Затянувшаяся игра с огнем
Недавняя трагедия в Беслане обнажила не только звериный оскал терроризма,
но и показала неразрешенность многих национальных и межнациональных
проблем в сегодняшней России. Ведь не зря в своем обращении после бесланских,
событий к гражданам России президент РФ Владимир Путин сказал: "Мы
живем в условиях обострившихся внутренних конфликтов и межэтнических
противоречий". А в своем выступлении на расширенном заседании правительства
РФ 13 сентября 2004 года президент России предложил создать общественную
палату для гражданского контроля над деятельностью госаппарата, а также
воссоздать министерство, ответственное за вопросы региональной и национальной
политики.
С выводами и предложениями президента России солидарно
большинство граждан страны, но, по-видимому, не все. Ведь противоречия,
о которых упомянул Владимир Путин, возникли не на пустом месте и не
сегодня. Межнациональные противоречия обостряются там, где годами, десятилетиями
игнорируются законные права отдельных народов, а те, кто ратует за равноправие
народов, подвергаются преследованиям со стороны властей предержащих.
Башкортостан в этом смысле является одним из самых
потенциально взрывоопасных регионов России. Дело даже не в многонациональности
четырехмиллионной республики, а в упорном игнорировании башкирскими
властями национально-культурных, языковых и иных прав татарского народа
республики.
Пришедшее к власти на волне башкирского национализма
и сепаратизма нынешнее руководство Башкирии во главе с президентом Муртазой
Рахимовым за 15 лет своего правления в центре Российского государства
сумело установить режим своеобразного апартеида. Возвеличивая одного
из основателей Башкирской республики Заки Валидова, действовавшего под
лозунгом "Башкирия для башкир", нынешние идеологи из окружения
Рахимова постепенно начали вставать под тот же лозунг. И этот процесс
идет параллельно с игнорированием и ущемлением прав татарского населения
республики. Для придания легитимности и законности своим действиям Муртаза
Рахимов и К° добились принятия закона "О языках народов РБ",
где государственными языками республики объявлены башкирский и русский
языки. А язык татар - третьей части населения и второго по численности
после русского народа - был лишен этого статуса. Вслед за принятием
такого закона началась массированная атака на татарские школы - их начали
срочно переводить на башкирский язык обучения. А в тех школах, где еще
сохранялся татарский язык, начали внедрять изучение и башкирского языка.
Татарские общественные организации республики неоднократно
пытались достучаться до властей республики. Но их всегда ждало насмешливое
молчание. В начале 2004 года с целью полной координации своих действий
татарские национальные организации республики объединились в Союз татарских
общественных организаций во главе с известным государственным и общественным
деятелем Рамилем Бигновым. Власти республики насторожились.
Поэтому в официальной республиканской газете на татарском
языке "Кызыл Тан" от 25 сентября 2004 года появилось интервью
председателя исполкома Конгресса татар Башкортостана Эдуарда Хамитова
под нравоучительным названием "Не время разделяться". По мнению
многих, поскольку весь текст интервью посвящен восхвалению властей Башкирии
за мудрую национальную политику и охаиванию идеи создания НКА татар
республики, это интервью состряпано идеологами "Белого дома".
Поэтому мы не будем говорить о позиции Эдуарда Хамитова или сотрудников
"Кызыл Тана" Фаиля Фатхетдинова и Ильдара Фазлетдинова. Однако
заметим, что, к сожалению, во все времена в народе находились такие
деятели, Шах-Гали и Камай-мурза, действовавшие вразрез с интересами
своего народа (эти персонажи, в частности, помогли взятию Казани войсками
Ивана Грозного). Но во все времена был и есть выбор - то ли быть на
стороне защитников интересов своего народа, то ли перейти в лагерь его
противников.
В предисловии к "интервью" сказано, что
последние 10 - 15 лет были годами подъема национального развития народов
Башкортостана. И после такого размашистого утверждения авторы этого
"интервью" для подтверждения своего тезиса как бы в насмешку
приводят именно те законы, принятие которых и "узаконило"
национальное неравноправие в республике. А именно закон "О языках"
и закон "Об образовании".
В вышеупомянутом интервью устами Хамитова как одно
из достижений татар утверждается: "Добились обеспечения в нужном
количестве татарских школ учителями родного языка". Здесь нужно
обратить внимание на два момента, точнее, на два слова - "нужном"
и "родного". Составители интервью правы: действительно, добились
"нужного" количества учителей татарского языка. Нужного им
-составителям подобных писаний. Вследствие созданной властями атмосферы
бесперспективности в дальнейшей работе, вследствие того, что многие
татарские школы переводятся на башкирский язык обучения, многие преподаватели
татарского языка в школах республики остались без работы. И многие выпускники
вузов по специальности "татарский язык" не хотят идти работать
по специальности. Так что "нужного" результата добились.
Что касается термина "родного", использованного
в утверждении Хамитова, то за ним стоит еще более тревожное положение.
Обратите внимание - не сказано "татарского языка". И это не
случайно. Башкирские ученые-идеологи "доказали", что многие
татарские дети, оказывается, вовсе не татары, а башкиры" После
такого "открытия", подкрепленного фальсифицированной переписью
2002 года, многих татарских детей начали заставлять обучаться на "родном"
башкирском языке. Так о каком "родном" языке говорит Хамитов?
По данным Министерства образования РБ, 8,24% детей татарской национальности
обучаются на татарском языке, а 49,7% учащимся-татарам татарский язык
преподается как отдельный предмет 3-4 часа в неделю. Понятно, что это
никакие не татарские школы, хотя МО РБ упорно причисляет их к "татарским
школам". Если следовать такой логике, то большинство школ России
надо объявлять "английскими", ибо в них преподается английский
язык.
