Татарские диссиденты
Обычно под инакомыслием подразумевается одна из форм
свободомыслия. Русское слово "инакомыслие" происходит от французского
"dissidence" (инакомыслие), и соответственно слово "диссидент"
(инакомыслящий) происходит от французского "dissident" с тем
же значением. Как конкретное историческое явление движение инакомыслия
существовало в СССР в период с начала 60-х по 90-й год XX века. На Западе
политическое и идеологическое инакомыслие понимается как явное столкновение
внутренней (идейной) установки человека с идеологией и аппаратом государства.
Думаю, что наиболее удобной формой раскрытия темы татарского инакомыслия
будет показ этого явления на фоне эволюции движения инакомыслия у других
народов СССР. Если мы обратимся к фундаментальному труду Алексеевой
Л. под названием "История инакомыслия в СССР (новейший период)"
(Benson, Vermont, USA., Khronika Press-1984), то увидим, что инакомыслие
в СССР проявлялось в форме национальных, религиозных и правозащитных
движений. Из национальных движений в книге представлены следующие:
Украинское национальное движение.
Литовское национально-религиозное движение.
Эстонское национально-демократическое движение.
Армянское национальное движение.
Грузинское национальное движение.
Борьба месхов за возвращение на родину.
Еврейское движение за выезд в Израиль.
Движение советских немцев за выезд в ФРГ.
Русское национальное движение.
Из всех мусульманских народов в эту книгу попали лишь крымские татары
в лице "Крымско-татарского движения за возвращение в Крым".
Для сравнения с татарским инакомыслием я счел необходимым показать движения
инакомыслия у украинцев и русских, как наиболее развитые движения в
стране.
Украинское национальное движение.
Корни украинского инакомыслия лежат в жесточайших преступлениях советского
режима против украинского народа. Во-первых, это искусственно созданный
властями голод среди крестьянского населения Украины в 1932 -33 гг.
с целью принуждения его к коллективизации. Крестьяне не желали вступать
в колхозы, тогда власти осенью 1932- года подчистую конфисковали у крестьян
все запасы зерна и других сельхозпродуктов. Это зерно было продано за
границу, а на вырученные деньги власти начали программу индустриализации
СССР. От голода крестьяне хлынули в города, но все города были оцеплены
войсками и никого из сельчан туда не пропускали. Так начался массовый
голод, от которого за 2 года погибло 6 миллионов украинских крестьян.
Во-вторых, созданная в свое время на Западной Украине Организация украинских
националистов (ОУН) и ее военное крыло, Украинская повстанческая армия
(УПА), в период Второй мировой войны и после нее (до середины 50-х годов
XX века) сражались за независимость Украины сначала против немецкой,
а затем и против русской оккупации. Всех, кто помогал или оказывал сочувствие
украинским партизанам, арестовывали и ссылали в Сибирь. В итоге таких
оказалось около 2 миллионов человек. Ссылали целыми селами.
В итоге недовольства политикой советского режима в 60 -70-е гг. на Украине
уже действовало 17 нелегальных национальных организаций, в каждой из
которых состояло в среднем по 10 человек. Из них 10 действовало на западе,
а 7 - на востоке Украины. Причем западные организации делали упор на
национальный аспект (например, ставили вопрос о национальной независимости
Украины), а восточные акцентировали внимание на демократии и социальных
правах (это было связано, видимо, с тем, что на востоке Украины был
большой процент русского населения). У большинства организаций были
свои программы и уставы. Довольно часто организации раскрывались органами
КГБ, и их участники попадали под суд и отправлялись в лагеря за антисоветскую
деятельность. В дальнейшем многие организации объединились в Рабоче-крестьянский
союз.
Следующий этап украинского инакомыслия проходил в форме движения шестидесятников.
Это движение представляло собой форму инакомыслия в виде обмена и распространения
определенной информации среди интеллигенции на творческих вечерах, в
мастерских художников, на конференциях и различных собраниях. Это проявлялось
в выступлениях писателей, поэтов, журналистов.
