Тонна джадидизма
Турецкий ученый считает борьбу между татарскими реформаторами
и консерваторами иллюзией
Доктор
философских наук Ибрахим Мараш сегодня входит в число лучших
специалистов по татарскому джадидизму. Его диссертация посвящена
самому интересному и неисследованному аспекту обновления - религиозному.
Выпускник теологического факультета одного из турецких светских
вузов прочтет курс лекций в Казанском университете.
Ибрахим бей поделился своими размышлениями о татарском исламе с корреспондентом
"Восточного экспресса".
- Насколько я знаю, ваша кандидатская диссертация посвящена турецкому
философу и математику мулле Лутфи, а докторская - уже татарскому
джадидизму. Почему произошел такой скачок из мира средневековья
в новое время?
- Моя специальность - история тюркской общественной мысли. В 1991 году,
когда распался Советский Союз, у меня появился интерес к постсоветскому
пространству. Я пошел на платные курсы русского языка. Меня интересовали
Азербайджан, Туркестан, но особое внимание привлекла Казань. Татарский
ислам тогда не был изучен ни в Турции, ни в Татарстане. Так как у нас
в университете не было специалистов по этому вопросу, то моими наставниками
стали татары - казанский Надир Давлет и крымский Хакан Кырымлы. По образованию
я теолог, и меня, прежде всего, интересовало: что такое обновление? чего
хотели обновленцы-джадиды? Для начала я изучил все источники по джадидизму
в Турции, а затем в 1995 году получил направление в Казань, где проработал
до 1996 года. Увидев огромное количество источников, принялся их копировать.
В Турцию я вывез больше тонны материалов. Это были копии с подшивок газет
"Вакыт", "Йолдыз", "Баянул хак", 'Тормыш",
различных книг и журналов.
- Когда же вы приступили к исследованию?
- Собрав эту тонну копий, я и приступил. И пришел к выводу, что борьба
между кадимистами и джадидистами - это лишь иллюзия. Обе группы мечтали
о возрождении нации. Но если кадимисты считали, что путь к возрождению
лежит через обращение к наследию ученых прошлого, то джадидисты предлагали
обратиться к основным источникам ислама и прочесть их в соответствии с
требованиями времени. Само джадидистское течение также не было однородным.
Одна группа отстаивала идеи вестернизации татар, что нашло отражение в
газете "Ислах". Ее главным идеологом был Фатих Амирхан. Самой
многочисленной была группа религиозных реформаторов Хасана-Гаты Габаши,
Ризы Фахретдина, Мусы Бигиева, которые обращались к основным источникам
ислама и толковали по-новому. Чем-то средним между западниками и джадидистами
были тюркисты Гаяза Исхаки. Все эти группы требуют особого изучения. Например,
тюркизм Исхаки и религиозный тюркизм Акчуры в Турции - не одно и то же.
Существовал также башкирский тюркизм в лице Валиди-Тогана, который даже
близок к трайбализму - делению по племенному признаку.
- Получается джадидизм - это хорошо?
- Когда я приехал в Татарстан, я увидел, что люди относятся неприязненно
к джадидизму. Распространено мнение, что джадидисты виновны в безбожии,
из-за них народ охладел к религии. Если джадидистами считать Марджани
и Фахретдина, то ничего в этом нет плохого.
- А евроислам и джадидизм -это одно и то же?
- Я на днях нашел манифест евроислама - книгу Рафаэля Хакимова "Где
наша Мекка?". Хочу сравнить. В Турции сейчас пытаются внедрить другой
евроислам, концепцию которого разработал Бассама Тиби. Турция - единственное
мусульманское демократическое государство, поэтому у многих есть желание
внедрить современное понимание ислама. Тюрки в этом не нуждаются. Наше
понимание ислама достаточно современно. Когда вы дадите почитать Руми
или Юнуса Емре европейцу, то он убедится, что ислам открыт всем религиям
и народам. Вспомните слова Руми: "Кем бы ты ни был -язычником, христианином
или иудеем - приходи в мою обитель".
- А что такое тюркское понимание ислама?
- Оно опирается на два фундамента - ханафизм и суфизм, представленный
течениями накшбандийа и кадири. Его вы можете назвать даже евроисламом,
но так как оно общее для всех тюркских народов, то более справедливо назвать
его тюркским исламом. Евроислам Тиби -это полная покорность западному
обществу, это жертва и отказ от своих культурных ценностей. Если вы последуете
только по пути Фатиха Амирхана, то совершите ошибку. Наиболее логичным
будет объединить путь "западников", кадимистов, но в основу
положить понимание Бигиева и Марджани, т.е. джадидизм.
- Джадидизм - это уникальное явление, присущее только татарскому
обществу?
- В исламском мире можно выделить три обновленческих течения - египетское,
индийское и татарское. К ним можно было бы прибавить и четвертое - османское,
но оно еще не оформилось. Египетское течение носит салафитский, очистительный
характер, в основу которого легли идеи Ибн Таймии. Главным представителем
этой школы был Мухаммад Абду. Индийское и татарское обновленчества - самые
оригинальные. Индийское течение - самое древнее. Его основателем является
Аулия-уллахшах Дехлеви, который создал свою правовую школу. Татарский
джадидизм опирается на традиции и Дехлеви, и Абду, османских реформаторов,
и Ибн аль-Араби, и Маарри. Благодаря синтезу всех школ реформизма, татарский
джадидизм может сегодня дать миру многого полезного.
