Галлерея О художниках |
Главная страница > Татарская культура > Галлерея |
Радиф КАШАПОВ | |||
Хозяин оберегов | |||
работы Ахсана Фатхутдинова вы можете посмотреть здесь http://tatarica.narod.ru/cult/gallery/afas.htm | |||
- Художник не может постоянно делать выставки. А эта книга - передвижная выставка. Это итог моей творческой жизни. Мне уже за 60, кажется, кое-что в этой жизни я сделал. Это неудовлетворение тщеславия, не голое желание оставить след. Если книга моя не переживет время, значит, ничего в ней и не было. Я вручаю судьбу, свою жизнь этой книге. Такие слова принадлежат одному из самых самобытных художников Татарстана Ахсану Фатхутдинову. 19 декабря он презентует книгу своих работ по живописи и скульптуре. Не первую - были издания в 1976-м и 1993-м, но наиболее качественную. Достойную его таланта. То есть на уровне мировых стандартов. Будучи поклонником нашей газеты, Ахсан абый на прошлой неделе сам позвал нас в гости. Речь его была сумбурной и гениальной одновременно... - Этой книгой я обнажился. Свою обнаженность я и собираюсь показать. Сейчас даже друг другу мало кто раскрывается, это делают только художники, писатели, творцы. Только у них возникает желание поделиться, открыть свою душу, выплеснуть свое внутреннее состояние в этот мир. В наше безнравственное время, когда государство приносит в жертву будущие поколения, искусство приобретает особое значение. Книга Фатхутдинова была подготовлена фондом "Рухият" и отпечатана в Финляндии. Деньги на издание выделили Нижнекамскнефтехим, Нижнекамскшина, администрация города. Часть денег была выручена за счет продажи картин Фатхутдинова в городской музей. Всего в книге около 200 иллюстраций работ художника. Презентацию Ахсан абый проведет в Нижнекамске, которому он посвятил свою книгу. - Вся российская региональная культура словно исчезла из поля зрения СМИ, все говорят только о Москве, будто в регионах ничего не происходит. А я 30 лет живу в Нижнекамске, и мне вполне достаточно будет презентации там. Его работы - это стремление к вечной и непознанной красоте всего человеческого на Земле. Фатхутдинова мало заботят такие понятия, как реалистичность и актуальность. Его сюжеты навеяны татарскими сказками и мифами. Его живопись - это языческая романтика. Когда он беседует с вами, кажется, что рядом сидит старец-шаман, в руки которому попали резец и кисти, а в голову Господь заронил здравые мысли. - Я не думал, что займусь деревом, считал себя живописцем. Но приехав в Нижнекамск в 69-м году, понял: состояние в живописи меня абсолютно не удовлетворяет. Национальная тематика тогда не поощрялась, а мне как раз хотелось развиваться в сторону татарского фольклора. Нигде не учась, я перешел на резьбу. Это тогда серьезным не считалось, можно было спокойно заниматься. Ну а потом я начал синтезировать дерево и живопись. Собственно, в некоторых моих работах резьбы-то как таковой нет. Это же дрова! Но и дровам можно придать интересную форму.
- У каждой вещи на этой земле есть хранитель. Скажем, лес - у такого богатства должен быть хранитель! Хозяин, дух! У человека тоже есть обереги. Мое отношение к жизни - это мой оберег. Хранитель нашей республики - это декларация о суверенитете. Если бы люди думали, что их накажут обереги, все было бы в порядке. Я возвращаю это понятие. Теперь его даже в печати стали употреблять. Из прошлого не надо все выбрасывать, надо кое-что использовать. Не надо дважды изобретать велосипед. Обереги - это институт нравственности. Когда идешь вперед, не надо забывать, что есть песни и сказки, рожденные 1000 лет назад. Вам может показаться, что в эпоху ислама и православия незачем извлекать на свет язычество. Однако тогда человек был близок к природе, был чище. Говорят о дикости язычества. Так современный мир во сто крат дичее! Мне вот до сих пор никто не может объяснить - почему люди воюют? Его работы по дереву (циклы "Шурале", "Могильные камни", "Третированные") являются, по сути, уникальным опытом по соединению природы и человека. Художнику удалось разглядеть в искореженных пнях настоящую человеческую скорбь. - Я не согласен с выражением "резьба по дереву". Я называю это "слиянием с деревом". Я пользуюсь неживыми деревьями, сухими, найденными возле пилорамы. И возвращаю им вторую жизнь. А что же он не любит писать? - Мне неинтересны города - своими коробками, ограниченным количеством разнообразия. Пусть другие пишут. Когда я начал заниматься "Оберегами", мне уже стало не до пейзажей. В коробках нет души. Я не хочу писать на историческую тему. История - вещь смутная, непонятная. Зачем писать царей, которые постоянно побеждают? Ведь есть и побежденные. Россия - родина сплошных побед. В других странах их нет, зато и люди живут там хорошо. На самом деле у нас одни поражения, поражения души человека... О Фатхутдинове был снят фильм, получивший премию на 7-м региональном фестивале телерадиокомпаний "На волне Татарстана" в номинации "Лучшая программа о культуре". Художник так вспоминает о съемках: - Виталий Мамонтов пришел в первый день делать пробные съемки. Я бродил по мастерской, говорил. На следующий день он начал меня выводить на улицу... А когда начал монтировать, ему пришлось использовать материалы только первого дня, все остальные 20 дней ушли впустую. Ну, так правильно, ведь мастерская, мои пять на шесть, - это место моей свободы. А улица - тюрьма, там я скован. Так для чего Фатхутдинову нужна эта книга? - Я национальный художник, беру образы из татарского мира, но," поскольку мои темы вечны, то и национальность нивелируется. Честь, любовь, трудолюбие - у них нет нации. А у лени - есть. Если мои татары будут валяться на обочине, они будут никому не нужны. Татары должны быть умны, образованны, интеллектуально развиты, трудолюбивы. Человек должен идти вперед, а под мышкой у него должна быть книга. Для этого я и выпустил свою. Не для себя - для других. Чтобы они задумались о вещах, о которых забыли... Радиф КАШАПОВ |
|||