Марджани — религиозный деятель, просветитель, философ,
историк. Вышеперечисленные определения не охватывают все стороны его
многогранной деятельности. Марджани также и этнограф, и археограф, и
востоковед, и педагог. Энциклопедичность его знаний можно сравнить с
энциклопедизмом французских просветителей ХVIII века - Дидро и Руссо.
Каким же был путь Марджани к признанию, высотам, позволившим
Габдулле Тукаю охарактеризовать его как "поборника свободомыслия,
знания и прогресса, сделавшего первый шаг к просвещению"? Шихаб
ад-дин (Шихабуддин) б. Баха ад-дин б. Субхан б. Абд аль-Карим аль-Марджани
родился 16 января 1818 года (по новому стилю) в с. Ябынчи нынешнего
Атнинского района Татарстана.
Предки Марджани со стороны отца и матери принадлежали
к фамилиям известных имамов-мударрисов. Первые сведения по истории Шихабуддин
получил от своего деда Субхана б. Абд аль-Карима, который владел арабским
и персидским языками.
Дед Марджани со стороны матери, Абд ан-Насир, обучал
его Кор'ану, Сунне, фикху (мусульманскому праву). Отец Марджани Баха
ад-дин получил образование в Бухаре и был там одним из уважаемых людей,
которого на свои меджлисы (собрания) приглашал эмир Бухары Хайдар б.
Масум. С отцом он занимался арабским языком, логикой, каламом (раздел
теологической науки).
В пятилетнем возрасте Марджани лишился матери, а потом
воспитывался мачехой в довольно суровой обстановке. Начальное образование
он получил в медресе, где преподавал его отец, в д. Ташкичу. Юный Шихабуддин
не ограничивался изучением предметов, преподаваемых там, а занимался
самостоятельно в домашней библиотеке. Уже с семнадцати лет он начинает
преподавать в этом медресе и, будучи неудовлетворенным учебником морфологии
персидского языка, составляет свой. Оба его деда и отец, будучи людьми
образованными, обладая обширными познаниями по восточной истории, философии,
религии, сумели привить юному Шихабуддину стремление к учению, знанию.
Полученное образование не удовлетворяет Марджани, постоянно стремившегося
к получению новых знаний. В 1838 году он отправляется в Бухару для продолжения
образования.
В Бухаре неудовлетворенный системой обучения в медресе
он, в основном самостоятельно, занимается в богатых ценными рукописями
местных библиотеках. Деньги на жизнь зарабатывает обучением детей состоятельных
людей. Хотя схоластическое обучение в Бухаре уже не соответствовало
современным потребностям общества и не удовлетворяло Марджани, пребывание
там для него не было бесполезным: он встречался с известными, прогрессивными
учеными своего времени (хотя их было немного), все больше убеждаясь
в необходимости изменить старую систему мусульманского образования.
В 1843 году Марджани отправляется в Самарканд — один
из древних очагов культуры Средней Азии. Там он обучается в медресе
"Ширдар", знакомится с известным историком кади Абу Саидом
ас-Самарканди (ум.1848-49 гг.), который, как пишет Марджани, стал первопричиной
того, что он "начал интересоваться исторической наукой и приступил
к исследованию исторических книг".
В Самарканде, уже обладая определенными знаниями, Марджани
испытывает потребность глубже познать взгляды своего предшественника
и соотечественника Абу Насра аль-Курсави (1776-1812). Впервые он прочитал
рукопись Курсави приблизительно в двадцатилетнем возрасте, и она оказала
значительное влияние на формирование научных взглядов Марджани, в частности,
на концепцию "открытия дверей иджтихада" (вынесение собственного
суждения по общественно-правовым вопросам жизни мусульман при отсутствии
прямых указаний или рекомендаций в Священном Кор'ане или Сунне — ред.).
Если в Бухаре формируются взгляды Марджани как религиозного
деятеля, не согласного с ортодоксами лишь в системе обучения, то в Самарканде,
под влиянием кади Абу Саида, Марджани всерьез приступает к занятиям
историческими науками.
В 1845 году Марджани возвращается в бухарское медресе
"Мир-Араб". Именно там Марджани начинает серьезное изучение
культуры, истории, философии Востока. Первые свои произведения он посвятил
истории тюркских народов Средней Азии.
В 1848 году, после одиннадцатилетнего отсутствия, с
новым багажом знаний Марджани возвращается на родину и в марте 1850
года назначается имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети.
