В год 70-летия Союза писателей Республики Татарстан
мы спросили у известного татарского писателя и литературного критика
Рафаэля МУСТАФИНА - а нужен ли союз писателям?
- Отвечая на этот вопрос, можно найти столько же аргументов
"за", сколько и "против". Когда-то союз возник как
инструмент управления писателями, которые до этого момента объединялись
по творческим направлениям. Члены союза обладали возможностью печатать
книги, получать путевки в Дома творчества. Кроме того, работали творческие
мастерские, делались переводы книг лучших национальных писателей. В
результате мы всегда были в курсе самых свежих новостей наших коллег
по всей стране.
Сейчас эти связи разорваны. Мы живем в переходный
период, когда значение литературы нивелировалось, книга стала товаром,
зато все мы стали свободными от идеологического давления. Многим оказалось
сложно приспособиться к новым реалиям, привыкнуть к этой свободе. Сейчас
писатель-миссия, писатель-пророк, писатель-трибун переходит в разряд
обыкновенного профессионала.
- Есть ли будущее у республиканского Союза писателей?
- В России после перестройки в Союзах писателей почти
всех автономных республик произошел раскол. А многие просто распались.
В Татарстане он устоял. Это показывает, что творческая одержимость наших
писателей оказалась сильнее взаимных распрей и мелких стычек. Если он
устоял, значит, у него есть будущее. Но сейчас мы оказались в изоляции.
В итоге даже в стилистическим смысле татарская литература попахивает
духом если не XIX, то начала XX века. Преобладают ползучий описательный
реализм, бытовизм. А ведь давным-давно идет проба различных глубин человеческой
психики самыми разными методами. Но мы находимся в замкнутом провинциальном
мирке, варимся в собственном котле -без выхода на мировую арену. Первые
попытки выхода за эти пределы делает наш ПЕН-клуб, который переводит
лучшие книги татарских писателей на английский язык. Но это пока не
есть постоянная устойчивая связь.
- Вы говорили об изоляции, но ведь сейчас есть
масса возможностей находиться в контексте мировых литературных течений.
Что же это - леность?
- На татарском языке читает в основном татарская деревня.
Ориентированность на своего читателя приводит к немного провинциальной
замкнутости татарской литературы. Она до сих пор не может вырваться
из деревенской тематики. Большинство писателей сами выходцы из деревень,
и, разумеется, самые яркие впечатления жизни связаны у них с деревней,
природой.
- То есть по большей части татарские писатели
ностальгируют?
- Да. Живут в городе и тоскуют по деревне.
- Как вы думаете, интерес к литературе вернется?
- В конце концов, действует закон маятника. В конце
80-х - начале 90-х годов теперь уже прошлого века был взлет интереса
к литературе. Тираж журнала "Дружба народов", членом редколлегии
которого я тогда был, преодолел миллионный рубеж. А сейчас составляет
три тысячи. Но, я думаю, за таким падением интереса обязательно должен
начаться новый подъем. В надежде на этот подъем мы, литераторы, и живем.
Но для этого и самим писателям нужно изжить в себе остатки советской
идеологии, остатки прежних подходов.
Сейчас только появляются ростки нового. Например,
Факиль Сафин - набережночелнинский писатель. Его роман "Обманчивый
рассвет", посвященный событиям Октябрьской революции, пока на русский
язык не переведен. На протяжении большого эпического произведения он
доказывает иллюзорность надежд, связанных с революцией.
- Кстати, многие татарские писатели с большим
интересом занимаются историей, но совсем не уделяют внимания современности.
Не скрывается ли за интересом к истории боязнь современной жизни?
- Во-первых, в истории татарского народа есть такая
особенность: все, что было до 1552 года, практически находилось под
запретом. Казанское ханство нельзя было упоминать, о Золотой Орде говорить
можно было только ругательно. Этот период оставался terra incognita.
Поэтому историческая романистика в лице того же Мусагита Хабибуллина
бросилась его осваивать. А для освоения современности нужно, чтобы из
глубины этой современной жизни выросли новые, молодые писатели. Вот
с молодыми и талантливыми у нас пока дело обстоит не очень хорошо. Татарстанский
Союз писателей насчитывает около трехсот членов, но основная масса их
старше пятидесяти и шестидесяти лет. Профессия писателя утратила былой
престиж.
- А среди татарских писателей есть детективщики?
- Есть. Талгат Галиуллин написал серию романов о современности
в детективном ключе. Появляется и популярный ныне женский роман. Набира
Гиматдинова пишет в этом жанре. Но это только подходы к современности.
Серьезное пока впереди.
- Недавняя история показывает, что многие писатели,
обладая повышенной степенью искренности и чувством справедливости, находились
в оппозиции к власти. Как складываются сейчас у писателей отношения
с властью? Глядя на наших писателей-депутатов, кажется, что они совсем
мимикрировали в чиновничью среду.
- Сейчас у нас действительно появилась особая группа
писателей-чиновников. Они разделяют те же взгляды, носят те же пиджаки,
выражают те же идеи. Это особая когорта привилегированных и подкармливаемых,
получающих квартиры, машины. Но это всего пять-шесть человек. Большинство
же сейчас находятся в какой-то степени растерянности. Они и ура-патриотических
настроений не испытывают, и откровенно встать в оппозицию не хотят.
Так что у большинства отношение к власти неопределенно-выжидательное.
Наталья ТИТОВА
"Восточный экспресс" №34(188) 27 августа 2004
Обсудить в форуме