В Сибири татары живут издревле. Эту суровую территорию осваивало несколько
их поколений. Одна из последних крупных волн переселенцев из центральных
районов России в Сибирь наблюдалась в начале прошлого века. Часть приезжих
смешивалась с сибирскими татарами и теряла свою этническую самобытность,
но большая часть ее сохраняла, распространяя свои обычаи, традиции,
культуру среди местного, часто неграмотного населения, живущего по языческим
законам. Судьба переселенцев на новом месте складывалась непросто, они
тяжело и долго вживались в местный уклад, но в итоге завоевывали прочный
авторитет и уважение своим трудолюбием и глубокой религиозностью.
О том, как это происходило, можно видеть на примере одной семьи переселенцев
из Нижегородской губернии.
У нашего предка Сулеймана-баба в Чембилее Нижегородского края в начале
XVIII века выросли пятеро сыновей: Арихкул, Яуда, Субханкул, Хасан и
Хусаин. Первым на сибирскую сторону ушел Арихкул, он был человеком служилым
и государеву службу нес в Иркутске. Уходил из Чембилея в конце XVIII
века. Отслужив, он не вернулся на родину, обосновался в Приобье, стал
купцом. Потом переселился в Барабинские степи, где коренным населением
были сибирские татары.
После Отечественной войны 1812 года, в которой участвовали и потомки
Сулеймана, в Сибирь отправился внук Яуды-хазрята Ибрагим. Он родился
в 1796 году, окончил медресе в Касимове. Активный и общительный, юный
миссионер уже во время первого многомесячного путешествия начал приобщать
к исламу чатских и барабинских татар и казахов, нашел среди них друзей.
Отыскал он и дядю Арихкула. А вскоре перевез на пленившую его сердце
барабинскую землю родственников из Симбирской губернии. Сулейману-баба
было тогда 90 лет, но он не побоялся дальней дороги и успел пожить на
новом месте. И в Нижегородчине род не бедствовал, выделялся грамотностью,
предприимчивостью, не испытал крепостного гнета. При выборе нового места
жительства предки мои руководствовались следующими обстоятельствами:
барабинские татары не несли рекрутскую повинность; в отличие от тюменских
татар они в основном оставались язычниками, и кто-то ведь должен был
приобщить их к исламу; здесь отводились земли для переселенцев, было
много озер, зверья - предки-мишары были великие труженики, отличные
охотники и рыбаки.
Мои предки по отцовской линии произошли от второго сына Сулеймана-баба
- Яуды-хазрята, и это - ветвь религиозных деятелей и учителей. Его внук
Ибрагим прославился в XIX веке...
Духовное управление мусульман (Уфа) назначило со временем грамотного
и деятельного Ибрагима хазрятом территории Барабинской степи (сейчас
входит в Новосибирскую область) и Тургайской долины, протянувшейся с
севера на юг по течению реки Тургай и входящей ныне в пределы ряда северо-западных
областей Казахстана. Для объезда своих духовных владений Ибрагиму-хазряту
требовались месяцы. Аул Онар (сейчас это деревня Тармакуль) был основным
местом жительства его, здесь он открыл первую мечеть и медресе для детей
татар.
По рассказам старожилов, второе медресе в Онаре открыл для казахских
ребят мюрид, ученик Ибрагима-хазрята Кунанбай - отец прославленного
поэта Абая Кунанбаева, который бывал в сибирском ауле. Народ, можно
сказать, боготворил Ибрагима-хазрята.По словам старейшей учительницы
Накии Кашафовны Ишмаковой, ведущей летопись рода, чапан - неизменную
верхнюю одежду Ибрагима-хазрята - местные жители и паломники после его
смерти разрезали на кусочки и хранили как реликвию, прикладывали к больным
участкам тела: даже после смерти Ибрагим-хазрят исцелял тела и души
страждущих. Умер он в 1881 году и похоронен на кладбище аула Онар. Его
рукописи на арабском языке сожжены в кровавые 30-е годы ХХ века, внуки-ахуны
расстреляны.
