Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 10-11'2003

© 2003, "Татарская рассылка"
№34  30 ноября 2003

С кем ты, татарин?

   7 декабря 2003 г. по всей России пройдут выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Избирателям предстоит решить, какие именно кандидаты и политические партии будут в течение следующих четырех лет принимать законы, по которым будет жить наша страна. Возможно, выбор каждого из нас сыграет также определенную роль и в дальнейшей судьбе татарской нации, ее культуры и языка, поскольку избранные нами депутаты могут запросто принять законы, типа печально известных поправок в Федеральный Закон "О языках народов Российской Федерации", фактически запретивших официальное использование латиницы в татарском языке в Республике Татарстан. Как известно, данный законопроект был инициирован депутатами, среди которых были этнические татары (С.М. Ахметханов, Р.И. Нигматуллин) и депутаты, не являющиеся таковыми, но все же избранные в Республике Татарстан (А.И. Салий, С.П. Шашурин).
   Здесь стоит отметить тот немаловажный факт, что немалую часть российских избирателей и, собственно, самих кандидатов в депутаты, составляют этнические татары. Ниже мы попробуем проанализировать то, каким образом политические партии, членами которых состоят этнические татары, и за которых предлагается проголосовать, собираются решать проблемы межнациональных отношений и федерализма, имеющих непосредственное отношение к татарской нации, а также попробуем оценить значение выборов для татар в целом.
   Итак, для начала, если обратиться к цифрам - сколько всего по России в целом имеется татар избирателей и сколько татар баллотируется в Госдуму, то образуются следующие данные:
  -- Баллотируется по одномандатным округам формально независимых кандидатов, т.е. самовыдвижение -50.
  -- Великая Россия - Евразийский Союз - 6 (+19 по списку) - 25
  -- Истинные патриоты России - 2 (+16 по списку) - 18
  -- Единая Россия - 6 (+ 12 по списку) - 18
  -- Партия Возрождения России - Российская партия ЖИЗНИ -2 (+8 по списку) - 10
  -- НАРОДНАЯ ПАРТИЯ Российской Федерации -3 (+ 7 по списку) -10
  -- ЛДПР - 3 (+4 по списку) - 7
  -- СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ - 2 (+4 по списку) - 6
  -- Союз людей за образование и науку - 6 (по списку)
  -- КПРФ - 5 (+1 по списку) - 6
  -- Аграрная партия России - 5
  -- Родина - 1 (+4 по списку) - 5.
  -- ЕДИНЕНИЕ - 1 (+ 3 по списку) - 4
  -- Объединенная Российская партия "Русь" - 3
  -- ЯБЛОКО - 2 (+ 1 по списку) - 3
  -- "Развитие предпринимательства" 3 (по списку)
  -- РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ ПЕНСИОНЕРОВ И ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ - 1 (+1 по списку) - 2
  -- Демократическая партия России - 1 (+1 по списку) - 2
  -- Партия СЛОН" - 1(по списку)
  -- Избирательный блок "Новый курс-Автомобильная Россия" - 1(по списку)
  -- "Партия Мира и Единства" - 1 (по списку)
  -- "Российская экологическая партия "Зеленые" - 1(по списку)
  -- Политическая партия "Народно-республиканская партия России" - 1 (по списку)
   Итого:
   188 кандидатов-татар
   5 000 000 избирателей-татар (по данным переписи 2002 г.).
   Вдумайтесь в эти цифры - ведь это огромная политическая сила, консолидировав которую в Госдуме можно было бы образовать татарскую фракцию в 10 -15 депутатов как минимум! В свое время, татары Казанской губернии за счет того, что все как один ходили на земские собрания, добивались принятия справедливых решений, поскольку представители иных национальностей земские сходы игнорировали и ленились их посещать. Так и здесь - грамотно организовав татарский электорат и образовав татарскую политическую партию, татары могли бы иметь хоть какие-то гарантии того, что законы, ущемляющие их права и свободы, будут блокироваться в Госдуме, совместно с другими оппозиционными силами.
   Здесь конечно надо оговорить тот момент, что мы подразумеваем ситуацию, когда кандидат-татарин действительно считает себя татарином, не боится в этом признаться и готов отдать все силы в борьбе за права татар. К сожалению, в действующем составе Государственной Думы таким можно было бы назвать лишь одного депутата - Фандаса Сафиуллина, яростно выступавшего против запрета латиницы и фальсификации переписи 2002 г.
