Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 10-11'2003

© 2003, "Татарская рассылка"
№32  10 ноября 2003

БУДУТ ЛИ В ШКОЛЕ БЕЛОЗЕРЬЯ ИЗУЧАТЬ АРАБСКИЙ ЯЗЫК?

Татарское Белозерье отгородилось с недавних пор от остального мира, как женщина в хиджабе. Отстроили его жители шесть мечетей, хотя улиц-то - всего восемь. Пригласили преподавателя арабского языка, чтобы читать Коран. А затем в масштабах села случилась гуманитарная катастрофа: дети перестали учиться.
Так видят ситуацию саранские журналисты: со страниц местных газет грозно глядит вооруженный пулеметом "злой чечен" на фоне белозерской мечети. И вот уже шагаешь по широкой белозерской дороге, а навстречу, словно для наглядности, - на улице Советской - девушка в парандже...
- Главное - что внутри человека, - отвечает мне Гафият Абдрашитов, сорокалетний улыбчивый добряк, который живет на той же улице. У него крепкий двухэтажный дом из соснового леса с диковинным орнаментом, пущенным кистью маляра на стены и под крышу, с широкими резными наличниками. Такой же, как и у всех белозерцев. А сам Гафият - "спекулянт", поскольку построил свой дом на торговле семечками: так официально обозначен род занятий белозерцев после семнадцатого года. В селе это был основной бизнес.
В Белозерье рассказывают гостям, как пострадали за подсолнух отцы и деды. Сколько белозерцев сидело за "спекуляцию" семечками. Какие засады и облавы приходилось миновать от огорода до рынка.
Соседи бились за продовольственную программу. А белозерцы - торговали. Сегодня вокруг рынок, а Белозерье сдает сахарную свеклу (говорят, что земля устала от подсолнуха). Причем сдает рекордные урожаи. И снова слепят глаза цинковые крыши двух- и трехэтажных особняков, выстроенных на отлогом холме. Правда, озеро, около которого разместились, согласно преданию, пятеро татар в 16 веке, лежит немного дальше.
В Белозерье никогда не было советской власти, расскажут вам в соседних деревнях. То же говорит и Юрий Федорович Подгорнов, директор последнего оплота государственности в этом селе -школы.
Его, учителя истории, роно назначило директором школы в марте прошлого года, в наступающем учебном году ждет от него результатов. А какие результаты, если дети не хотят больше ходить в школу? Старшие классы можно уже заколачивать.
Заколоченная школа - обычное дело для умирающей российской деревни. Но ведь Белозерье не умирает! У того же Гафията Абдрашитова типичная семья - пятеро детей. У его соседа Хакима - четверо. Социологи определили бы белозерскую ситуацию как демографический взрыв.
Зульфия Абдрашитова в этом году пойдет в девятый класс. Долго пытаю укутанную в платок скромницу, кем хочет стать. "Раньше мечтала учительницей", - говорит. Но на провокацию: что выберет - изучение ислама или педучилище, - задумывается и выдает: "Ислам!". Отец ее убеждает: "Ислам для себя, а образование получать нужно". Но вот результат всех таких увещеваний: больше двадцати белозерских детей учатся сейчас в медресе, только четверо - в технических госучилищах, лишь двое - в экономическом институте.
- В селе и сейчас нет государства, - рассказывает директор школы. Дети приходят из роскошных домов в школу, где нет даже географической карты. Четыре стены и парты.
Подгорнов борется за школу. Создал в селе попечительский совет. Родители учеников собрали на ремонт двадцать тысяч. Но как купить учителя химии или физики, которых нет уже несколько лет?
Год назад глава села и бывший учитель Фарит Халиков попытался ликвидировать "гуманитарную катастрофу" и вернуть детей в школу очевидным способом - обратился в роно с просьбой ввести в школе урок арабского языка. Жаль, не поддержали - Халиков вроде бы верный ход нашел. Белозерцы хоть таким образом почувствовали бы к себе внимание. Ведь государство не должно игнорировать гражданина, его образ жизни, его вероисповедание...
В жителях Белозерья очень развит инстинкт выживания, а значит, и чувство опасности. В последние годы, когда Ислам стал в глазах обывателей тождествен терроризму, все женщины облачились в хиджаб, а некоторые даже надели паранджу. Муфтий Мордовии Заки-хазрат Айзатуллин, живущий в этом же селе, смешно высказался по этому поводу: "Они на публику играли".
Встреченная мной на Советской улице девушка в парандже напомнила чеховскую героиню, пожелавшую принять смерть от удара молнии в красном платье и публично.
Но нет в этой девушке угрозы. И "злой чечен" на фоне здешней мечети -не документ истории, а всего лишь коллаж саранских газетчиков. Но не разумнее ли взять семечко и вырастить из него подсолнух?

