Космический байрам
На улице
- полумрак. Снежок присыпал дороги. У каменной стены мечети "Марджани"
вереница из 30 - 40 человек - от детей-дошкольников до женщин преклонного
возраста, и все просят милостыню. Каждый Рамазан для верующих заканчивается
праздничной молитвой, до начала которой они должны успеть порадовать милостыней
обделенных, чтобы и те вкусили аромат Ураза-байрама.
Ближе к рассвету молельные залы вбирают все больше и больше людей. Старики
пытаются недовольным бурчанием освободить для себя место, чтобы не слушать
проповедь стоя. Несколько ребят настолько увлеклись разговором, что перекрыли
голос муллы и получили строгий выговор от слушающих.
Молодой имам с пафосом и торжеством в голосе наставляет свою паству. Не
поклоняйся никому иному, кроме Аллаха, не убий, почитай родителей... так
в трех фразах можно описать всю проповедь.
Но вот наступает долгожданный час, солнце поднялось на высоту копья, и
имам приступает к молитве. Суры из Корана, зикры, славословия - главные
составляющие богопоминания.
Прелесть двух великих мусульманских праздников - Ураза- и Курбан-байрама
заключается также в том, что мечети в эти дни по всей России - будь то
Москва, Казань или Нижний Новгород - заполняются не только выходцами из
Средней Азии или Кавказа. Основной массой прихожан становится самый многочисленный
мусульманский народ России - татары. Видимо, сохранилась в нем пусть в
подсознании или генах тяга к религии, которой пока, правда, хватает только
на два раза в год.
Но вот молитва заканчивается. Народ устремляется к выходу. Некоторые задерживаются
во дворе мечети, пожимают руки знакомым, друзьям, поздравляют друг друга.
И все это действо с точностью до деталей повторяется во всем мире. Только
где-то вместо снега - пальмы, вместо праздничных блинов - маисовые лепешки.
И причина, наверное, кроется не в глобализации. Мусульманские мудрецы
и мыслители говорят, что истинные верующие познали секрет вечности, они
разорвали оболочку времени и материи. Община верующих подобна живому организму,
каждая клетка которого чувствует друг друга. Одна только мечеть "Марджани"
с поразительной точностью отражает часть исламского мира. Разнятся лишь
масштабы. Если на праздничную молитву в Египте вышли 14 миллионов, то
в "Марджани" было 1,5 тысячи (всего в Казани по оценкам ДУМ
РТ на молитву собралось 10-15 тысяч человек), центральные улицы Каира
были перекрыты на 3 часа, то улочку Каюма Насыри закрыли для движения
трамваев на сорок минут. Одним словом, макрокосмос, в котором тысячи миров
и судеб, может воплотиться в одной мечети и даже в одном верующем.
Арслан
МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №49 (150) 28.11.2003
Обсудить
в форуме TATARICA
Медиа-мост по-татарски
Казань хочет
создать свое информационное поле в России В полку татарской
"четвертой власти" за пределами Татарстана значится 37 газет,
6 журналов, 13 теле- и 18 радиопередач. Положение национальных изданий
и студий мало чем отличается от положения всех российских СМИ. В Астрахани
после того, как о своем участии в выборах заявил кандидат-татарин, из
сетки кабельного телевидения срочно убрали канал "ТНВ". В Тюмени
же после приезда татарстанской делегации и ее встречи с чиновниками местной
администрации местная татарская газета "Янарыш" обрела просторный
офис в Доме печати. Словом, с татарскими СМИ в России случается всякое.
Татары - практически единственное национальное меньшинство в стране, которое
обладает коммерческой печатью на родном языке. Самой популярной по-прежнему
остается "Татарстан яшьлэре", чей тираж - 70 тысяч (в лучшие
времена он превышал 200 тысяч экземпляров). Самой массовой татарской газетой,
которая выходит за пределами республики, является "Кызыл тан"
(Башкортостан), ее тираж насчитывает 45 - 50 тысяч. Редактора обоих изданий
были на форуме и совместно искали пути решения своей главной проблемы
- стоимости почтовых услуг.
- Чтобы выйти из сложной финансовой ситуации, мы попытались создать региональное
приложение "Атна" в 10 областях России, но в итоге мы родили
конкурента, который потеснил нас на нашем же рынке, - делился своими проблемами
главный редактор "Татарстан яшьлэре" Исмагил Шарафиев.
В это же время главный редактор другого ведущего татарского регионального
издания - "Кызыл тан" - Фаиль Фатхетдинов рассказал о том, что
бюджет Башкортостана выделил дополнительные средства (как раз в преддверии
президентских выборов в этой республике) на издание татарского детского
журнала "Эллуки". На клич, брошенный редакцией среди своих подписчиков,
сразу пришло 16 тысяч заявок!