   Кроме того, все мы прекрасно понимаем, что если человек считает себя татарином - это еще не говорит ни о чем, так как морально-нравственные качества иного татарина могут быть такими, что избиратель, прекрасно осведомленный о них, скорее проголосует за какого-нибудь ярого великодержавного шовиниста, исходя лишь из того, что субъективно ему он покажется порядочным человеком. Поэтому нижеследующий анализ достаточно условный, но мы все-таки исходим из некой "презумпции татарскости", т.е. пока не доказано обратное кандидат-татарин - это порядочный человек, патриот, который потенциально готов отстаивать и защищать интересы всех народов России, не в ущерб самим татарам.
   Однако, вернемся в сегодняшним реалиям. Списки зарегистрированных кандидатов и политических партий уже утверждены и мы можем выбирать только среди них либо голосовать против всех, либо вообще не ходить на выборы.
   У всех политических партий программы не слишком отличаются одна от другой - одни общие места и провозглашаются какие-нибудь избитые политические лозунги. У неподготовленного читателя может сложиться впечатление, что программы всех партий писались под диктовку одного и того же человек, но только разными шрифтами. Поэтому, мы не будем здесь рассматривать экономические и социальные части программ партий. Нам лучше обратить внимание их то, что они думают по поводу национальной политики в России - вот та лакмусовая бумажка, откуда мы можем узнать об их отношении к татарам.
   Что же предлагают нам политические партии в части того, что они думают по поводу межнациональных отношений и федерализма? К сожалению, за редким исключением, ничего хорошего или об этих проблемах в их избирательных программах ни слова, словно, этих проблем для них не существует.
   Итак, обратимся к предвыборной программе Концептуальной партии "Единение" (КПЕ). В их программе сообщается, что "В будущем государстве Россия, где не будет угнетения одних наций другими, наиболее целесообразной формой является национально-культурная автономия, которую отстаивал еще в начале прошлого века И. В. Сталин.
   Административно-территориальное устройство России не должно строиться по национальному признаку, а должно строиться исключительно по территориальному принципу (район, область, край, округ) с приоритетом образования национально-культурных автономий в местах компактного проживания представителей соответствующих национальных культур.
   При таком подходе к устройству России свои национальные и культурные интересы люди будут реализовывать через различные национальные, культурные центры и общественные организации".
   Что это будет означать для татар и прочих народов России, имеющих свои национально-территориальные образования? А то, что никакой поддержки для развития их языка и культуры, которая только и может осуществляться при помощи нацреспублик не будет. Будут лишь жалкие и беспомощные национально-культурные автономии, которые даже не в состоянии найти помещение для проведения концерта.
   Правда, далее КПЕ сообщает, что она "добьётся, что в Государственной Думе России будут две палаты:
   - палата представителей административных образований;
  -- палата представителей национальностей".
   Мысль, безусловно правильная, но в свете вышесказанного, практического значения иметь не будет. Мы получим очередной Совет Федерации, члены которого, как правило, никого, кроме самих себя не представляют
   А вот, что предлагает Объединенная российская партия "Русь": "Мы с уважением, например, смотрим на американский патриотизм, которому всего 200 лет, на то, как негр, китаец, мексиканец борются за право называться американцем. А нам, кто испокон веков бок о бок живет на одной земле, составляет её суть и корень, внушают про наши разные национальности, хотя все прекрасно понимают, что вместе мы - русские, представители единой русской цивилизации. Россия объединяет около 200 народов и народностей, но нация всегда была только одна - русская.
   Национальное воспитание должно заключаться в том, что бы каждый знал, что принадлежит к единой великой русской нации с её древним происхождением и Великой Историей. Это касается всех этносов России, из числа тех, что многие столетия проживают бок о бок в едином государстве".
   Догадайтесь с одного раза чем грозит эта программа для всех инородцев. Радует только одно, что по всем рейтинговым данным подобные партии не преодолеют 5% барьер и останутся с носом у разбитого корыта.
   В Программе такой политической партии как "НАРОДНО-РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ РОССИИ" (НРПР) сообщается, что "НРПР исключает подход, направленный на решение национального вопроса путем насильственной ассимиляции народов - неважно, за счет целенаправленных действий или бездействия власти. Развитие каждого этноса должно стать условием расцвета культур всех народов России". Здесь декларируются правильные на наш взгляд мысли, только в их списке партийном лишь, один татарин, и вряд ли она пройдет в Госдуму.