Некоторые сведения об Ибрагиме можно почерпнуть из книг. В частности,
в книге Л.В.Дмитриевой "Язык барабинских татар" (Материалы исследования.
Ленинград, "Наука", Ленинградское отделение, 1981) в рассказах о бараба
(барабинских татарах) есть описание первых лет жизни Ибрагима среди
аборигенов. Прадеды, начиная от Яуды-хазрята, были в основном священнослужителями
в ауле Кошкуль (в 10 километрах от Онара), где построили мечеть, медресе.
Были образованными, зажиточными людьми и долгожителями, доживавшими
почти до ста лет. А Салимжан дожил аж до 117 лет, и в годы Гражданской
войны к нему с равным почтением относились и колчаковцы, и красные.
Дедушка Гильман Салимжанов успел понянчить старших внуков. Был он высокого
роста, голубоглазый и светловолосый. И когда внучата донимали вопросами,
почему он не похож на татарина, наш терпеливый и мудрый дедушка разъяснял,
из какого мы роду-племени. Записывать его воспоминания и песни приезжали
ученые и студенты из Омска и Томска, Новосибирска и Казани, Казахстана
и Башкирии. Фотографировать себя не разрешал, только однажды уговорили
сделать снимок с внуками для книги о сибирских татарах. Умер он в 95
лет, когда я училась на втором курсе педучилища. Дед не одобрил выбранной
мной профессии, говоря, что учителя воюют с религией. Он хлебнул горя
в 30-50-е годы, дважды его спасали от расстрела добрые люди. С семьей
пришлось скитаться в глухой тайге, в казахских степях, и всегда находились
люди, наслышанные об Ибрагиме-хазряте и его потомках, и протягивали
руку помощи...
История рода Сулеймана-баба необычна, богата событиями, его представители
сыграли большую роль в развитии сибирского края. Немало за два столетия
рождалось одаренных личностей. Жили и за границей - но возвращались
в Сибирь. Имели дома и предприятия в Казани. До Октябрьской революции
предки-заводчики были членами англо-российской компании и поставляли
знаменитое барабинское масло "Белая лебедь" царскому двору, английским
королям и их подданным. Из-за границы получали сельхозмашины. Контора
компании располагалась в Карачах, где сейчас курорт "Озеро Карачи",
входивший в советские времена в число лучших всесоюзных здравниц. В
трех километрах от этого некогда знаменитого курорта располагается аул
Тармакуль. Еще в этом же Чановском районе есть аулы Белехта, Тебисс,
Малый Тебисс, Аялу, и в каждом из них половина жителей имеет родство
с чембилейскими или петряксинскими Карюковыми, Хабибуллиными, Хусаиновыми.
И еще одну особенность потомков нижегородских мишар хочется подчеркнуть:
прекрасные вокальные данные. Часто приходилось возить самодеятельных
артистов чановских аулов на фестивали, творческие смотры в Новосибирск
- и всегда они завоевывали первые места, изумляли слушателей и жюри
прекрасными голосами и знанием фольклора. А певца Закира Шахбана из
группы "Заман егетляре" теперь хорошо знают и в Татарстане. Аулы, зажатые
с одной стороны Западно-Сибирской железной дорогой, а с другой - современнейшей
автомагистралью "Байкал", сейчас переживают сложные времена: колхозный
скот пустили под нож, хлебные нивы выродились, нравы оставляют желать
лучшего. Талантливый, трудолюбивый народ спивается, вымирает, возможно,
лишившись своих духовных покровителей, их заветов, игнорируя обычаи,
традиции предков.
Быть может, когда-нибудь удастся вернуть из забвения имена и деяния
наших духовных наставников. И горсть земли из Чембилея ляжет пухом на
могилу Ибрагима-хазрята. Взметнется в небо минарет мечети его имени...
И, как знать, возродятся к новой жизни старинные аулы Онар, Кошкуль,
Аялу...
Мунира АБСОЛЯМОВА
Газета «Республика
Татарстан» № 236 (24532) 24 ноября 2001,
Обсудить в форуме