Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 10-11'2003

© 2003, "Татарская рассылка"
№30  8 ноября 2003

КУБИНСКИЕ ПИСЬМА
Челнинскому "талибу" в американской тюрьме лучше, чем в российском санатории

Равиль САБИРОВ

Челнинка Амина Хасанова чуть ли не каждую неделю общается с журналистами Би-би-си, радио "Свобода", ИТАР - ТАСС, газет "Труд", The Moscow Times и других. Столь большую популярность Амина ханум приобрела благодаря тому, что ее сын, бывший имам-хатиб челнинской мечети "Тауба" Айрат Вахитов (Айрат хазрат) вместе с другим челнинцем Равилем Гумаровым сидит в американской тюрьме на военной базе "Гуантанамо" на Кубе.
Удивительная вещь: в чьи бы руки ни попадал Вахитов -чеченцев, российских спецслужб, талибов, американцев -его неизменно бросают в тюрьму.
В начале 1999 года, уже будучи имамом-хатибом мечети "Тауба", Вахитов надумал жениться. Но, как часто бывает, матери не понравился выбор сына, и она не дала ему своего благословения. Видимо, чтобы сменить обстановку, Вахитов взял отпуск и решил съездить в Чечню. Ему сказали, что там есть сильный исламский институт. Айрат решил лично познакомиться с этим учебным заведением.
В Чечне Вахитов неожиданно встретился с одним из шакирдов "Йолдыза", неким Абу-Бакером, который заявил чеченцам, что Вахитов - агент КГБ. Айрата бросили в зиндан, пытали, добиваясь признания, но он на себя наговаривать не стал. В конце концов его отпустили. После этого Вахитов возвращается в Челны, где его арестовывают... за участие в незаконных вооруженных формированиях. Но через три месяца выпускают на свободу. Однако совсем скоро в его квартиру снова приходят с ордером на арест. Правда, Айрата дома не оказалось. Устав от преследований спецслужб, Вахитов решает бежать за границу. В конце 1999 года он с другом Якубом переходит границу в районе узбекского города Термез. Но их задерживают талибы, которые обвиняют приятелей в шпионаже.
Затем начались американские бомбардировки. 14 декабря 2001 года в квартире Амины ханум раздался телефонный звонок из Кандагара: "Мама, прости, я не мог позвонить раньше, был в плену. Теперь я наконец свободен". Но в ноябре 2002 года поступило сообщение, что Айрат сидит в лагере на американской военной базе "Гуантанамо" на острове Куба. Где он находился в течение почти целого года до этого, чем занимался и как попал в плен к американцам - неизвестно. Не проливают на это свет и письма Вахитова, которые он написал, находясь за колючей проволокой.
В настоящее время в "Гуантанамо", кроме Вахитова, сидят еще шесть российских "талибов". Дело в том, что США настаивают на том, чтобы после экстрадиции американским спецслужбам был обеспечен беспрепятственный доступ к их бывшим пленникам. Генпрокуратура РФ заявила, что на такое условие Россия пойти не может, но вместе с тем будет добиваться выдачи военнопленных, чтобы затем привлечь их к ответственности согласно российскому законодательству. На родине им будут инкриминированы две статьи УК РФ: "Участие в незаконных вооруженных формированиях" и "Незаконное пересечение границы". Пленники "Гуантанамо" прекрасно об этом осведомлены. Вахитов, например, пишет, что не хочет возвращаться в Россию.

* * *

"Дорогая эни! Снова пишу тебе из плена. Ни о чем не жалею, от судьбы не уйдешь. Каждый день узнаю что-то новое, расширяю свой кругозор. Я никакого преступления не совершал, поэтому душа моя спокойна. Здесь я нашел себе новых друзей. Они с разных уголков планеты, все - мусульмане. За восемь месяцев так и не получил от тебя ни одного письма. Думаю, эти сволочи не передают их мне. Красный Крест и Полумесяц привез недавно около 4 тысяч книг на разных языках мира. Есть и исторические, и религиозные, и научные. Одним словом, условия здесь лучше, чем в российском санатории. О мировых новостях узнаем редко, только когда попадаются газеты и журналы. Скучающий по тебе твой сын Айрат. 13 августа 2002 года".

