Главная страница > Татарская культура > Биографии

Биографии\Татарская культура\Tatarica

оригинал: http://www.chistopol.ru/~iskhaki/win/index_2.html

Автобиография

 

Родился я в 1878 г., 10 февраля в деревне Яуширма (Кутлушкино) Казанской губернии Чистопольского уезда. Отец мой служил муллой в этой деревне в течение 30 лет и по татарскому обычаю - там же и учителем. Мать, тоже духовного звания, обучала девочек-татар грамоте. Грамоте татарской меня стали обучать с пяти лет, а с семи лет отвезли в чистополь, в одну из медресе (духовное училище высшего типа), где и провел до 15 лет, после чего (из-за смерти моего учителя, директора этого медресе) отец отвех меня в казань доканчивать образование в медресе по европейскому образцу, Апанаева. В то время все татарские умы были заняты вопросами реорганизации школ и медресе по европейскому образцу, и ученики (шакирды) медресе принимали во всем Чистопольская губерния тех временэтом горячее участие, распавшись на два враждебных лагеря, причем я был на стороне реформаторов. По прохождении нужного по понятиям татар количества богословных наук должен сделаться муллой, я, неудовлетворенный этой миссией, для которой меня предназначали, задумал получить светское образование и ревностно принялся за русскую грамоту, о которой до того времени, как и все другие шакирды, не имел представления. Мне уже тогда было 19 лет. Читать по-русски научился по вывескам. во все время пребывания в медресе много читал, главным образом турецкие романы (оригинальные и переведенные с французкого), которым снабжал меня мой учитель Хади Максудов из своей библиотеки, привезенной из Константинополя.

Около этого времени я и стал пописывать, находясь под сильным влиянием прочитанного. Выйдя из медресе и сгорая желанием учиться, но не имея никаких средств, я принужден был поступить учителем в одну из приходских школ города Казани. Школа эта считалась одной из новейших, была реорганизована мной, и впервые в городе я применил звуковой метод обучения татарской грамоте. Школа пользовалась громадным успехом и послужила образцом для основания других подобных же школ. Через год я бросил учительство и, умея читать по-русски, тайком от отца, который, как и все другие, был против руссификации, поступил в Казанскую татарскую учительскую школу, где пробыл четыре года. В школе я был одним из первых, вышедших из медресе. Первым моим сочинением, обратившим на себя внимание, был рассказ "Келепушче кыз" ("Мастерица татарских шапочек"), который был напечатан в 1897 году. По выходе рассказа из печати я удрал из Казани домой от стыда. Мне казалось, что меня взролсые поднимут на смех, скажут: вот, мол, мальчишка какой-то, шакирд несчастный, тоже писатель!

Но против всякого ожидания меня встретил совсем другой прием по возвращении, я вдруг сделался известен. Первый успех воздействовал на меня весьма благотворно, и я все продолжал пописывать. Материальное положение было ужасно, занятий в школе много, бегал по грошовым урокам, голодал без конца! Все это сильно тормозило мое развитие и страсть к писанию. О гонораре тогда не имели понятия, и мне с большим трудом удалось получить за свои первые сочинения 3 рубля. В то время я настолько преуспел в русском языке, что мог читать русских классиков. Самое большое влияние на меня имел Тургенев, а в последующие годы Толстой. Достоевского просто не выносил!

Окончив школу, я настолько был изнурен нуждой и непосильным трудом, что нервно захворал: все опасались за меня, думали, что я сойду с ума. Пробыв на кумысе некоторое время, я настолько успел отдохнуть, что мог опять приняться за работу. В это время меня пригласили учителем в Оренбург, в медресе Хусаинова, которая в то время считалась одной из лучших, в которой преподавались светские науки почти в размере гимназического курса. Я был учителем "всех светских наук": арифметики, геометрии, ботаники, русского языка и т. д. Мое вольномыслие пришлось не по вкусу оренбургским "меценатам" - купцам Хусаиновым, и меня через год уволили. В то время я опять сильно захворал и, вообразив, что это чахотка, что дни мои сочтены, стал торопиться окончить одну свою фантазию: "Ике юз елдан сун инкираз" ("Вымирание татар через двести лет").

