Миротворцы
В самый разгар нынешних летних отпусков, когда обычно
государственные мужи дружно отдыхают, в смежных районах Татарстана и
Башкортостана наблюдалось необычное оживление, вызванное таинственными
встречами высокопоставленных аппаратчиков двух республик.
Как их итог возникла "двусторонняя рабочая комиссия
по развитию сотрудничества", кажется, парламентская - впрочем,
сие точно неизвестно, общественность до сих пор точно не знает ни о
ее составе, ни о статусе. Правда, из интервью с И. Тагировым, опубликованном
недавно в республиканской печати (см. "Ватаным Татарстан",
16.10.2004), стало известно, что руководителем этой комиссии, состоящей
из "группы общественных деятелей" (по 6 чел. с каждой стороны),
с нашей стороны является депутат Госсовета, академик И.Р. Тагиров,
а со стороны Башкортостана - директор тамошнего ИЯЛИ, доктор наук И.Г.
Илишев.
Как явствует из интервью господина Тагирова, указанная
комиссия создана "с целью преодоления охлаждения отношений и реализации
общих задач". Дипломатический язык академика по существу ничего
не проясняет. Но заслуживает внимания упоминаемый им рабочий план на
2004 - 2005 гг. из 34 пунктов, а также перечисление некоторых уже реализованных
или планируемых на ближайшее время мероприятий: конференция филологов
по татаро-башкирской литературе (?), участие в торжествах по случаю
250-летия С. Юлаева, на днях республик, сабантуях, на 200-летии Казанского
и 95-летии Башкирского университетов (планируется). При чем тут комиссия,
не вполне, правда, ясно - такие контакты поддерживались и раньше. Остается
еще запланированная на декабрь совместная конференция, где предполагается
обсудить "наступление федерального центра на суверенитет республик".
Как говорится, Бог вам в помощь, но и в этом нет ничего оригинального
- в таком направлении уже давно работает Казанский институт федерализма,
проводивший целый ряд симпозиумов, конференций, в т.ч. и с участием
ученых из Башкортостана. Зато в высказываниях академика Тагирова обращает
на себя внимание его заявление о том, что "проблема статуса татарского
языка в Башкортостане... очень тяжела, ее поднятие и решение не может
быть быстрым" Понятно - один из ключевых для татарско-башкирских
отношений вопросов комиссия даже не собирается поставить на обсуждение.
Читатель может спросить: "А где та самая изюминка
в деятельности этой комиссии?". В том-то все дело, что ее чрезвычайно
трудно обнаружить. В стремлении ухватить нечто конкретное на днях полистал
попавший на глаза отмеченный г-ном Тагировым документ из 34 пунктов,
на котором уже стоит подпись руководителя администрации президента РБ
г-на Хабирова, а с татарской стороны дело отдано ведомствам с последующей
передачей замечаний наверх (через 3. Валееву). Вчитываюсь в содержание
"Плана мероприятий, направленных на развитие сотрудничества между
РТ и РБ, на 2004 - 2005 годы". Ба, да тут то же самое: торжества,
празднования, проведение гала-концерта, юбилейная выставка, творческий
вечер, дни, фестивали, телемост дружбы и т.д. Нет, есть и кое-что иное.
Например, "обменное книгоиздание" (наверное, речь идет о книгах
А. Халима); научный семинар "Мусульманское образование в Волго-Уральском
регионе" ( не ясно, чему мы можем научиться в Башкортостане по
этой проблеме); "круглый стол" "Язык тюрки: диалекты
татарского и башкирского языков и литературное наследие" (неграмотная
формулировка - диалекты не имеют отношения к литературному языку); "круглый
стол" "Языковая ситуация и политика в РФ" (было бы намного
лучше обсудить тему "Языковая ситуация и политика в РБ").
Ну нет, если это все, на что способна данная комиссия, то про нее лучше
бы забыть.
Однако возникает вопрос: если она создана решением
Госсовета, а ее члены ездят туда-сюда на государственные деньги (на
наши, дорогие читатели), не пора ли поинтересоваться, чем это высокая
комиссия вообще-то занята?