В обстановке общего спада надежд на демократизацию после вторжения советских
войск в Чехословакию в августе 1968 г. создалась атмосфера, которая
стимулировала крайние, трагичные формы протеста. В ноябре 1968 года
совершил самосожжение украинский учитель Василий Макуха (50 лет, политзаключенный
сталинских лагерей, отец двоих детей). Он 5 ноября, в канун празднования
годовщины Октябрьской революции, вышел на главную улицу столицы Крещатик,
поджег себя и, горя, бежал по людной улице с возгласами "Да здравствует
свободная Украина!".
Через 2 часа он скончался от ожогов. Это было первое самосожжение в
СССР в знак протеста против национального угнетения. В феврале 1969
года пытался совершить самосожжение Николай Бреславский (45-летний учитель
из Бердянска, узник сталинских лагерей, отец троих детей), при нем был
плакат с протестом против русификации. Но его удалось спасти, и он был
осужден за антисоветскую пропаганду на 2,5 года лагеря строгого режима.
Украинское движение инакомыслия характеризовалось двумя особенностями.
Во-первых, украинские организации не были чисто интеллигентскими. В
их составе были и рабочие, и милиционеры, и служащие, и крестьяне. Это
произошло оттого, что потомственная интеллигенция была или перебита,
или изгнана большевиками из страны, а новая украинская интеллигенция
в городах была интеллигенцией первого поколения, тесно связанная с крестьянством.
Во-вторых, как ни странно, находились сочувствующие инакомыслящим и
среди определенной части партноменклатуры. Ярким тому доказательством
служит издание книги журналиста И. Дзюбы под названием "Интернационализм
и русификация" в виде приложения к заявлению ЦК КП Украины. Инициатором
выпуска этого материала в печать был секретарь по идеологии ЦК КПУ Андрей
Скоба.
Дальнейшее развитие украинского инакомыслия пошло в русле создания Украинской
хельсинкской группы (9 чел.). Ее создателем и руководителем был человек
из идеологической партноменклатуры Микола Руденко (инвалид войны, писатель,
главный редактор республиканского журнала "Днепр", секретарь
партийной организации Союза писателей Украины). Он был арестован в 1977
году. Генерал Григоренко П.Г боролся за право возвращения крымских татар
в Крым, за что неоднократно заключался в психиатрическую больницу и
в конце концов был выдворен в США.
В 1979 году в г. Ивано-Франковске был создан Украинский национальный
фронт (УНФ), который предлагал добиваться независимости Украины через
референдум под контролем ООН и при поддержке Запада.
Для украинского национального движения было характерно наличие самиздата.
Русское национальное движение. Своеобразное
возрождение русской национальной идеи произошло в годы Второй мировой
войны. "Первым выразителем этой идеи на официальную потребу стал
Сталин. Во время войны он отбросил проповедь интернационализма и обращался
к народу с напоминаниями о победах великих русских полководцев прошлого,
а после окончания войны поднял знаменитый тост за русский народ, показав
тем самым, что и впредь намерен эксплуатировать национальное чувство
русских. Соответственно сориентировалась и советская пропаганда. С тех
пор русский национализм постоянно присутствует в официальной советской
политике, приспособившись к ее целям в виде национал-большевизма".
Мне думается, что в разыгрывании русской национальной карты у Сталина
был чисто прагматический интерес, связанный с идеологической борьбой
против гитлеровской пропаганды на фронте. Дело в том, что в немецких
листовках, разбрасываемых с самолетов на русских солдат, говорилось,
что немецкая армия воюет не против русского народа, а против еврейско-коммунистического
режима, который поработил русский народ, что немцы пришли освободить
русских от еврейского засилья; Писалось, что, воюя против немцев, русские
солдаты защищают не свой народ, а еврейскую партноменклатуру, жирующую
в тылах. Далее русским предлагалось переходить на сторону немецкой армии.
Сталин же в противовес подобной пропаганде в своих выступлениях проводил
мысль, что именно русские являются главным этносом в СССР, что это в
первую очередь их страна, что именно они ее хозяева, и что они защищают
свой народ, а не еврейскую партноменклатуру. Таким образом, война вынудила
"великого грузина" поднять на щит русскую национальную идею.
Русское национальное движение после войны развивалось в двух ипостасях:
в форме национал-большевизма (шовинистическая идея) и, условно выражаясь,
в форме относительно "нормального" русского патриотизма.