Раздраженный и возмущенный цензурой, которая выбросила из этого произведения много мест, я, дабы недешево продать свою жизнь, а человечество избавить от мучителя, собрался в Петербург - убить Смирнова, который в то время был единственным цензором для всей массы печатающихся татариских книг в России. Выздоровление помешало мне привести в исполнение этот безумный план. Это обстоятельство достаточно рисует, насколько сильно было возмущение против душителей татарского печатного слова и тех бесконечных мытарств, через которые проходили несчастные татарские книжонки, независимо от своего содержания. У меня уже были написаны "Бай углы" ("Сын богача"), рассказ, "Очрашу" ("Встреча"), рассказ, "Ике ишекъ" ("Две любви"), комедия, "Уч хатун блен турмуш" ("Жизнь с тремя женами"), драма, и первая часть "Тюлянчи кызы" ("Нищенка"), роман. В это время (1903 г.) отец мой ослеп, его уволили и муллой выбрали меня. (Выборы давно состоялись, но я всячески увиливал, отделывался всякими хитростями и продолжал жить в городе). Теперь же, имея на своем попечении многочисленную семью, я уже не мог дальше сопротивляться и поехал в деревню. Но и на этот раз я всеми силами старался улизнуть от исполнения обязанностей муллы и все время, в течение двух лет, находился больше в Казани, считаясь в "отпуске".

Наступила японская война и вслед за нею - освободительное движение, захватившее также и татарскую молодежь, главным образом шакирдов, выходцев из медресе. Я, пользуясь правом муллы, объезжал все окрестные деревни и устраивал митинги. Все это пришлось не по вкусу казанскому губернатору и тамошним помещикам, и меня лишили сана. Окончательно поселившись в казани, я отдался душой и телом освободительному движению. Духовное училище и центр городаЕздил в качестве делегата от Чистополя в ПБ (Петербург) к Витте, в пору петиций. На одном татарском митинге нас настигла полиция, но я случайно улизнул от ареста, несмотря на все их старания. С этого времени, 12 декабря 1905 года, и началась моя нелегальная жизнь вплоть до настоящих дней. В мае 1906 года я со своими товарищами стал издавать газету "Тан" ("Заря"), первую социалистическую газету на татарском языке, фактическим редактором которой состоял я. Спустя шесть месяцев меня арестовали и выслали на родину, под надзор полиции. через месяц меня опять арестовали и препроводили в Чистопольскую тюрьму. Это было перед выборами во вторую Государственную Думу, в которую выставили мою кандидатуру. Судебная власть предъявила мне обвинение по 129 статье и кассировала выборы. По окончании выборов меня освободили. Газета "Тан" после моего ареста перестала выходить. В Чистопольской тюрьме мною написан "Зиндан" ("Тюрьма"). По выходе из тюрьмы я опять отправился в Казань и организовал газету "Тауш" ("Голос"). Но и на этот раз не пришлось долго прожить на воле. 3 июня 1907 года, в день разгона 2-й Думы, меня арестовали и, продержав около 6 месяцев в Казанской тюрьме, выслали в Архангельскую губернию, оттуда я через 6 месяцев бежал. В Казанской тюрьме написано мною "Алдым-бирдым" ("Брачный договор"), начата повесть "Солдат". В ссылке написал: "Тартышу" ("Борьба"), пьеса, "Мугаллим" ("Учитель"), драма, и третью часть "Тлянче кызы" ("Нищенка"), "Врата небес" ("Кук капусы"), памфлет, "Турмушмы бу" ("Жизнь ли это?" - "Дневник шакирда"), "Мулла-бабай" ("Дедушка мулла"), роман, и четыре рассказа под заглавием "Семейное счастье" ("Фамилия сагадаты").

Все написанное мною появлялось в печати с большими опозданиями, а некоторые, как "Солдат" и "Тартышу", и совсем не напечатаны из-за цензурных притеснений (предварительная цензура для татарской печати - не отменена). "Тлянче кызы", хотя и написано было в 1900 году, но в печати появилась только в 1907 году. Всем эти я обязан хаотическому состоянию татарского книжного дела и нелегальному своему положению.

 

смотрите также

Основные даты жизни и деятельности писателя

Рафаэль Хаким ДОЛГИЙ И ТРУДНЫЙ ПУТЬ К СВОБОДЕ (Гаяз Исхаки)

 

Hosted by uCoz