Говорят, что человек становится похожим на тех людей,
с кем долгое время живет. На одном из рынков Казани, в киоске с исламской
атрибутикой, мы увидели продавца, которого сначала приняли за турка.
Познакомившись поближе, выяснили, что это наш земляк, татарин, три года
назад приехавший к нам из Турции. Он приехал на свою Родину.
Музаффар Карачай - турецкий татарин.
Родился в деревне Гурсу, что близ города Маниса Алашахирского района
Турции. Все жители этой деревни татары, которые оставили свою родину
еще до революции. Фамилию Карачай дали его деду уже в Турции, потому
что он очень любил пить черный чай.
- Почему ваши деды решили уехать из России? -спросили
мы у Музаффара.
- По их словам, они хотели жить по религии, что не
было возможным в полной мере в России того времени.
- Откуда они? Кем они были, чем занимались?
- Занимались мелкой торговлей. Жили в деревне Сарабикул,
сегодня она находится в Лениногорском районе. Это деревня моей бабушки.
Моя мама меня растила и воспитывала на рассказах о
Татарстане. Они были для меня вместо сказок на ночь. Хоть мать и не
видела никогда родных краев, ей обо всем рассказывал отец, но она так
умела это передать, что я живо представлял те холмы и реки, ту природу.
Когда мне было 15-16 лет, в Турции выходили татарские
журналы - "Казан" и книги на татарском языке. Я их специально
искал, читал. До 90-х годов не было возможности свободного въезда в
Россию, поэтому никаких взаимоотношений с Татарией не было. После возобновления
связей я дал себе обещание когда-нибудь съездить в Татарстан и найти
свои корни.
- Когда вы впервые приехали сюда?
- Тогда мне было 32 года. Я еще не был женат.
- Нашли ли вы своих родственников?
- Мы приехали в деревню нашей бабушки, там подтвердили,
что действительно оттуда переехали наши деды в Турцию - мой дедушка
Зияретдин, который был муэдзином в мечети, и его брат Джалалетдин. Но
других, оставшихся в живых родственников мы не нашли. Нам сказали, что
брат нашего деда Бадретдин, его еще почему-то звали Мангка, имел одного
сына, но тот не имел детей, и таким образом эта цепочка оборвалась.
Но, может быть, они ошиблись.
- С какими чувствами вы приехали сюда?
- Я приехал сюда как на свою родину, в татарский мир.
Сам я не искатель приключений, во мне нет духа авантюризма. Если бы
я был таким, то уехал бы в Америку или Германию. Но мне нужно было увидеть
мою историческую родину. Первый раз я приехал в Татарстан на один месяц.
Здесь и женился.
- Кто вам помог с выбором невесты?
- Мой родственник в Турции тоже женился здесь на татарочке.
Так вот моя жена была ее подругой. Ее зовут Радифа. Самое интересное,
что мое имя, Музаффар означает "воин-победитель", а ее имя
переводится как "помощник", "спутник", "сидящий
сзади седока". Мы и по именам друг другу подходим. Поженившись,
мы уехали обратно в Турцию. Потом мы еще несколько приезжали, а в 2002
году приехали с намерением здесь обосноваться. Меня всегда тянуло в
Татарстан.
- Как вы устроились?
- Сейчас я работаю, строю дом, а живем мы пока в арендованной
квартире. Если к лету дом достроим, тогда и обоснуемся по-человечески.
- Как вас встретил Татарстан? Был ли он похож
на тот, о котором рассказывала ваша мать?
- "Вначале скажу, что мои ассоциации с татарами
складывались благодаря тем татарам, что живут в Турции: по их привычкам,
образу жизни. Если в нашу деревню приезжал татарин из других районов
Турции, а там, надо отметить, около 100 мест компактного проживания
татар, то ему оказывали достойный прием. Каждый житель деревни считал
своим долгом позвать его в гости, его имя у всех на устах, а если уж
гость нуждался в помощи, то все спешили ему помочь. Он становился нам
как бы родным, не будучи родственником по крови. Как-то из Татарстана
приехал дорогой гость. После меджлиса он стал расспрашивать о месторасположении
ближайшей гостиницы. Но жители деревни сказали, что здесь так не принято.
Он ночевал в разных домах, потому что двери любого дома были для него
открыты.
Здесь, в Татарстане, я этого, к сожалению, не увидел.
Когда я еще только собирался сюда, мои родные беспокоились, что там
один, без поддержки пропаду. Тут ведь даже между родными людьми связей
нет, не говоря уже просто о соотечественниках. А вот в Турции, когда
я уезжал, мои соседи плакали. Но я не виню здешних татар. Я понимаю,
что за время советской власти у них отняли религию, традиции, заставили
все это забыть.
Религиозное воспитание я получил от родителей. Более
того, в деревне была мечеть, в которой я учился читать Коран. Мне кажется,
что Ислам постепенно войдет в жизнь татар. Однако многое зависит от
воспитания. Недавно я от одного бабая услышал о том, как жили наши предки.
Он говорил, якобы у наших дедов рядом с самоваром и чайником на столе
стоял еще один чайник с водкой. Нет! Наши деды так не жили! Если бы
народ был действительно таков, как описывает этот бабай, то мы бы не
выжили. Но я вижу, что сейчас происходит обратное, люди тянутся к религиозным
ценностям. Удивляет только одно: даже если был запрет на религию, подавлялись
проявления национального самосознания, но ведь просто быть человечным
и милосердным никому не запрещалось! Где же эти человеческие ценности?
Если нет связей, скажем, между чужими людьми, соседями, но родственные
узы почему рвутся?! Этого я совсем не понимаю. Когда я вижу стареньких
бабушек, которые с тросточкой еле вышагивают по тротуару, направляясь
в магазин за продуктами, я останавливаю их и спрашиваю: "Неужели
у вас нет детей, которые помогли бы вам?" После таких слов у этих
стариков на глазах слезы наворачиваются.
Меня воспитали в строгости и уважении к старшим. За
всю свою жизнь я только два раза поссорился с отцом и никогда с матерью.
Слова родителей для меня закон. Уважение к старшим прививалось нам с
малолетства. Когда здесь, в Казани, еду в "маршрутках", вижу
старых людей, которым молодежь совсем не уступает место, я вспоминаю
Турцию, где дети, начиная с 10 лет, уступают в обязательном порядке
место старшим в общественном транспорте. Более того, мужчины, в каком
бы возрасте они ни были, уступают место девушкам и женщинам, даже если
те намного младше их.
Но несмотря на весь негатив, мои чувства к родине
остались прежними. Я ведь поэтому и женился именно на девушке из Татарстана.
Приехал сюда, захватив подарки: платки, четки и т.п. из религиозной
атрибутики, и раздал их незнакомым людям. Бывало, увижу на улице старушку
и подарю ей платок. Мне казалось, что я несу ответственность за то,
что мои соотечественники попали в такую ситуацию, где утеряны былые
ценности. Возможно, мои подарки скромные, но я просто раздавал их людям
на улицах, в мечетях. Пусть это мой маленький, но вклад в духовное возрождение
татар. Я считаю себя в некотором роде полпредом культуры, поскольку
и из Татарстана везу в Турцию книги, кассеты любой тематики на татарском
языке.
- В Турции проводятся Сабантуи?
- Когда мои родители жили в городке Кутахия, то там
проводили Сабантуй. После переезда в Измир на моей памяти Сабантуй не
проводился. Однако в Стамбуле эта традиция жива до сих пор. Я успел
посмотреть там этот праздник.
- Каково основное занятие татар Турции?
- Жители нашей деревни - все тридцать семей - выращивают
виноград или изюм, потом его оптом продают. У нашей семьи 40 гектаров
земли. Климатические условия благоволят высоким урожаям. Я слышал, если
мне не изменяет память, что в одном из своих благородных хадисов пророк
Мухаммад, мир ему и благословение, советовал жить в местах, где растут
оливы и изюм. В нашей деревне растет и то, и другое. Этот урожай экспортируется
в разные страны. Даже здесь, в Татарстане, я как-то умудрился купить
наш изюм! Татары, живущие в городах, занимаются в основном торговлей.
- Сколько вас в семье? Как образуются татарские
семьи в Турции?
- Я четвертый и последний ребенок в семье. Лет 15
назад татары в Турции не женились и не выходили замуж за представителей
других национальностей. Был такой вот негласный запрет.
- Когда дети вырастают и женятся, они живут в
родительском доме или же покидают его?
- Молодые строят отдельный дом. Как правило, молодежь
уезжает учиться или работать в другой город. Там они и устраиваются.
В родительском доме остается самый младший сын. Он хранит семейный очаг
для последующих поколений. Я - младший сын и должен был остаться дома,
но мой отец предложил мне самому выбрать дорогу в жизни. Я же мечтал
уехать в Татарстан и уехал. Вернусь ли я в Турцию или нет, Аллах знает
лучше!
- Встретили ли вы какую-либо поддержку государства,
приехав сюда?
- Нет, к сожалению. Даже учитывая то, что я татарин,
репатриант, единственное, на что я мог рассчитывать в первое время -
это трехмесячная виза. Конечно, я не прошу о помощи. Меня это просто
огорчает. Ведь татары со всего мира, может быть, стремятся обратно вернуться
на родину, но не могут, потому что здесь нет никаких программ, связанных
с адаптацией этих татар, нет поддержки. Опять приведу пример из Турции.
Там, если человек приехал в надежде на постоянное проживание, ему дают
участок, работу. Через 2-3 года он уже полностью осваивается в новых
условиях.
Вскоре я снова поеду в Турцию, где меня уже ждут с
новостями. Я для своих стал полноправным и полномочным представителем
татар Республики Татарстана! Передо мной такая проблема - я не могу
звать татар из Турции сюда, так как понимаю, с какими трудностями им
придется столкнуться. Я не могу их обманывать, обещая благополучную
жизнь в Татарстане, потому что это не так. А ведь многие татары Турции
желают переехать в Татарстан. Некоторые из них имеют двойное гражданство:
турецкое и германское, турецкое и британское. Им кажется, что и у нас
они не столкнутся с излишней бюрократией.
Я считаю, что в каждом государстве должны быть наши
люди, которые бы знакомили людей с Татарстаном, заботящимся как о своих
гражданах, так и о приехавших из других стран татарах. А иначе, как
Татарстан добьется признания?
- Какая проблема татар беспокоит вас больше всего?
- Люди не дружны. Узы между родными и друзьями слабые.
Мне отец в детстве рассказывал такую притчу. У одного человека было
два сына. Как-то он отправил их путешествовать по миру. Через несколько
лет оба сына приехали обратно домой. Отец спросил у первого: "Что
ты сделал хорошего, пока путешествовал по миру?" Сын ответил: "Я
в каждом городе, в котором побывал, построил дом!"
Второй сын ответил на этот вопрос так: "В каждом
городе, где побывал, я завел себе друзей". Отец похвалил второго
сына и сказал: "Дома с течением времени разрушаются, а вот крепкой
дружбе время не навредит и у тебя, - сказал он второму сыну, - всегда
будет ночлег и еда в тех городах, где твои друзья".
Подготовила Гузель МАКСЮТОВА
журнал "Идел" №6/2004
Обсудить в форуме