Первая группа русского самиздата, группа Фетисова, образовалась в 1956
году и работала в духе национал-большевизма. В работах Фетисова развитие
человечества представлялась как борьба хаоса и порядка. Хаос воплощался
в еврейском народе, 2000 лет создававшем беспорядок в Европе, пока на
пути этого хаоса не встали германские и славянские начала - тоталитарные
режимы Гитлера и Сталина. В 1968 г. Фетисов и его трое сторонников были
арестованы и заключены в психбольницы.
В конце 60-х годов шовинистические идеи пропагандировал и анонимный
самиздатовский документ под названием "Слово нации". Его авторы
считали идеи либерализма губительными для России, выступали за чистоту
расы, за возрождение великой, единой и неделимой России и православия
как национальной русской религии.
Деятельность в русле нормального русского патриотизма начинается с 1965
года. В 1964 - 1967 годы в Ленинграде действовала тайная организация
"Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН)".
Ее члены, в основном студенты ЛГУ, видели спасение страны в построении
общества на идеях христианского социализма, связанных с идеями Бердяева
и Соловьева. Они предлагали "третий путь" развития, то есть
не социалистический и не капиталистический. У организации была хорошо
разработанная программа, в которой подробно излагались политическая
структура будущего государства, его идейные и духовные составляющие.
Ее руководителем был Игорь Огурцов, японист по образованию. Организация
состояла из 26 человек, разбита на триады, каждый член организации считался
пропагандистом, агитатором и солдатом.
В 1967 году члены организации были арестованы и осуждены на разные сроки.
Игорю Огурцову дали 15 лет лагерей и 5 лет ссылки.
После ликвидации ВСХСОН русское национальное движение потеряло национальную
направленность и превратилось в обычное движение за права человека (деятельность
А. Солженицына и А. Сахарова).
В 1971 - 74 годах национальное направление снова возродилось. Историк
Владимир Осипов начинает издавать журнал "Вече". Содержанием
"Вече" была не политическая идеология, а определенное отношение
к русской истории, культуре, православию, вполне сочетаемое с демократизмом.
В 1974 г. В. Осипов начинает издавать новый журнал "Земля",
но власти вскоре его закрывают, а его издателю дают 7 лет лагерей.
Затем начиная с 1974 года идейным лидером русского национального движения
снова становится Солженицын А.И. В тот год он пишет свое знаменитое
открытое "Письмо к вождям СССР", после чего его вскоре выдворяют
за границу. Вышеуказанное "Письмо..." практически являлось
программным документом русского национального движения. Это письмо поддержали
все националисты, но оно внесло раскол между ними и правозащитниками.
Националисты стояли за авторитарное государство, основанное не на тирании,
а на человеколюбии. Правозащитники же были сторонниками правового демократического
государства. (Солженицын А.И. считал, что русский народ не готов к демократии.)
Окончательный разрыв между этими двумя направлениями произошел в 1978
году.
В 1978 году представитель националистического крыла И. Шафаревич уже
условно разделял всех диссидентов на "патриотов" и "непатриотов"
России. Он предложил дать новое определение понятию "инакомыслие".
Согласно его трактовке, инакомыслие - это не сам факт столкновения человека
с идеологией и аппаратом государства, а мотив, внутренняя причина этого
столкновения. Вследствие этого подхода русские националисты высказывали
свои взгляды лишь в узком кругу, в домашних и дружеских беседах, то
есть политические разговоры переместились на кухни.
Татарское инакомыслие. Судя по исследованию
Л. Алексеевой, у казанских татар диссидентского движения не было. Действительно,
какого-либо организованного диссидентского движения со всеми его атрибутами:
организациями со своими программами, уставами, самиздатом у татар в
новейший период (с 1960-х гг. до 1991 г.) не было, но были выступления
отдельных личностей и небольших групп, выступавших с собственных позиций,
не совпадавших с реальной политикой КПСС.
Приведем некоторые примеры: в мае 1961 года татарский поэт Салих
Баттал прочел свое стихотворение "Письмо Батый-хану"
перед слушателями клуба писателей им. Г. Тукая. А 1 июня того же года
оно было опубликовано в газете "Социалистик Татарстан". Автор
стихотворения ратовал за то, чтобы Татария превратилась в союзную республику.