* * *

"Ас-салям алейкум. Дорогая эни! Получил твое письмо от 28 октября 2002 года, чему был безмерно рад. У меня, слава Аллаху, все хорошо. Содержание нормальное, за год ни разу не болел. Кормят фруктами, рыбой, на рамазан давали мед и финики. Хотя все узники живут в отдельных клетках, мы постоянно между собой общаемся. В моей клетке есть туалет, умывальник, на нарах два матраца, окно с видом на море. Еще у меня есть два полотенца, два одеяла, простыня, зубная паста и щетка. Дают минералку, чай, молоко. Пыток и унижений, слава Аллаху, нет. Здесь полная свобода религии, всем желающим раздали Коран. Начали строить новую тюрьму с общим режимом для примерных узников. У меня нет никаких нарушений за весь срок, поэтому и режим послабее. Учу английский, уже могу обходиться без переводчика. Спасибо тебе, эни, за все! Даст Аллах, еще увидимся. Январь 2003 года".

* * *

"Дорогая эни! У меня все хорошо. Сейчас конец января, а я после 28 октября от тебя ничего не получал. Напомню, пришло только три твоих письма, хотя я отправил больше тридцати. По-моему, их не все пропускают. Здоровье относительно хорошее, слава Всевышнему. Доктор посещает нас четыре раза в день. Передай салям всем родным и близким. Я вас очень люблю и скучаю. Молись за меня. Твой сын Айрат".

* * *

"Ас-салям алейкум, дорогая эни! После перерыва в несколько месяцев решил написать тебе очередное письмо, ведь ты не виновата, что письма не доходят. Пиши по-русски. Хочу сообщить, что у меня все по-старому. Нет ничего нового ни в моем здоровье, ни в образе жизни. Эни, я думаю, что ты сможешь понять и простить меня. Я очень сильно сожалею, что не могу быть рядом с тобой, и не теряю надежды увидеться. Часто вижу тебя во сне - в них ты всегда очень красивая и в нарядных одеждах. Да сохранит тебя Аллах. 7 мая 2003 года".

* * *

"Сегодня замечательный день - Курбан-байрам. Хотя нас никто, кроме самих же, не поздравляет, настроение хорошее. Я уже больше трех лет скитаюсь по тюрьмам разных стран. Без суда меня объявили виноватым чуть ли не во всех мировых несчастьях, но я не падаю духом и не теряю надежды на Всевышнего и уверен, что он нам поможет. Я тебя люблю, эни! Айрат".


Обсудить в форуме


"АЗАТЛЫК" ПО-АВСТРАЛИЙСКИ
У Ирека Гарипова все тип-топ

На днях в Казань приехал из Австралии первый лидер союза татарской молодежи "Азатлык" Ирек ГАРИПОВ.
Он уехал из Казани в 1992 году. Годы прибавили солидности молодому человеку, стоявшему у истоков молодежного движения "Азатлык", но нисколько не уменьшили юношеского азарта. Сейчас Ирек известен как главный активист самой маленькой этнической общины Австралии.
- Ирек эфенди, давно вас не было видно в Казани. Неужели специально на День памяти приехали?
- В этом году я ненадолго уже приезжал на День республики, до этого на родине я не был шесть лет. День памяти - одна из причин. Я тоскую по своей родине, матери, родственникам, Казани.
На этот раз сюда привело меня и поручение татарской общины. В городе Кайнасе объявлен Год тысячелетия Казани. Воспользовавшись этим, мы хотим присвоить улице, площади или скверу имя столицы Татарстана.
Что касается Дня памяти, то я напомнил бы вам строки, выбитые перед Новотатарским кладбищем: "Знай цену живым, знай могилы усопших". Я помню, как проходили Дни памяти в начале 90-х, когда охранников было больше, чем участников. Если мы даже раз в год не можем прочесть намаз по нашим предкам, то кто мы тогда такие?!
- Ваш отъезд многими был оценен неоднозначно. В чем заключается главная причина эмиграции?
- Мне приходилось слышать многое о моем отъезде. В 1989 году я был одним из первых, кто начал организовывать татарскую молодежь. Это были тяжелые времена, когда в Казани нельзя было собрать больше двух ребят. С одной стороны, была сельская молодежь, которая знала язык, но была малообразованна, с другой - городские татары, которые горели душой за нацию, но не знали языка. Сначала костяк составляли студенты ветеринарного института, затем стали присоединяться пединститут, КГУ. Нашим первым массовым мероприятием стало проведение праздника Навруз в 1989 году. В 1990-м состоялись Дни татарской молодежи в лагере "Идель", и я был избран первым председателем Союза татарской молодежи "Азатлык". В 1991 году новым председателем стал Рим Гильфанов. С этого времени я не отвечал за состояние молодежного движения. Затем по просьбе Талгата Ахмадишина в марте 1992 года я провел Дни тюркской молодежи в Казани. То есть довел все дела до конца и только потом уехал.
-Как чувствует себя татарская община в Австралии сегодня?
- В Аделаиде, в Южной Австралии, существует единственная татарская община из 60 семей. Есть воскресная школа. Всего в Австралии живут около 500 татар. Некоторые наши девушки любыми путями пытаются выйти замужза англичан или американцев. Мы же живем общиной и стараемся создавать семьи с соотечественниками. Если нет вариантов среди татар, то ищем среди мусульман, которые этнически нам близки, турок, узбеков, уйгур.
- Расскажите о вашей семье.
- У меня три дочери и сын. Дочери учатся в исламском колледже. В свободное время занимаюсь делами татарской общины, а так работаю в компании "Типтоп", которая занимается поставками хлебобулочных и мучных изделий на рынок Австралии и Новой Зеландии и контролирует 75 процентов этого рынка.
- Со времени вашего отъезда прошло одиннадцать лет. Как вы оцениваете итоги развития Татарстана за этот период?
- Можно много критиковать, но Татарстан стал известен миру. Это с одной стороны. С другой -не изменилось отношение к нашему языку.