   Зато в политической партии "ИСТИННЫЕ ПАТРИОТЫ РОССИИ" татар аж целых 18 человек, и в целом в ней большинство составляют мусульмане. Их программа лично мне показалась наиболее близкой и отвечающей интересам татар и мусульман в целом. В ней говорится о том, что:
   "Характер множества материалов на государственном ТВ и в прессе по национальной и конфессиальной тематике, нередко "работает" на раскол и дезинтеграцию страны, а не на созидание и единство. Подобная информполитика не отвечает интересам стратегической безопасности страны, и провоцирует межнациональные и межрелигиозные конфликты в обществе.
   Чтобы нейтрализовать подобную информполитику мы предлагаем следующие меры: создать при Минпечати и СМИ, равно как и в Госдуме ФС РФ рабочие группы (или - комиссии) из социологов, психологов и юристов.Их задачи: мониторинг материалов ТВ и прессы на предмет явного или скрытого P-R и культивирования ксенофобии, страха и ненависти к тем или иным национальным и религиозным общностям; контент-анализ прессы и передач ТВ.
   Мы считаем, что Российское государство можно и нужно укреплять опираясь на его национальное многообразие (идея: "единство - в многообразии");на политику учитывающую не только национально - культурные запросы, но и социально - экономические и политические интересы граждан разных национальностей нашей страны. Наша задача - добиваться межнационального согласия и единства в обществе, консолидации различных этнических групп и "общин" ради общего блага Отечества.
   в). Министерство образования и нацвопрос.
   История России в учебной литературе и пособиях представлена с научной да и с педагогической точек зрения не совсем корректно. "Вклад" в "строительство" государства представителей многих народов России, в ее защиту в трудные периоды истории (внешняя экспансия и пр.) плохо отражен или замалчивается.
   Другая проблема - отсутствие каких либо спецкурсов в вузах и ССУЗ и предметов в российских школах, в которых освещалась бы конфессиональная и этнопроблематика в контексте диалога культур, формирования таких установок и стереотипов, которые прививали бы в обществе толерантность и понимание других этнокультур и обычаев.
   Поэтому мы считаем, что необходимо внести определенные коррективы в деятельность Минобразования и профильных социальных институтов в плане:
   - разработки новых, учебников и пособий по отечественной истории и литературе;
   - ведения в учебные курсы в школах и вузах гуманитарных предметов по "этносоциологии и культуре народов России", "традиционной морали и истории религии народов России".
   - ведения в программу государственного ТВ на регулярной основе передач освещающих вышеуказанные проблемы; выделения для региональных и республиканских ТВ-творческих групп эфирного времени для передач по межэтническим отношениям и проблемам межконфессионального диалога".
   Политическая партия "ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИИ" считает, что: "Главной задачей является сохранение устойчивого и надежного консенсуса между светско-мусульманской властью и православными структурами. Устойчивые отношения между государством и религией и в православном, и мусульманском обществах по-прежнему превалируют.
   Обе главные конфессиональные составляющие нашего государства все же не изолированы от политики и изменить это состояние невозможно, оно предопределено исторически.
   Необходимо содействовать распространению высоких духовных ценностей православной и исламской культуры и других, традиционных для народов России конфессий, расширить доступность религиозного образования, в том числе, через государственные средства массовой информации и среднюю школу. Мы всемерно поддерживаем укрепление организационной деятельности религиозных общин, восстановление храмов и мечетей, работу священнослужителей по возрождению веры и духовных народных традиций.
   В основе всей идеологии ДПР - постулат о равенстве всех граждан, независимо от их социального происхождения и национальной принадлежности. Мы с глубоким уважением и пониманием относимся к самобытной культуре, традициям и ценностям каждого народа национальной и этнической группы граждан России. Мы объединены одной исторической судьбой, общей государственностью. Сила и могущество России - в слиянии множества народностей в единую нацию, обладающую богатейшей и разнообразной культурой, вобравшей в себя духовные ценности всех национальностей огромной страны. Из этого исходит наша национальная политика, направленная на создание условий для свободного развития и взаимообогащения культурных и духовных ценностей всех народностей, составляющих единое Государство.
   Мы за федеративное устройство России, при котором единство и целостность государства сочетаются с широкой самостоятельностью и разнообразием регионов".
   Неплохие мысли, но среди их партийного списка только 2 татарина и в целом нацменов очень мало.