- Если бы вас попросили составить десятку самых выдающихся ученых
за всю историю ислама, туда вошли бы татары?
- Наряду с такими учеными, как Абу Ханифа, аль-Газали, Ибн аль-Араби,
Молла Садраи, я бы обязательно поставил Марджани. В начале XX века египетский
ученый Зерикли в своем труде "Аль-Алям" назвал Марджани "муджтахид-и
мутлак", то есть человеком, который может основать самостоятельную
правовую школу. Другая малоизвестная сторона Марджани - он был продолжателем
учения Ибн Хальдуна.
Другая личность, которую мало знает исламский мир, - это Муса Джаруллах
Бигиев. Причина его неизвестности в том, что он писал на тюркском языке,
а не на арабском. Перед смертью, в 40-годы XX века, он говорил: "Если
бы я писал по-арабски, то мои книги знали бы везде, и они не смогли бы
со мной препираться".
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" #47 (148) 14.11.2003г
Обсудить
в форуме
Получилось сладко
В день рождения Марселя Салимжанова, 7 ноября, в Камаловском
театре показали премьеру спектакля "Вот так получилось"
по пьесе живого классика татарской драматургии Туфана Миннуллина.
Лирическая комедия смягчила мемориальность вечера и перевела все в русло прозрачной
грусти и мягкой улыбки. Вечер прошел на ура. Налицо внимание и влиятельных персон,
в числе которых спектакль пришли посмотреть руководитель аппарата президента
Экзам Губайдуллин, министр культуры Ильдус Тарханов, завсегдатай Камаловского
театра генеральный директор "ТНВ" Ильшат Аминов, и простой публики
- зал был переполнен. Трогательно прогуливались в фойе, разглядывая театральные
витрины, братья-миллиардеры Айрат и Илшат Хайруллины с сыновьями.
Туфан Миннуллин сочинил жизненную пьесу и, кажется, не обошел вниманием ни одну
проблему современности - армия, жизнь деревни, молодежь, религия, отцы и дети,
нравственность. Художник Сергей Скоморохов остроумно отразил деревенскую улицу
в зеркальной конструкции, избавив зрителя от прямолинейности восприятия.
История из жизни современной татарской деревни и смешила, и печалила в соответствии
с жанром. Правда, я бы добавила в его определение еще одно слово - эпическая
(лирическая комедия). Поскольку неспешное повествование от первого лица демобилизовавшегося
парня Алмаза с табуреточки в углу сцены, куда он периодически устремлялся к
микрофону, буквально пронизывало все действие. Причем эта повествовательная
часть роли, в которой голос актера Ильдуса Габдрахманова звучал, как богатый
красками инструмент, оказалась намного интереснее действенной. Ведь лирический
и к тому же положительный герой, согласитесь, так скучен. Так же скучна была
и главная (и опять же положительная) героиня, девушка Гульшат, которая оказалась
вовсе не девушкой, вокруг чего и закручивается вся интрига спектакля - практически
немая роль Алсу Каюмовой.
Итак, Алмаз приезжает в деревню навестить родителей своего однополчанина и там
попадает в лапы предприимчивого и заботливого отца Нургали, который предлагает
ему машину в обмен на то, что он женится на его беременной дочери Гульшат и
скроет ее позор. Она вернулась из столицы, где училась и была соблазнена казанским
парнем. После свадьбы Алмаз может покинуть новобрачную и больше не возвращаться.
Парень, недолго размышляя, соглашается, но сделка усложняется тем, что он действительно
полюбил Гульшат, в чем признается себе спустя много лет.
Но до этого следует целый каскад событий - уговоров, переговоров, договоров,
в которых виртуознейшей "первой скрипкой" стал Ринат Тазетдинов, сыгравший
отца Гульшат. Его Нургали, сметливый, ловкий, темпераментный - абсолютно достоверный
народный типаж, - заставил не однажды публику хохотать до слез и симпатизировать
ему на протяжении всего спектакля. Чудесный ансамбль сложился у него с супругой
- трогательной, любящей матерью и верной женой Халимой в исполнении Нажибы Ихсани.
Вообще комические персонажи получились удивительно выпуклыми, яркими и очень
правдивыми. Чего стоили сыновья Нургали - фермеры-"амбалы" в одинаковых
черных костюмах, которые мудрили над тщедушным "зятем" и жмурились
от отцовских тумаков, или их болтливые жены. Добиться расположения обманутой
девушки нелегко, но для любви нет преград, и сладкий-пресладкий финал с белым
цветущим садом, подпущенным дымом-туманом, романтическим флером и добрыми-предобрыми
лицами всех действующих лиц тому доказательство. Девушка отогрела душу, парень
преодолел все преграды, лишь чувство меры подвело Бикчантаева в реализации задуманного
неувядаемым романтиком Туфаном Миннуллиным хеппи-энда. Вот так получилось.
Наталья ТИТОВА
"Восточный экспресс" #47 (148) 14.11.2003г
Обсудить
в форуме
|