Спасение истории - в руках ее очевидцев
Татарстанские поправки изменили акценты в федеральном учебнике
Проблема учебников по отечественной истории продолжает оставаться горячей.
Оно и понятно. Учебников истории нынче великое множество. В условиях демократии
каждый автор предлагает свое видение этой науки. Но надо знать меру - не переборщить
бы в плюрализме. Особенно опасно споткнуться на деликатной теме национальных
и федеративных отношений.
В начале этого года в Татарстан пришел "на пробу" учебник для 11 класса
средних школ по истории Отечества XX - начала XXI века, написанный авторским
коллективом под руководством профессора Загладина. В 2002 году это учебное пособие,
выпущенное издательством "Русское слово" стало лауреатом всероссийского
конкурса и возглавило федеральный список учебников, допущенных к использованию
Министерством образования России. По нему уже учатся одиннадцатиклассники российских
регионов. Учебник появился бы и в татарстанских школах, если бы в Минобразе
республики не обратили внимание на некоторые странности.
Параграф "Общественно-политические проблемы России во второй половине 90-х
годов" сопровождается наводящими вопросами: "В чем проявлялся национализм
и сепаратизм в условиях перестройки? Какие причины вызвали эти явления?"
А дальше под заголовком "Обострение межнациональных конфликтов" рассказывается
о Татарстане через запятую с Чечней. По учебнику выходило, что в 90-е годы Татарстан
перестал "платить налоги", и ни слова об изменении межбюджетных отношений
и о том, как республика спасала российскую "оборонку", отечественное
авиастроение.
Исправить огрехи московских издателей согласился
журналист-аналитик, заместитель председателя исполкома Всемирного
конгресса татар Римзиль Валеев. Изучив параграф, "разоблачающий"
национальные республики и некоторые российские этносы, он подготовил
предложения, более соответствующие духу политкорректности. В новой
редакции учебника вместо приведенных выше вопросов о "национализме"
и "сепаратизме" с ярко выраженной негативной окраской,
значатся нейтральные вопросы: "Как складывались межнациональные
отношения в условиях перестройки? Были ли преодолены противоречия
между центром и регионами?" Заголовок об "обострении национальных
конфликтов" в новой трактовке стал рассудительнее - "По
пути решения национальных и региональных проблем". Валеев подчеркнул,
что Татарстан не разрушал правового и экономического пространства,
а добивался изменения структуры межбюджетных отношений...
В учебнике наряду со снимками крупных российских политиков помещен портрет президента
Татарстана Шаймиева - единственного из лидеров субъектов федерации. Тем более
нельзя было рядом со строчками о гибкой и конструктивной политике руководителя
республики писать, что после заключения договора 1994 года "республика
сохранила привилегированный статус, а Россия осталась целостным государством".
Казанский журналист старался подбирать слова поделикатнее и точнее, но не побоялся
вступить в дискуссию с маститыми учеными.
Замечания были направлены в Москву, но их автор
и работники министерства образования не очень рассчитывали на легкую
победу. К удивлению, московские коллеги позитивно отреагировали
практически на все (!) предложения Валеева. Мало того, профессор
Загладин обратился к казанскому оппоненту с предложением войти в
редакционный совет.
Накануне первомайских праздников в регионы страны начали отправлять второе,
дополненное издание учебника истории, где в редсовете наряду с академиками и
светилами педагогики указана фамилия Римзиля Валеева. Теперь он уже по предложению
издательства "Русское слово" внимательно читает новый учебник истории
для 9 класса.
Казалось бы, всего-то и исправлений на две страницы. Однако, сообщив в учебнике
о "подъеме национализма в автономных республиках России", школьника
изначально настраивают на волну нетерпимости. А для того чтобы он посмотрел
на проблему под другим углом, достаточно просто изменить формулировку, указав,
что в республиках боролись за "развитие национальных культур и повышение
статуса языка". От перемены фраз зависит фундамент будущего многонациональной
страны, гордость за свой этнос и толерантность по отношению к другим.
Альбина АБСАЛЯМОВА
"Восточный экспресс" №20 (174) 21 мая 2004
Обсудить
в форуме
|