В 1867-68 годах Духовное собрание мусульман Поволжья и Приуралья назначило
Марджани на должность ахунда и мухтасиба Казани (одна из самых почетных
религиозных должностей региона), что явилось несомненным признанием
его деятельности со стороны руководства мусульман. С официальными светскими
властями у Марджани также устанавливаются позитивные контакты. Он выполняет
отдельные поручения казанской губернской власти: следит за изданием
текста Кор'ана в казанской типографии (впоследствии выпускает книгу,
посвященную истории и принципам издания Кор'ана в России), организует
сбор денег для кавказских народов, пострадавших от землетрясения, составляет
отчеты о рождении, бракосочетании, смерти мусульман для государственных
учреждений, участвует в судебных заседаниях при произнесении клятв мусульманами.
Со временем имя Марджани становится известным далеко
за пределами Казани: в 1870 году выходит в свет его книга "Назратуль-хакк",
своими новыми для своего времени и среды религиозно-реформаторскими
идеями, принесшая автору широкую известность не только на родине, но
и на мусульманском Востоке. Он становится видным идеологом религиозного
реформаторства, продолжившим и углубившим в новых исторических условиях
традиции своих предшественников А. Курсави и А. Утыз-Имяни. Религиозно-реформаторские
взгляды Марджани, включали концепцию "открытия дверей иджтихада",
а также обращение ко временам Пророка Мухаммада (Кор'ану, Сунне, словам
муджтахидов) для "очищения" Ислама от позднейших наслоений,
реформу преподавания в медресе.
Возврат к временам Пророка Мухаммада он мыслил как
"обновление веры". Его "возврат к прошлому" заключался
в том, чтобы, "очистив" Ислам от позднейших наслоений, сделать
его доступным для понимания в новой социокультурной ситуации, возникшей
в Казанском крае во второй половине ХIХ века. Но в глазах консервативно
мыслящих религиозных деятелей такой подход не был "возвратом к
прошлому".
"Назратуль-хаккый фи фардийятиль — ыша' ма лям
ягиб аш-шафак" ("Обозрение истины относительно обязательности
ночной молитвы до наступления сумерек") — один из наиболее известных
своих трудов Марджани написал не столько для объяснения неверности положения
о необязательности ночной молитвы в Казанском крае, сколько для того,
чтобы изложить свое новое понимание основных положений вероучения, реформаторских
по сути.
"Назратуль-хакк" получил широкую популярность
не только в Поволжье, но и на Ближнем и Среднем Востоке. Этот труд Марджани
высоко оценивали известные мусульманские ученые Индии того времени Садик
б. Хасан аль-Кинауджи и Абд аль-Хай аль-Лакнави, сирийский ученый Джамал
ад-дин ад-Димашки, тунисский — Шейх Мухаммад Байрам.
70 - 80-е годы ХIХ века — это время близкого знакомства
Марджани с русской культурой, учеными-востоковедами Казанского университета.
Марджани хорошо знал профессора И. Ф. Готвальда, академика В. В. Радлова,
профессора Казембека, первого востоковеда среди женщин О. С. Лебедеву
и многих других русских ученых. Через своего ученика Х. Фаизханова он
устанавливает сотрудничество с В. Вельяминовым-Зерновым и шейхом ат-Тантави
— известными петербургскими востоковедами.
Марджани первым из мусульманских ученых был избран
в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете,
активно участвовал в его деятельности. Его фигура в белой чалме и зеленом
чапане часто привлекала внимание русских ученых на заседаниях этого
Общества. В 1877 году в Казани проходит IV Всероссийский съезд Общества,
на который съезжаются около 300 ученых из многих городов России и ее
пределов. 13 августа на съезде академик Радлов прочитал на русском языке
доклад Марджани по истории Булгара и Казани. В 1884 году этот доклад
на татарском и русском языках был опубликован в материалах съезда.
Педагогическая работа Марджани — еще одна страница
его просветительской деятельности в широком смысле этого слова.
13 сентября 1876 года в Казани открылась Татарская
учительская школа с восьмилетним обучением. Школа готовила учителей
начальных классов из татар. Преподавание велось на русском языке, исключая
урок шариата. Марджани первым из татарского мусульманского духовенства
согласился на предложение инспектора школы В.Радлова преподавать в ней
вероучение. На открытии школы он выступил с приветственной речью, в
которой призывал татар к обучению в этой школе. В течение девяти лет
Марджани преподавал в Татарской учительской школе, входил в педагогический
совет. Однако в результате разногласий с инспектором и некоторыми учителями
вынужден был оставить преподавание. За эту деятельность консервативные
круги мусульманского духовенства называли Марджани миссионером, еретиком,
вероотступником.
В своем медресе Марджани многие занятия ведет по собственной
программе.
В 80-х годах ХIХ века радикально расширяется собственно научная деятельность
Марджани, на передний план выходят занятия философскими и историческими
дисциплинами. В этот период Марджани работает над рукописным биографическим
словарем "Вафиятуль-асляф ва тахийятуль-ахляф" ("Подробное
о предшественниках и их приветствиях потомкам"), который включает
6057 биографий ученых, писателей, философов и общественно-политических
деятелей мусульманского Востока.