Лилия РАШИДОВА, Мордовия

газета "Все об Исламе" №2 февраль 2003г.

Обсудить в форуме


РЯЗАНСКИЕ ТАТАРЫ

Традиционно, Рязанская земля ассоциируется в представлении многих людей как край "березового ситца". И действительно, большинство населения Рязанской области составляют русские. Лишь на востоке региона - в Касимовском, Сасовском, Ермешинском и Кадомском районах смешанно с русскими живут и татары.
Центром татарской духовности и культуры вот уже несколько столетий является старинный город Касимов, расположенный на Оке. Касимов долгие годы был центром небольшого татарского ханства, простиравшегося на 200 км и просуществовавшее 200 лет.
Касимовское ханство сыграло огромную роль в истории России. По-существу, оно было рубежом между татарскими землями и Московским государством.
В 1681 году ханство по указу Петра 1 было ликвидировано. По правде говоря, еще задолго до этого касимовские ханы стали номинальными руководителями, т.к. власть в ханстве была сосредоточена в руках русских воевод. Уже в конце ХVII века началась массовая христианизация, в результате которой часть знати крестилась, а большая - была лишена земель, титулов, богатств.
Постепенно касимовские татары освоили земледельческий труд (до этого татары в Касимове "лишь владели землями и крестьянами). Со временем выросли крупные татарские села Болотце (Жаубаш), Подлипки (Шырын), Царицыно (Бием Салы), Толстиково (Толстик) и др. В них были построены деревянные мечети. Значительное число сельчан уходило на заработки в Санкт-Петербург и Москву, где нанимались на работу в рестораны, купеческие лавки и т.д.
Золотая пора в жизни касимовских татар наступила во второй половине XIX века, когда многие из них выбились в крупные купцы-меховщики. Купечество щедро занималось благотворительством, строя мечети, медресе, мектебы. На деньги купеческой династии Кастровых в Касимове действовало крупное медресе, при котором был народный театр и издавалась газета "Чамы" ("Коса").
В 1897 году в Касимове было создано "Мусульманское благотворительное общество", которое поддерживало мечети, малоимущих учащихся медресе, благоустраивали мусульманские кладбища и т.д.
После революции 1917 года была свернута вся национальная жизнь касимовских татар. Закрытие мечетей, медресе, газеты, театра повлияло на процесс ассимиляции, увеличились смешанные браки, молодежь стала забывать родной язык.
В 1990-е годы картина стала меняться. Была создана мусульманская община во главе с имамом Мукаддасом Сафиулловичем Ахуновым. В Касимове вновь открыта мечеть, построенная в 1906 году (в советские времена не действовала). Реставрация мечети затянулась на несколько лет, т.к. больших средств сразу не нашлось. Во многом благодаря Духовному управлению мусульман Европейской части России ремонт продолжается. В планах общины - восстановление минарета.
В Касимове сохранилось здание и другой мечети - Ханской, которая является первой мечетью, построенной на русской земле. Ныне в здании мечети размещен городской краеведческий музей. Кстати, музей имеет и другое здание, однако мечеть не возвращается мусульманам Касимова. Как бы ни комментировали эту ситуацию заинтересованные лица, все же представляется, что музею, каким бы он прекрасным ни был, не место в храме.
В селе Подлипки в окрестностях Касимова также восстановлена старинная мечеть, действующая уже несколько лет.
Традиционным становится и касимовский "Сабантуй", который объединяет не только местных татар, но и представителей других народов.
Если о Касимове и касимовских татарах издано несколько глубоких работ, то об истории татар-мишарей Рязанской области почти ничего не написано.
Татары- мишари жили в рязанском ареале еще задолго до образования Касимовского ханства. Поэтому черты их материальной культуры во многом архаичны. Современные села их были основаны еще в ХVI-ХVII веках. Большинство жителей традиционно занималось земледелием и животноводством, местами пчеловодством. Местные жители умели хорошо торговать. В памяти стариков сохранились воспоминания о знаменитых ярмарках, проходивших в с. Азеево - центре здешних татар. До сих пор сохранились в Азееве каменные двухэтажные дома - свидетельство зажиточности его жителей. О богатстве местных татар говорят и многочисленные кирпичные амбары (клят), которые автор этих строк видел в селах Азеево и Иванково. Была здесь и широкая сеть многочисленных мечетей, мектебов, а с начала XX в. и земских школ.
Ныне татарское население здешних мест значительно сократилось. Воспоминаниями о некоторых татарских деревнях (Чернышеве, Богданове, Большой Студенец) остаются лишь старинные мусульманские кладбища с арабскими письменами на памятниках. Но вместе, с тем, есть и села с татарским большинством населения. К примеру, в с.Бастаново Сасовского района в 1999 году была реконструирована и открыта старинная мечеть. Население села заметно увеличивается за счет своих земляков, возвращающихся из всех окраин бывшего Советского Союза в родные края.
Конечно, процесс возрождения духовности очень долог. Ощущая себя частью великой семьи татар, местные представители этого древнего народа зачастую плохо разбираются в своей истории, забывают родной язык. А это главное, что делает татар татарами. Поэтому неоценима роль старшего поколения, призванного осуществлять миссию духовного и нравственного наставничества. И такие люди есть. К примеру, в с.Бастаново живет Гульсум-ханум Давликамова, которой исполнилось 95 лет. Без ее участия не обходится ни одно собрание верующих в селе, в каждом доме она желанная гостья. Помимо чтения Священного Корана Гульсум-ханум разъясняет мусульманам суть Ислама, доказывая своим жизненным примером, что человек в любом деле найдет силы в вере.
Веками местные татары жили в дружбе с русскими. Автору приходилось видеть в с.Азеево русских людей свободно владевших татарским разговорным языком. А уважение к языку и культуре соседа является символом подлинной дружбы народов.
Над древней рязанской землей прошумели ветры столетий. И все эти века здесь живут татары. Интерес к их культуре и истории существенно возрос в последнее время, хотя тесные связи местных организаций с Татарстаном еще только налаживаются. Своеобразие и самобытность татар Рязанской области начали привлекать новых исследователей.

