Лица стерты, краски тусклы
Театр, который живет прошлым
Открытие театрального сезона в татарском ТЮЗе началось
с... вручения премий лучшим работникам.
Похлопав самым-самым, руководство удалилось со сцены,
и тут же без особых предисловий начался спектакль. Это была комедия
Тази Гиззата "Храбрые девушки", написанная о давно минувших
днях, когда считалось правильным смеяться над муллами, женским неравноправием
и отпускать плоские шуточки. Школьники - а их было здесь немалое количество
- шумно поедали всяческие поп-корны, обсуждали посторонние темы и смеялись
на самых скользких остротах. Татарский ТЮЗ во многом добился высокой
посещаемости через переговоры со средними учебными заведениями, где,
как известно, считается во благо массовое посещение театральных заведений.
Именно в школах ТЮЗ и ютился почти всю свою жизнь, получив здание бывшего
Алафузовского театра только два года назад. Так что труппе приходится
крутиться между школярским юмором и вечными культурными ценностями.
Сюжет пьесы строится вокруг трех девушек - Бибкэй,
Милэушэ и Бибигайшэ, которые под угрозой быть проданными в публичный
дом переодеваются в мужские платья и бегут в медресе учиться. Как говорится,
щас! Хазрат пытается разбудить учеников, которые спят после шумной попойки
(для смеха двое из них во сне зачем-то пытаются изобразить неповоротливых
геев), охранник бьет их палкой. Стоит хозяину уехать на ярмарку, как
парни сразу устраивают посиделки, на которых обнаруживается тайна девушек.
Весь спектакль более-менее искушенный зритель обречен
рассуждать только об одном: почему в пьесе, бичующей пороки дореволюционной
деревни, лишенной сейчас любого здравого смысла, кроме педагогического,
декорации уж очень похожи на итальянскую "комедию масок" -
внутреннее убранство комнат напоминает балаганчик, певец мунажатов ходит
с шарманкой, а жесты актеров словно списаны с кукол? Словом, пластилиновый
мультик. Когда на "вечеринке" ученики начинают скакать в масках
и клоунских одеяниях, начинаешь думать, что реквизиторы просто поленились
сделать новые костюмы и ограничились старыми - из постановок сказок,
коими полон репертуар ТЮЗа (ставились здесь и драмы, но пока только
в качестве эксперимента, получившего хорошие отзывы у критиков). Но
если фантазии и притчи совершенно справедливо можно играть без сложных
смысловых нагрузок, то комедия, построенная на бесконечных деревенских
диалогах, может существовать разве что как пародия на саму себя. То
ли публика не того требует, то ли современных авторов не хватает, но
татарский ТЮЗ явно застрял в прошлом, из которого ему еще долго выбираться.
Радиф КАШАПОВ
"Восточный экспресс" №56/42(210) 21 октября 2004
Обсудить
в форуме