Он говорил: "Мы должны жить самостоятельно, дышать своими легкими,
а не жить в утробе матери России". Его оскорбляло прославление
антитатарских творений Андрея Рублева. Суть стихотворения заключалась
в осуждении культа личности вообще начиная с хана Батыя и до Хрущева.
В итоге поэту на многочисленных партийных собраниях "промывали
мозги", когда это не подействовало, исключили из партии, сделали
изгоем. Но к чести Салиха Баттала он не отказался от своей позиции и
прожил жизнь не сломленным тоталитарной системой.
В августе 1968 года спецкор "Учительской газеты" Р.
Илялов (в связи с известным вводом советских войск в Чехословакию)
написал чехословацким друзьям письмо-предупреждение "Всяк в своем
доме хозяин" о готовящейся агрессии, рассчитывая, что оно будет
опубликовано в газете "Руде право". Затем последовало еще
одно письмо "Не помощь, а оккупация", предназначенное для
изданий ряда западноевропейских коммунистических партий. Оба письма
оказались совсем в другой инстанции и были расценены как "антипартийные".
За свое вольнодумство Р. Илялов поплатился партийным билетом. В 60-е
годы была и неформальная группа инакомыслящих. В КГБ ее условно называли
группой Айдельдинова. В нее входили: 1. Аппаратчик завода "Оргсинтез"
Т. Айди (в будущем известный татарский писатель); 2.
Н. Фаттах (писатель); 3. Ф. Валеев
(ученый); 4. Г. Шамуков (артист); 5. М. Мухаметзянов
(работник НИИ при Казанском оптико-механическом заводе); 6. Э.
Зайнуллин (работник того же НИИ). Органы КГБ считали их высказывания
и выступления политически вредными и националистическими. Власти постоянно
устраивали этим истинным патриотам татарского народа "проработки"
на партийных собраниях, КГБ вел с ними "профилактические беседы",
оказывая на них психологическое давление. Кроме того, "рыцари плаща
и кинжала" из КГБ постоянно прослушивали их телефонные разговоры,
вскрывали их письма на почте и, когда хозяев не было дома, устраивали
тайные обыски их квартир.
Что же такого "страшного", с точки зрения властей, делали
эти люди? Например, Т. Айди, М. Мухаметзянов и Э. Зайнуллин добивались
открытия татарских школ и содействовали организации подписки на журнал
"Казан утлары" за пределами Татарстана. Кроме того, Т. Айди
писал и отправлял в различные инстанции многочисленные письма-обращения,
в которых он, ссылаясь на многочисленные статистические и справочные
данные, доказывал приниженное положение татарской нации, показывал отсутствие
условий для роста и развития национального языка и культуры. Он стремился
выявлять среди татар своих единомышленников в других областях России
и предлагал им направлять идентичные письма в официальные инстанции.
Н. Фаттах и Г. Шамуков выступали открыто и остро на творческих вечерах,
читательских конференциях, посвященных проблеме сохранения и развития
татарского языка и культуры.
Что же касается Ф. Валеева, то его авторитет как ученого был в этой
группе очень большим, с ним советовались, у него брали и необходимую
литературу. Дом Ф. Валеева был всегда открыт для патриотически настроенной
татарской интеллигенции, там часто собирались единомышленники и обсуждали
злободневные проблемы татарской истории, культуры и политики. Интересна
в связи с этим ситуация, связанная с выходом в 1968 году в журнале "Казан
утлары" статьи Г. Шамукова под названием "Один из памятников
нашей архитектуры". "Статья народного артиста СССР Габдуллы
Шамукова, по свидетельству очевидцев, написанная им совместно с Ф.Х.
Валеевым (последний получил запрет от КГБ писать о татарском происхождении
башни) и опубликованная в годы тоталитарного режима, вызвала в свое
время резко отрицательную реакцию со стороны правительственных идеологов.
Сотрудники КГБ грубо и жестоко преследовали автора за эту публикацию
в течение 10 лет, почти до его кончины".
Также в 1969 году была проведена одна групповая акция с требованием
создания татарского молодежного журнала. В ней участвовали 3 человека:
студент 2-го курса Литературного института им. М. Горького Разиль
Валеев (теперь известный поэт и государственный деятель в Татарстане),
студенты 4-го курса филологического факультета КГУ Зульфат Маликов
(теперь известный поэт) и Мирза Мансуров (теперь офицер).
