перевод
Мадины Рахимкуловой \ "ТАТАРСКИЕ КРАЯ" №4 (313), январь, 1999
г.
РУКОПИСИ ГОРЯТ... (РИЗАЭТДИН ФАХРЕТДИН)
Муфтий Риза сделал все, чтобы этого больше не случалось
Практически незамеченным прошел в Казани день рождения
выдающегося татарского ученого и богослова Ризаэтдина Фахретдина. Между
тем личность этого человека являет собой яркий пример бескорыстного
служения своему народу, его светлому будущему.
Его имя было долгие годы в забвении. Отец Ризы Фахретдина
был имамом, мать - глубоко верующей женщиной. Они и привили мальчику
любовь к чтению религиозной литературы. В медресе он изучил арабский,
персидский и турецкие языки, начал заниматься переводами. Впоследствии
занимая должность ислама и кадия, превратился в серьезного богослова.
Привел в порядок архив Духовного управления, выезжал на встречи в села,
где разъяснял наиболее важные религиозные постулаты. Постепенно накапливал
знания и опыт, работая на религиозном поприще не ради известности, а
ради самой веры, которую считал "таинством Аллаха и человека".
Но на определенном этапе жизни Риза Фахретдин встал перед дилеммой:
религиозная деятельность или наука.
Историей он увлекся еще в юношестве, когда взахлеб
читал труды восточных ученых. А когда увидел множество рукописей, лежавших
"мертвым грузом" в архиве ДУМ, загорелся собственными изысканиями.
Сам говорил об этом, смеясь: "Если кто-нибудь понаблюдает за мной
со стороны, то скажет: что за богатство ищет в архиве Риза кадий...
Однако для меня узнать верные даты рождения или смерти трех-четырех
ученых дороже, чем ведро золота". Занявшись всецело наукой, ему
даже пришлось на время оставить работу в Духовном управлении и стать
главным редактором журнала "Шура". Так бы и продолжил он свою
научную деятельность, если бы не революция, заставившая ученого встать
на защиту веры и религии - вновь возглавить ДУМ. Это был для того времени
неимоверно смелый поступок...
В смутные 30-е годы тысячи архивных документов и библиотечных
изданий просто-напросто канули в небытие - их уничтожили. Таковыми были
реалии того времени - разрушить до основания старое, а затем уже построить
новое. Вы спросите: сопротивлялись ли подобному варварству ученые? Не
все, а только наиболее смелые из них. Ведь это был огромный риск - можно
было попасть в мясорубку НКВД и уже не выбраться оттуда никогда. Ризаэтдин
Фахретдин был как раз из этого числа. В 1932 году он обратился со специальным
письмом в АН СССР, в нем рассказал о том, что в деревенских мечетях
и медресе сдается в макулатуру ценнейшая религиозная литература, которую
необходимо сохранить для истории татарского и башкирского народов. В
ответ ученого обвинили в сочувствии царской власти.
Но для него это было не ново. Красные Советы то и
дело вставляли палки в работу Духовного управления мусульман. Учитывая
крайне отрицательное отношение властей к религии, муфтию Ризе приходилось
очень трудно, но все же удалось уберечь ДУМ от развала и сохранить его
как мусульманский центр России. Более того, был проведен Первый мусульманский
съезд.
Незадолго до своей смерти Ризаэтдин Фахретдин, устав
бороться с нищетой, вынужден был продать Духовному управлению свою личную
библиотеку, которую собирал на протяжении всей жизни. Завещал хранить
рукописи в отдельном шкафу, если будет возможность - издать. А в последнем
обращении богослова есть и такие слова: "Когда бы мои дети или
жена захотели посмотреть мои рукописные книги, препятствий никаких быть
не должно".
После Великой Отечественной войны дочь Ризы Фахретдина
- Асьма несколько раз пыталась узнать судьбу и библиотеки, и рукописей.
В конце 60-х годов она специально для этого приезжала в Уфу. И только
летом 1980 года после многих перипетий, благодаря хлопотам сотрудника
казанского филиала АН СССР Анвара Хайруллина, Асьма увидела наконец
отцовские бесценные бумаги. Рукописи Ризы Фахретдина были собраны в
15 томов и хранились в ДУМе. Асьма Ризаэтдиновна написала письмо уполномоченному
Совета по делам религии с просьбой передать эти рукописи в архив БФАН.
