Новости:
Татары Пензенской области создали национально-культурную автономию.
Как сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в пресс-службе областной администрации,
решение об этом было принято на состоявшейся в Пензе учредительной конференции.
Председателем автономии избран глава местного самоуправления Лопатинского
района Ришат Алтынбаев, сформированы и другие рабочие органы новой организации.
Выступая на конференции, заместитель губернатора области Елена Столярова
подчеркнула важность сохранения национальных культурных традиций в укреплении
межнациональной дружбы и сотрудничества. По ее словам, пензенские татары
ничем не ограничены в удовлетворении духовных, образовательных и религиозных
запросов. Все более массовым становится ежегодный праздник сабантуй.
Причем в нем с удовольствием принимают участие представители всех проживающих
в области 80 национальностей. А традиционный конкурс татарской песни в
селе Индирка приобрел региональное значение. Не удивительно, что на Всемирном
конгрессе татар Пензенская область была отмечена как образец проведения
межнациональной политики.
В настоящее время в области с 1,5 млн жителей зарегистрировано более 81
тыс татар - 5,4 проц населения, из них около 30 тыс - в самой Пензе. Кроме
того, насчитывается 39 моноэтнических татарских сел.
САРАНСК, 24 декабря. / ИТАР-ТАСС
В этом номере "ТР" материалы из
газеты "Восточный экспресс" № 53(154) 26.12.2003. Автор материалов
- Арслан МИНВАЛЕЕВ
Хадж
Департамент
хаджа Духовного управления мусульман РТ заканчивает прием заявлений от
желающих совершить одну из пяти обязанностей мусульманина - паломничество
к святыням ислама.
О подводных течениях, специфике и объемах татарстанского рынка паломничества
рассказывает заместитель муфтия по делам хаджа и умры Аяз хазрат МИНГАЛЕЕВ.
- Если паломник хочет отправиться в хадж, куда он должен обратиться?
- В России при правительстве РФ существует Совет по делам хаджа, который
аккредитует туристические компании. Так, на 2004 год Совет рекомендовал
пять компаний: регион Северного Кавказа будут обслуживать турагентства
"Баракат" и "Гольф тревел", Татарстан - компания "Идель",
Центральную Россию -"Нажм тур" (Москва), Поволжье и Урал - "Аира
тур" (Уфа). Помимо этого есть несколько туркомпаний, которые также
предлагают туры в Мекку. Но с ними нужно быть осторожными.
Помните, ваша газета писала о том, как в 2002 году группа паломников из
Татарстана, Башкортостана и Сургута три дня не могла покинуть Кипр? Это
произошло только из-за нечистоплотности фирм-посредников. В республике
появились эмиссары компаний, предлагающие дешевые туры. Эти люди получают
за каждого паломника комиссионные - долларов 50. В 2000 году один такой
эмиссар из Буинска отправил группу соотечественников к святыням. В итоге
паломники вместо Мекки попали на неделю в египетскую тюрьму и вернулись
ни с чем.
- Сколько стоит съездить в Мекку?
- Наши конкуренты предлагают комбинированные туры за 1200 - 1300 долларов,
а у нас авиатур стоит 1670 долларов. В стоимость нашей путевки входят
билет на самолет, оформление всех въездных документов, четырехкомпонентная
прививка против менингита, вакцину для которой Минздрав РФ распределяет
только между пятью вышеназванными аккредитованными компаниями, гостиница.
В составе каждой группы есть руководитель, который знает арабский, русский
и татарский языки, врач-терапевт. Если вы купите путевку у эмиссаров,
то туда включают авиабилет до Иордании, далее переезд на автобусе. Сопровождать
вас никто не будет. Если же выяснится, что у вас неправильно или поздно
оформлены документы, то вы можете не попасть в Мекку. К тому же, возможно,
вас разместят в пригородных гостиницах, что ведет к дополнительным расходам
и трудностям.
- Вкратце, как проходит путешествие?
- Вся поездка занимает 18 -19 дней. Если это авиатур, то вы летите прямым
рейсом Казань -Джидда - Казань "Узбекских авиалиний". Пища в
самолете соответствует нормам канонов ислама. Перелет занимает 10-12 часов
плюс 1,5 часа на автобусе из аэропорта до Мекки. В этом году все наши
паломники будут жить в 1700 метрах от комплекса святынь в четырехэтажном
коттедже. Каждый этаж - это кухня, четыре ванны, пять комнат, огромный
холл. Во время выполнения обрядов хаджа паломники на несколько дней покидают
коттедж и живут в несгораемых палатках с кондиционером и коврами. Каждому
паломнику следует взять с собой в среднем 500 долларов: 200 - 250 долларов
на продукты, 80 - для жертвенного барашка, а остальное - для подарков.
- А для VIP-персон у вас есть особые услуги?
- В октябре этого года мы организовали VIP-тур для паломничества вне времени
сезона хаджа (умра). Сначала нам сделала заказ для своих сотрудников одна
серьезная компания, но в последний момент они предпочли Мекке Испанию.
Несмотря на это, мы смогли набрать группу из девяти человек. Одна путевка
стоила 1920 долларов. Наши паломники жили в четырехзвездочном отеле "Сафетель-Мекка"
в 20 метрах от комплекса Каабы. Кроме того, мы организуем поездки в Мекку
во время Рамазана. В этом году это стоило 1400 долларов.
- Какие люди совершают паломничество?
- Основная масса - это простые верующие. Пожилые паломники едут на собственные
сбережения, либо их отправляют дети. Много едет молодых бизнесменов, работников
нефтегазовой промышленности, чиновники средней руки, главы администраций
районов, председатели колхозов.
Пока число паломников из Татарстана не велико: в 2004 году самолетом отправятся
145 человек, автобусом - 63, поэтому говорить о прибыльности не приходится.
Но в других странах, например, в Малайзии правительство во время экономических
кризисов даже одалживает деньги у хадж-миссий. Там существует целая финансовая
система, с помощью которой верующие копят на паломничество. То есть человек
отдает часть суммы в фонд, который эти деньги вкладывает в бизнес, и вкладчик
получает дивиденды. Мы разработали подобную программу, но пока запустить
ее не удается.
Обсудить
в форуме
Жизнь после реформаторов
Московский
востоковед об арабском стихе, религиозном обновленчестве и Коране
Заведующий
кафедрой арабского языка Института стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ и руководитель
Центра изучения Кавказа и Средней Азии Дмитрий ФРОЛОВ является
сегодня одним из ведущих арабистов и корановедов. Недавно он приезжал
в Институт востоковедения КГУ и прочел студентам курс лекций.
Ученый поделился своими размышлениями с корреспондентом "Восточного
экспресса".
- Дмитрий Владимирович, насколько я знаю, область ваших научных изысканий
- Коран. Не появились ли в Первопрестольной новые переводы Корана на русский
язык?
- На мой взгляд, сегодня в области перевода Корана - топтание на месте.
Все, что можно было извлечь из текста, извлечено. Сейчас каждый новый
перевод на 80 процентов повторяет предыдущий. Переводчики искусственно
пытаются придумать что-то новое в ущерб качеству. В результате того, что
религиоведение оторвалось от филологии все забыли о неподражаемости слова
и слога Корана. Поэтому когда кто-то сможет адекватно передать на русском
языке слог Священной книги, тогда появится и канонический перевод, подобный
синодальному переводу Библии на русский язык. Чтобы познакомить читателей
с богатейшим миром Корана, Институт стран Азии и Африки совместно с Духовным
управлением мусульман Европейской части России готовит серию из десяти
выпусков комментариев Корана классического мусульманского богослова Суюти.
Такие комментарии в древности любили помещать на полях Корана.
- В чем заключается правильное толкование Корана?
- Любой текст может быть воспринят двумя группами читателей: первые -
это те, кто вырос из традиции этого текста, и вторые - это внешний читатель.
Понятно, что Коран, Библию или Веды может читать не только мусульманин,
христианин или индуист. Но для постороннего читателя есть категория правильного
и неправильного понимания. Возьмем, к примеру, тему, достаточно актуальную
для России, - винопитие. Ко мне подходили люди с мусульманскими именами
и спрашивали, почему нельзя потреблять алкоголь, ведь в Коране нет четкого
запрета. В Коране в трех местах говорится о вине. В первом случае говорится,
что в вине пользы мало, т.е. это еще не запрет. Во втором случае - "...Не
приближайтесь к молитве, когда вы пьяны". Лишь в третьем случае,
где говорится, что "вино - это мерзость от сатаны", устанавливается
прямой запрет. Поэтому традиция толкования говорит, что тексты должны
быть выстроены в хронологическом порядке. Последнее слово - верное, поэтому
третий стих Корана стал действующей нормой ислама. Бессистемный подход
дает нам плоскостную интерпретацию текста, но как только мы уходим в систему
правил, то получаем глубинное понимание книги.
- Под плоскостной интерпретацией вы подразумеваете ваххабитскую традицию
толкования?
- В рамках любой религии существуют две тенденции - одна расширительная,
другая охранительная. То есть те, кто хочет расширить рамки толкования
Священного текста, и те, кто хочет отгородиться от его расширенного понимания.
Но все они выполняют одну и ту же задачу - дальнейшее, но контролируемое
развитие. Потому одни не дают оппонентам оторваться в заоблачные дали,
другие заставляют противников расширять свои представления. Поэтому в
истории были эпохи, когда линия безудержных реформаторов (мы знаем, что
реформы дают часто не те результаты, к которым стремятся изначально) одерживает
верх над упертыми консерваторами. С наступлением нового времени во всех
религиозных традициях началась эпоха расширения рамок толкования писаний,
что, в свою очередь, привело к зарождению атеизма, библейской и коранической
критике. Сегодня мы, видимо, входим в эпоху охранительного консерватизма.
Мусульманских обновителей Египта, муджтахидов Поволжья сменят осторожные
консерваторы, которые будут переваривать наработки прошлого поколения,
чтобы сделать их традицией и оберегать в дальнейшем.