К "Вафиятуль-асляф" Марджани написал введение
— "Мукаддима", которое тоже было издано. В нем ученый описывает
историю зарождения наук на Востоке, дает их классификацию, подкрепляя
ее ссылками на высказывания видных деятелей мусульманской культуры,
рассматривает основные религиозные школы, направления в Исламе. По сути,
это не только исторический, но и мировоззренческий труд, посвященный
различным аспектам и проблемам духовной культуры Востока.
В этот период издаются наиболее значительные произведения
Марджани, среди которых: "Хаккуль-ма'рифа ва хуснуль-идрак"
(“Истина познания и красота постижения”), 1880 г. — сочинение о мусульманском
праве (фикхе), в котором ученый, в частности, излагает свои социально-политические
взгляды; "Мустафадуль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар" (“Кладезь
сведений о делах Казани и Булгара”), 1885 г., 1 том — исторический труд
о Волжской Булгарии и Казанском ханстве; "Китабуль-хикма аль-балига
аль-джанийя фи шархиль-акаид аль-ханафийя" (“Книга о зрелой философии,
помогающей объяснить учения ханафитов”), 1888 г. — сочинение, в котором
Марджани излагает свои религиозные взгляды. Умственный просветительский
потенциал Марджани многократно увеличили его путешествия 80-х годов
по России и странам Ближнего и Среднего Востока. В поисках материала
для исторических исследований Марджани посещал древние развалины Булгара,
татарские, русские, чувашские, мордовские села. 31 августа 1880 года
он из Казани отправляется в паломничество, в ходе которого посещает
Стамбул, Измир, Александрию, Каир, Суэц и другие центры мусульманской
культуры.
В Стамбуле он знакомится с автором сборника "Чагатайские и османские
языки" Кудратуллой аль-Кандузи и с известным ученым Ахмадом Джаудат-пашой,
снимает копии с надписей купола мечети султана Салима. В Каире навещает
ученого Махмуд-бека аль-Фаллаки, снимает копии с надписей стен мечети
Мухаммада Али-паши.
Просветительские идеи Марджани охватывают в 70 — 80
годы ХIХ века самые различные стороны обновления общественной жизни
татарского народа, включая в себя мысли о необходимости получения татарским
населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого
(античной, арабской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской
культур). Ученого заботят и вопросы воспитания национального самосознания
татарского народа, беспокоят его благосостояние, социально-экономическое
и политическое положение. Считая просвещение самым мощным орудием прогресса,
ученый пытался вызволить свой народ из "спячки".
Мировоззрение Марджани, синкретически соединившее в
себе религиозное реформаторство и просветительство, отразило диалектику
развития этого периода в истории татарского общества. Оно эволюционизировало
от религиозного реформаторства — периода его творчества до 70-х годов
— к просветительской идеологии 70 — 80-х годов ХIХ века. Ученый стремился
ответить на многие вопросы, которые поднимало развивающееся по буржуазному
пути татарское общество: "обновить веру", поднять социально-политический
и культурный уровень татарского народа, приобщить его к современной
цивилизации.
Религиозные взгляды Марджани проявляются в критике
вопросов каляма (направление в исламской теологии). Калям культивировался
в татарских медресе в ХVIII-ХIХ веках, его знание считалось обязательным
для учеников: он был включен в программу обучения и считался одним из
основных предметов. Поэтому обращение к каляму Марджани было объективно
обусловлено своим временем. Необходимы были реформа медресе, преобразование
преподавания.
Наиболее подробно проблемы каляма Марджани изложил
в "Китабуль-хикма аль-балига...". Это религиозное сочинение,
в котором Марджани комментирует основные положения догматики ханафитов,
согласно ему, неправильно интерпретированные некоторыми учеными. "Бог
со всеми своими свойствами необходим, вечен, бесконечен, никем не создан,
ни в ком не нуждается, Его атрибуты неотделимы от Его сущности",
— пишет Марджани.
Марджани — предвестник джадидского движения в России,
и именно он заложил его основы — реформу преподавания в медресе, усвоение
татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки. Марджани
написал более 30 произведений, большая часть которых была издана в основном
на арабском языке. Только некоторые сочинения написаны на татарском
языке арабским шрифтом. Не все произведения, написанные ученым, еще
обнаружены. Например, "Рисалятун фи масаилин-нахв" ("Трактат
о вопросах грамматики"), "Ат-тахрират аль-муфрада" ("Отдельные
редактирования").
Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность
в качестве педагога, религиозного деятеля, историка, просветителя, философа
останутся заметным явлением в отечественной истории.