В Башкирской академии существует фонд Фахретдинова, в котором в настоящее
время хранятся 40 томов его рукописей.
К сожалению, до конца 60-х годов татары практически
ничего не знали о незаурядном историке Ризе Фахретдине только потому,
что он был муфтием. Сегодня на его научные труды ссылаются многие ученые.
Руслан МАРДАНШИН, аспирант Института истории АН РТ
газета "Восточный Экспресс" №6, 16.02.2001г.
Виднейший мыслитель, просветитель, историк, педагог
и журналист Ризаэтдин Фахретдин родился 17 января 1859 года в деревне
Кичучат на территории нынешнего Альметьевского района.
Долгие годы его труды и имя умалчивались по той простой
причине, что этот редчайшей эрудиции ученый богослов в 1922 году был
избран главой мусульманской конфессии - муфтием мусульман внутренней
России и Сибири. В то непростое время, когда воинствующий атеизм наступал
на горло всякому конфессиональному и иному свободомыслию, он поднимал
голос против насилия властей в защиту права на свободное вероисповедание.
В 1995 году благодаря стараниям востоковеда Равиля
Утебея Карими (Уфа) и педагога Мадины Рахимкуловой (Оренбург) Центр
исламской культуры в Казани издал один из наиболее значительных его
трудов - работу на татарском языке "Джавамигулькалем шэрхе".
Свои последние годы Ризаэтдин Фахрутдин, не избежавший
политических репрессий, провел в Уфе, где и похоронен в 1936 году.
РИЗАЭТДИН ФАХРЕТДИН "КАК
ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ"
"Есть три признака двуличия: двуличный человек
скажет слово и соврет, двуличный человек не выполнит своего обещания,
двуличный человек не оправдает доверия"
Известно, что говорить неправду - безнравственно.
Люди преимущественно приучаются говорить неправду в молодости, и затем
эта привычка становится натуральной. С пользой и без пользы для себя
человек говорит неправду и находит в этом удовольствие. Имам Малик приводит
слова пророка из книги современника Мухаммеда - Сафуана ибн Салима.
Смысл таков: "У пророка спросили: может ли быть мусульманин трусливым?!
Пророк сказал: может. Может ли мусульманин быть скупым?! Пророк ответил:
может. Спросили: может ли говорить неправду мусульманин? Пророк ответил:
нет! Мусульманин может быть трусливым и скупым, но не может быть неправдивым,
не может говорить неправду."
В этих словах пророка, а также в бытовавших между
нами словах "обещание - долг!" подразумевается обещание доброго
дела. Но если человек обещал совершать плохое и запрещенное шариатом
дело и не сдержал обещания, то это не является признаком двуличия и
лицемерия, а становится признаком истинного мусульманина. По законам
ислама: не нужно иметь плохие намерения и обещать плохие действия. Но
нельзя окончательно утверждать в лицемерии людей, у которых обнаружены
эти три признака, ведь наличие признака какого-либо свойства еще не
означает его присутствия. Пророк предостерегает людей от этих трех свойств.
Смысл его слов каждый человек должен применить только по отношению себе,
но не к другим.
В священном Коране и в словах пророка указывается
о наличии противоречий между открытым и скрытым. Если человек открыто
показывает себя как мусульманин, но в душе не верует, то он считается
лицемером и двуличным. Если на вопрос:
"Кто есть лицемер?" сказать: "Тот,
кто в одну дверь ислама вошел и из другой двери его вышел", - это
будет правильный ответ. Нет сомнения в том, что среди мусульман есть
люди, которые говорят и пишут неправду, не выполняют своих обещаний,
не оправдывают доверия. Кто бы они ни были, эти поступки есть признак
лицемерия. Если люди безупречны, и эти признаки присвоены им незаслуженно,
то единственный способ избавления - отбросить от себя эти признаки.
Лицемерие впервые появилось в Медине, и пророк претерпел много мук от
этих людей.