Заткнуть за пояс
Чтобы
называться настоящим батыром, татарский мужчина должен крепко держаться
в седле и уметь уложить соперника на лопатки в течение шести минут.
Национальной татарской борьбе куреш несколько тысяч лет.
Сколько люди себя помнят, они боролись. Боролись за плодородный
кусок земли у реки, за лучшего коня, за лучшую женщину. Надо ли
говорить, что успех ждал самых крепких и выносливых. На заре цивилизации
горячие схватки проводились голыми руками. Позже этот наивный и
честный способ выяснения отношений вытеснило сначала холодное, а
потом и огнестрельное оружие, которое уравняло в правах толстого
и тонкого, мощного и хилого. Теперь рукопашные схватки - это либо
спорт, либо потеха.
Вот уже несколько сотен лет главная задача национальной
татарской борьбы - доставить удовольствие зрителям. Кстати, именно
слову "куреш", что в переводе с тюркского и есть "борьба",
русский язык обязан словам кураж и покуражиться. Куражиться у нас,
правоверных мусульман, принято строго по праздникам. Потому уже
несколько тысяч лет борьбу на кушаках можно было увидеть в дни национальных
татарских праздников, главный из которых - Сабантуй. В летние месяцы
на главной праздничной площади города или поселка каждый мужчина
может доказать свою сноровку: достать с длинного шеста петуха, разбить
с завязанными глазами пустой горшок или выловить зубами монетку
из глубокой миски, наполненной кислым молоком. Но главное испытание
для батыра - конечно же, борьба, которая решает, кто из парней сильнее,
ловчее, хитрее. На лужайке, в узком кругу галдящих зрителей голые
по пояс бойцы кружат в причудливом танце. Мускулистые спины лоснятся
от пота. С пыхтением тягают друг друга кушаками, пытаясь уложить
на спину. Главный приз - живой баран, которого гордый победитель
уносит на своих плечах.
Именно курешу, как никакому другому единоборству, подходит выражение
"заткнуть за пояс". Его истоки в национальном костюме.
Тюркские народы и народы Средней Азии традиционно носили халаты,
подпоясанные либо платком, либо кушаком. За него было удобно ухватиться,
чтобы лишить противника точки опоры и повалить его на землю. История
знает много разновидностей этой борьбы. В Азербайджане ее называют
"гюлеш", в Узбекистане - "кураш", в Казахстане
- "курес". Борьба эта встречается даже в якутском варианте
"курдацан-тустуу". Разница между стилями едва различима.
Вопрос в том, что используется в качестве главного атрибута - кушак,
пояс или же самое обычное полотенце. Различить стили также можно,
если обратить внимание на одежду, в которой выступают борцы: в некоторых
регионах это национальные халаты, где-то бойцы обнажены по пояс,
в Турции для усложнения задачи соперников обмазывают курдючным жиром.
У самих татар существуют два основных стиля борьбы.
В Нижегородской, Пензенской областях и Москве в поединках разрешаются
подсечки ногами. В Татарстане разрешено действовать только руками.
Причем перед проведением приема необходимо оторвать соперника от
земли.
- В этом есть особая философия, - говорит декан
факультета физической культуры Казанского педагогического университета
Ринат Абзалов. - Геракл смог победить Антея, оторвав его от земли.
Так и татарский борец одерживает победу, лишив своего соперника
точки опоры.
- Динамика в этой борьбе очень приличная, - считает заслуженный
тренер России по греко-римской борьбе Фархат Мустафин. (Фархат на
общественных началах почти каждый год судит борцовские схватки на
праздниках Сабантуя в Москве). - На схватку отводится всего 6 минут.
Но, как правило, опытные бойцы разбираются друг с другом минуты
за две-три. Всего, чтобы победить в своей весовой категории, настоящему
батыру нужно в среднем провести б схваток. Это очень большая физическая
нагрузка. Главная особенность куреша - это работа с кушаком. Все
зависит от первого захвата. Здесь важно правильно поставить руки.
Если опытный боец умело ухватился за кушак, вырваться из этой железной
хватки очень трудно. То, как мастера дожимают соперника, напоминает
медленно сжимающуюся пружину. Чистая победа достается тому, кто
молниеносным приемом положит соперника на лопатки.
Пожалуй, не одна национальная борьба не развивается сейчас так бурно,
как куреш. Если раньше увидеть и побороться можно было только в
дни Сабантуев, то теперь в одном только Татарстане ежегодно проводится
до десяти различных соревнований. За звание абсолютных батыров соревнуются
сотрудники агропромышленного комплекса, школьники, чиновники и студенты.
В каждом районе существует детская секция по этой борьбе. Впервые
в истории России на факультете физкультуры Казанского педагогического
университета создана специализация по курешу. Выпускники этого вуза
получают специальный сертификат и право проводить тренировки.
Для занятий не нужно каких-то специальных условий.
Подойдет обычный зал с борцовским ковром. А в качестве пояса даже
профессионалы используют обычные полотенца. Заниматься татарской
борьбой можно начинать дет с 8-9, когда сформируется вестибулярный
аппарат. Как выяснилось, нет и тендерных ограничений. Например,
недавно в Курганской области в схватках на кушаках были замечены
женщины.
- Куреш для татарского народа - это не просто
борьба, а национальное сокровище,- говорит Ринат Абзалов. - У японцев
ведь есть всемирно признанное дзюдо. А нас, татар, в мире почти
28 миллионов. Думаю, можно надеяться, что через много лет куреш
будет признан олимпийским видом спорта.
Олег Рашидов
журнал "Националь" №3, 2004
Обсудить
в форуме
|