На этой неделе в Татарстане власти республики попытались спрогнозировать
развитие ситуации с бюджетом РТ на ближайшие годы.
Началось все во вторник с заседания в Кабмине РТ, где рабочая группа
Счетной палаты РФ, исследовавшая в мае-июне эффективность использования
средств федерального бюджета, озвучила итоги проверки, проведенной в
Татарстане. Счетная палата насчитала нецелевых и незаконных расходов
в татарстанских министерствах и ведомствах всего на 5 млн. рублей. То
есть практически ничего, особенно на фоне нарушений, найденных недавно
у Абрамовича на Чукотке. На фоне этой благостной картинки премьер Рустам
Минниханов перешел в атаку, многозначительно заметив, что дискуссии
на уровне правительства РФ о целесообразности урезания в дальнейшем
ФЦП несвоевременны. Тем более какие разговоры об этом могут быть накануне
1000-летия Казани, когда программа по финансированию реконструкции исторической
части Казани оказалась на грани срыва из-за задержек финансирования
из федерального бюджета? На 48 объектах работы вообще еще даже не начинались.
- Если в ближайшее время не предпринять конкретные шаги, может повториться
ситуация с юбилеем Санкт-Петербурга, -вынужден был согласиться с Доводами
татарстанских чиновников руководитель рабочей группы Счетной палаты
РФ Сергей Климантов.
О том, что юбилейные проблемы могут оказаться цветочками по сравнению
с тем, что ждет республику после празднеств в Казани, никто вслух не
говорил. Потому что экономистам давно ясно: с завершением федеральной
целевой программы "Социально-экономическое развитие РТ до 2006
года" у республики могут начаться большие проблемы с наполнением
бюджета. Не зря лейтмотивом второго мероприятия, которое провел премьер
в среду - совещания финансистов и налоговиков по формированию бюджета
на 2005 год, стала оптимизация затрат на всех уровнях. Практически все
подобные совещания в последние год-полтора проходят под флагом оптимизации
и введения платных услуг в бюджетной сфере. Министр финансов РТ Радик
Гайзатуллин и вовсе назвал на совещании оптимизацию "приоритетным
вопросом". Дело в том, что с завершением ФЦП Татарстан перестанет
получать субвенции из бюджета РФ (с каждым годом работы программы они
уменьшались). Кроме того, к 2007 году завершится федеральная реформа
бюджетной системы. По сути, бюджет 2005 года становится последним бюджетом,
сверстанным по прежней методике. Пережив следующий год, республика окажется
в совершенно новых, крайне некомфортных бюджетных условиях. Общая тенденция
всем известна: федеральный центр забирает себе наиболее эффективные
и надежные налоги, а на региональный уровень передает при этом как можно
больше социальных обязательств. Достаточно сказать, что в 2005 году
центр претендует на практически все налоги на добычу углеводородного
сырья, оставив регионам лишь по 5 процентов.
Снижение налогового бремени на бизнес тоже происходит в основном за
счет снижения региональных налогов. Например, отмена налога с продаж
едва не поставила на грань банкротства многие регионы. К тому же не
стоит забывать о пакете законов об отмене льгот, уже прошедшем первое
чтение в Думе. Он в первую очередь ударит по регионам, так как именно
им придется принять на себя финансовое бремя монетаризации льгот.
На этом фоне слова главы департамента бюджетной политики Минфина РФ
Алексея Лаврова о том, что суть реформ -"децентрализация сверху
донизу" - выглядели, как плохая шутка.
Что может противопоставить Татарстан надвигающейся "проблеме-2006",
кроме затягивания поясов школами и больницами? Упор, как известно, делается
на развитие нефтехимии, малого и среднего бизнеса, инноваций. Но можно
ли за полтора года совершить рывок, который бы дал возможность заткнуть
брешь размером в миллиарды рублей?
Ралия ФАТХУТДИНОВА, Равиль ВАГИЗОВ
"Восточный экспресс" №28 (182) 16 июля 2004
Обсудить в форуме