Они во время съезда татарских писателей, проходившего в драмтеатре им.
Г. Камала, с балкона в партер зрительного зала бросили множество листовок,
в которых требовали открытия нового татарского молодежного журнала "Идель".
Они апеллировали к тому, что во всех союзных республиках существуют
национальные молодежные журналы, а в нашей республике только из-за того,
что она автономная, нет подобного издания. Студенты писали, что подобное
ранжирование культур разных народов фактически является доказательствам
их неравенства в СССР.
В общем и целом татарское инакомыслие позднейшего периода сводилось
к тому, что представители интеллигенции старались обратить внимание
слушателей и читателей на ту официально разрешенную информацию, которую
официальные власти обычно специально оставляли в тени и не афишировали.
Например, сведения о том, что в 1913 году наименований книг, изданных
на татарском языке, было в несколько раз больше, чем в любой год развитого
социализма, или что при констатации официальной идеологией расцвета
наций в СССР количество татарских школ неумолимо сокращалось и т.д.
Естественно, такие находки властями не поощрялись. Татарские инакомыслящие
не были антикоммунистами или антисоветчиками, они просто указывали властям
на то, что их реальная политика не соответствовала их же собственным
идеологическим лозунгам. Они как бы апеллировали к "правильной"
в теоретическом плане ленинской национальной политике, в то время как
реальная, практическая политика, проводившаяся официальными властями
СССР, шла уже в русле русского национал-большевизма и русификации нерусских
народов. Они фактически боролись против лжи и лицемерия официальных
властей, но не против социалистического строя.
Основной причиной отсутствия у татар организованного диссидентского
движения я считаю то, что татарский народ, а в особенности его духовная
и правящая элита, были настолько обескровлены в борьбе за свое самосохранение,
что к 60-м годам XX века сил на диссидентское движение уже просто не
хватило. Не говоря уже о физическом и культурном геноциде татарского
народа в царское время, начавшемся еще в 1552 году, рассмотрим в этом
плане хотя бы советский период.
В 1929 - 30 гг. Москвой под видом смены арабского алфавита на латинский,
а также включением мулл в разряд раскулачиваемых была совершена ликвидация
традиционной мусульманской интеллигенции как класса.
Даже коммунисты из насквозь пролетарской бедноты, пытавшиеся отстаивать
татарские интересы в рамках тоталитарного режима, были обвинены в так
называемом "национал-коммунизме", затем изгнаны из рядов партии,
а некоторые, такие как Мирсаид Султан-Галиев, были
расстреляны.
У Москвы татары всегда были под особым присмотром. Под особым партийным
контролем находилась гуманитарная и творческая интеллигенция. Этот контроль
был особенно неусыпным в период с 1944 года, когда вышло известное постановление
ЦК ВКП(б) "О состоянии и мерах по улучшению массово-политической
и идеологической работы в Татарской партийной организации", и до
середины 80-х годов XX века. Это постановление давало жесткие установки
Татарскому обкому КПСС быть бдительным в отношении проявлений национализма
со стороны татарской интеллигенции.
Второй причиной отсутствия диссидентского движения среди татар было
то, что основная часть гуманитарной и творческой интеллигенции хотя
и жила в Казани, но все эти интеллигенты были выходцами из села. А как
известно, селяне - очень осторожные и даже робкие люди. Для жителя деревни
переезд в Казань, особенно в то время, уже сам по себе был большим достижением,
ему не хотелось своим "свободомыслием" как-то пошатнуть свой
новый городской статус, статус писателя или ученого. В сравнении с татарами,
например, у грузин и армян была потомственная городская интеллигенция.
Третьей причиной являлось то, что ТАССР и в особенности г. Казань долгие
годы являлись теми территориями, въезд на которые иностранцам был запрещен.
В то время как Украину, Грузию, Армению и Прибалтику иностранные туристы
посещали регулярно. Другими словами, татарский народ держали в изоляции
от новых мировых веяний в идеологической и духовной сферах.
Все эти вышеуказанные причины в комплексе не позволили развиться в татарском
обществе диссидентскому движению в форме национального движения.
Р.Ф. МУХАМЕТДИНОВ
"Звезда Поволжья" №41(242) 14 октября 2004
Обсудить
в форуме