Арслан МИНВАЛЕЕВ

Обсудить в форуме


НИЗАМЕТДИН ПРОТИВ.

На прошлой неделе в Казани гостила певица Джамиля Низаметдин. Уроженка Перми, она 11 лет назад покинула пределы Родины и, выйдя замуж за финского татарина, переехала в Финляндию. Родила троих детей - Тимера, Ирека и Камиля, занялась общественной деятельностью и, казалось бы, совсем забросила эстраду. Но Казанское театральное училище, работа с Айдаром Файзрахмановым, Мирсаетом Сунгатуллиным, Зуфаром Хайретдиновым напоминали о себе и в Финляндии. После первого возвращения в республику - на Всемирный конгресс татар - Джамиля прямо в поезде по пути на новую родину написала песню "Ностальгия". На конгрессе судьба ее вновь свела с группой "Заман". Свой дебютный альбом она записала в студии группы, поскольку посчитала, что не может радикально обращаться с музыкальными традициями Татарстана. В северной стране, как рассказала она, не понимают татарок, говорящих исключительно тонким голосом, у самих финок тембр пониже. Татарская диаспора, однако, пытается сохранить традиционный патриархальный уклад. Но вот юбку Джамиля одевает не более одного раза в полгода. Обычаи Европы проникли и в ее музыку:
- В Финляндии я слушала акустическую музыку, джаз, металл. О новой татарской эстраде не имела ни малейшего представления. Наверное, это к лучшему...
В прошлую среду Джамиля выступила в Челнах на концерте группы "Казан егетлэре" и певицы Малики, которые исполняют ее песни. Низаметдин считает этих исполнителей теми, кто начнет переворот в татарской эстраде.
- Когда я сошла со сцены, ко мне сразу ринулись телевизионщики. Вы, говорят, совсем по-другому себя ведете. Более... хм... развязно. Я, конечно, на сцену не ложусь, но если устану, сесть могу. И я пою по-другому -не растягивая слова, с обилием мелизмов, а более свободно. Пока альбом можно услышать только на промодиске. Джамиля не знает, кто выпустит его -слишком сложно это сделать в Татарстане.
- Но я и не собираюсь заработать пением деньги. Ту, музыку, которую играю я, еще надо раскрутить. А второй альбом вообще будет акустическим, и я не знаю, как его воспримут слушатели. Джамиля не только пишет стихи и музыку, она много работает для татарской общины Финляндии, пишет сценарии, ставит татарские спектакли, проводит вечера встреч.

Радиф КАШАПОВ


Обсудить в форуме

Использованы материалы разных номеров газеты "Восточный экспресс"


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz