БУДУТ ЛИ В ШКОЛЕ БЕЛОЗЕРЬЯ ИЗУЧАТЬ АРАБСКИЙ ЯЗЫК?
Татарское
Белозерье отгородилось с недавних пор от остального мира, как женщина
в хиджабе. Отстроили его жители шесть мечетей, хотя улиц-то - всего восемь.
Пригласили преподавателя арабского языка, чтобы читать Коран. А затем
в масштабах села случилась гуманитарная катастрофа: дети перестали учиться.
Так видят ситуацию саранские журналисты: со страниц местных газет грозно
глядит вооруженный пулеметом "злой чечен" на фоне белозерской
мечети. И вот уже шагаешь по широкой белозерской дороге, а навстречу,
словно для наглядности, - на улице Советской - девушка в парандже...
- Главное - что внутри человека, - отвечает мне Гафият Абдрашитов, сорокалетний
улыбчивый добряк, который живет на той же улице. У него крепкий двухэтажный
дом из соснового леса с диковинным орнаментом, пущенным кистью маляра
на стены и под крышу, с широкими резными наличниками. Такой же, как и
у всех белозерцев. А сам Гафият - "спекулянт", поскольку построил
свой дом на торговле семечками: так официально обозначен род занятий белозерцев
после семнадцатого года. В селе это был основной бизнес.
В Белозерье рассказывают гостям, как пострадали за подсолнух отцы и деды.
Сколько белозерцев сидело за "спекуляцию" семечками. Какие засады
и облавы приходилось миновать от огорода до рынка.
Соседи бились за продовольственную программу. А белозерцы - торговали.
Сегодня вокруг рынок, а Белозерье сдает сахарную свеклу (говорят, что
земля устала от подсолнуха). Причем сдает рекордные урожаи. И снова слепят
глаза цинковые крыши двух- и трехэтажных особняков, выстроенных на отлогом
холме. Правда, озеро, около которого разместились, согласно преданию,
пятеро татар в 16 веке, лежит немного дальше.
В Белозерье никогда не было советской власти, расскажут вам в соседних
деревнях. То же говорит и Юрий Федорович Подгорнов, директор последнего
оплота государственности в этом селе -школы.
Его, учителя истории, роно назначило директором школы в марте прошлого
года, в наступающем учебном году ждет от него результатов. А какие результаты,
если дети не хотят больше ходить в школу? Старшие классы можно уже заколачивать.
Заколоченная школа - обычное дело для умирающей российской деревни. Но
ведь Белозерье не умирает! У того же Гафията Абдрашитова типичная семья
- пятеро детей. У его соседа Хакима - четверо. Социологи определили бы
белозерскую ситуацию как демографический взрыв.
Зульфия Абдрашитова в этом году пойдет в девятый класс. Долго пытаю укутанную
в платок скромницу, кем хочет стать. "Раньше мечтала учительницей",
- говорит. Но на провокацию: что выберет - изучение ислама или педучилище,
- задумывается и выдает: "Ислам!". Отец ее убеждает: "Ислам
для себя, а образование получать нужно". Но вот результат всех таких
увещеваний: больше двадцати белозерских детей учатся сейчас в медресе,
только четверо - в технических госучилищах, лишь двое - в экономическом
институте.
- В селе и сейчас нет государства, - рассказывает директор школы. Дети
приходят из роскошных домов в школу, где нет даже географической карты.
Четыре стены и парты.
Подгорнов борется за школу. Создал в селе попечительский совет. Родители
учеников собрали на ремонт двадцать тысяч. Но как купить учителя химии
или физики, которых нет уже несколько лет?
Год назад глава села и бывший учитель Фарит Халиков попытался ликвидировать
"гуманитарную катастрофу" и вернуть детей в школу очевидным
способом - обратился в роно с просьбой ввести в школе урок арабского языка.
Жаль, не поддержали - Халиков вроде бы верный ход нашел. Белозерцы хоть
таким образом почувствовали бы к себе внимание. Ведь государство не должно
игнорировать гражданина, его образ жизни, его вероисповедание...
В жителях Белозерья очень развит инстинкт выживания, а значит, и чувство
опасности. В последние годы, когда Ислам стал в глазах обывателей тождествен
терроризму, все женщины облачились в хиджаб, а некоторые даже надели паранджу.
Муфтий Мордовии Заки-хазрат Айзатуллин, живущий в этом же селе, смешно
высказался по этому поводу: "Они на публику играли".
Встреченная мной на Советской улице девушка в парандже напомнила чеховскую
героиню, пожелавшую принять смерть от удара молнии в красном платье и
публично.
Но нет в этой девушке угрозы. И "злой чечен" на фоне здешней
мечети -не документ истории, а всего лишь коллаж саранских газетчиков.
Но не разумнее ли взять семечко и вырастить из него подсолнух?
Лилия РАШИДОВА, Мордовия
газета "Все об Исламе" №2 февраль 2003г.
Обсудить
в форуме
РЯЗАНСКИЕ ТАТАРЫ
Традиционно,
Рязанская земля ассоциируется в представлении многих людей как край "березового
ситца". И действительно, большинство населения Рязанской области
составляют русские. Лишь на востоке региона - в Касимовском, Сасовском,
Ермешинском и Кадомском районах смешанно с русскими живут и татары.
Центром татарской духовности и культуры вот уже несколько столетий является
старинный город Касимов, расположенный на Оке. Касимов долгие годы был
центром небольшого татарского ханства, простиравшегося на 200 км и просуществовавшее
200 лет.
Касимовское ханство сыграло огромную роль в истории России. По-существу,
оно было рубежом между татарскими землями и Московским государством.
В 1681 году ханство по указу Петра 1 было ликвидировано. По правде говоря,
еще задолго до этого касимовские ханы стали номинальными руководителями,
т.к. власть в ханстве была сосредоточена в руках русских воевод. Уже в
конце ХVII века началась массовая христианизация, в результате которой
часть знати крестилась, а большая - была лишена земель, титулов, богатств.
Постепенно касимовские татары освоили земледельческий труд (до этого татары
в Касимове "лишь владели землями и крестьянами). Со временем выросли
крупные татарские села Болотце (Жаубаш), Подлипки (Шырын), Царицыно (Бием
Салы), Толстиково (Толстик) и др. В них были построены деревянные мечети.
Значительное число сельчан уходило на заработки в Санкт-Петербург и Москву,
где нанимались на работу в рестораны, купеческие лавки и т.д.
Золотая пора в жизни касимовских татар наступила во второй половине XIX
века, когда многие из них выбились в крупные купцы-меховщики. Купечество
щедро занималось благотворительством, строя мечети, медресе, мектебы.
На деньги купеческой династии Кастровых в Касимове действовало крупное
медресе, при котором был народный театр и издавалась газета "Чамы"
("Коса").
В 1897 году в Касимове было создано "Мусульманское благотворительное
общество", которое поддерживало мечети, малоимущих учащихся медресе,
благоустраивали мусульманские кладбища и т.д.
После революции 1917 года была свернута вся национальная жизнь касимовских
татар. Закрытие мечетей, медресе, газеты, театра повлияло на процесс ассимиляции,
увеличились смешанные браки, молодежь стала забывать родной язык.
В 1990-е годы картина стала меняться. Была создана мусульманская община
во главе с имамом Мукаддасом Сафиулловичем Ахуновым. В Касимове вновь
открыта мечеть, построенная в 1906 году (в советские времена не действовала).
Реставрация мечети затянулась на несколько лет, т.к. больших средств сразу
не нашлось. Во многом благодаря Духовному управлению мусульман Европейской
части России ремонт продолжается. В планах общины - восстановление минарета.
В Касимове сохранилось здание и другой мечети - Ханской, которая является
первой мечетью, построенной на русской земле. Ныне в здании мечети размещен
городской краеведческий музей. Кстати, музей имеет и другое здание, однако
мечеть не возвращается мусульманам Касимова. Как бы ни комментировали
эту ситуацию заинтересованные лица, все же представляется, что музею,
каким бы он прекрасным ни был, не место в храме.
В селе Подлипки в окрестностях Касимова также восстановлена старинная
мечеть, действующая уже несколько лет.
Традиционным становится и касимовский "Сабантуй", который объединяет
не только местных татар, но и представителей других народов.
Если о Касимове и касимовских татарах издано несколько глубоких работ,
то об истории татар-мишарей Рязанской области почти ничего не написано.
Татары- мишари жили в рязанском ареале еще задолго до образования Касимовского
ханства. Поэтому черты их материальной культуры во многом архаичны. Современные
села их были основаны еще в ХVI-ХVII веках. Большинство жителей традиционно
занималось земледелием и животноводством, местами пчеловодством. Местные
жители умели хорошо торговать. В памяти стариков сохранились воспоминания
о знаменитых ярмарках, проходивших в с. Азеево - центре здешних татар.
До сих пор сохранились в Азееве каменные двухэтажные дома - свидетельство
зажиточности его жителей. О богатстве местных татар говорят и многочисленные
кирпичные амбары (клят), которые автор этих строк видел в селах Азеево
и Иванково. Была здесь и широкая сеть многочисленных мечетей, мектебов,
а с начала XX в. и земских школ.
Ныне татарское население здешних мест значительно сократилось. Воспоминаниями
о некоторых татарских деревнях (Чернышеве, Богданове, Большой Студенец)
остаются лишь старинные мусульманские кладбища с арабскими письменами
на памятниках. Но вместе, с тем, есть и села с татарским большинством
населения. К примеру, в с.Бастаново Сасовского района в 1999 году была
реконструирована и открыта старинная мечеть. Население села заметно увеличивается
за счет своих земляков, возвращающихся из всех окраин бывшего Советского
Союза в родные края.
Конечно, процесс возрождения духовности очень долог. Ощущая себя частью
великой семьи татар, местные представители этого древнего народа зачастую
плохо разбираются в своей истории, забывают родной язык. А это главное,
что делает татар татарами. Поэтому неоценима роль старшего поколения,
призванного осуществлять миссию духовного и нравственного наставничества.
И такие люди есть. К примеру, в с.Бастаново живет Гульсум-ханум Давликамова,
которой исполнилось 95 лет. Без ее участия не обходится ни одно собрание
верующих в селе, в каждом доме она желанная гостья. Помимо чтения Священного
Корана Гульсум-ханум разъясняет мусульманам суть Ислама, доказывая своим
жизненным примером, что человек в любом деле найдет силы в вере.
Веками местные татары жили в дружбе с русскими. Автору приходилось видеть
в с.Азеево русских людей свободно владевших татарским разговорным языком.
А уважение к языку и культуре соседа является символом подлинной дружбы
народов.
Над древней рязанской землей прошумели ветры столетий. И все эти века
здесь живут татары. Интерес к их культуре и истории существенно возрос
в последнее время, хотя тесные связи местных организаций с Татарстаном
еще только налаживаются. Своеобразие и самобытность татар Рязанской области
начали привлекать новых исследователей.
Марат САФАРОВ
газета "Меджлис" №5(21) апрель 2001г.
Обсудить
в форуме
В КРАЮ ЦЕРКВЕЙ
Татары Балахны не предполагают, что живут в городе, основанном их предками
Странная
штука - жизнь! Порой она возвращает нас в те места, которые мы, казалось
бы, покинули уже навсегда. Город Балахна Нижегородской области именно
такое место - светлое пятно из моего далекого солнечного детства. В этом
городе я когда-то проводил летние каникулы у бабушки и вот волей случая
вновь оказался здесь. За прошедшие годы Балахна мало изменилась, да и
что может поменяться там, где каждый день похож на предыдущий, как в известном
фильме "День сурка"?
Где бы я ни оказался, везде ищу следы своих соплеменников, пытаюсь узнать
о них как можно больше, В Балахне, насчитывающей несколько десятков тысяч
жителей, также нашлись татары. Выяснилось, что это мишары - наиболее активная
и непоседливая часть татарского этноса. Никто точно не смог назвать мне
численность татарского населения Балахны, но чаще всего упоминались цифры
от нескольких десятков до сотен человек.
В основной массе - это выходцы из Ульяновской области, потомки раскулаченных
в 30-е годы зажиточных мишар. Те в свое время приехали сюда на строительство
местной ГРЭС да так и остались в этом маленьком городе, пустили здесь
корни. Их дети - поколение 40 - 50-летних - еще разговаривают на родном
языке. Они стараются соблюдать традиции своего народа, собираются на праздники,
общаются, но молодежи подобные посиделки уже не интересны. Если среди
20-летних кто и понимает татарскую речь, то разговаривать уже не может
- таков продукт ассимиляции и смешанных браков.
Практически все балахнинские татары имеют дополнительные русские имена,
предназначенные для употребления в русскоязычной среде. Доходит до того,
что все эти смуглые "Коли", "Саши" и "Пети"
начинают забывать свои настоящие имена, полученные при рождении. Впрочем,
стоит ли винить этих людей, если некоторые их сверстники в Казани, всю
жизнь находясь в татарской среде, ни слова не знают и не. хотят знать
по-татарски. Но в любом правиле имеются исключения. Так и здесь. В Балахне,
в этом типичном русском городке, где церквей больше, чем продуктовых магазинов,
мне повстречался молодой парень, который, ничуть не смущаясь окружающих,
в полный голос разговаривал на своем родном языке. Я познакомился с Али
(так звали молодого человека) на похоронах, где он исполнял обязанности
муллы. Тогда я посчитал некорректным отвлекать его житейскими расспросами
в столь горестный для татарской общины Балахны момент и мы общались в
основном на религиозные темы.
