляет, настроение хорошее. Я уже больше трех лет скитаюсь
по тюрьмам разных стран. Без суда меня объявили виноватым чуть ли не во
всех мировых несчастьях, но я не падаю духом и не теряю надежды на Всевышнего
и уверен, что он нам поможет. Я тебя люблю, эни! Айрат".
Обсудить
в форуме
"АЗАТЛЫК" ПО-АВСТРАЛИЙСКИ
У Ирека Гарипова все тип-топ
На днях в
Казань приехал из Австралии первый лидер союза татарской молодежи "Азатлык"
Ирек ГАРИПОВ.
Он уехал из Казани в 1992 году. Годы прибавили солидности молодому человеку,
стоявшему у истоков молодежного движения "Азатлык", но нисколько
не уменьшили юношеского азарта. Сейчас Ирек известен как главный активист
самой маленькой этнической общины Австралии.
- Ирек эфенди, давно вас не было видно в Казани. Неужели специально
на День памяти приехали?
- В этом году я ненадолго уже приезжал на День республики, до этого на
родине я не был шесть лет. День памяти - одна из причин. Я тоскую по своей
родине, матери, родственникам, Казани.
На этот раз сюда привело меня и поручение татарской общины. В городе Кайнасе
объявлен Год тысячелетия Казани. Воспользовавшись этим, мы хотим присвоить
улице, площади или скверу имя столицы Татарстана.
Что касается Дня памяти, то я напомнил бы вам строки, выбитые перед Новотатарским
кладбищем: "Знай цену живым, знай могилы усопших". Я помню,
как проходили Дни памяти в начале 90-х, когда охранников было больше,
чем участников. Если мы даже раз в год не можем прочесть намаз по нашим
предкам, то кто мы тогда такие?!
- Ваш отъезд многими был оценен неоднозначно. В чем заключается главная
причина эмиграции?
- Мне приходилось слышать многое о моем отъезде. В 1989 году я был одним
из первых, кто начал организовывать татарскую молодежь. Это были тяжелые
времена, когда в Казани нельзя было собрать больше двух ребят. С одной
стороны, была сельская молодежь, которая знала язык, но была малообразованна,
с другой - городские татары, которые горели душой за нацию, но не знали
языка. Сначала костяк составляли студенты ветеринарного института, затем
стали присоединяться пединститут, КГУ. Нашим первым массовым мероприятием
стало проведение праздника Навруз в 1989 году. В 1990-м состоялись Дни
татарской молодежи в лагере "Идель", и я был избран первым председателем
Союза татарской молодежи "Азатлык". В 1991 году новым председателем
стал Рим Гильфанов. С этого времени я не отвечал за состояние молодежного
движения. Затем по просьбе Талгата Ахмадишина в марте 1992 года я провел
Дни тюркской молодежи в Казани. То есть довел все дела до конца и только
потом уехал.
-Как чувствует себя татарская община в Австралии сегодня?
- В Аделаиде, в Южной Австралии, существует единственная татарская община
из 60 семей. Есть воскресная школа. Всего в Австралии живут около 500
татар. Некоторые наши девушки любыми путями пытаются выйти замужза англичан
или американцев. Мы же живем общиной и стараемся создавать семьи с соотечественниками.
Если нет вариантов среди татар, то ищем среди мусульман, которые этнически
нам близки, турок, узбеков, уйгур.
- Расскажите о вашей семье.
- У меня три дочери и сын. Дочери учатся в исламском колледже. В свободное
время занимаюсь делами татарской общины, а так работаю в компании "Типтоп",
которая занимается поставками хлебобулочных и мучных изделий на рынок
Австралии и Новой Зеландии и контролирует 75 процентов этого рынка.
- Со времени вашего отъезда прошло одиннадцать лет. Как вы оцениваете
итоги развития Татарстана за этот период?
- Можно много критиковать, но Татарстан стал известен миру. Это с одной
стороны. С другой -не изменилось отношение к нашему языку.
Арслан МИНВАЛЕЕВ
Обсудить
в форуме
НИЗАМЕТДИН ПРОТИВ.
На прошлой
неделе в Казани гостила певица Джамиля Низаметдин. Уроженка Перми, она
11 лет назад покинула пределы Родины и, выйдя замуж за финского татарина,
переехала в Финляндию. Родила троих детей - Тимера, Ирека и Камиля, занялась
общественной деятельностью и, казалось бы, совсем забросила эстраду. Но
Казанское театральное училище, работа с Айдаром Файзрахмановым, Мирсаетом
Сунгатуллиным, Зуфаром Хайретдиновым напоминали о себе и в Финляндии.
После первого возвращения в республику - на Всемирный конгресс татар -
Джамиля прямо в поезде по пути на новую родину написала песню "Ностальгия".
На конгрессе судьба ее вновь свела с группой "Заман". Свой дебютный
альбом она записала в студии группы, поскольку посчитала, что не может
радикально обращаться с музыкальными традициями Татарстана. В северной
стране, как рассказала она, не понимают татарок, говорящих исключительно
тонким голосом, у самих финок тембр пониже. Татарская диаспора, однако,
пытается сохранить традиционный патриархальный уклад. Но вот юбку Джамиля
одевает не более одного раза в полгода. Обычаи Европы проникли и в ее
музыку:
- В Финляндии я слушала акустическую музыку, джаз, металл. О новой татарской
эстраде не имела ни малейшего представления. Наверное, это к лучшему...
В прошлую среду Джамиля выступила в Челнах на концерте группы "Казан
егетлэре" и певицы Малики, которые исполняют ее песни. Низаметдин
считает этих исполнителей теми, кто начнет переворот в татарской эстраде.
- Когда я сошла со сцены, ко мне сразу ринулись телевизионщики. Вы, говорят,
совсем по-другому себя ведете. Более... хм... развязно. Я, конечно, на
сцену не ложусь, но если устану, сесть могу. И я пою по-другому -не растягивая
слова, с обилием мелизмов, а более свободно. Пока альбом можно услышать
только на промодиске. Джамиля не знает, кто выпустит его -слишком сложно
это сделать в Татарстане.
- Но я и не собираюсь заработать пением деньги. Ту, музыку, которую играю
я, еще надо раскрутить. А второй альбом вообще будет акустическим, и я
не знаю, как его воспримут слушатели. Джамиля не только пишет стихи и
музыку, она много работает для татарской общины Финляндии, пишет сценарии,
ставит татарские спектакли, проводит вечера встреч.
Радиф КАШАПОВ
Обсудить
в форуме
Использованы материалы разных номеров газеты "Восточный экспресс"
|