Марат САФАРОВ

газета "Меджлис" №5(21) апрель 2001г.

Обсудить в форуме


В КРАЮ ЦЕРКВЕЙ
Татары Балахны не предполагают, что живут в городе, основанном их предками

Странная штука - жизнь! Порой она возвращает нас в те места, которые мы, казалось бы, покинули уже навсегда. Город Балахна Нижегородской области именно такое место - светлое пятно из моего далекого солнечного детства. В этом городе я когда-то проводил летние каникулы у бабушки и вот волей случая вновь оказался здесь. За прошедшие годы Балахна мало изменилась, да и что может поменяться там, где каждый день похож на предыдущий, как в известном фильме "День сурка"?
Где бы я ни оказался, везде ищу следы своих соплеменников, пытаюсь узнать о них как можно больше, В Балахне, насчитывающей несколько десятков тысяч жителей, также нашлись татары. Выяснилось, что это мишары - наиболее активная и непоседливая часть татарского этноса. Никто точно не смог назвать мне численность татарского населения Балахны, но чаще всего упоминались цифры от нескольких десятков до сотен человек.
В основной массе - это выходцы из Ульяновской области, потомки раскулаченных в 30-е годы зажиточных мишар. Те в свое время приехали сюда на строительство местной ГРЭС да так и остались в этом маленьком городе, пустили здесь корни. Их дети - поколение 40 - 50-летних - еще разговаривают на родном языке. Они стараются соблюдать традиции своего народа, собираются на праздники, общаются, но молодежи подобные посиделки уже не интересны. Если среди 20-летних кто и понимает татарскую речь, то разговаривать уже не может - таков продукт ассимиляции и смешанных браков.
Практически все балахнинские татары имеют дополнительные русские имена, предназначенные для употребления в русскоязычной среде. Доходит до того, что все эти смуглые "Коли", "Саши" и "Пети" начинают забывать свои настоящие имена, полученные при рождении. Впрочем, стоит ли винить этих людей, если некоторые их сверстники в Казани, всю жизнь находясь в татарской среде, ни слова не знают и не. хотят знать по-татарски. Но в любом правиле имеются исключения. Так и здесь. В Балахне, в этом типичном русском городке, где церквей больше, чем продуктовых магазинов, мне повстречался молодой парень, который, ничуть не смущаясь окружающих, в полный голос разговаривал на своем родном языке. Я познакомился с Али (так звали молодого человека) на похоронах, где он исполнял обязанности муллы. Тогда я посчитал некорректным отвлекать его житейскими расспросами в столь горестный для татарской общины Балахны момент и мы общались в основном на религиозные темы.
Планируя встретиться с ним позже, я даже не узнал его фамилии. К сожалению, до моего отъезда нам так и не удалось поговорить более подробно. Как выяснилось, Али - коренной житель Балахны. Здесь он родился, окончил школу и сейчас работает на одном из предприятий города. По его словам, ему с большим трудом удается отлучаться с работы, чтобы провести те или иные мусульманские обряды. Религиозную подготовку юноша получил в мечети Нижнего Новгорода, и теперь передает знания об исламе своим соплеменникам в Балахне. Он хорошо знает все основные молитвы и ритуалы, старается вести мусульманский образ жизни, не пропускает обязательного пятикратного намаза.