Ситуацию с первым татарским каналом "ТНВ" объясняла первый заместитель
генерального директора Миляуша Айтуганова. По ее словам, не все так плохо.
В планах телекомпании - открытие четырех корпунктов (в Санкт-Петербурге,
Москве, Ижевске, Уфе), расширение вещания на Пермскую и Саратовскую области,
подготовка татароязычного ток-шоу "Эйбэт гайбэт" ("Хорошие
сплетни"). А вот с вещанием "ТНВ" в Башкирии по кабельному
телевидению пока ничего не выходит, несмотря на то что в Казани, например,
вещает уфимский канал "БСТ". Форум в Казани можно расценить
как робкие шаги к созданию единого общероссийского информационного поля
татарских СМИ, о чем так много говорили татарстанские идеологи.
Арслан
МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №48 (149) 21.11.2003
Обсудить
в форуме TATARICA
"Груз 200"
Чечня становится вторым Афганом
Во вторник
в Набережных Челнах частное охранное предприятие "Герат" открыло
музей памяти воинов, погибших в Афганистане и Чечне. В этот же день в
город пришло известие о том, что в Чечне погиб еще один челнинский парень
- 19-летний Марат Хуснуллин.
Из Афганистана в Набережные Челны не вернулись 39 человек. Марат - 34-й
по счету челнинский юноша, жизнь которого оборвала чеченская война. В
конце июля и начале августа этого года город дважды принимал груз-200.
Об обстоятельствах смерти 18-летнего Николая Главатских челнинский военкомат
так ничего и не рассказал. Благодаря российским СМИ стали известны подробности
гибели 20-летнего Вячеслава Иноземцева. 1 августа в результате подрыва
автомобиля у здания военного госпиталя в Моздоке полностью обрушилось
четырехэтажное кирпичное здание. Погибли 50 человек, в числе которых был
и Слава.
И вот еще одна "похоронка".
"Уважаемая Сирине Закирзяновна! Командование и личный состав 414
отдельного батальона морской пехоты выражает вам глубокое соболезнование
в связи со смертью вашего сына Хуснуллина Марата Габтелхаковича. Верный
военной присяге, Марат умер, до конца выполнив свой воинский долг, оставаясь
для всех смелым и мужественным человеком. Память о вашем сыне навечно
останется в сердцах личного состава части. Низкий вам поклон, выдержки
и терпения. Начальник штаба войсковой части 95152 майор Р. Исхаков".
Не поверив телеграмме, Сирине Хуснуллина позвонила в военкомат. О гибели
Марата там узнали от нее. Кое-как удалось найти телефон воинской части,
где он служил. Но на том конце провода ничего определенного не сказали.
Сообщили только, что тело Марата в данный момент находится в Ханкале,
а отправка на родину задерживается из-за плохих погодных условий.
Марат Хуснуллин был призван 16 ноября 2002 года. К тому времени он успел
закончить 11 классов и несколько месяцев проработать в частном предприятии,
занимающемся продажей запчастей к "КамАЗам". В письмах писал,
что служить вовсе не тяжело, что никакой дедовщины нет. В одной части
с ним служит еще один парень из Набережных Челнов - Женя. "Мы с ним
друг друга в обиду не даем" - писал Марат.
От полной безвестности маме, братьям и сестрам Марата тяжелее вдвойне.
Когда он умер, где, при каких обстоятельствах? Когда его доставят домой,
позволят ли в последний раз взглянуть на него? Ничего не известно. В военкомате
тоже молчат. Прессе, естественно, тоже ничего не сообщают. Причем уже
давно. Ссылаются на приказ вышестоящего командования, который засекречивает
всю информацию о погибших в Чечне. Делается это якобы для безопасности
членов семьи погибшего, чтобы боевики не приехали сюда им мстить.
Равиль САБИРОВ
"Восточный экспресс" №46 (147) 6.11.2003г
Снова "груз-200"
В Набережные Челны со дня на день должен снова прийти "груз-200"
- тело погибшего солдата, уже пятого для автограда с начала года. На этот
раз трагедия произошла в одной из воинских частей, дислоцированных на
Дальнем Востоке. Оборвалась жизнь 18-летнего челнинца Рамиса Харисова,
жителя 56-го комплекса Нового города, который был призван в армию весной
этого года. Трагедия произошла 21 ноября. Как сообщили корреспонденту
"ВЭ" в челнинском военкомате, скорее всего, речь идет о самоубийстве
из-за неуставных отношений.
"Восточный экспресс" №50 (151) 5.12.2003г
Обсудить
в форуме TATARICA
|