Планируя встретиться с ним позже, я даже не узнал его фамилии. К сожалению,
до моего отъезда нам так и не удалось поговорить более подробно. Как выяснилось,
Али - коренной житель Балахны. Здесь он родился, окончил школу и сейчас
работает на одном из предприятий города. По его словам, ему с большим
трудом удается отлучаться с работы, чтобы провести те или иные мусульманские
обряды. Религиозную подготовку юноша получил в мечети Нижнего Новгорода,
и теперь передает знания об исламе своим соплеменникам в Балахне. Он хорошо
знает все основные молитвы и ритуалы, старается вести мусульманский образ
жизни, не пропускает обязательного пятикратного намаза.
Молодой мулла горит желанием открыть в родной Балахне мечеть. По его словам,
никаких проволочек нет. Главная проблема заключается в недостатке, а точнее,
полном отсутствии необходимых финансов. Со стороны Духовного управления
мусульман Нижегородской области помощи ждать не приходится - в самом Нижнем
пока имеется всего-навсего три мечети. Этого недостаточно для такого крупного
города, куда стекаются тысячи татар-мишар из Сергачского, Пильнинского
и других районов области. Известно, что мишары отличаются своей религиозностью.
В одном только селе Красная Горка Пильнинского района (где родился известный
татарский просветитель XIX в. Хусаин Фаезханов) ныне действует четыре
мечети!
Что касается похорон, о которых упоминалось выше, то здесь я нашел немало
различий по сравнению с тем, что мы привыкли видеть в Татарстане. Татары
Балахны хоронят усопших в ровной квадратной могиле, кладя покойника по
центру и накрывая его грубо сколоченным деревянным ящиком. В этом же ящике
они доставляют тело на кладбище. В Балахне не делают бокового углубления
в могиле - "лэхет", которое положено по шариату. Сами местные
объясняют это тем, что почва здесь - сплошной желтый песок, укрытый небольшим
слоем чернозема и дерна, а в некоторых случаях шариат позволяет отступления
от правил. Над могилой полностью читается "Ясин" - одна из основных
сур Корана, которую принято произносить над мертвым или больным человеком.
Удивительно, что Али прочитал длиннющий "Ясин" на одном дыхании,
без запинки и совершенно без ошибок! И это человек, который родился в
русском городе среди православных христиан!
Балахнинские татары даже и не предполагают, что живут в месте, возможно,
основанном их предками - волжскими булгарами. Вообще, балахнинцы мало
интересуются историей своего города. Кое-какую информацию можно получить
в местном краеведческом музее, но и там татары представлены исключительно
в отрицательном свете - как грабители и разбойники. Древнебулгарская история
города не освещена совсем. Основание Балахны сотрудники музея трактуют
по русским летописям достаточно субъективным источникам. По этим данным
получается, что город был основан в 1479 году.
Пару лет назад я наткнулся на статью почти сорокалетней давности, написанную
татарским краеведом, знатоком многих языков Ахметом Булатовым. В ней,
анализируя происхождение этнонима "булгар", он рассматривает
и слово "балахна". Булатов переводит его с персидского, как
"высокая, верхняя надстройка" (бала+ханэ). В книжном магазине
Балахны я купил книгу местного краеведа Геннадия Строкина "Град Балахна"
(Балахна, 1999). Автор также останавливается на этом варианте, предполагая,
что в Балахне могли находиться какие-то верхние северные форпосты булгар.
Вот что пишет Строкин: "Если же предположить, что булгары считали
Балахну самым верхним поселением на Волге, то не могло ли это быть Верхний
город - Балаханэ".
Продолжая эту мысль, он отмечает, что поскольку археологических работ
в окрестностях города не проводилось, то легенд об основании Балахны булгарами
категорически отвергать нельзя. Но дальше, пытаясь построить славянскую
версию происхождения города, автор книги начинает противоречить сам себе:
"Легенды о том, что район расположения Балахны какое-то время был
во власти булгар, не дают возможности строить версии о булгарском происхождении
его названия, так как они ничем не подтверждаются".
Таким образом, выясняется, что Балахна интересна нам не только тем, что
в этом русском городе живет несколько десятков наших соплеменников, но
и тем, что этот город имеет древнюю историю, возможно, связанную с прошлым
нашего народа. Свое слово непременно должны сказать историки и археологи,
ведь не исключено, что поиски на таких вот нетрадиционных направлениях
дадут много нового и интересного.
Азат АХУНОВ
"Восточный экспресс" №31 (038) август 2001г.
Обсудить
в форуме
|