Главная | Культура | История | Татарский мир | Форум
Главная страница > Татарская рассылка
Архив Татарской рассылки

ТАТАРСКАЯ РАССЫЛКА
Каталог > Татарская рассылка > 05-07' 2004

© 2003-2004, "Татарская рассылка"
№54 (97)  11 июля 2004


Историю татар - крупнейшим вузам мира

    В Национальной библиотеке РТ состоялась презентация необычной для татарстанского читателя книги. Татарский ПЕН-центр выпустил в свет книгу Равиля Фахрутдинова "History of the Tatars" на английском языке в переводе Андрея Сахарова. Действительно, не каждый день в республике издается книга на иностранном языке.
    Издание, по признанию руководителя ПЕН-центра Ахата Мушинского, ценно не только тем, что вышло на английском, но и широтой показа истории татар до осени 1552 года, то есть до потери народом своей государственности.
    Как разъяснил автор книги, признанный татарский историк Равиль Фахрутдинов, истории татарского народа посвящено немало книг, но большинство из них исследуют отдельные периоды истории или определенные проблемы. В конце XIX и начале прошлого столетия появились работы по общей истории татар, среди которых особо выделяются труды Ш.Марджани и М.Рамзи. Но они были недоступны широкому кругу читателей, так как были изданы только на татарском, частично на арабском и турецком языках. Достойны внимания изданная 1933 году в Париже на русском языке книга Г. Исхаки "Идель-Урал", которая была запрещена в Советском Союзе, и переизданная в 1994 году в Москве на русском языке книга Г.Губайдуллина. Со времени публикации этих трудов прошло немало времени, и историческая наука, накопив много нового, особенно археологического материала, продвинулась вперед. К тому же, у упомянутых авторов мало внимания было уделено ранним периодам истории татар, так как попросту не хватало археологического материала.
    В книге Р.Фахрутдинова, как было сказано на презентации "History of the Tatars", особое место занимает Золотая Орда - мощный геополитический мир, один из центров средневековой цивилизации, история которой в течение нескольких столетий освещалась однобоко, необъективно, и получила отрицательную оценку в официальной исторической науке. Также охарактеризованы ранние этапы развития государственности и культуры татар - Тюркский, Кимакский, Хазарский каганаты, Великая и Волжская Булгарии, Дешт-и Кипчак, развитый - Золотая Орда, поздний - Казанское и другие ханства.
    Несмотря на широту охвата исторического периода, книга имеет небольшой объем и лаконична по изложению материала. Издание богато иллюстрировано.
    Возникает естественный вопрос: зачем и кому нужна история татар на английском языке? Оказывается, все просто. А.Мушинский объяснил, что Международный ПЕН-центр выпустил уже достаточно много татарских книг на английском языке, среди которых есть и поэма Г.Тукая "Шурале". Эти издания пополняют фонды известных библиотек, крупнейших университетов мира. Они интересны, в основном, исследователям, ученым и студентам, тюркологам, а также татарам, проживающим за пределами Татарстана и др. Ежегодно Татарский ПЕН-центр принимает активное участие в мероприятиях Международного центра. В нынешнем году в Норвегии пройдет очередной конгресс этого творческого союза, где будет представлена и новая книга по истории татар.


Рузия САФИУЛЛИНА

"Татарские новости" №7 (120) 2004

Обсудить в форуме



Татарская слобода на Москве-реке

    Фарид Асадуллин. Москва мусульманская. - М.: Умма, 2004, 253 с.
   Сегодня, когда пересматриваются многие устоявшиеся стереотипы национального самосознания, книга Фарида Асадуллина, без сомнения, станет вкладом в формирование нового взгляда на историю взаимоотношений не только различных российских этносов, но и двух основных религий России: христианства и ислама. Не отрицая того, что Москва всегда была центром российского православия, автор на основании подлинных исторических документов шаг за шагом восстанавливает жизнь мусульманской общины столицы с момента ее возникновения и до сегодняшних дней.
   Тщательно и скрупулезно в книге оцениваются сведения из различных источников, которые в советской историографии упоминались вскользь и доступ к которым был затруднен или вовсе закрыт. Большой интерес представляют сведения об истории первой московской мусульманской общины, упоминания о которой в официальных документах относятся к XIII веку.
   Москва, будучи столицей великой державы, притягивала к себе представителей разных народов и вероисповеданий и слыла городом, где терпимо относились к разным религиям и обычаям, естественно, при условии уважения иноземцами исконных московских порядков. Подтверждением тому служит Татарская слобода в Замоскворечье, где до сих пор названия улиц и переулков свидетельствуют о ее прежних жителях. В книге подробно рассказывается об истории самой слободы и мечети, которая расположена на Большой Татарской улице.
   Автор затрагивает тему влияния исламской религиозной мысли на полемику о путях развития России, развернувшуюся во второй половине XIX века в среде русской интеллигенции и известную как полемика между западниками и славянофилами. Многим знакомы взгляды литературного критика Н.А. Добролюбова на русскую действительность, однако мало кто знает его высказывания об исламе и мусульманах. Общение с мусульманами оказало влияние и на творчество таких великих русских писателей, как Достоевский и Толстой.
   Особенно интересно описание событий революционных лет и Гражданской войны. В книге подробно рассказывается о том, какие перемены происходили в то время в московской мусульманской общине. Столица первого в мире социалистического государства стала "сборным пунктом" борцов за светлое будущее всех народов мира, в том числе и "угнетенных трудящихся Востока". В 1920-е годы московские мечети посещали такие известные деятели, как бывший в то время слушатель Коммунистического университета трудящихся Востока турецкий писатель Назым Хикмет, член партии "Индийский национальный конгресс" профессор Баракатулла, лидер младотурок (впоследствии руководитель движения басмачей в Средней Азии) Энвер-паша.
   Много места в книге посвящено жизни московских мусульман при советской власти. Это особенно интересно, поскольку данной темы не касался практически ни один исследователь. История мусульманской общины в столице страны победившего социализма содержит немало поучительных и интереснейших страниц, наглядно демонстрирующих, что такое свобода совести в те годы. В повествовании об этих трудных и тяжелых годах нет беспочвенных домыслов или оголтелой критики. Оно целиком базируется на архивных документах Совета по делам религий при Совете министров СССР и воспоминаниях современников.
   Эта часть книги порой читается как захватывающий детектив, повороты сюжета которого заранее не известны. Чего стоит, например, история с попыткой сноса Соборной мечети на проспекте Мира в период подготовки к Олимпиаде 1980 года!
   Большой интерес представляет также описание новейшей истории Московского муфтията, созданного после крушения старой централизованной и подконтрольной властям системы Духовных управлений мусульман советского времени. В книге содержится немало сведений об участии нынешних представителей мусульманского духовенства в политической жизни столицы и всей Российской Федерации. Никто уже не сможет отрицать, что исламский фактор является одним из важнейших в жизни современной России. Несомненно, эта книга вызовет интерес у политологов, исламоведов и просто людей, которым небезразлична судьба Отечества. Она будет интересна и простым москвичам, так как содержит информацию о неизвестных страницах жизни российской столицы.


Ильдар Мухамеджанов

"НГ-Религии" 2004-07-07

Обсудить в форуме

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ:
Ведущий рассылки: Былтыр
для писем: "Татарская рассылка"
Идея проекта © 2000-2003, Tatarica ® | m@ric, Biltir
design| © 1999-2004, m@ric
по организационным вопросам обращаться к администратору
Hosted by uCoz