После такого, прямо скажем, не совсем уместного начала
авторы интервью идут еще дальше в своем непонимании (или нежелании понимать)
сути национальных проблем республики и путей их решения. Как образец
отеческой заботы президента республики о народах республики упоминается
проведение под эгидой властей различных сборов этих самих народов. Хотя
всем ясно - важность тех же съездов, конгрессов, соборов, канашей и
т.д. определяется не тем, что туда за государственный счет собрали много
людей и немного поговорили и попировали, а тем, что там принимаются
действительно судьбоносные для того или иного народа решения, программы,
и, самое главное, которые потом действительно на государственном уровне
претворяются в жизнь. А вот этого как раз и нет.
Возьмем близкие для нас татарские съезды, организованные
командой Рахимова. На первом съезде было единогласно принято решение
(в присутствии Самого) о необходимости предоставления татарскому языку
статуса государственного языка в республике наравне с башкирским и русским
языками. И как же реагировали власти на такое решение представителей
второго по численности народа республики? Скажем так - своеобразно.
В феврале 1999 года был принят закон РБ "О языках народов Республики
Башкортостан", где полностью игнорировано названное решение. А
перед вторым съездом татар республики Муртаза Рахимов
на встрече с татарской элитой о будущем статусе татарского языка заявил
буквально следующее: "Не жуйте говна про статус татарского языка.
Никогда этому не бывать!".
Правда, несколько позже, в декабре 2003 года, после
провала в татароязычных районах перед вторым туром президентских выборов
в республике Рахимов сам же пообещал, что после победы на выборах он
выступит с законодательной инициативой о придании татарскому языку"
статуса государственного. И что же? Какой же оказалась цена президентского
слова? Да как и раньше. После выборов действительно башкирский парламент
внес изменения в этот закон. Но опять без рассмотрения вопроса о статусе
татарского языка. Точно такая же судьба постигла указ, подписанный Муртазой
Рахимовым 4 июня 2003 года, под несколько советским названием "О
дополнительных мерах по удовлетворению национально-культурных потребностей
татарского населения республики". В указе было предусмотрено завершение
строительства здания татарского театра "Hyp" в 2003 году,
увеличение времени передач на республиканском телевидении и радио на
татарском языке и т.д. Ни один из пунктов президентского указа Муртазы
Рахимова до конца не выполнен! И это в республике, где за невыполнение
указаний Рахимова незамедлительно расплачиваются креслами, карьерами,
судьбами...
Все это вкупе вынудило татар объединиться и назначить
на 27 ноября сего года проведение своего съезда, на котором планируется
учредить региональную Национально-культурную автономию татар Башкортостана
для защиты не на словах, а на деле интересов татарского населения в
полном соответствии с российским законом "О национально-культурной
автономии". По мнению татарской общественности, в сложившихся обстоятельствах,
только действуя на основе федерального закона "О национально-культурной
автономии" от 17 июня 1996 года, можно как-то преодолеть упорное
нежелание националистической верхушки Башкирии решать проблемы трети
граждан республики. Видимо, это поняли и власти республики. И начали
активно противодействовать созданию НКА на местах (непредоставление
помещений для проведения учредительных собраний, запугивание инициаторов
создания НКА и т.д.). Подконтрольные властям средства массовой информации
отказались даже от платных объявлений о дате и месте создания НКА в
районах и городах республики. Мало того, Курултай РБ вслед за объявлением
о создании НКА татар РБ в спешном порядке начал принимать закон, запрещающий
финансирование деятельности НКА за счет бюджета республики и районов,
что говорит о многом. Этот депутатский корпус, на 99% состоящий якобы
из "единороссов", опять собирается принимать закон, в корне
противоречащий федеральному закону "О национально-культурной автономии",
статьи 4, 9, 12, 16 и 19 которого напрямую обязывают власти субъектов
финансировать программы НКА.
Здесь не ставится цель дать полный анализ "интервью
Хамитова". Но даже приведенные факты показывают, что нынешние власти
республики и не собираются решать татарские национально-культурные проблемы.
Создается полное впечатление, что тезис о том, что "многократно
повторенная ложь превращается в правду", успешно работает в Башкирии.
В республике создано декоративное министерство, "занимающееся"
национальными проблемами. Это министерство, похоже, создано только для
того, чтобы восхвалять национальную политику РБ, а не решать сами проблемы.
Как декоративно само министерство, так декоративен и сам министр. Он
в основном исполняет роль подпевалы в льстивом хоре о мудрой национальной
политике, проводимой руководством республики и лично самим Муртазой
Рахимовым, благодаря отеческой заботе которого в республике, мол, ведется
обучение на 15 языках.
Конечно, эти политики и подпевалы сколько бы себя
ни возвеличивали, все равно уйдут со сцены. А многонациональный народ
останется и дальше вместе жить. Однако те семена взаимного недоверия,
межнационального противопоставления могут еще дать ядовитые всходы.
Появление такого интервью на страницах официального издания еще раз
убеждает: нынешние власти республики ничему не хотят учиться. Они так
и не поняли, что в России после бесланской трагедии многое изменилось
и татары Башкортостана требуют равноправия..
Мазит ХУЗИН ,
зам. председателя совета Союза общественных организаций татар Башкортостана
"Звезда Поволжья" № 40 (241) 7 октября 2004
Обсудить в форуме