Молодой мулла горит желанием открыть в родной Балахне мечеть. По его словам, никаких проволочек нет. Главная проблема заключается в недостатке, а точнее, полном отсутствии необходимых финансов. Со стороны Духовного управления мусульман Нижегородской области помощи ждать не приходится - в самом Нижнем пока имеется всего-навсего три мечети. Этого недостаточно для такого крупного города, куда стекаются тысячи татар-мишар из Сергачского, Пильнинского и других районов области. Известно, что мишары отличаются своей религиозностью. В одном только селе Красная Горка Пильнинского района (где родился известный татарский просветитель XIX в. Хусаин Фаезханов) ныне действует четыре мечети!
Что касается похорон, о которых упоминалось выше, то здесь я нашел немало различий по сравнению с тем, что мы привыкли видеть в Татарстане. Татары Балахны хоронят усопших в ровной квадратной могиле, кладя покойника по центру и накрывая его грубо сколоченным деревянным ящиком. В этом же ящике они доставляют тело на кладбище. В Балахне не делают бокового углубления в могиле - "лэхет", которое положено по шариату. Сами местные объясняют это тем, что почва здесь - сплошной желтый песок, укрытый небольшим слоем чернозема и дерна, а в некоторых случаях шариат позволяет отступления от правил. Над могилой полностью читается "Ясин" - одна из основных сур Корана, которую принято произносить над мертвым или больным человеком. Удивительно, что Али прочитал длиннющий "Ясин" на одном дыхании, без запинки и совершенно без ошибок! И это человек, который родился в русском городе среди православных христиан!
Балахнинские татары даже и не предполагают, что живут в месте, возможно, основанном их предками - волжскими булгарами. Вообще, балахнинцы мало интересуются историей своего города. Кое-какую информацию можно получить в местном краеведческом музее, но и там татары представлены исключительно в отрицательном свете - как грабители и разбойники. Древнебулгарская история города не освещена совсем. Основание Балахны сотрудники музея трактуют по русским летописям достаточно субъективным источникам. По этим данным получается, что город был основан в 1479 году.
Пару лет назад я наткнулся на статью почти сорокалетней давности, написанную татарским краеведом, знатоком многих языков Ахметом Булатовым. В ней, анализируя происхождение этнонима "булгар", он рассматривает и слово "балахна". Булатов переводит его с персидского, как "высокая, верхняя надстройка" (бала+ханэ). В книжном магазине Балахны я купил книгу местного краеведа Геннадия Строкина "Град Балахна" (Балахна, 1999). Автор также останавливается на этом варианте, предполагая, что в Балахне могли находиться какие-то верхние северные форпосты булгар. Вот что пишет Строкин: "Если же предположить, что булгары считали Балахну самым верхним поселением на Волге, то не могло ли это быть Верхний город - Балаханэ".
Продолжая эту мысль, он отмечает, что поскольку археологических работ в окрестностях города не проводилось, то легенд об основании Балахны булгарами категорически отвергать нельзя. Но дальше, пытаясь построить славянскую версию происхождения города, автор книги начинает противоречить сам себе: "Легенды о том, что район расположения Балахны какое-то время был во власти булгар, не дают возможности строить версии о булгарском происхождении его названия, так как они ничем не подтверждаются".
Таким образом, выясняется, что Балахна интересна нам не только тем, что в этом русском городе живет несколько десятков наших соплеменников, но и тем, что этот город имеет древнюю историю, возможно, связанную с прошлым нашего народа. Свое слово непременно должны сказать историки и археологи, ведь не исключено, что поиски на таких вот нетрадиционных направлениях дадут много нового и интересного.

Азат АХУНОВ

"Восточный экспресс" №31 (038) август 2001г.

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz