В ПЯТНИЦУ В КАЗАНСКОМ КРЕМЛЕ НА ЗАСЕДАНИИ СОВБЕЗА РТ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ МВД И ФСБ ОБНАРОДОВАЛИ СЕНСАЦИОННУЮ ИНФОРМАЦИЮ: В РЯДЕ
РАЙОНОВ ТАТАРСТАНА И В ГОРОДЕ АЛЬМЕТЬЕВСКЕ АКТИВНО ДЕЙСТВУЮТ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
ВАХХАБИТСКОГО ИСЛАМА.
Фактически речь может идти о начале нового дела, подобного
делу медресе "Йолдыз", которое было закрыто в связи с распространением
им экстремистских идей. За комментарием корреспондент "Восточного
экспресса" обратился к первому заместителю председателя Духовного
управления мусульман РТ Валиулле хазрату ЯКУПОВУ.
- В понедельник "Независимая газета"
опубликовала статью, в которой вы предложили свой рецепт борьбы с ваххабизмом.
Из статьи вытекает, что власти следует создать и поддержать альтернативное
ваххабизму течение классического ислама...
- Ничего создавать не нужно. В первых пунктах нашего
устава говорится, что ДУМ РТ осуществляет свою деятельность в соответствии
со взглядами традиционной религиозной школы Абу Ханифы. По сути, речь
идет о поддержке нас, представителей традиционного ислама. Ваххабиты
прекрасно живут благодаря помощи из-за границы. Мы же сегодня, вместо
того чтобы доносить до народа знания из сокровищницы татарского ислама,
восходящей напрямую к Пророку (мир ему), вынуждены обороняться от экспансии
ваххабизма. События в Беслане окончательно явили миру два лагеря мусульман,
существующих в России. Первые захватывают в заложники детей и мирных
жителей. Убивают их, а затем умирают, держа в руках Коран, и на смертном
одре говорят, что идут в рай. Я не могу причислять себя к таким мусульманам.
Это не укладывается в мое мировоззрение и образ жизни. Сегодня российский
обыватель представляет ислам единым монолитом. Поэтому я считаю, что
из общей массы мусульман каким-то образом следует выделять этих экстремистов.
- Вы говорите о трудном финансовом положении ДУМ
РТ. Но в то же время обладаете рядом объектов недвижимости по РТ. Неужели
нельзя решить свои проблемы за счет них?
- Что касается религиозного фонда недвижимости мусульман
- вакфа в целом, то, так как ислам в России сначала был гонимой, а затем
терпимой религией, он очень невелик. Городская администрация передала
нам ряд объектов, но, к сожалению, все здания изношены на 100 процентов.
Мы уже несколько лет просим власти республики отдать
на баланс ДУМ РТ одно пяти- или девятиэтажное здание. Сдавая его в аренду,
мы могли бы наладить нормальную работу аппарата Духовного управления.
Даже Лужков сделал подобное - он передал Московской соборной мечети
две пятиэтажки.
- Заместитель министра МВД Тимирзянов на Совбезе
заявил, что в Альметьевске идейные сторонники ваххабитов чувствуют себя
достаточно комфортно...
- В отделе образования ДУМ РТ (фактически это аналог
мусульманского министерства образования) сейчас работает один сотрудник.
Это при том, что сегодня в нашей структуре пять провинциальных медресе.
Мы пытаемся рассылать учебные программы, отправлять инспекции. Но за
всеми не уследишь. Это, конечно, не снимает с нас ответственности.
- А что или кто еще виноват в проникновении экстремистских
идей в Татарстан, кроме безденежья ДУМ РТ?
- Темой моих размышлений все чаще становится вопрос
взаимодействия религиозного образования и государственных органов.
Лицензии на образовательную деятельность медресе выдает
Министерство образования РТ. Затем это министерство, а также Совет по
делам религий и МВД РТ несколько раз в году проводят проверки в каждом
религиозном учебном заведении. В "мирное" время здесь каких-то
нарушений не обнаруживается. Но стоит случиться теракту, и о ваххабитах
сразу вспоминают и указывают конкретное место.
На мой взгляд, одной из причин проникновения ваххабизма
в Татарстан может быть коррумпированность чиновников. В частности, непонятно,
какими принципами руководствуются чиновники, когда разрешают работу
одного медресе, которое впоследствии оказывается ваххабитским, и не
дают лицензию другому, которое курирует представитель традиционного
мусульманского духовенства?
- Среди районов, которые вызывают опасения властей
из-за проявления ваххабизма, Тимирзянов назвал также Кукморский. Помнится,
именно отсюда были взрывники газопровода Уренгой - Помары - Ужгород...
- Кукморскии джамаат оказался достаточно устойчивым.
Последние два года он пытался провести в имамы соборной мечети поселка
Кукмор своих ставленников. Только благодаря непримиримой позиции местного
духовенства оппозиционеры вынуждены были отступить. Сейчас они ведут
работу среди молодежи, собираясь в частных домах. Удивительно, что поддержку
этим нетрадиционным группам оказывают некоторые чиновники из районных
администраций. Так, к примеру, в двух сельских районах республики на
средства местных администраций прошел мусульманский летний лагерь, где
преподавателями выступали представители нетрадиционного ислама.
Арслан МИНВАЛЕЕВ
"Восточный экспресс" №41(195) 16 сентября 2004
* - статья в газете была названа "Ваххабиты , вон из Татарстана".
Немного рассуждений
Былтыра:
Прочитав
интервью с В.Якуповым невольно приходишь к мнению, что ДУМ РТ уже превращается
в министерство по исламу, а муфтий и его замы - в государственных чиновников.
ДУМ РТ - как четкая иерархическая структура, кто не входит в нее, то
сразу можно назвать и вахаббитом?
Была команда по всей стране выискивать вахаббитов - ищут. "А был ли
мальчик?"
В аулах - пьянство, несмотря на то, что во многих мечети построены.
А просто зачастую из-за того, что нет человека, кто будет людям нормы
ислама объяснять. Ждать когда ДУМ пришлет имама? Вполне возможно что
те люди которые стали на путь истинный, и сами
стали объяснять это односельчанам. Не поспешили ли вахаббитов найти?
Сколько ни читаешь в прессе В.Якупова, так почти всегда он то на финансирование
со стороны государства жалуется, то на, то, что бабушки и дедушки, читающие
за небольшое денежное вознаграждение молитвы не приносят эти деньги
в мечети.
Не только в деньгах дело. Вот РПЦ получало налоговые льготы на импорт
сигарет и спиртного, понастроили храмов и монастырей, а веры у людей
как не было, так и нет. Увы, многие наши официальные имамы все дальше
от народа. Не только в мечети надо сидеть и ждать когда народ придет,
а самим в народ идти.
Вот так например:
СТРАНА ГЛУХИХ ПО-МУСУЛЬМАНСКИ