Волнующее искусство
Лошади, петухи и красавицы Ильдара Зарипова получили прописку
Удостоиться галереи при жизни удается не каждому художнику.
По примеру Москвы, отдавшей дань уважения Илье Глазунову и Александру
Шилову, Казань может теперь похвастаться галереей собственного живого
классика Ильдара Зарипова.
Долгожданное открытие состоялось в пятницу без особой
помпы, зато в теплой атмосфере, которая возникает, если собираются старые
друзья. А порадоваться событию вместе с художником пришли актеры Камаловского
театра Шаукат Биктимиров и Равиль Шарафиев, однокашник по Суриковскому
институту, а ныне председатель Союза художников РТ Абрек Абзгильдин,
писатели Диас Валеев и Киям Миннебаев, поэт Роберт Миннуллин, представители
НКЦ "Казань", музейным подразделением которого и стала галерея.
Ильдар Зарипов слушал гостей, не поднимая глаз, в
своей привычной позе: сцепив руки и выставив одну ногу вперед. Читалось
в этом и какое-то упрямство, и достоинство, и скромность одновременно.
Слова друзей грели душу неподдельной искренностью
не только виновнику торжества. Шаукат Биктимиров в свойственной ему
прямой манере, которую он умело и мудро камуфлирует восточной витиеватостью,
выразил мнение большинства собравшихся, разбивая на корню брюзжание
завистников:
- Спасибо нашему народу, поскольку именно его любовь
заставляет наших правителей делать такие поступки.
Известно, что создание галереи Зарипова инициировал
сам президент Минтимер Шаймиев. Но действительно, только реально талантливый
человек может завоевать любовь и уважение и рядовых зрителей, и власть
имущих.
Не в пример именитым московским коллегам, прижизненные
собрания которых разместились в непосредственной близости от Пушкинского
музея на Волхонке, галерея Зарипова оказалась отнюдь не в центре города.
Тем не менее обширная, умно реконструированная площадь бывшего детского
сада на улице Гвардейской, который целиком занимал первый этаж пятиэтажной
сталинки, радует глаз уютом. В галерее приятно находиться. И это ощущение
домашности транслируют, прежде всего, сами полотна художника. А их выставлено
около ста, что составляет примерно двадцать процентов ее фондов.
Галерея выстроена по принципу односторонней анфилады,
где в каждом микрозальчике разворачивается новая тема. Но независимо
от того, золотые ли это колосья, пышнотелые красавицы с оттенком вечности
на челе, как будто размышляющие о чем-то лошадки, петухи или просто
деревенские пейзажи, эти полотна струят ровную, мощную энергетику, которая
заряжает зрителя добрыми чувствами.
В картинах Зарипова национальная тема не искусственна
и не прямолинейна, как лозунг, а органично отражает менталитет и культуру
художника. Она не становится в позу по отношению к общечеловеческим
ценностям, а дополняет и обогащает их. Татарская крестьянка с малышом
ничуть не уступает рафаэлевским мадоннам по силе концентрации чувств
материнства, но дополнительно передает авторским языком художника информацию
о национальном характере. И дело тут не только в национальном костюме,
особом колорите или монетках украшений, ассимилировавшихся в красочном
слое. Картины транслируют некую субстанцию, словесный эквивалент которой
подобрать трудно. Сам художник называет это искусством.
При этом, лишенном всякой национальной агрессии, а
потому созидательном подходе, произведения становятся понятными, близкими
и приобретают ценность для людей, независимо от их национальности и
вероисповедания. Это свойство зариповских картин обеспечило им популярность
и в республике, и далеко за ее пределами.
Но сам классик мало обращает внимания на эпитеты и
считает, что все блага - ерунда по сравнению с вдохновением. По словам
Ильдара Касимовича, оно его балует. Даже перед открытием, говорит, как
будто глаза открывались, многое переписывал, исправлял. Главным критерием
в отборе картин для живой экспозиции, которая будет периодически меняться,
Зарипов считает "наличие в них искусства" независимо от темы.
Если искусство есть, говорит, то и табуретка будет волновать и радовать.
Наталья ТИТОВА
"Восточный экспресс" №67 (221) 16 ноября 2004
Обсудить
в форуме