Человек, который смеется
или Как трудно быть автором
ТАТАРСКАЯ ПЬЕСА ДОЛЖНА БЫТЬ ГРУСТНОЙ. ДОЛОЙ КОМЕДИИ
И ВОДЕВИЛИ, ДАЕШЬ ПЕЧАЛЬ И РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ДЕРЕВЕНСКОМ КРЫЛЕЧКЕ!
Именно таким спектаклем на прошлой неделе открыл новый
сезон театр имени Тинчурина.
Классическое произведение Туфана Миннуллина
"Без луны - звезда нам светит!" изучают даже в школах, так
что со зрителем у театра проблем точно не будет. А что же с содержанием?
Основной конфликт пьесы - между Автором и главной героиней Мадиной,
не желающей вести себя по воле автора: "У вашей пьесы есть конец,
а у моей жизни - нет!" Оптимистка, она не хочет соблюдать законов
мелодрамы - никаких слез, только смех. И это несмотря на то, что 27-летней
швее пришлось бросить учебу, чтобы ухаживать за старой слепой матерью.
И Автор, словно антипод всеспасительного древнегреческого бога, насылает
на нее напасти - мама умирает, брат Исхак оказывается корыстным лицемером,
муж становится пропойцей и изменяет ей с соседкой Халидой, любимая дочь
Талия тонет в реке. Но Мадина становится только строже. Глаза ее слепнут,
словно умершая мать, она сидит посреди пустого дома - одинокая, но непобежденная.
Автор признает свое поражение. "Значит, это судьба моя встала передо
мной на колени", - говорит Мадина и рыдает. Тут сдается и критик...
С игрой актеров далеко не все однозначно. Если Мадина
(Джамиля Асфандиярова) в течение пьесы не только все
более глубоко разрабатывает образ верной своим принципам женщины, но
и буквально стареет на глазах у зрителя, то, скажем, Халида (Айгуль
Ахметова) и Талия (Гульназ Науметова) сильно
упрощают своих героинь, превращая их в типичных деревенских девушек
90-х годов без тени индивидуализма. Муж Мирзанур (Шамиль Фархетдинов),
кажется, весь спектакль демонстрирует одну только бесконечную неотесанность.
При этом Автору, которого играет Наиль Шайхутдинов,
удается не только добиться внешнего сходства с Миннуллиным, но и всего
лишь несколькими штрихами выстроить всю противоречивость образа творца,
болеющего собственным произведением и испытывающего не только душевные
муки. К слову, сам Туфан абый весь спектакль сидел, вытянувшись вперед
и напряженно взирая на сцену. С лица его не сходила довольная улыбка.
Потому что, несмотря на всю традиционность постановки (единственный
выход за флажки - это огромные полотнища с текстом пьесы, на фоне которых
происходят разговоры Автора с Мадиной), смысловая нагрузка спектакля
побеждает всяческий скепсис.
По дороге домой заметил, что рядом стоит заслуженный
артист республики нижнекамец Шамси Закиров. Уступил место. Прославленный
сатирический актер был грустен...
Радиф КАШАПОВ.
"Восточный экспресс" №52(206) 12 октября 2004
Обсудить
в форуме