   Избирательный блок "ВЕЛИКАЯ РОССИЯ - ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ" декларируют, что "Общероссийские политические партии, объединившиеся в блок "Великая Россия - Евразийский Союз", выступают за утверждение евразийского сознания и государственности, что означает культивирование принадлежности всех народов России к единой общности, в которой все граждане и народы страны являются равными и равноправными. При этом мы убеждены, что принадлежность к единой общности равных и равноправных народов не исключает, а предполагает уважение и развитие национально-культурного своеобразия, традиций и чаяний всех российских наций и этносов".
   В тоже время они выражают "всемерную поддержку института национально-культурной автономии как одного из продуктивных видов общественного объединения граждан, относящих себя к определенным национальностям и этническим общностям. Институт национально-культурной автономии может успешно решать вопросы сохранения национальной самобытности, развития языка, образования, национальной культуры".
   Как уже выше говорилось институт НКА в нашем государстве скорее пустой звук, чем что-то реальное, поэтому считать его чем-то серьезным вряд ли стоит. С другой стороны в этой партии наибольшее количество татар-кандидатов - 25 человек над этим стоит задуматься, безусловно.
   Программа политической партии Мира и Единства (ПМЕ) предлагает "гарантировать защиту прав национальных и конфессиональных меньшинств, исключающая какую бы то ни было дискриминацию в экономической, политической, научной, образовательной и других сферах жизни". К сожалению, каких-либо конкретных предложений у них нет...
   ЛДПР "поставила в центр своей деятельности проблему восстановления Российского государства, его статуса Великой Державы, превращения его из аморфной федерации в унитарное государство без разделения на "национальные" республики.
   ЛДПР считает, что национально-территориальный принцип государственного устройства не эффективен и опасен, поскольку ведет к нарастанию межнациональных конфликтов, нарушению прав граждан по национальному признаку и к дальнейшему развалу государства. К тому же существующие ныне административные границы субъектов Федерации искусственны, поскольку они не отражают и не могут отражать ни национального состава населения, ни экономической самодостаточности регионов. Россия должна быть преобразована из федеративного в унитарное государство без каких-либо национальных республик или национальных округов как субъектов государства".
   Чем это грозит для Татарстана думаю пояснять не нужно. Поражает только одно как в такой партии могут быть кандидаты-татары, аж 7 человек - не понимаю.
   Ну и наконец КПРФ предлагает "защитить культуру, язык, верования и обычаи всех народов России". Более у них в их программе про нацотношения ни-че-го.
   Ничего про межнациональные отношения не говорится и у Единой России, где 18 кандидатов-татар, в том числе редактор Федеральной газеты "Татарские новости" И.Б. Муслимов, ни у СПС, ни у Яблока и всех прочих политических партий. Я не удивлюсь, если выяснится, что при принятии закона по запрету латиницы все эти партии дружно голосовали за него.
   Вообще говоря, если обратиться к персоналиям, то татары среди списков кандидатов и партийных списков встречаются самые разные. Например, в Нижегородской области баллотируется московский пенсионер Баязитов Ряшит Жаббарович. А вот в Перовском одномандатном избирательном округе N198 г. Москвы баллотируется известный футболист Вагиз Хидиятуллин. Все бы ничего, но его выдвинула "Объединенная Российская партия "Русь", о которой выше уже говорилось...
   Тем не менее, подведем итог.
   Каждый избиратель сам примет решение - придет ли он вообще на выборы, проголосует ли он против всех или он будет голосовать за того или иного кандидата или политическую партию (избирательный блок). Однако, для того, чтобы принять это решение нужно взвесить все за и против.
   Я думаю, что для тех из вас, кому также важно то, каким образом отразятся на судьбе татарской нации эти выборы, следует принимать во внимание отношение к межнациональным проблемам и федерализму баллотирующихся политических партий и избирательных блоков.
   Если на вашем избирательном участке выдвинулся кандидат-татарин подумайте - может быть ваш голос поможет ему пройти в Госдуму и он будет бороться с великодержавным шовинизмом депутатов?
   Если этот человек, несмотря на то, что он татарин, недостоин по вашему мнению быть народным избранником, то голосуйте за того человека, который не стремится всех инородцев свести в одну нацию и запретить нацреспублики. Ну, а если все-таки в вашем округе есть несколько достойных кандидатов, среди которых есть кандидат-татарин, то при всех прочих равных условиях, подумайте - может быть стоит все-таки проголосовать за него?
  
   Айнур Сибгатуллин,
   Москва - Уфа
   29 11.03 г.
 
Другие статьи Айнура Сибгатуллина - http://zhurnal.lib.ru/s/sibgatullin_a_a/
Сайт "Татарское историческое общество"
  
  Обсудить в форуме
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz