Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 05' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№47 (90)  23 мая 2004

Спасение истории - в руках ее очевидцев
Татарстанские поправки изменили акценты в федеральном учебнике

    Проблема учебников по отечественной истории продолжает оставаться горячей.
   Оно и понятно. Учебников истории нынче великое множество. В условиях демократии каждый автор предлагает свое видение этой науки. Но надо знать меру - не переборщить бы в плюрализме. Особенно опасно споткнуться на деликатной теме национальных и федеративных отношений.
    В начале этого года в Татарстан пришел "на пробу" учебник для 11 класса средних школ по истории Отечества XX - начала XXI века, написанный авторским коллективом под руководством профессора Загладина. В 2002 году это учебное пособие, выпущенное издательством "Русское слово" стало лауреатом всероссийского конкурса и возглавило федеральный список учебников, допущенных к использованию Министерством образования России. По нему уже учатся одиннадцатиклассники российских регионов. Учебник появился бы и в татарстанских школах, если бы в Минобразе республики не обратили внимание на некоторые странности.
    Параграф "Общественно-политические проблемы России во второй половине 90-х годов" сопровождается наводящими вопросами: "В чем проявлялся национализм и сепаратизм в условиях перестройки? Какие причины вызвали эти явления?" А дальше под заголовком "Обострение межнациональных конфликтов" рассказывается о Татарстане через запятую с Чечней. По учебнику выходило, что в 90-е годы Татарстан перестал "платить налоги", и ни слова об изменении межбюджетных отношений и о том, как республика спасала российскую "оборонку", отечественное авиастроение.
    Исправить огрехи московских издателей согласился журналист-аналитик, заместитель председателя исполкома Всемирного конгресса татар Римзиль Валеев. Изучив параграф, "разоблачающий" национальные республики и некоторые российские этносы, он подготовил предложения, более соответствующие духу политкорректности. В новой редакции учебника вместо приведенных выше вопросов о "национализме" и "сепаратизме" с ярко выраженной негативной окраской, значатся нейтральные вопросы: "Как складывались межнациональные отношения в условиях перестройки? Были ли преодолены противоречия между центром и регионами?" Заголовок об "обострении национальных конфликтов" в новой трактовке стал рассудительнее - "По пути решения национальных и региональных проблем". Валеев подчеркнул, что Татарстан не разрушал правового и экономического пространства, а добивался изменения структуры межбюджетных отношений...
    В учебнике наряду со снимками крупных российских политиков помещен портрет президента Татарстана Шаймиева - единственного из лидеров субъектов федерации. Тем более нельзя было рядом со строчками о гибкой и конструктивной политике руководителя республики писать, что после заключения договора 1994 года "республика сохранила привилегированный статус, а Россия осталась целостным государством". Казанский журналист старался подбирать слова поделикатнее и точнее, но не побоялся вступить в дискуссию с маститыми учеными.
    Замечания были направлены в Москву, но их автор и работники министерства образования не очень рассчитывали на легкую победу. К удивлению, московские коллеги позитивно отреагировали практически на все (!) предложения Валеева. Мало того, профессор Загладин обратился к казанскому оппоненту с предложением войти в редакционный совет.
    Накануне первомайских праздников в регионы страны начали отправлять второе, дополненное издание учебника истории, где в редсовете наряду с академиками и светилами педагогики указана фамилия Римзиля Валеева. Теперь он уже по предложению издательства "Русское слово" внимательно читает новый учебник истории для 9 класса.
    Казалось бы, всего-то и исправлений на две страницы. Однако, сообщив в учебнике о "подъеме национализма в автономных республиках России", школьника изначально настраивают на волну нетерпимости. А для того чтобы он посмотрел на проблему под другим углом, достаточно просто изменить формулировку, указав, что в республиках боролись за "развитие национальных культур и повышение статуса языка". От перемены фраз зависит фундамент будущего многонациональной страны, гордость за свой этнос и толерантность по отношению к другим.

Альбина АБСАЛЯМОВА

"Восточный экспресс" №20 (174) 21 мая 2004

Обсудить в форуме


ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2003, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz