Воспитание женщины - забота о будущем поколении
В последнее время мы часто слышим об открытии в той или иной части России женских
медресе - духовных исламских учебных заведений для женщин. Одно из таких в ноябре
2003 года начало работать в г. Буинске Татарстана, в Набережных Челнах медресе
"Юлдуз" восстанавливается как учебное заведение для женщин-мусульманок.
Кроме того, во многих регионах страны такие медресе уже успешно функционируют.
Все это говорит о том, что в России предпринимаются попытки возрождения традиций
духовного исламского образования среди женщин.
Как мы уже сообщали, в феврале этого года в городе
Бугуруслане Оренбургской области открылось еще одно исламское
женское медресе. Нам удалось побеседовать с его директором Наилей
ханум Шакировой.
- Наиля ханум, почему
новое женское медресе открылось именно в Бугуруслане?
- Бугуруслан - город с давними религиозными традициями. У нас даже в годы советской
власти не переставали функционировать церковь и мечеть. В начале 90-х здесь
началось возрождение ислама - из Саудовской Аравии вернулся молодой еще тогда
священнослужитель Исмагил хазрат Шангареев, и вместе с единомышленниками зарегистрировал
новую религиозную общину. За 4 года была построена Соборная мечеть - "Жемчужина
Оренбуржья", так ее иногда называют за великолепную архитектуру. Начиная
с 1995 года, в Бугуруслане работает мужское медресе "Аль-Фуркан".
На его базе уже пять лет усилиями нашего духовного управления и муфтията каждое
лето проводятся двухнедельные курсы для женщин. В общей сложности за эти годы
прошли обучение более трех тысяч человек. Поэтому предпосылки для организации
женского медресе у нас уже были.
- Что же этому мешало?
- Не было необходимой материальной базы. Возможно, не было и четко поставленной
цели. Но тут произошел один случай, который заставил меня серьезно задуматься.
Моя знакомая побывала на проходивших в городе так называемых "оздоровительных
сеансах". В них с помощью икон, святой воды и другой атрибутики люди пытались
получить "исцеление" и помощь от "высших сил". Люди верили,
что это им помогает, хотя, похоже, что это был просто гипноз. Но больше всего
мою знакомую удивило, что среди посетителей были и мусульманки. То есть девушки
в решении своих проблем искали помощи не у Аллаха, а у каких-то сомнительных
"целителей". Я стала объяснять своей знакомой, что между Всевышним
и нами не должно быть посредников, и никакие иконы не помогут, если сам не откроешь
душу перед Аллахом. Тогда она сказала: ты многое понимаешь и можешь объяснить,
но не хочешь поделиться своими знаниями с другими. Это меня удивило. Я давно
стала "соблюдающей", в жизни у меня все было благополучно, и я не
замечала, что вокруг есть люди, нуждающиеся в помощи, в объяснении. Я поняла,
что женщине, которая хочет избрать ислам образом жизни, некуда пойти.
И тогда мы с женой моего сына - Налей (она получила исламское образование в
Саудовской Аравии) решили на базе мечети организовать воскресную школу для женщин.
Она начала работать в сентябре. Преподавали арабский язык, Коран, основы ислама.
Мы поняли, что молодому поколению мусульманок не хватает жэмэгать - женского
исламского общества, где их объединяли бы не только традиции, но и знания.
- А как появилась материальная
база для женского медресе?
- В медресе "Аль-Фуркан" в свое время учились сыновья пермской предпринимательницы
Гельсиринь Хафизовой. Дело в том, что мой дедушка Каляметдин в когда-то служил
имамом в Перми, жители города до сих пор помнят его как знающего человека -
алима. Гельсирень, узнав, что медресе в Бугуруслане основал сын Каляметдина
Исмагыйль хазрат, захотела женское медресе открыть именно в нашем городе. Она
купила двухэтажное кирпичное здание, помогла сделать в нем качественный ремонт.
Теперь здесь созданы все условия для учебы и проживания девушек: учебные классы,
большая столовая, три бани, несколько спален. Сейчас в женском медресе проживает
37 человек, но здание способно вместить больше.
- По какой программе
ведется обучение?
- К нам приехали девушки с разным уровнем знаний. Среди них есть те, кто уже
знаком с основами ислама, и те, кто делает первые шаги в этой области. Это создает
некоторые затруднения в выборе программы. Мы стараемся найти индивидуальный
подход к каждой ученице. Что касается предметов, как и во всех исламских учебных
заведениях, у нас ведется преподавание арабского языка, изучение Корана, тажвид-
правильное чтение Корана, ведется изучение хадисов - изречений пророка Мухаммеда
и сиры - жизнеописания пророка. Кроме того, обязательным предметом изучения
являются правила поведения для мусульманки.
Первые две группы завершат учебу 11 июня этого года. Так как наша программа
пока в этапе становления, мы решили ее сделать в виде четырехмесячных курсов.
Считаем, что за это время можно многому научиться. А с нового учебного года,
думаю, у нас появится более конкретная программа.
- К вам приехали учиться
из Тюмени, Нижневартовска, Томска, Ростова, Астрахани, Татарстана,
Башкортостана и других регионов России. Что заставляет женщин ехать
в такую даль?
- Наших учениц объединяет одна цель - желание получить больше знаний. Однажды
познав ислам, они решили не останавливаться на достигнутом. Например, 52-летняя
пенсионерка Мансура ханум приехала из Тюмени. Всю жизнь она прожила с человеком
другой национальности и веры, но всегда хотела приобщиться к религии предков
- исламу. Теперь у нее есть возможность изучить ее более основательно. 65-летняя
Галия Хасанова из Челябинской области приехала с мужем. Он тоже поступил учиться,
но уже в мужское медресе.
У нас много молодых девушек, поступивших к нам по совету родителей. Думаю, это
естественное желание их родителей позаботиться о воспитании своих дочерей в
благочестии и твердой вере.
- Среди ваших учениц
есть и русские девушки. Что их привело в ислам?
- У нас в основном учатся этнические мусульмане, то есть представительницы тех
национальностей, которые традиционно исповедуют ислам. Но к нам приехали еще
и четыре русские девушки. У одной из них - Аллы - ислам приняла вся семья. Сама
она прошла 2-летнее обучение в медресе "Даруссалям" в Татарстане,
и теперь решила продолжить обучение. Мария Несменкина из Ижевска вышла замуж
за мусульманина и приняла веру мужа. В Бугуруслан ее привело желание получше
узнать новую для нее религию. Хочу сказать, что в ислам эти девушки пришли осознанно,
по собственному желанию. Их выбор - результат долгого поиска и раздумий, поэтому
их иман более крепкий.
- Могут ли ваши выпускницы
в дальнейшем преподавать в таких же учебных заведениях?
- Конечно, при возвращении они могут делиться знаниями со сверстницами, давать
уроки. Но мы не ставим перед собой цели готовить преподавателей. Мы хотим воспитать
в наших женщинах личность мусульманки, чтобы в дальнейшем она могла передать
эти знания своим детям. Существуют разные мнения о том, когда нужно начинать
воспитание человека. Кто-то считает, что с пяти лет, кто-то - с рождения ребенка
или даже с момента зачатия. А ислам однозначно говорит - воспитание ребенка
начинается с выбора жены. Мужчина богобоязненный, если он хочет, чтобы его дети
были воспитанными, об этом должен позаботиться уже тогда, когда он выбирает
себе жену - мать будущих детей. И наоборот, если девушка воспитана в исламе,
она найдет себе такого же мужа. Значит, у них и дети будут воспитаны так же.
Сегодня стремление женщины к личной свободе, реализации себя в обществе привели
к ее оторванности от семьи. В итоге мнимое желание быть полезной обществу обратилось
против его же благополучия: дети остались без внимания матерей, у нас вырастает
целое поколение детей, "покинутых" вечно занятыми родителями. Результат
- распространение ранней наркомании, алкоголизма, проституции.
Могу сказать с уверенностью -какое бы у тебя не было хорошее образование и работа,
это не поможет наладить отношения в личной жизни. Женщина, прежде всего, должна
быть женой и матерью, все остальное - потом. Я считаю, что если бы мужчина работал,
а женщина посвящала бы себя семье, не было бы сегодняшних социальных проблем.
Основы того, что женщина стремиться занимать в обществе ведущую роль, закладываются
уже в школе. Девочки по природе развиваются быстрее, более активные, поэтому
в классе они, как правило, "взваливают" на себя всю общественную работу.
В такой среде мальчики вырастают безответственными, инфантильными. А девочки,
наоборот, вырастают с мужскими повадками. Мне кажется, решить эту проблему можно
было бы с помощью раздельного обучения мальчиков и девочек. Кстати, такой метод
практиковался не только в исламе, но и в православной царской России.
- Наиля ханум, в Москве
Вы побывали на конференции, посвященной проблемам ислама и мусульманской
молодежи в России. С вашей точки зрения, в чем заключается основная
проблема сегодняшнего российского ислама?
- Во первых, как руководитель исламского учебного заведения, хочу сказать о
нехватке кадров. То количество специалистов, что выпускают медресе нашей страны,
далеко недостаточно для удовлетворения потребности в кадрах. Беспокоит и невысокий
уровень знаний наших имамов. А еще я согласна с мыслью, прозвучавшей на конференции:
у нас в России нет исламской уммы. Нет мусульманской элиты, высокообразованных
и интеллектуально развитых людей, способных объединить вокруг себя мусульманское
общество. Пока мы занимаемся выяснением отношений внутри своей общины, спорим
по мелочам, на ислам со стороны идут нападки. Мусульманская умма должна объединиться.
Проблема в том, что у нас религиозное и светское образование ставится отдельно
друг от друга, и если ребенку мы даем светское образование, то оно исключает
религиозное образование и наоборот. Это неправильно, религиозное и светское
образования должны идти параллельно, дополняя друг друга. У нас должны быть
мусульманские врачи, юристы, учителя... Ислам должен стать объединительным стержнем
для людей.
Галия РАМАЗАНОВА.
"Татарские новости" №5 (118), 2004
Обсудить
в форуме
|