Сегодняшний день барабинских аулов не совсем прост.
Колхозы и акционерные общества влачат жалкое существование, и селяне
уже не надеются прокормиться общественным трудом.
Если кто и спешит спозаранку к полуголодным буренкам
на фермах или, чертыхаясь, оживляет дряхлый тракторишко в мрачном гараже,
то это явные трудоголики, излишне совестливые люди или пьяницы, урывающие
от скудного общественного пирога кусочек на опохмелку. Впрочем, всем
колхозной работы и не хватит. Многие зарабатывают свой хлеб с маслом
в собственном подворье, в лесах и на трассе. Да еще вахтовым методом
в нефтяной Тюменщине и на стройках Новосибирска.
Три крупных по сибирским меркам селения Чановского
района: Кошкуль, Тармакуль, Тебис (с числом жителей более 500 человек)
и Белехта с севера ограничены Транссибирской магистралью, отметившей,
кстати, в декабре свое столетие. Старожилы утверждают, что "железка"
должна была задеть аулы, но татары запротестовали, собрали большие деньги
и подкупили проектировщиков. Возможно, так и было, иначе зачем бы магистрали
лечь извивом в чистой степи. А богатых и образованных татар - выходцев
из барабинских князей и приволжских переселенцев - в конце XIX века
в Барабе хватало. Мотались по своим торговым, религиозным и прочим делам
по всей стране и заграницам. Но побеспокоились о спасении аулов и могил
предков от железной пяты цивилизации. Сегодня татары торгуют в поездах
вязаными изделиями, шапками-формовками и ушанками - благо козы, вскормленные
на солонцовых пастбищах, и ондатра в бесчисленных озерках не переводятся.
Продавцы садятся на ближайших к аулам станциях (топонимы сплошь татарские!)
- Татарская, Кабаклы, Чаны, Озеро Карачинское, Кошкуль, Тебисская, Барабинск,
Каргат - и доезжают почти до Новосибирска. Хоть чуток, да подкармливает
стальной сосед.
 |
Ровно через век к татарским деревням с юга подступилась
другая магистраль - современнейшая автострада "Байкал" - преемник
старого Московского тракта. С одной стороны, для аульчан это спасение:
можно выносить на дорогу плоды своего труда и старания (картофель, молочную
продукцию, мясо, золотистых карасиков) и зарабатывать дополнительный
рубль. С другой стороны, трасса губит лихую молодежь. Сколько уже молодых
ребят разбились здесь на мотоциклах и тракторах! Поколеблены вековые
нравственные устои. В мусульманских селениях появились "бандерши",
уговаривающие девочек поработать в придорожных кемпингах. К счастью,
признаются селяне, угар проходит. Девочки опомнились. Ладно бы своих
парней не хватало - а то ведь полсотни холостяков старше двадцати маются
без подруг жизни как в Кошкуле, так и в Тармакуле, и в Тебисе.
Столпотворение на татарских участках дороги начинается
весной, с появлением шампиньонов. Пять лет назад барабинцы его и за
гриб не считали, а теперь возами собирают и сплавляют водителям-дальнобойщикам.
Позже наступает пора других грибов, а также клубники, душистой лесной
смородины, костяники... Те, кто занимается собирательством все лето,
обзаводятся роскошной мягкой мебелью, телевизорами, видеомагнитофонами,
одевают и учат в городах детей. Строить собственные дома научились лет
десяток назад, поняв, что от государства и колхоза больше ничего не
обломится. У многих моих кошкульских знакомых после хандры перестроечного
периода вновь проснулся интерес к жизни. Удивила школьная подруга Закина
Вахитова. Разведясь с мужем, согласилась выучиться на техника по воспроизводству
стада и выручает родной колхоз имени Кирова. Днем торгует в частном
магазинчике у себя дома. Вяжет шали. Доит коров. В выходной успевает
выбраться на рынок. Другой пример. Ибрагимовы - учительская семья. На
зарплату педагога в аулах мало кто уповает. Вот и Минзифа и Paшит в
свободное от уроков время вкалывают в собственном дворе. Мало того,
Рашит мастерит на продажу кресла. Осенью у крыльца их новенького дома
замер до поры до времени грузовик - последнее приобретение молодой семьи.
Старшие дочки Оксана и Альфия - примерные ученицы в школе, искусные
рукодельницы. Малышка Алия второй год ходит в садик и знает назубок
множество русских сказок и стихов, свободно пересказывает их на татарском.
Надо заметить, что в барабинских аулах (кроме школьных
уроков) общаются на татарском языке. Но проблем с двуязычием как-то
не возникает, в подготовительном классе русский осваивают все малыши.
К сожалению, татарский литературный сейчас не преподается как предмет:
знатоки "казанского" языка давно ушли на заслуженный отдых,
а молодые педагоги не стремятся ехать на учебу в Казань или Тобольск.
А ребятня в аулах башковитая! Побеждают в любых районных конкурсах.
Поступают в техникумы и вузы, правда, так же легко расстаются с учебой
и возвращаются в любимые аулы. Едут обратно домой и те, кто некогда
бросил семейный якорь в других республиках. В общем, татарским селениям,
по сравнению с соседними русскими, не грозит вымирание. Хотя с младенцами
в Барабе тоже напряженка.
 |
- Пик рождаемости пришелся на середину восьмидесятых,
когда из роддома привозила до восемнадцати малышей, - рассказывает кошкульский
фельдшер Фарида Абдушева. - В последние годы рождалось в среднем четыре
человека, а на 2002 год прогнозы хорошие: на учете стоят уже пять женщин.
Проведала я и 92-летнюю кендек-инэ (повитуху) тетю
Ханифу (в здешних аулах обращение "апа" применительно в основном
к учительницам) Гизатуллину. Более ста ее питомцев живут в Кошкуле,
других татарских и русских деревнях. Тетя Ханифа - известная целительница
и до сих пор творит чудеса. Один из ее недавних пациентов - 70-летний
Исхак абы Алимов.
- Я помогла ему появиться на свет. Потом второй матерью
стала его детям, уже и не помню, кто из десяти ребятишек мои, кто -
больничные. А несколько лет назад Исхак зачах, сколько по врачам ходил,
в городских больницах лежал - здоровье не возвращалось. Ко мне прийти
не решался: мужики засмеют. Начала к нему домой ходить, массажировать.
Ожил Исхак, - радуется лекарка. - А в молодости и не думала людей лечить.
Но талант, наверное, был. Однажды знаменитая слепая знахарка тетя Нуржамал
взяла мою руку, поплевала в ладонь и сказала, что одна я способна продолжить
ее дело. Так я оказалась с двойной ношей, ведь от тяжелой колхозной
работы никто не освобождал.
Сколько жителей, столько и неповторимых судеб.
Аульчане в курсе всех событий в мире и имеют свой
взгляд на многие вещи. Но о будущей переписи населения сибиряки еще
не задумывались. "Кто я, сибирский татарин или просто татарин?
Бабушка - бараба, дедушка - из казанских татар-переселенцев... Запишусь,
пожалуй, татарином", - начинали рассуждать собеседники. Не будем
делать прогнозы - больше или меньше окажется в Барабе татар по сравнению
с переписью 1979 года. Но вымирать или растворяться среди других этносов
сибирские татары не собираются. Односельчан - представителей других
наций они ненавязчиво приучают к барабинскому диалекту. Постепенно расселяются
по русским, чувашским, немецким селениям.
Мунира АБСОЛЯМОВА
"Восточный экспресс" №3(62), 25 января 2002
фотографии с сайта: - http://newasp.omskreg.ru/hist/fotatlas/
Обсудить в форуме