Дебютом
начинающего режиссера игрового кино Альберта ШАКИРОВА (в прошлом корреспондента
"Восточного экспресса") стал документальный фильм к столетию
Московской соборной мечети.
По заказу совета муфтиев России Шакиров снял 30-минутный фильм-репортаж "Мечеть всея Руси". Войдя во вкус, будущий выпускник ВГИКа сейчас принялся за историко-этнографический фильм о польских татарах. Подробностями своего нового проекта автор поделился с корреспондентом "Восточного экспресса".
- Кто инициатор съемки фильма о польских татарах?
- Как ни странно это звучит, но северокавказская диаспора Москвы. Точнее,
этот фильм готовится в рамках проекта московской телевидеокомпании "Исламский
мир", учредители которой - выходцы из северокавказских республик. Первые
фильмы из серии "Племена и народы" уже рассказали о таких народах, как
карачаевцы, ингуши, адыгейцы. Мне же предложили снять фильм о татарах.
Когда я объяснил, что одним фильмом здесь не ограничиться (ведь существует
почти десяток этнографических групп), решили, что первая наша совместная
работа будет посвящена польским татарам. Сейчас из 20 часов отснятого
материала мы монтируем фильм. Его рабочее название - "Татарский шлях:
судьбы польских татар". Премьера состоится в сентябре в НКЦ "Казань".
Вероятно, "Татарский шлях" станет первым фильмом трилогии о татарах
Польши, Белоруссии и Литвы.
Ведь это единый народ, который волею судеб оказался разделен границами
трех государств.
- Отправной точкой вашего фильма стал 1397 год, когда великий литовский
князь Витольд призвал на службу татар?
-
Эта героическая версия особенно популярна у наших соотечественников.
И когда я обратился к более раннему периоду татарского нашествия 1241
- 1242 годов на Южную Польшу, то увидел настороженность со стороны общины.
Но сами поляки прекрасно помнят о войске Батыя. В Кракове горожане и
сейчас ежегодно в июне отмечают праздник "Лайконик", посвященный избавлению
от татарского нашествия. Фигурка татарского всадника с полумесяцем на
шапке продается везде и является таким же национальным сувениром, как
матрешка в России. Мелодия горна краковского трубача, которую оборвала
татарская стрела, стала позывным польского государственного радио.
- Как себя чувствуют потомки Батыя сейчас?
- Всего польских татар тысяч пять-шесть, их компактным местом проживания является Подляшское воеводство с центром в городе Белостоке, а также город Гданьск, в котором татары поселились лишь после Второй мировой войны. Предприимчивые поляки создали по этим местам туристический маршрут "Татарский шлях", куда съезжаются гости со всего Европейского Союза. Ведь даже ООН признала польских татар уникальным этническим мусульманским меньшинством Европы. В Варшаве, Гданьске, Белостоке татары имеют свои культурные центры, мечети. Несмотря на то что община самодостаточна (так, один из польских татар Ассанович - владелец одной из крупнейших польских строительных компаний Budimex), государство оказывает всяческую помощь татарам. На телевидении у них есть ежемесячная телепередача. Проблемы польских татар во многом схожи с проблемами казанских соплеменников. Покоя не дает потеря родного языка, на пути к заветной мечте о его сохранении только одно препятствие - отсутствие преподавателя. Так же остро стоит вопрос межнациональных браков.
- Как складываются отношения с российскими татарами?
- В Гданьске мы познакомились е директором Культурного центра польских татар Ежи Шахуневичем. Он дал нам письмо, которое они никак не могли прочесть. Оказалось, что это послание от одного казанского татарина, который связался с чеченцами, занимался с ними рэкетом и попал в тюрьму. Польские татары поддерживают тесные связи с белорусскими и литовскими соплеменниками, большинство которых приходятся друг другу родственниками. Часто ездят в Крым, а с Казанью тесные контакты поддерживать не удается из-за дальних расстояний. Поэтому сейчас самые западные татары пытаются определиться: к кому себя отнести - к казанским или крымским татарам?
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экпресс" N 31(185), 6 августа 2004 г.
Обсудить в форуме