Но когда читаешь план, возникает впечатление, что
члены комиссии с нашей стороны не могут сформулировать те ключевые задачи,
которые им следовало бы обсудить с коллегами из Башкортостана. Возьмем
на себя смелость и перечислим основные проблемы, подлежащие обсуждению
и мешающие развитию дружественных отношений между двумя братскими республиками:
1. Определение языковых границ в Республике Башкортостан,
скажем, с использованием материалов районирования на основе работы специальной
лингвистической комиссии, действовавшей в 1920 - 1930-х гг. (с изданием
этих материалов).
2. Анализ состояния преподавания в школах на татарском
языке в зоне распространения этого языка (учитывая данные отмеченного
выше районирования, современных социологических исследований, текущей
статистики Министерства народного образования и т.д.).
3. Проведение научной конференции с участием ведущих
специалистов из Москвы, Петербурга и др. по выработке критериев определения
границ двух национальных языков (татарского и башкирского).
4. Изучение проблемы малочисленности татарских гимназий
в городах Республики Башкортостан по сравнению с башкирскими (для выработки
согласованных мер по исправлению положения в этой области).
5. Установление причин резкого сокращения численности
татарского населения РБ при одновременном росте численности башкир между
переписями 1989 - 2002 гг. (с участием федеральных органов статистики
и научных учреждений).
6. Выяснение причин и механизмов торможения в РБ процесса
создания татарской национально-культурной автономии, идущего согласно
федеральному закону о НКА.
7. Обсуждение политических и иных предпосылок и механизмов,
а также последствий изменения или неизменения статуса татарского языка
в Башкортостане.
8. Выработка подходов сторон к возникновению после
введения в действие закона о местном самоуправлении новой ситуации усиления
национального фактора в республиках (особенно в РБ).
9. Пересмотр содержания учебников истории с тем, чтобы
они исходили из исторических фактов, а не национальных мифов.
10. Выработка соглашения (с указанием механизмов контроля),
обеспечивающего равный доступ в вузы всем национальным группам (с предварительным
анализом динамики национального состава студентов).
11. Проведение анализа этнического состава парламентариев
и госслужащих высшего звена с обнародованием результатов.
То, что тут изложено, является лишь перечислением
наиболее общих, но вызывающих реальное напряжение между сторонами проблем.
На самом деле их намного больше, и некоторые, пока не указанные здесь
пункты, не менее важны, чем уже перечисленные. Скажем, такой: каковы
истинные причины неудачи экономического сотрудничества Татарстана и
Башкортостана? Почему бы для начала не провести на такую тему хотя бы
конференцию? Или кишка тонка?
На днях один из известных татарстанских политиков,
посмотрев, чем "двусторонняя комиссия" занимается, заявил:
если "не эти вопросы (он имел в виду проблемы статуса татарского
языка, положение татарских школ, итоги переписи 2002 г.), то каковы
смысл и значение переговоров?". Действительно, нельзя же в конце
концов государственное дело сводить к таким пунктам, как, например,
читаем в плане мероприятий: "Концерт из произведений Р. Миннуллина
с участием артистов из Татарстана и Башкортостана". Даже если Р.
Миннуллин - член рассматриваемой комиссии. Это было бы, да простят меня
наши миротворцы, просто смешно. Сколько можно заниматься профанацией?
Может, господа уважаемые, вы полагаете, что общественность ничего не
понимает? Прекрасно понимает, и то, что творите, останется на вашей
совести.
Поэтому следует поддержать уже прозвучавшее в республиканской
печати мнение: Госсовета пора заслушать указанную комиссию и установить
наконец, о чем ведутся переговоры. Если нужно, внести необходимые коррективы
в ее деятельность. Разумеется, подобное возможно, если эта комиссия
создана Госсоветом.
Р. КАМАЛОВ.,
Москва.
"Звезда Поволжья" №45(246) 11 ноября 2004г
Обсудить
в форуме