- Какие толкования Корана были распространены среди татар?
- Так как татары - приверженцы толка Абу Ханифы, то среди них были популярны
толкования этой среды. Это тафсиры Табари, Замахшари, Байдави, Ибн Касиры,
Фахреддина ар-Рази.
- В университет вы приехали преподавать курс лекций о классическом
арабском стихосложении. Что арабская поэзия привнесла нового в копилку
мировой цивилизации?
- Арабское стихосложение, как греческое или китайское, стало матрицей
для воспроизводства литератур других языков. Систему арабского метрического
сложения - аруд - довольно успешно освоили урду, персидский, тюркские
языки. Успешнее всего арудные стихи писали евреи Андалузии. Иногда аруд
конкурировал с национальными системами стихосложения. Так, стихи персов
не сохранили не только своего размера, но и начального языка, а системы
стихосложения тюркоязычных народов выжили...
Обсудить
в форуме
История - в падчерицах
Казанский меценат подарит университету уникальную коллекцию книг по востоковедению
До
изобретения Гуттенбергом печатного станка собирание книг было таким же
дорогостоящим занятием, как, например, коллекционирование бриллиантов.
И позволить его себе могли только сильные мира сего - Ярослав Мудрый или
Тамерлан.
Но даже с появлением печати собрать специализированные библиотеки не под
силу одиночкам-любителям. Поэтому сейчас на Западе формирование новой
частной или вузовской коллекции делят между собой участники гуманитарных
проектов. Появились такие благотворители и в Казани. Уроженец Казани,
один из акционеров интернет-провайдера "Банкорп" Игорь САБИРОВ
сегодня живет в Праге, но частенько навещает родные пенаты и останавливается
в особняке в виде китайской пагоды, который затерялся в центре города
за домом-музеем Ленина.
О гуманитарном проекте с Сабировым беседует журналист "Восточного
экспресса".
- Игорь Альянсович, говорят, что вы являетесь владельцем уникальной
частной библиотеки. Сколько в ней книг?
- 60 тысяч. Мне удалось собрать практически все издания о Китае на европейских,
китайском, японском языках. Благодаря Интернету сейчас нет необходимости
ездить по миру. Недавно мне пришли четыре контейнера с книгами, и долго
пришлось объяснять, что НДС за книгу, которая вышла 120 лет назад, платить
не надо. В моей коллекции несколько тысяч редких древних рукописей, но
все они в электронном виде. Я не нахожу удовольствия платить большие деньги
только за то, что книга была издана 300 лет назад.
- Что будете делать с библиотекой дальше?
- В России одна из самых больших коллекций редких рукописей. В XIX - XX
веках российские агенты, послы, военные вывезли на родину десятки тысяч
рукописей. Но прочесть это богатство могут единицы. Сегодня в Казани есть
студенты, которые не могут состояться как ученые только из-за того, что
обделены литературой.
Но чтобы оказать им помощь, нужно время, ведь для перевода всей библиотеки
в электронный вид потребуется не менее пяти лет, и лишь затем все книги
будут размещены на сайте, который станет университетским или межвузовским.
Помимо китаистики в библиотеке будут представлены иранистика, арабистика,
тюркология.
- Правда, что вы готовите книгу о древних тюрках?
- В следующем году в Москве или Казани выйдет сборник, который включит
в себя всех китайских авторов, которые писали о древних тюрках. На 60
печатных листах будет рассказываться об этом народе и событиях VI - IX
веков.
- В процессе работы над книгой, какие открытия вы для себя сделали?
- Древнетюркский каганат - это империя, равная империи Чингисхана. Тюрки
- народ, который на протяжении 2000 лет живет на одной территории и не
исчезает. Мало того, степные народы дали правящие элиты оседлым цивилизациям.
Вспомните правящие династии Ирана, России, Китая. Так что нашу страну
сегодня можно назвать прямым продолжением Тюркского каганата.
Другой парадокс заключается в том, что тюрки не любили и не хотели писать
свою историю. От них остались рунические памятники, но они говорят не
больше, чем передовица газеты "Правда". Почему не любили? Неизвестно,
возможно повлияли специфические формы буддизма: для него прошлое, настоящее
и будущее сосуществуют вместе.
- Помимо работы о тюрках, у вас есть еще гуманитарные проекты?
- Готовим к переизданию все критические тексты и переводы источников о
Золотой Орде, которые в XIX веке собрал и опубликовал барон Тизенгаузен.
К двум томам Тизенгаузена прибавятся еще турецкие рукописи. Если посмотреть
на историю Золотой Орды, мы увидим, что и здесь не любили писать историю,
так что собственно ордынских источников нет. Поэтому мы не представляем,
какова была жизнь в Золотой Орде. А ведь здесь насчитывалось 370 городов,
причем некоторые были крупнейшими в мире! Судя по бухгалтерским книгам
генуэзских купцов, Золотая Орда являлась основным поставщиком зерна в
Европу.
Обсудить
в форуме
|